Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Дидактическая игра «Давай поменяемся».
Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.
Ход:
1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых человечков.
2 ребёнок: Я-вода. Я состою из жидких человечков.
3 ребёнок: Я-пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идёт обмен: лёд неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твёрдым. Когда это бывает?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой
ММЧ
Составитель: воспитатель I кв. категории Куркина О.М.
г. Югорск
Дидактическая игра «Давай поменяемся».
Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.
Ход:
1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых человечков.
2 ребёнок: Я-вода. Я состою из жидких человечков.
3 ребёнок: Я-пар. Я состою из газообразных человечков.
Затем идёт обмен: лёд неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар стал твёрдым. Когда это бывает?
Дидактическая игра «Перевёртыши».
Цель: закрепить умение выделять в объектах и явлениях положительные отрицательные стороны.
Ход:
В.: Снег-хорошо, почему?
Д.: Можно лепить снежки, снеговика.
В.: Лепить снеговика плохо, почему?
Д.: Руки замёрзнут.
В.: Руки замерзнут, это хорошо -почему?
Дидактическая игра «Хорошо- плохо».
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные отрицательные стороны.
Ход:
В.: Дождь идёт, это хорошо - почему?
Д.: Он поливает растения, освежает воздух.
В.: Дождь - это плохо, почему?
Д.: Нельзя гулять.
В.: Снег идёт –это хорошо, почему?
Д.: Можно лепить снежки, снеговика.
В.: Снег идёт –это плохо, почему?
Д.: Дороги заметёт.
Дидактическая игра «Облачко».
Цель: закрепить знания о переходе воды из жидкого состояния в газообразное, помочь понять, как образуется облако.
Ход:
Дети изображают воду в лужице, ручье, речке, росинке. Нагреваясь, они превращаются в бегущих человечков пара, поднимаются вверх. Высоко в небе они встречаются, получается облако.
Дидактическая игра «Аукцион».
Цель: Учить выделять дополнительные ресурсы объекта неживой природы.
Ход:
В.: Песок, как его использовать(дети по очереди называют его ресурсы.
Д.: Используют в строительстве, в него можно играть, приятно ходить босиком, им тушат пожар, зимой посыпают дорожки, и т.д.
Дидактическая игра «Теремок».
Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества.
Материал: модели МЧ.
Ход:
У каждого ребёнка модели МЧ. Эти человечки живут в теремке за закрытыми окнами и появляются в окошке только тогда, когда услышат название вещества, в котором есть их братья.
Дидактическая игра «Лужица и солнышко».
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Ход:
Дети изображают жидких МЧ, они спокойны, равнодушны. Появляется яркое солнышко и начинает пригревать, Жидкие МЧ начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. МЧ выпрыгивают из лужицы и начинают быстро двигаться.
Дидактическая игра «Снеговая тучка».
Цель: помочь детям понять образование снеговой тучи, появление снега.
Ход:
Дети изображают облачко (бегущих человечков пара). Эти человечки поднимаются над землёй. Морозные (твёрдые МЧ) окружают человечков пара и охлаждают. МЧ пара замерзают и прижимаются друг к другу, происходит кристаллизация. Снежинки не удерживаются в воздухе и падают на землю.
Дидактическая игра «Солнышко и льдинки».
Цель: Показать переход воды из твёрдого в жидкое.
Ход: дети изображают ледяных МЧ, крепко взявшись за руки. Солнце нагревает льдинку, появляются красные бегущие МЧ, подбегают ближе и растапливают её. Дружные МЧ опускают руки и превращаются в равнодушных МЧ.
Дидактическая игра «Волшебный светофор».
Цель: Учить выделять систему, подсистему и надсистему объектов.
Правила игры:
-Красный цвет-подсистема объекта,
-Жёлтый цвет-система,
-зелёный цвет-надсистема.
Ход:
В.: Дождь (поднимается жёлтый круг).
Д.: Дождь очень нужен. Он поливает землю, даёт ей влагу, и из земли растут цветы и деревья.
В.: Красный круг.
Д.: Дождь живёт на улице, в облаках.
В.:К чему относится дождь?
Д.:К природному миру, к неживой природе.
В.: Зелёный круг.
Д.: Дождь -это много капелек воды, в них живут МЧ.
В.: После дождя появилась лужа, изобразите её.
Дидактическая игра «Город смешанных человечков».
Цель: Закрепить умение моделировать вещества, процессы, происходящие в них.
Ход: дети объединяются в пары, тройки, моделируют вещества.
Твёрдое - жидкое: вода в стакане, лёд в воде, аквариум.
Газообразное - жидкое: лимонад, минеральная вода, духи.
Твёрдое-газообразное: воздушный шарик, мячик, игрушка резиновая.
Дидактическая игра «Теремок».
Цель: развитие ассоциативности мышления, обучения детей сравнениям систем, закрепление алгоритма системного мышления.
Ход:
1 вариант: ребёнок находит похожести по функции, сходства систем, подсистем.
2 вариант: ребёнок находит отличие и говорит:
Р.: Тук-тук, я камень. Кто в теремочке живёт? Пусти меня к себе!
В.: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень, отличаешься от меня, речки.
Р.: Мы состоим из разных человечков: я -камень из твёрдых, а ты, речка- из жидких. Мы разные по форме: река принимает форму берегов, а я имею свою форму. Речка журчит, а камень звук не издаёт.
Дидактическая игра «Город маленьких человечков».
Цель: научить свободно ориентироваться в моделях человечков твёрдого, жидкого и газообразного вещества.
Ход:
На столе лежат картинки с объектами живой и неживой природы. Дети подходят к столу и выбирают только объекты с жидкими человечками и объясняют, почему они взяли эту картинку. Дети:
-На моей карточке стакан с соком. В соке живут жидкие человечки.
-На моей карточке водопад. Водопад-это вода.
У меня аквариум с рыбкой, рыбка живет в воде.
-На моей карточке кран, из которого течёт вода.
-А у меня бутылка с маслом, в масле тоже живут жидкие человечки.
- А что любят делать ваши объекты?
Дети:
-Течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться, растворять некоторые объекты.
Дидактическая игра «Что умеет делать».
Цель: формировать умение выявлять функции объектов.
Ход: детям предлагается рассмотреть явления и назвать функцию:
-ветер - переносит семена, охлаждает в жару, сгоняет тучи и т.д.,
-лёд – охлаждает продукты, больное место; создаёт защитный слой на реке;
- снег – спасает растения от замерзания;
- дождь – капает, льёт, как из ведра, создаёт тучи, насыщает землю влагой, которая нужна растениям, очищает воздух, моет дороги, моросит.
Дидактическая игра «Мои друзья».
Цель: учить детей выделять функцию объектов неживой системы природного мира.
Ход: воспитатель предлагает рассмотреть системы и ответить на вопросы:
- то, что может превращаться из жидкого состояния в твёрдое (вода, яйцо);
- то, что может превращаться в газообразное состояние (лёд, вода);
-то, что может отталкиваться друг от друга (вода и зонт);
- то, что умеет взаимодействовать между собой (вода и сахар, вода и соль).
Дидактическая игра «Где живёт?».
Цель: учить выявлять надсистемные связи.
Ход:
В.: Где живут жидкие человечки?
Д.: В стакане с водой, в луже, в соке, в молоке…
В.: Где живут газообразные человечки?
Д.: В воздухе, в резиновой игрушке, в бутылке с лимонадом,…
В.: Где живут одновременно и твёрдые, и жидкие человечки?
Д.: В арбузе, в чайнике,…
Дидактическая игра « Чем был – чем стал».
Цель: учить определять линию развития объекта.
Ход:
В.: Дождь.
Д.: Вода впиталась в землю, часть испарилась; жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.
В.: Снег..
Д.: От тепла растаял, превратился в воду.
В.: Пар.
Д.: Охладился, стал водой, снегом, инеем.
Дидактическая игра «Весёлый мяч».
Цель: закрепить умение детей легко ориентироваться в твёрдых, жидких и газообразных веществах, точно знать, из каких человечков они состоят. Обогатить словарный запас детей.
Материал: мяч, модели МЧ.
Ход:
1 вариант: Дети стоят полукругом, мяч находится у ведущего (в начале роль ведущего выполняет воспитатель, затем - любой из детей). Ведущий , бросив мяч ребёнку в руки, предлагает вернуть его, назвав твёрдое, жидкое или газообразное вещество. Повторять объекты нельзя.
2 вариант: Ведущий предлагает назвать объект, в котором живут МЧ, изображенные на карточке.
3 вариант: «Догони мяч». Дети передают мяч друг другу, быстро называя объекты или вещества, в которых живут жидкие МЧ(твёрдые МЧ, газообразные МЧ), не повторяя их, а ведущий пытается догнать мяч. Если мяч будет пойман, то назначается другой ведущий.
Дидактическая игра «Цветные льдинки».
Цель: знакомство с явлением диффузии.
Материал: мяч, модели МЧ.
Ход:
1 вариант: Часть детей изображает человечков льда, другая часть – человечков краски, которые пытаются пройти внутрь, но человечки льда крепко держатся за руки, не пускают их.
2 вариант: Часть детей изображает человечков воды, другая часть – человечков краски, так как жидкие МЧ не держатся за руки, между ними легко пройти. МЧ перемешиваются, человечки краски растворяются и получается цветная вода.
3 вариант: Дети изображают равнодушных цветных МЧ, появляются холодные бегущие человечки воздуха. Равнодушные МЧ замерзают, берутся за руки, из равнодушных превращаются в дружных – получаются цветные льдинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников старшего возраста с явлениями неживой природы
Развитие и совершенствование навыков детей находить противоречия в свойствах и качествах объекта. ...
Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"
Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края" ...
Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ.
Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ....
Консультация для педагогов ДОУ «Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация...
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с неживой природой средством игр-экспериментирований
В данных рекомендацих предъявлены игры-экспериментирования, в которые можно поиграть с детьми второй младшей группы. Так же показана важность данного вида игр для детей....
Семинар – практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»
Семинар – практикум для воспитателей«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»...