Авторская методическая разработка "Познание окружающего мира с помощью нетрадиционной техники рисования, детьми младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по рисованию

Попова Ирина Андреевна

Цель:  Создание условий для познания окружающего мира детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными техниками рисования;
  2. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;
  3. Формировать у детей технические навыки рисования;
  4. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Познание окружающего мира  с помощью нетрадиционной техники рисования, детьми младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Попова И.А.

Цель:  Создание условий для познания окружающего мира детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными техниками рисования;
  2. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;
  3. Формировать у детей технические навыки рисования;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру

Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации

образовательного процесса

Данная методическая разработка рассчитана на два года обучения (для детей с 3 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Календарно-тематический план занятий по нетрадиционной художественной деятельности с детьми 3-4 лет.

Тема занятий.

Нетрадиционная техники

Цель, задачи

Материал

Сентябрь

1.

«Полезные овощи»

Пуантилизм (рисование  ватной палочкой)

Цель: Учить детей рисовать ватной палочкой.Задачи: воспитывать интерес к рисованию, закрепить знания «цвет» и «форма».

Бумага, гуашь (желтая, зеленая и красная), ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, картинки и муляжи овощей.

2.

«Корзина ягод»

Рисование пальчиками

Цель: Учить рисовать ягоды, способом  примакивания пальцев к листу бумаги.Задачи: Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение узнавать и называть цвета.

Бумага А4, корзина напечатанная на альбомном листе, гуашь красного цвета, салфетки, аудиозапись «Звуки леса».

3.

«В волшебном лесу»

Рисование ладошками, оттиск смятой бумагой

Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи: Формировать умение детей рисовать ладошками, оттиском смятой бумаги.

Тонированная бумага, блюдца с разведенной гуашью коричневого цвета, цветная гуашь, комочки смятой бумаги, кисти, салфетки.

4.

«Краски осени»

Пластилинография

Цель: знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.Задачи: Учить детей раскрашивать осенние листочки пластилином.

Нарисованные силуэты листьев, пластилин, доски для лепки.

Октябрь

1.

«Щенок»

Тычок жесткой кистью

Цель: развитие творческих способностей, через нетрадиционные методы рисования.Задачи:  Учить детей рисовать животных методом «тычка»; Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных.  

Игрушка собака, гуашь, кисточка для краски, альбомные листы с контуром щенка, салфетки.

2.

«Зайчик»

Рисование с помощью губки.

Цель: Знакомить детей с гуашью. Учить рисовать с использованием губки.Задачи:  формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Разведенная гуашь зеленого цвета, плотная бумага с контуром зайки, губки, салфетки, клеенка, игрушка лиса, зайчик, елка, травка.

3.

«Золотая осень»

Смешанная техника.

Цель: Учить детей использовать в работе картофельные штампы,

знакомить с техникой рисования пальчиками,

развить творческое воображение.Задачи: Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Картофель, палитра с гуашью разных цветов, цветной картон.

Ноябрь

1.

«На что похожи облака»

По мокрому листу.

Цель:  Познакомить детей с методом рисования по мокрому листу бумаги.Задачи: Развивать творчество, воображения, закрепить представления о воде, ее качествах и свойствах развивать речевую выразительность, воспитывать любовь к родному краю.

Акварель, бумага А4, кисти , баночка с водой.

2.

«Веселые струйки»

Кляксография.

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.Задачи: Развивать дыхательную систему. Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли.

Образец, бумага, Акварель, трубочки для коктейля.

3.

«Дождик»

Печать мятой бумагой.

Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.Задачи: Учить детей изображать дождик, используя прием «примакивание», воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя.

Тонированный лист бумаги с изображением большой тучи, тонированные альбомные листы на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочки смятой бумаги, кисточки, салфетки, баночки с водой.

Декабрь

1.

«Покормите птиц зимой»

Рисование ладошками.

Цель: Познакомить детей с техникой рисования ладошками.Задачи: Продолжать знакомить с основными цветами (желтый); развивать мелкую моторику рук.

Разведенные краски, листы бумаги с нарисованными кормушками, пшено, кормушка, игрушечная птичка.

2.

«Первый снег»

Пуантилизм (рисование  ватной палочкой).

Цель : создать выразительный образ первого снега используя нетрадиционную технику рисования.Задачи: Учить детей создавать выразительный образ первого снега рисованием  ватными палочками.

Тонированная бумага, белая гуашь, ватные палочки.

3.

«Волшебная снежинка»

Рисование штампами.

Цель: Организовать деятельность детей в рисовании красками при помощи штампа.Задачи: Закрепить навыки рисования при помощи штампа. Развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, воображение.

Лист цветной бумаги синего цвета , штампы, белая гуашь, лоток с губкой, салфетки, видео ролик «Снежинки», большие вырезанные снежинки, Медвежонок, музыкальная мелодии "Звуки природы".

Январь

1.

«Подарки для диких животных»

Рисование оттиском.

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: воспитывать положительный эмоциональный отклик, активизировать словарь детей, воспитывать интерес к изо-деятельности.

Изображения животных и их детёнышей, мольберт; для красок: мука, вода; для красителей: краснокочанная капуста, свёкла, морковь, сода, лимон, зелень, ватман.

2.

«Зимушка-зима»

Рисование пальчиками.

Цель: Ознакомление детей с окружающим миром средствами рисования. Задачи: Обогащать представление детей о времени года зима; Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев.

Картины о зиме, магнитофон, лист бумаги голубого цвета с нарисованными на нем деревьями, белая гуашь, стаканчики с водой, салфетки; снежки для игры.

Февраль

1.

«Цветок в горшке. Фиалка»

Рисование оттиском мятой бумаги.

Цель: Совершенствовать знание детей о комнатном растении – фиалка и развивать творческий потенциал детей. Задачи: Продолжать учить правильно, держать кисть, закреплять навыки работы с акварелью и гуашью, оттиском мятой бумаги.

Альбомный лист А-4 белый с заготовками цветочного горшка, краски акварельные, гуашь, кисточки №6, альбомного листа для смятия, непроливайки с водой, салфетки.

2.

«Вьюга- завируха»

Пуантилизм (рисование  ватной палочкой).

Цель: закреплять навыки рисования красками при помощи ватных палочек. Задачи: уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Картина из серии «Зимние забавы», гуашь, листы бумаги голубого цвета А4, ватные палочки, салфетки, Кукла  

Март

1.

«Капельки»

Рисование пальчиками.

Цель: Развитие интереса детей к рисованию пальцами. Задачи: Формировать умение опускать палец в краску и делать отпечаток    капельки (дождинки).

Аудиозапись журчания ручья (воды), гуашь, салфеточка. Ватман, с нарисованными облаками. Стакан с водой. Иллюстрация: круговорот воды.

2.

«Весеннее солнышко»

Рисование ладошками.

Цель: Развивать творчество, умение работать в коллективе. Задачи: Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, отзывчивость, желание помочь.

Ватман, гуашь, тарелочка, иллюстрации к сказке К. Чуковского «Краденое солнце».

3.

«Плакали сосульки»

Смешанная техника.

Цель: Формирование изобразительных навыков проводить прямые вертикальные линии с помощью кисточки, овладеть техникой «примакивания», нанося пятна в заданном месте (под сосулькой)

Мольберт, картинки иллюстрации по теме «Весна» (сосульки, капельки, солнышко), образец воспитателя.
лист бумаги голубого тона, стакан –непроливайка , белая гуашь, кисти ,  ватные палочки.

Апрель

1.

«Картинки на песке»

Рисование на песке.

Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов песочной терапии. Задачи: Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности.

Стол с песком для рисования, коробочка с песком.

2.

«Краски весны»

По мокрому листу.

Цель:  расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны. Задачи: Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие, умение использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге.

Иллюстрации середины весны. Акварельные краски. Баночки с водой. салфетки. Восковые мелки.

Май

1.

«Одуванчик»

Тычок жесткой кистью.

Цель: Закрепить умение правильно держать кисточку во время выполнения работы (тычка). Задачи: Продолжать учить детей рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчики, закреплять умение закрашивать листья кончиком кисточки; расширять знания детей о первых весенних цветах.

Альбомный лист с нарисованными контурами одуванчиков, желтая и зеленая гуашь, две кисточки (тонкая (№3) и жёсткая(№7, баночки с водой, подставки под кисточки,

2.

«Разноцветные пузырьки»

Рисование мыльными пузырями

Цель: развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи: Познакомить со свойствами и назначением мыла и воды. Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам.

Гуашь, жидкое мыло, альбомные листы, трубочки для коктейля, стаканчик, изображение мыльного пузыря, салфетки.

        

Календарно-тематический план занятий по нетрадиционной художественной деятельности с детьми 4-5 лет.

Тема занятий.

Нетрадиционная техники

Цель, задачи

Материал

Сентябрь

1.

«Заготовки на зиму»

 Примакивание губкой через трафарет.

Цель: Закрепить знания детей об овощах и их заготовке на зиму;

Задачи: Обобщить представление детей о форме, цвете, размере овощей, месте их произрастания. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования: приманивание губкой через трафарет.

Игрушка Зайка, муляжи и картинки овощей, плакат «Что где растёт».

2.

«Фруктовые деревья»

Рисование пальчиками.

Цель: Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Задачи: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования.

Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, емкости с водой, влажные салфетки.

3.

«Путешествие в лесное..»

Печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование  ватной палочкой.

Цель: учить использовать различные виды техники; печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, облаков. Задачи: Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзажах

Настольный кукольный театр, кукла Баба-Яга и Лесовичок, бумага А4, гуашь разных цветов, скомканная бумага, ватные палочки, пробки, влажные салфетки.

4.

«Осень»

Пластилинография.

Цель: Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке, ознакомление с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография» Задачи: Учить детей раскрашивать осенние листочки пластилином.

Картон формата А5 с контуром дерева, пластилин, доски для пластилина, салфетки, стеки, стол для оформления выставки.

Октябрь

1.

«Пушистый котенок»

Тычок жесткой кистью.

Цель: Совершенствовать рисование жёсткой кистью и кистью с мягким ворсом . Задачи:  Развивать способность передавать особенности изображаемого предмета .

гуашь, кисточка для краски, альбомные листы с контуром котенка, салфетки.

2.

«Лесные ежики»

Рисование с помощью вилки.

Цель: Знакомство с техникой нетрадиционного рисования (вилками).  Задачи:  Расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Продолжать развивать у детей интерес к рисованию с использованием нетрадиционной техники .

Разведенная гуашь коричневого цвета, плотная бумага с контуром ежика, вилки, салфетки, клеенка, кисти, стакан с водой.

3.

«Лужи осенью»

Кляксография.

Цель: Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия посредством активной работы легких (выдувания рисунка, что дает случайный, непредсказуемый эффект.  Задачи: Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. 

Трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетки, кисть для клея, гуашь синего цвета, заготовки-сапоги из желтой цветной бумаги, клеенка, образец педагога, альбомный лист – размер 1/2 А4.

Ноябрь

1.

«Облака белогривые лошадки»

Рисование губкой.

Цель:  Продолжать формировать начальные знания о нетрадиционных способах рисования губкой. Задачи: Развивать творческое воображение, мелкую моторику. 

Фон голубого неба из бумаги, Бумажные фигурки облаков  похожих на разных животных, замок, маленькие белогривые лошадки голубого цвета,  белая гуашь, губки.

2.

«Воздушные струйки»

Рисование мыльными пузырями.

Цель: Формировать у детей представление о воздухе, как источнике всего живого, он находится повсюду, им дышат люди, животные, растения. С помощью простых опытов показать, что воздух есть везде – вокруг нас, внутри нас.  Задачи: Учить детей обходиться без кисточки, а с помощью силы воздуха и цветных мыльных пузырей нарисовать картину. 

Стаканчики, трубочки для напитков, картонные листы, перышки, воздушные шарики, альбомный лист, гуашь, жидкое мыло, ложечка чайная, кисточки или карандаши (на каждого ребенка). 

3.

«Деревья поздней осенью»

Печать втулкой от туалетной бумаги.

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования.

Задачи: Продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской.

Тонированные альбомные листы, коричневая гуашь, баночки с водой, клеёнки, салфетки, кисточки, Осенние листики, «Втулка» от туалетной бумаги (для создания отпечатков).

Декабрь

1.

«Синичка»

Рисование ладошками, пальчиками.

Цель: с помощью нетрадиционной техники  рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности.  Задачи: Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой, пальчиком (оттиск).

Разведенные краски, листы бумаги с нарисованными , кисти, стаканчик с водой.

2.

«Морозные узоры»

Воск + Акварель.

Цель : Научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д., сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования. Задачи: Научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью.

Бумага, восковые мелкиакварель, банка с водой, салфетки.

3.

«Зимний пейзаж»

Пуантилизм (рисование  ватной палочкой).

Цель: Продолжать знакомить с признаками зимы. Развивать фантазию, творчество, используя нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками). Задачи: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы (снежинки) в нетрадиционной технике – рисование ватными палочками.

Картон синего и фиолетового цвета, ватные палочки, белая гуашь, стаканчики, салфетки.

Январь

1.

«Животные зимой»

Рисование манной крупой и клеем ПВА.

Цель: Учить детей создавать изображение с помощью манной крупы и клея ПВА. Задачи: Продолжать формировать интерес к живой природе. Воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь

Альбомный лист с нарисованным пейзажем зимнего леса, контурами медведя, волка, зайца, лисы. Кисточки для клея, клей ПВА, цветная манная крупа. Игрушки дикие животные.

2.

«Деревья зимой»

Пуантилизм (рисование  ватной палочкой).

Цель: Формировать умение передавать в рисунке зимнее дерево при помощи гуашевых красок и ватных палочек. Задачи: закреплять навыки рисования деревьев, развивать творческие способности детей, развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза, развивать творческое воображение, логическое мышление.

Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, клеенки, альбомный листы голубого цвета; гуашь (коричневого и белого цвета); кисти; ватные палочки; стаканчики с водой; салфетки.

Февраль

1.

«Волшебный цветок»

Ниткография.

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования.

Задачи: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению.

Шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук.

2.

«Зимние узоры»

Абстракция.

Цель: Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение пастельного мелка и кисти. Задачи: Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о зимних узорах.

Белые листы бумаги  формата А3, акварельные краски, белые пастельные мелки, кисточки разных размеров, баночки с водой, соль.

Март

1.

«Разноцветная капель»

Кляксография.

Цель: Закрепить представление о разных состояниях воды.

Задачи: Развивать воображение, внимание, память и мышление.

Развивать дыхательную систему. Развивать речь, наблюдательность. 

Игрушка Капелька, картинки к игре «Кому нужна вода?», листы для рисования (кляксография), краски, кисточки, баночки с водой, трубочки. 

2.

«Веточка мимозы»

Пуантилизм (рисование  ватной палочкой).

Цель: Учить детей изображать цветы мимозы, используя ватные палочки. Задачи: Познакомить детей с растением мимоза. Рассказать о строении и особенностях этого растения. Расширять представления детей о растениях и животных весной.

Картинки с изображением мимозы, игрушка Медвежонок, тонированная бумага,  гуашь жёлтого и зеленого цвета, ватные палочки.

3.

«Ранняя весна»

Монотопия.

Цель: Совершенствовать световосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны кистью.Задачи: Научить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер).

Репродукция картин, белая бумага, акварель, кисти, губка для смачивания листа.

Апрель

1.

«Песочные рыбки»

Рисование песком.

Цель: Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с помощью песка (песочной анимации и элементами аппликации песком), совершенствовать навыки рисования пальчиками. Задачи: Воспитывать чуткость, эстетический вкус, доброжелательность, самостоятельность, интерес к рисованию, опрятность.

На каждого ребенка тарелочка с клеем ПВА, кисточка для клея, салфетка, шаблон рыбки белого цвета, тарелочка с цветным песком, салфетка для рук. Поднос для рисования песком, песок для песочной анимации.

2.

«Подснежник»

Печать губкой.

Цель:  Изображение подснежника, используя нетрадиционную технику рисования – печать губкой. Задачи: Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Рисунок подснежника, губки, палитра, гуашь: зеленая, белая краска, влажные салфетки.

Май

1.

«Весенние цветы»

Рисование солью.

Цель: Способствовать воспитанию эстетических чувств к природе, художественного вкуса. Задачи: Познакомить детей со свойствами соли. Формировать навык работы в нетрадиционной техникерисование солью.

Половина листа А4 с контуром цветка, гуашь, кисть мягкая средняя, соль, емкость для соли.

2.

«Рисование на воде»

Эбру.

Цель : Развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности. Задачи : Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды. Познакомить детей с техникой рисования на воде.
Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.

Пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок), клей, крахмал, палитра, вилки одноразовые.

Список используемой литературы:

1. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

3. Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992 6. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт

4. Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

            5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6.     Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7. Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа –Пресс, 2005

12. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 –4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: 

15. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

16. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 –7 лет «Цветные ладошки»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте».

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе - штамповка....

Мастер - класс "Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте -штамповка".

"Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте"....

Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»

Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД   по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...