Авторская методическая разработка "Познание окружающего мира с помощью нетрадиционной техники рисования, детьми младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по рисованию
Цель: Создание условий для познания окружающего мира детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с различными техниками рисования;
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;
- Формировать у детей технические навыки рисования;
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познание окружающего мира с помощью нетрадиционной техники рисования, детьми младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Попова И.А.
Цель: Создание условий для познания окружающего мира детей дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с различными техниками рисования;
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования;
- Формировать у детей технические навыки рисования;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру
Учёт возрастных особенностей детей в содержании и организации
образовательного процесса
Данная методическая разработка рассчитана на два года обучения (для детей с 3 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Календарно-тематический план занятий по нетрадиционной художественной деятельности с детьми 3-4 лет.
№ | Тема занятий. Нетрадиционная техники | Цель, задачи | Материал | |
Сентябрь | ||||
1. | «Полезные овощи» Пуантилизм (рисование ватной палочкой) | Цель: Учить детей рисовать ватной палочкой.Задачи: воспитывать интерес к рисованию, закрепить знания «цвет» и «форма». | Бумага, гуашь (желтая, зеленая и красная), ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой, картинки и муляжи овощей. | |
2. | «Корзина ягод» Рисование пальчиками | Цель: Учить рисовать ягоды, способом примакивания пальцев к листу бумаги.Задачи: Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение узнавать и называть цвета. | Бумага А4, корзина напечатанная на альбомном листе, гуашь красного цвета, салфетки, аудиозапись «Звуки леса». | |
3. | «В волшебном лесу» Рисование ладошками, оттиск смятой бумагой | Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи: Формировать умение детей рисовать ладошками, оттиском смятой бумаги. | Тонированная бумага, блюдца с разведенной гуашью коричневого цвета, цветная гуашь, комочки смятой бумаги, кисти, салфетки. | |
4. | «Краски осени» Пластилинография | Цель: знакомить с характерными особенностями осенних деревьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.Задачи: Учить детей раскрашивать осенние листочки пластилином. | Нарисованные силуэты листьев, пластилин, доски для лепки. | |
Октябрь | ||||
1. | «Щенок» Тычок жесткой кистью | Цель: развитие творческих способностей, через нетрадиционные методы рисования.Задачи: Учить детей рисовать животных методом «тычка»; Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. | Игрушка собака, гуашь, кисточка для краски, альбомные листы с контуром щенка, салфетки. | |
2. | «Зайчик» Рисование с помощью губки. | Цель: Знакомить детей с гуашью. Учить рисовать с использованием губки.Задачи: формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Разведенная гуашь зеленого цвета, плотная бумага с контуром зайки, губки, салфетки, клеенка, игрушка лиса, зайчик, елка, травка. | |
3. | «Золотая осень» Смешанная техника. | Цель: Учить детей использовать в работе картофельные штампы, знакомить с техникой рисования пальчиками, развить творческое воображение.Задачи: Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Картофель, палитра с гуашью разных цветов, цветной картон. | |
Ноябрь | ||||
1. | «На что похожи облака» По мокрому листу. | Цель: Познакомить детей с методом рисования по мокрому листу бумаги.Задачи: Развивать творчество, воображения, закрепить представления о воде, ее качествах и свойствах развивать речевую выразительность, воспитывать любовь к родному краю. | Акварель, бумага А4, кисти , баночка с водой. | |
2. | «Веселые струйки» Кляксография. | Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.Задачи: Развивать дыхательную систему. Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли. | Образец, бумага, Акварель, трубочки для коктейля. | |
3. | «Дождик» Печать мятой бумагой. | Цель: Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.Задачи: Учить детей изображать дождик, используя прием «примакивание», воспитывать умение слушать и слышать речевую инструкцию воспитателя. | Тонированный лист бумаги с изображением большой тучи, тонированные альбомные листы на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочки смятой бумаги, кисточки, салфетки, баночки с водой. | |
Декабрь | ||||
1. | «Покормите птиц зимой» Рисование ладошками. | Цель: Познакомить детей с техникой рисования ладошками.Задачи: Продолжать знакомить с основными цветами (желтый); развивать мелкую моторику рук. | Разведенные краски, листы бумаги с нарисованными кормушками, пшено, кормушка, игрушечная птичка. | |
2. | «Первый снег» Пуантилизм (рисование ватной палочкой). | Цель : создать выразительный образ первого снега используя нетрадиционную технику рисования.Задачи: Учить детей создавать выразительный образ первого снега рисованием ватными палочками. | Тонированная бумага, белая гуашь, ватные палочки. | |
3. | «Волшебная снежинка» Рисование штампами. | Цель: Организовать деятельность детей в рисовании красками при помощи штампа.Задачи: Закрепить навыки рисования при помощи штампа. Развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, воображение. | Лист цветной бумаги синего цвета , штампы, белая гуашь, лоток с губкой, салфетки, видео ролик «Снежинки», большие вырезанные снежинки, Медвежонок, музыкальная мелодии "Звуки природы". | |
Январь | ||||
1. | «Подарки для диких животных» Рисование оттиском. | Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: воспитывать положительный эмоциональный отклик, активизировать словарь детей, воспитывать интерес к изо-деятельности. | Изображения животных и их детёнышей, мольберт; для красок: мука, вода; для красителей: краснокочанная капуста, свёкла, морковь, сода, лимон, зелень, ватман. | |
2. | «Зимушка-зима» Рисование пальчиками. | Цель: Ознакомление детей с окружающим миром средствами рисования. Задачи: Обогащать представление детей о времени года зима; Закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев. | Картины о зиме, магнитофон, лист бумаги голубого цвета с нарисованными на нем деревьями, белая гуашь, стаканчики с водой, салфетки; снежки для игры. | |
Февраль | ||||
1. | «Цветок в горшке. Фиалка» Рисование оттиском мятой бумаги. | Цель: Совершенствовать знание детей о комнатном растении – фиалка и развивать творческий потенциал детей. Задачи: Продолжать учить правильно, держать кисть, закреплять навыки работы с акварелью и гуашью, оттиском мятой бумаги. | Альбомный лист А-4 белый с заготовками цветочного горшка, краски акварельные, гуашь, кисточки №6, альбомного листа для смятия, непроливайки с водой, салфетки. | |
2. | «Вьюга- завируха» Пуантилизм (рисование ватной палочкой). | Цель: закреплять навыки рисования красками при помощи ватных палочек. Задачи: уточнять и закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Картина из серии «Зимние забавы», гуашь, листы бумаги голубого цвета А4, ватные палочки, салфетки, Кукла | |
Март | ||||
1. | «Капельки» Рисование пальчиками. | Цель: Развитие интереса детей к рисованию пальцами. Задачи: Формировать умение опускать палец в краску и делать отпечаток капельки (дождинки). | Аудиозапись журчания ручья (воды), гуашь, салфеточка. Ватман, с нарисованными облаками. Стакан с водой. Иллюстрация: круговорот воды. | |
2. | «Весеннее солнышко» Рисование ладошками. | Цель: Развивать творчество, умение работать в коллективе. Задачи: Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, отзывчивость, желание помочь. | Ватман, гуашь, тарелочка, иллюстрации к сказке К. Чуковского «Краденое солнце». | |
3. | «Плакали сосульки» Смешанная техника. | Цель: Формирование изобразительных навыков проводить прямые вертикальные линии с помощью кисточки, овладеть техникой «примакивания», нанося пятна в заданном месте (под сосулькой) | Мольберт, картинки иллюстрации по теме «Весна» (сосульки, капельки, солнышко), образец воспитателя. | |
Апрель | ||||
1. | «Картинки на песке» Рисование на песке. | Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов песочной терапии. Задачи: Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности. | Стол с песком для рисования, коробочка с песком. | |
2. | «Краски весны» По мокрому листу. | Цель: расширить знания воспитанников о весне, признаках апреля – середине весны. Задачи: Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие, умение использовать прием размывки, рисовать по сырой бумаге. | Иллюстрации середины весны. Акварельные краски. Баночки с водой. салфетки. Восковые мелки. | |
Май | ||||
1. | «Одуванчик» Тычок жесткой кистью. | Цель: Закрепить умение правильно держать кисточку во время выполнения работы (тычка). Задачи: Продолжать учить детей рисовать способом тычка по контуру цветы одуванчики, закреплять умение закрашивать листья кончиком кисточки; расширять знания детей о первых весенних цветах. | Альбомный лист с нарисованными контурами одуванчиков, желтая и зеленая гуашь, две кисточки (тонкая (№3) и жёсткая(№7, баночки с водой, подставки под кисточки, | |
2. | «Разноцветные пузырьки» Рисование мыльными пузырями | Цель: развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи: Познакомить со свойствами и назначением мыла и воды. Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам. | Гуашь, жидкое мыло, альбомные листы, трубочки для коктейля, стаканчик, изображение мыльного пузыря, салфетки. |
Календарно-тематический план занятий по нетрадиционной художественной деятельности с детьми 4-5 лет.
№ | Тема занятий. Нетрадиционная техники | Цель, задачи | Материал |
Сентябрь | |||
1. | «Заготовки на зиму» Примакивание губкой через трафарет. | Цель: Закрепить знания детей об овощах и их заготовке на зиму; Задачи: Обобщить представление детей о форме, цвете, размере овощей, месте их произрастания. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования: приманивание губкой через трафарет. | Игрушка Зайка, муляжи и картинки овощей, плакат «Что где растёт». |
2. | «Фруктовые деревья» Рисование пальчиками. | Цель: Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Задачи: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму, развивать цветовое восприятие, развивать умение использовать нетрадиционные рисования. | Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, емкости с водой, влажные салфетки. |
3. | «Путешествие в лесное..» Печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование ватной палочкой. | Цель: учить использовать различные виды техники; печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, облаков. Задачи: Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзажах | Настольный кукольный театр, кукла Баба-Яга и Лесовичок, бумага А4, гуашь разных цветов, скомканная бумага, ватные палочки, пробки, влажные салфетки. |
4. | «Осень» Пластилинография. | Цель: Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке, ознакомление с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография» Задачи: Учить детей раскрашивать осенние листочки пластилином. | Картон формата А5 с контуром дерева, пластилин, доски для пластилина, салфетки, стеки, стол для оформления выставки. |
Октябрь | |||
1. | «Пушистый котенок» Тычок жесткой кистью. | Цель: Совершенствовать рисование жёсткой кистью и кистью с мягким ворсом . Задачи: Развивать способность передавать особенности изображаемого предмета . | гуашь, кисточка для краски, альбомные листы с контуром котенка, салфетки. |
2. | «Лесные ежики» Рисование с помощью вилки. | Цель: Знакомство с техникой нетрадиционного рисования (вилками). Задачи: Расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Продолжать развивать у детей интерес к рисованию с использованием нетрадиционной техники . | Разведенная гуашь коричневого цвета, плотная бумага с контуром ежика, вилки, салфетки, клеенка, кисти, стакан с водой. |
3. | «Лужи осенью» Кляксография. | Цель: Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия посредством активной работы легких (выдувания рисунка, что дает случайный, непредсказуемый эффект. Задачи: Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. | Трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетки, кисть для клея, гуашь синего цвета, заготовки-сапоги из желтой цветной бумаги, клеенка, образец педагога, альбомный лист – размер 1/2 А4. |
Ноябрь | |||
1. | «Облака белогривые лошадки» Рисование губкой. | Цель: Продолжать формировать начальные знания о нетрадиционных способах рисования губкой. Задачи: Развивать творческое воображение, мелкую моторику. | Фон голубого неба из бумаги, Бумажные фигурки облаков похожих на разных животных, замок, маленькие белогривые лошадки голубого цвета, белая гуашь, губки. |
2. | «Воздушные струйки» Рисование мыльными пузырями. | Цель: Формировать у детей представление о воздухе, как источнике всего живого, он находится повсюду, им дышат люди, животные, растения. С помощью простых опытов показать, что воздух есть везде – вокруг нас, внутри нас. Задачи: Учить детей обходиться без кисточки, а с помощью силы воздуха и цветных мыльных пузырей нарисовать картину. | Стаканчики, трубочки для напитков, картонные листы, перышки, воздушные шарики, альбомный лист, гуашь, жидкое мыло, ложечка чайная, кисточки или карандаши (на каждого ребенка). |
3. | «Деревья поздней осенью» Печать втулкой от туалетной бумаги. | Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования. Задачи: Продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской. | Тонированные альбомные листы, коричневая гуашь, баночки с водой, клеёнки, салфетки, кисточки, Осенние листики, «Втулка» от туалетной бумаги (для создания отпечатков). |
Декабрь | |||
1. | «Синичка» Рисование ладошками, пальчиками. | Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования вызвать интерес к изобразительной деятельности. Задачи: Формировать умения использовать нетрадиционное рисование, упражнять детей в рисовании ладошкой, пальчиком (оттиск). | Разведенные краски, листы бумаги с нарисованными , кисти, стаканчик с водой. |
2. | «Морозные узоры» Воск + Акварель. | Цель : Научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д., сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования. Задачи: Научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью. | Бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки. |
3. | «Зимний пейзаж» Пуантилизм (рисование ватной палочкой). | Цель: Продолжать знакомить с признаками зимы. Развивать фантазию, творчество, используя нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками). Задачи: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы (снежинки) в нетрадиционной технике – рисование ватными палочками. | Картон синего и фиолетового цвета, ватные палочки, белая гуашь, стаканчики, салфетки. |
Январь | |||
1. | «Животные зимой» Рисование манной крупой и клеем ПВА. | Цель: Учить детей создавать изображение с помощью манной крупы и клея ПВА. Задачи: Продолжать формировать интерес к живой природе. Воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь | Альбомный лист с нарисованным пейзажем зимнего леса, контурами медведя, волка, зайца, лисы. Кисточки для клея, клей ПВА, цветная манная крупа. Игрушки дикие животные. |
2. | «Деревья зимой» Пуантилизм (рисование ватной палочкой). | Цель: Формировать умение передавать в рисунке зимнее дерево при помощи гуашевых красок и ватных палочек. Задачи: закреплять навыки рисования деревьев, развивать творческие способности детей, развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза, развивать творческое воображение, логическое мышление. | Иллюстрации с изображением зимних пейзажей, клеенки, альбомный листы голубого цвета; гуашь (коричневого и белого цвета); кисти; ватные палочки; стаканчики с водой; салфетки. |
Февраль | |||
1. | «Волшебный цветок» Ниткография. | Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования. Задачи: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному весеннему настроению. | Шерстяные нитки, альбомный лист, акварельные краски или гуашь, кисточки, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук. |
2. | «Зимние узоры» Абстракция. | Цель: Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение пастельного мелка и кисти. Задачи: Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о зимних узорах. | Белые листы бумаги формата А3, акварельные краски, белые пастельные мелки, кисточки разных размеров, баночки с водой, соль. |
Март | |||
1. | «Разноцветная капель» Кляксография. | Цель: Закрепить представление о разных состояниях воды. Задачи: Развивать воображение, внимание, память и мышление. Развивать дыхательную систему. Развивать речь, наблюдательность. | Игрушка Капелька, картинки к игре «Кому нужна вода?», листы для рисования (кляксография), краски, кисточки, баночки с водой, трубочки. |
2. | «Веточка мимозы» Пуантилизм (рисование ватной палочкой). | Цель: Учить детей изображать цветы мимозы, используя ватные палочки. Задачи: Познакомить детей с растением мимоза. Рассказать о строении и особенностях этого растения. Расширять представления детей о растениях и животных весной. | Картинки с изображением мимозы, игрушка Медвежонок, тонированная бумага, гуашь жёлтого и зеленого цвета, ватные палочки. |
3. | «Ранняя весна» Монотопия. | Цель: Совершенствовать световосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны кистью.Задачи: Научить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер). | Репродукция картин, белая бумага, акварель, кисти, губка для смачивания листа. |
Апрель | |||
1. | «Песочные рыбки» Рисование песком. | Цель: Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с помощью песка (песочной анимации и элементами аппликации песком), совершенствовать навыки рисования пальчиками. Задачи: Воспитывать чуткость, эстетический вкус, доброжелательность, самостоятельность, интерес к рисованию, опрятность. | На каждого ребенка тарелочка с клеем ПВА, кисточка для клея, салфетка, шаблон рыбки белого цвета, тарелочка с цветным песком, салфетка для рук. Поднос для рисования песком, песок для песочной анимации. |
2. | «Подснежник» Печать губкой. | Цель: Изображение подснежника, используя нетрадиционную технику рисования – печать губкой. Задачи: Развивать творческое воображение, художественный вкус. | Рисунок подснежника, губки, палитра, гуашь: зеленая, белая краска, влажные салфетки. |
Май | |||
1. | «Весенние цветы» Рисование солью. | Цель: Способствовать воспитанию эстетических чувств к природе, художественного вкуса. Задачи: Познакомить детей со свойствами соли. Формировать навык работы в нетрадиционной технике: рисование солью. | Половина листа А4 с контуром цветка, гуашь, кисть мягкая средняя, соль, емкость для соли. |
2. | «Рисование на воде» Эбру. | Цель : Развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности. Задачи : Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды. Познакомить детей с техникой рисования на воде. | Пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок), клей, крахмал, палитра, вилки одноразовые. |
Список используемой литературы:
1. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
3. Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т.С., Москва, Просвещение, 1992 6. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт
4. Выгорский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Гудилина С.И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998
5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7. Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа –Пресс, 2005
12. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 –4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992
14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий:
15. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
16. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 –7 лет «Цветные ладошки»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...
Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)
Работа с детьми...
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте».
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе - штамповка....
Мастер - класс "Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте -штамповка".
"Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте"....
Методическая разработка на тему: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»
нетрадиционные техники рисования в жизни младших дошкольников...
Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»
Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...