Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с неживой природой средством игр-экспериментирований
учебно-методический материал (младшая группа)

Светлана Архири

 В данных рекомендацих предъявлены игры-экспериментирования, в которые можно поиграть с детьми второй младшей группы. Так же показана важность данного вида игр для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №53 г. Белгорода

Методические рекомендации по ознакомлению

дошкольников с неживой природой средством

игр-экспериментирований

Составитель: Архири С.И.

воспитатель МБДОУ №53 г.Белгорода

Белгород 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….

3

Методические рекомендации по организации игр-экспериментирований..

4

Конспекты игр-экспериментирований с неживой природой……………....

9

Игры-экспериментирования со снегом………………………………………

9

Игры-экспериментирования с водой…………………………………………

12

Игры-экспериментирования с песком……………………………………....

25

Игры-экспериментирования со льдом………………………………………

30

Игры-экспериментирования с камешками…………………………………..

33

Пояснительная записка

        Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Основная задача экспериментальной деятельности развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, наблюдательности умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Формировать умение комплексно обследовать предмет. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

        Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

        В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

        

Методические рекомендации по организации игр-экспериментирований

        Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь найти ответ на вопрос ребенка самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

        Для организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в группе необходимо организовать мини лабораторию с необходимым для этого инвентарем.

        В мини-лабораториях может быть выделено:

  1. место для постоянной выставки;
  2. место для приборов;
  3. место для хранения природного и бросового материалов (пробки, палочки, трубочки для коктейля, пластмассовые, деревянные и железные предметы, шишки, ракушки и другое);
  4. место для проведения опытов;
  5. место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и ёмкость для песка и воды и так далее).

        Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила.

        1. В группе определить место для организации познавательно – исследовательской деятельности, оборудовать его необходимым игровым оборудованием.

         2. Каждого ребёнка необходимо обеспечить своим индивидуальным набором для экспериментирования, чтобы он имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

        3. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста проводится систематически 1 или 2 раза в неделю, её лучше организовать и проводить с подгруппой (4-6 детей), во второй половине дня. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 15 минут за один этап.

        4. Познавательно – исследовательская деятельность проводится в игровой форме. Для подержания интереса можно использовать сказочные персонажи: «Капелька», «Капитошка», «Песочная Фея», «профессор Знайкин».

        5. При проведении ООД с объектами неживой природы лучше придерживаться алгоритма и примерной структуры игр.

        6. Показ предмета необходимо сочетать с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах.

        7. Для усложнения игр с водой и с песком используйте дополнительный материал, организуя, направляя и усложняя игру детей, учитывайте индивидуальные возможности каждого ребёнка.

        8. Для организации познавательно – исследовательской деятельность можно использовать и другие помещение группы, участок детского сада.

        Благодаря играм-экспериментированиям дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

        - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

        - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

        - происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

        - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

        - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

        Алгоритм проведения игр-экспериментирований с объектами неживой природы.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг на внимание, восприятие, память, мышление.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

        Структура игр с объектами неживой природы:

  1. постановка исследовательской задачи;
  2. тренинг на развитие внимания, памяти, логики мышления;
  3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  4. уточнение плана исследования;
  5. выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования;
  6. распределение детей на подгруппы;
  7. анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

        Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

        С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Чем больше вы с детьми будите экспериментировать, тем быстрее они познают окружающий  мир, и в дальнейшем будут активно проявлять познавательный интерес.

        Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

        1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

        2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

        3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

        4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

        5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

        6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

        7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

        8. Создавайте ситуацию успешности.

        Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Детям намного интереснее обследовать объекты неживой природы в экспериментальной деятельности. Детям нравится, когда они самостоятельно могут потрогать, поиграть с объектом. Конкретизация содержания и выбор адекватных видов игр позволят значительно улучшить знания детей об объектах неживой природы.

Конспекты игр-экспериментирований с неживой природой

Игры-экспериментирования со снегом

Тема: «Разноцветные фигуры».

Цель: научить детей раскрашивать снежные фигуры.

Задачи:

        Обучающие: уточнить и расширить представления о снеге (холодный, белый, меняет цвет). Учить детей анализировать, делать выводы.

        Развивающие: развивать умения лепить фигурки из снега и раскрашивать их цветной водой.

        Воспитательные: воспитывать дружелюбие, умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам других.

Оборудование: формочки для песка, фигуры из снега, окрашенная вода.

Ход:

- Ребята, сегодня у нас необычная прогулка, сегодня мы с вами будем лепить интересные фигурки.

- Ребята, как вы думаете, из чего мы будем лепить фигурки?

- Отгадайте загадку.

        Он пушистый, серебристый,

        Но рукой его не тронь:

        Станет капелькою чистой,

        Как поймаешь на ладонь.   (Снег)

- Что это, ребята? (Снег)

- Правильно, это снег. Сегодня мы все вместе будем лепить фигурки из снега.

- Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем лепить? (снеговика, замок, пирожки и т.д.)

- Это вы узнаете, если отгадаете загадки.

        Мы слепили снежный ком,

        Шляпу сделали на нем,

        Нос приделали, и в миг

        Получился … (Снеговик)

- Да ребята, сперва мы с вами слепим снеговика. Из каких частей состоит снеговик? (головы, туловища, рук, ног)

- Ребята, какой формы голова у снеговика? (круглой)

- Что еще у снеговика круглое? (туловище)

- Ребята, из чего у снеговика нос? (из морковки)

- Теперь отгадайте следующую фигуру.

        Под соснами, под елками

        Лежит мешок с иголками.   (Еж)

- Правильно, это еж. Что есть у ежа? (иголки)

- Ребята, давайте слепим снеговика и ежа.

- Теперь ребята, у меня есть волшебная вода, которой мы раскрасим наши фигурки.

- Какого цвета у меня вода? (красного, зеленого, желтого, синего, оранжевого)

- Посмотрите, какими разноцветными стали наши фигурки: снеговик и ежик.

- Каким цветом был снеговик? (белым)

 - Каким цветом стал снеговик, после того как мы побрызгали на него водой?(синим)

- Каким цветом стал ежик? (красным)

- Ребята. У нас еще много осталось волшебной воды. Вы можете сделать много-много фигурок и разукрасить их волшебной водой.

- Ребята, посмотрите, какой у нас получился замечательный волшебный городок.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня старательно лепили фигурки из снега.

Название: «Снежный городок»

Цель: научить детей делать из снега колобки и большой дом.

Задачи:

        Обучающие: продолжать знакомить детей со свойствами снега (лепится).

        Развивающие: развивать у детей мелкую моторику рук, фантазию, при постройке дома.

        Воспитательные: содействовать воспитанию дружелюбных отношений детей друг к другу.

Оборудование: снежные колобки.

Ход:

- Ребята, посмотрите как много сегодня снега на улице.

- Ребята, что вы знаете о снеге? (Снег тает; из снега можно лепить)

- Правильно, из снега можно лепить. Что можно лепить из снега? (Снеговика, ежика, горку)

- Ребята, как много вы назвали. Мы с вами сегодня будем кое-что лепить из снега. Что мы будем лепить из снега, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

В нем есть окна,

В нем есть двери,

У него есть крыша.

В нем живут и люди,

В нем живут и звери.

Догадались дети, что же это? (Дом)

- Правильно ребята, это дом.

- Кто знает, как из снега построить дом?

- Ребята, для того, чтобы построить дом, нам нужно взять в руки снег и слепить из него клубочек. Вот так, как делаю это я. Давайте попробуем все вместе.

- Как много у нас получилось снежных клубков. Теперь мы их будем накладывать друг на дружку, и у нас получится дом. Этот дом называется крепость.

- Кто будет жить в нашем доме? (Кошка, собачка, принцесса и т.д.)

- Ребята, что мы с вами сегодня узнали о снеге? (Мы сегодня узнали, что снег лепится и из него можно построить дом, крепость)

- Ребята, вы сегодня очень постарались и слепили очень красивые и аккуратные снежные колобки. Теперь мы с вами знаем, что мокрый снег, как сегодня, лепится. Мне очень понравилось с вами сегодня играть.

Игры-экспериментирования с водой

Название: «Познакомимся с водой»

Цель: дать детям представление о воде.

Задачи:

        Обучающие: познакомить детей со свойствами воды.

        Развивающие: развивать у детей любознательность, интерес к экспериментированию.

        Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя.

Оборудование: холодная и горячая вода, ведерко, стаканчики, тазик, губка.

Ход:

- Ребята, отгадайте загадку.

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Что это?       (Вода)

- Правильно, ребята, это вода. Ребята, для чего нужна вода? (Вода нужна для умывания, стирки, мытья посуды, приготовления еды, полива)

- Можем ли мы обойтись без воды? (Нет)

- Ребята, где мы можем встретить воду у нас в группе? (Воду можно встретить в кране, в чайнике)

- Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Тазик с водой)

- Ребята, какая вода на вкус? (Вода безвкусная)

- Давайте проверим так ли это? Да, ребята, вы правы, вода не имеет вкуса.

- Ребята, давайте по нюхаем воду. Вода пахнет? (Нет)

- Правильно, ребята, вода не имеет запаха.

- Настя, скажи мне, какого цвета вода? (Прозрачная)

- Молодец, Настя, ты права, вода не имеет цвета, значит она прозрачная.

- Ребята, что будет, если воду разлить на стол? (Вода разольется)

- Правильно, Дима, вода разольется по поверхности стола.

- Ребята, что будет, если мы положим губку на получившуюся лужу? (Лужа исчезнет)

- Правильно, если положить губку на лужу, то она соберет в себя воду. Попробуйте собрать губкой воду со стола.

- Посмотрите, вода пропала. Губка собрала в себя всю воду. Теперь отожмите воду из губки в тазик.

- Мы с вами выяснили, что воду можно собрать губкой.

Физкультминутка.

Все выходят по порядку - (ходьба на месте)

Раз-два-три-четыре!

Дружно делают зарядку -

Раз-два-три-четыре!

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо, поворот,

Наклон назад,

Наклон вперёд.

- Ребята, какая бывает вода? (Вода бывает теплой и холодной)

- Правильно, ребята, вода бывает холодной и горячей.

- Посмотрите, у вас на столе стоят два стаканчика с водой, попробуйте, и скажите мне, в каком стаканчике теплая вода, а в каком горячая.

- Что нужно сделать, чтобы получилась теплая вода? (Нужно смешать холодную и горячую воду).

- правильно, для того, чтобы получилась теплая вода, нам нужно смешать, холодную и горячую воду. Давайте проверим?

- Ребята, у вас получилась теплая вода? (Да)

- Ребята, вода имеет форму? (Нет)

- Правильно, если воду налить в ведерку, то она примет круглую форму. Воду можно наливать в разные сосуды. Давайте попробуем разлить воду в большие и маленькие стаканчики.

- Ребята, посмотрите, воду можно налить как в большой, так и в маленький сосуд.

- Ребята, что мы с вами сегодня узнали о воде? (Вода не имеет вкуса, запаха, цвета и формы. Водой можно наполнить любой сосуд)

- Правильно, еще воду можно собрать губкой. Вода может быть горячей, холодной и теплой. Мы с вами это сегодня проверили.

- Ребята, вам было интересно на занятии? (Да)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня все выполняли и внимательно слушали. Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что вы своими знаниями поделитесь с родителями.

Название: «Тонет – не тонет».

Цель: дать детям представление о том, что в воде легкие и тяжелые предметы ведут себя по-разному.

Задачи:

         Обучающие: познакомить детей с тонущими и не тонущими предметами.

        Развивающие: способствовать развитию любознательности, вниманию при знакомстве с неживой природой.

        Воспитывающие: воспитывать интерес к экспериментированию.

Оборудование: камешки, деревянный брусок, металлическая пластина, пластмассовый кубик, шарик, пуговицы, перышко, тазик с водой.

Ход:

 - Ребята, профессор Знайкин прислал нам письмо. Вы хотите его прочитать? (Да)

- Здравствуйте, мои дорогие друзья. Мне нужна ваша помощь. Я не могу определить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут. Предметы высылаю вместе с письмом. Я вам буду очень благодарен. Ваш друг профессор Знайкин.

- Ребята, поможем профессору Знайкину?

- Давайте посмотрим, какие предметы прислал нам Знайкин.

- Ребята, я буду доставать предметы и показывать вам, а вы будете их называть.

- Это что? (Деревянный брусок, камешки, пластмассовый кубик, пуговицы, шарик, перышко, металлическая пластина)

- Что это за предмет вы знаете? (Нет)

- Этот предмет называется металлическая пластина. Она небольшого размера.

Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука».

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

- Ребята, посмотрите, я уже приготовила тазик с водой, чтобы проверить какие предметы плавают, а какие нет.

- Мы возьмем с вами камешки. Как вы думаете, они утонут или останутся плавать? (Утонут) Давайте мы это проверим. Ваня, помоги мне, пожалуйста.

- Ребята, что мы с вами видим? Камушки опустились на дно, потому что они тяжелые. Спасибо, Ваня, садись на свое место.

- Теперь мы возьмем перышко. Аня, перышко легкое или тяжелое? (Легкое) Как ты думаешь, оно утонет или будет плавать? (Будет плавать) Давай мы вместе это проверим?

- Правильно сказала Аня, перышко не утонуло, а осталось плавать на поверхности воды. Почему перышко не утонуло? (Потому что оно легкое). Молодец Аня, ты мне очень помогла.

- Следующее, что мы проверим, это металлическая пластина. Вероника, помоги мне, пожалуйста.

- Вероника, пластина легкая или тяжелая? (Тяжелая). Давай опустим ее в воду и посмотрим, что произойдет.

- Посмотрите, ребята, пластина опустилась на дно. Значит она тонет. Спасибо Вероника за помощь.

- Что мы с вами проверим еще? (Деревянный брусок)

- Даниил, помоги мне проверить плавает деревянный брусок или тонет.

- Даниил, опусти, деревянный брусок в воду. Что произошло? (Деревянный брусок остался на воде и не утонул).

- Ребята, все что сделано из дерева не тонет, потому что в древесине есть воздух, который позволяет оставаться на поверхности воды. Молодец, Даниил, садись на свое место.

- Ребята, смотрите, что нам осталось проверить? (Шарик и пластмассовый кубик).

- Правильно нам осталось проверить шарик, пуговицы и пластмассовый кубик. Дима, помоги мне. Опусти кубик в воду. Что произошло? (Кубик поплыл).

- Да, наш пластмассовый кубик, остался плавать на воде и не утонул. Дима, почему кубик не утонул? (Потому что он легкий). Молодец, Дима, спасибо за помощь.

- Ребята, кто хочет проверить шарик? Алина, давай ты мне поможешь. Бери шарик, и опускай в воду. Шарик утонул или остался на поверхности воды? (Остался на воде). Как ты думаешь, почему он не утонул? (Потому что шарик резиновый и внутри наполнен воздухом).

- Я согласна с тобой Алина, т.к. шарик резиновый и внутри наполнен воздухом – он легкий, а легкие предметы не тонут в воде. Спасибо, Алина.

- Даша, у нас еще остались пуговицы. Опусти их в воду. Что с ними произошло? (Пуговицы утонули) Даша, как ты думаешь, почему пуговицы утонули? (Потому что они тяжелые).

- Молодец, Даша, ты все правильно сказала.

- Ребята, вот мы с вами и проверили все предметы, которые прислал нам профессор Знайкин.

- Что мы с вами сегодня узнали? (Мы сегодня узнали какие предметы плавают, а какие тонут).

- Ребята, какие предметы плавают? (Шарик, перышко, деревянный брусок, пластмассовый кубик).

- Почему, эти предметы не утонули? (Потому что они легкие)

- Правильно, ребята. Какие предметы утонули? (Пуговицы, металлическая пластина, камешки).

- Почему данные предметы утонули и остались на дне? (Потому что они тяжелые)

- Ребята, вы такие молодцы. Вы помогли профессору Знайкину различить предметы, которые тонут, и которые плавают. Он вам очень благодарен.

Название: «Разноцветная вода».

Цель: дать детям представление о том, что вода меняет цвет.

Задачи:

Обучающие: учить детей различать цвета (красный, синий, зеленый, желтый). 

Развивающие: развивать интерес к экспериментированию с неживой природой.

Воспитательные: способствовать воспитанию дружелюбных отношений между детьми.

Оборудование: тазик с водой, прозрачные стаканчики, гуашь, скорлупа грецких орехов.

Ход:

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите о чем оно? Слушайте внимательно.

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет,

И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-про все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все ее тайны раскрылись нам вмиг.

- Ребята, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о воде).

- Ребята, какие тайны о воде мы с вами знаем? (Вода прозрачная, не имеет запаха и вкуса, превращается в лед и т.д)

- Ребята, сегодня, я вам предлагаю раскрыть еще одну тайну о воде. Посмотрите, что стоит у меня на столе? (Тазик с водой, гуашь, кисточки, прозрачные стаканчики, скорлупа от грецких орехов)

- Какие вы молодцы, все предметы перечислили. Как вы думаете, что мы будем делать с этими предметами? (Играть)

- Ребята, мы с вами ,сейчас, будем окрашивать воду в разные цвета. У вас на столах у всех стоит по 4 стаканчика, вы в них наберете воду.

- Посмотрите, вы видите дно стаканчика? (Да) Значит, вода какая? (Бесцветная)

- Правильно, вода бесцветная, прозрачная, потому что через нее мы видим дно стаканчика.

- Теперь ребята, возьмите кисточки и опустите их в красную гуашь. Затем опустите кисточку с краской в стаканчик с водой и посмотрите, что же произошло? (Вода в стаканчике стала красного цвета)

- Правильно, ребята, вода поменяла свой цвет и стала красной.

- Теперь, хорошо промойте кисточку и опустите ее в синюю краску. Теперь опустите кисточку с синей краской в чистую воду. Что произошло? (Вода стала синей)

- Вода, окрасилась в синий цвет, потому что мы опустили в нее кисточку с синей краской.

- Ребята, проделайте тоже самое с зеленой гуашью.

- Вода поменяла цвет? (Да). В какой цвет превратилась вода? (В зеленый)

- Почему вода стала зеленой? (Потому что мы опустили кисточку с зеленой краской).

- Ребята, теперь возьмите желтую краску и окрасьте воду в желтый цвет. У вас получилось? (Да) Каким цветом была вода? (Прозрачным) Каким цветом стала вода, после того как вы опустили кисточку с гуашью? (Желтой)

- Ребята, вы молодцы. Ребята, в какие цвета мы окрасили воду? (Красный, синий, желтый, зеленый)

Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

- Дети, я предлагаю вам сейчас по одной скорлупке от грецкого орешка и положить в стаканчик. Это будет ваша лодка. Лодка плывет сперва по красному морю, потом по синему морю, затем плывет по зеленому морю и завершает свое путешествие в желтом море.

- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что мы сегодня с вами делали? (Окрашивали воду в красный, синий, желтый, зеленый цвета. Пускали лодки в плавание по цветным морям)

- Мне тоже, очень понравилось с вами сегодня играть. Вы все выполняли правильно и аккуратно. Я надеюсь, вы родителям покажете тайну воды, которую мы с вами вместе сегодня раскрыли.

Название: «Пейте куклы вкусный сок»

Цель: выявить способность красок растворяться в воде и изменять ее цвет.

Задачи:

        Обучающие: формировать у детей знания о свойстве воды изменять цвет.

        Развивающие: развивать умение детей различать цвета красный, оранжевый, синий; развивать воображение детей в экспериментировании.

        Воспитательные: способствовать воспитанию дружелюбных отношений друг к другу.

Оборудование: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.

Ход:

- Ребята, у нашей куклы Маши сегодня день рождения. Но она почему то грустит. Давайте спросим почему кукла Маша грустит.

- Кукла Маша, почему ты грустишь?

- Мне грустно, потому что, я позвала много гостей, у меня и угощенья есть, а вот сока нету, и я не знаю что мне делать.

- Ребята, поможем кукле Маше? (Да)

- Ребята, как вы думаете, из чего мы с вами будем делать сок? (Из ягод)

- Нет, ребята, мы с вами будем окрашивать воду в разные цвета.

- Ребята, что будет, если мы опустим в стакан с водичкой кисточку с желтой краской.

- Давайте попробуем, интересно, что получится. Какой стала водичка? (Желтой)

- Какой это будет у нас сок? (Апельсиновый)

- Давайте теперь опустим кисточку с красной краской. Какого цвета стала вода? (Красного)

- Какой, это будет сок? (Вишневый)

-Теперь, давайте, добавим в водичку синюю краску. В какой цвет превратилась вода? (В синий)

- Правильно, вода стала синего цвета, потому что мы опустили в нее кисточку с синей краской.

- Это будет у нас ежевичный сок.

- Ребята, это какой цвет? (Оранжевый) Давайте окрасим воду в оранжевый цвет, и тогда у нас получится апельсиновый сок.

 - Ребята, какой сок, у нас может получиться из желтой водички? (Ананасовый)

- Что нужно сделать, чтобы водичка стала желтого цвета? (Опустить в стаканчик с водой кисточку с желтой краской)

- Правильно, давайте мы так и сделаем. Какого цвета стала вода? (Желтого)

- У нас получился ананасовый сок.

- Кукла Маша не грусти, посмотри сколько разных соков приготовили для тебя ребята.

- Ребята, какой сок, мы с вами приготовили для куклы Маши? (Апельсиновый, ананасовый, вишневый, ежевичный)

- Спасибо ребята, теперь мои гости будут довольны.

- Ребята, давайте мы накроем для гостей стол, и будем их угощать сладостями, которые приготовила кукла Маша.

- Ребята, давайте поводим «каравай» для куклы Маши и поздравим ее с днем рождения.

Игра-хоровод «Каравай».

- Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Готовили сок)

- Как мы готовили сок? (Мы окрашивали воду в красный, синий, желтый и оранжевый цвета)

- Ребята, вы молодцы. Вы помогли кукле Маше встретить гостей и отметить свое день рождения.

Название: «Мыльные пузырьки»

Цель: познакомить детей с тем, что вода может быть мыльной.

Задачи:

        Обучающие: познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

        Развивающие: развивать у детей правильное дыхание, при выдувании мыльных пузырьков.

        Воспитательные: вызвать у детей желание пускать мыльные пузыри.

Оборудование: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Ход:

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел.

- Дети, вы догадались кто это? (Это мыльный пузырь)

- Правильно, к нам в гости сегодня пришел мыльный пузырь. Ребята, мыльный пузырь нам что-то принес собой. Давайте посмотрим, что это?

- Мыльный пузырь принес нам мыльную воду, трубочки. Ой, смотрите, тут еще корпус от ручки и бутылочка без дна.

- Как вы думаете, что мы с этим будем делать? (Играть)

- Ребята, мы через это будем пускать мыльные пузыри.

- Кто мне скажет, от чего мылится вода? (Вода мылится, если в нее положить мыло)

- Да вода мылиться от мыла, поэтому ее и называют мыльной. Вода еще может мылиться от шампуня и пены для купания.

- Но сегодня у нас уже готовая мыльная вода. Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри, такие же большие, как наш гость.

- Ребята, при помощи чего можно пускать мыльные пузыри? (Трубочки)

- Мыльные пузыри, можно пускать не только при помощи трубочки, но еще и ладошек, и корпуса от ручки, и бутылочки без дна. Можно еще картон скрутить в трубочку и тоже пускать мыльные пузыри.

- Ребята, посмотрите, как я буду мылить свои ладошки.

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

- Посмотрите, ребята, у меня руки теперь мыльные. Если раскрою ладошки вот так, чтобы образовалась небольшая щель, то появится небольшой пузырь. Если на него подуть, он приобретет круглую форму и полетит.

Физкультминутка «Пузырь»

- Дети, чтобы получился мыльный пузырь нужно правильно дышать. Мы  вдыхаем через нос и выдыхаем через рот. Теперь давайте попробуем надуть большой пузырь (дети складывают ладошки возле рта и надувают большой пузырь).

- Ребята, теперь все возьмите коктейльные трубочки, опустите один кончик трубочки в мыльную воду. Теперь подуйте в другой конец трубочки и посмотрите, что получится.

- Что, у вас получилось? (Получился круглый мыльный пузырь)

- Посмотрите, кокой большой мыльный пузырь получится, если подуть через бутылочку. Кто хочет попробовать?

- Аня, попробуй опустить дно бутылочки в мыльную воду. Теперь через горлышко бутылочки дуй. Вот какой большой мыльный пузырь у тебя получился.

- Смотрите, какой пузырь может получиться из корпуса от ручки.

- Кто хочет попробовать. Даниил иди ко мне. Опусти корпус от ручки в мыльную воду, теперь поднимай и дуй. У тебя получился очень красивый мыльный пузырь.

- Ребята, посмотрите, вся наша группа наполнена мыльными пузырями. Их очень много и они хотят с вами поиграть.

Хороводная игра «Пузырь».    

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел.

Ш-ш-ш. лопнул пузырь.

- Ребята, вам понравилось играть с мыльными пузырями?

- Нашему гостю, пора уходить. Он пойдет дальше дарить радость, своими мыльными пузырями. Давайте попрощаемся с ним. (До свидания мыльный пузырь)

- Ребята, вы сегодня были очень активными и за это вы получите наклейки.

Игры-экспериментирования с песком

Название: «Я пеку, пеку, пеку».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Задачи:

        Обучающие: учить детей лепить из песка пирожки, тортики, булочки.

        Развивающие: развивать мелкую моторику рук при лепке из песка.

        Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, способствовать эмоциональному настрою детей.

Оборудование: ведерки, лопатки, формочки для песка, куклы.

Ход:

- Ребята, сегодня мы с вами превратимся в пекарей. Вы хотите стать пекарями? (Да)

- Ребята, из чего мы будем выпекать? (Из теста, песка)

- Сегодня, мы с вами будем «выпекать» из песка.

- Ребята, как вы думаете, что мы с вами сегодня будем выпекать? (Пирожки, булочки, торт, пирожное)

- Отгадайте загадки, и тогда вы узнаете, что мы будем выпекать

1. Резные, крученые,

С начинкою, слоеные.

Вкусно - просто объеденье!

Это что? - Это... (печенье)

2. В праздник я приду ко всем,

Я большой и сладкий.

Есть во мне орешки, крем,

Сливки, шоколадки. (Торт)

3. В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Есть мясо или капуста.  (Пирожок)

- Какие вы молодцы, вы отгадали все загадки. Так что мы с вами будем сегодня «выпекать» из песка? (Торт, пирожки, печенье)

- Ребята, чтобы из песка можно было лепить, его нужно намочить водой, тогда он станет мокрым и из него можно делать форму.

- Я сейчас разобью вас на три подгруппы, и каждая подгруппа, будет «выпекать» из песка что-то одно.

- Первая подгруппа будет «выпекать» вкусные пирожки. Вторая подгруппа «испечет» нам вкусный и большой торт. Третья подгруппа будет делать сладкие печенья.

- Для того, чтобы наша «выпечка» получилась пушистой и вкусной, нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая игра «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

- Теперь, наши ручки готовы к выпеканию тортика, пирожков и печенья.

- Ребята, с чем вы будете «печь» пирожки? (С картошкой, капустой и т.д)

- Ребята, пирожки можно печь так. Сначала мы в песок наливаем водичку, затем мокрый песочек набираем в ручки и лепим пирожки, перекладывая с одной руки на другую. Как хорошо у вас получается.

- Ребята, как вы будете делать торт? Он у вас будет горкой? У вас получится замечательный торт.

- Какой формы у вас будут печенья? (Круглой, квадратной, треугольной, в форме бабочек) Какие разнообразные у вас печенья.

- Ребята, чтобы ваша выпечка была крепче, ее можно посыпать сухим песочком, но только немножко.

- Ребята, вы все приготовили? Теперь давайте будем пробовать. Посмотрите, какие вкусные у вас получились пирожки и печенья. Посмотрите, какой у вас получился большой торт. Давайте мы друг друга угостим.

- Ребята, ваша «выпечка» была очень вкусной. Вы были сегодня замечательными пекарями.

- Ребята, что мы с вами сегодня узнали о песке? (Если в песок налить воду, то он будет мокрый и из него можно будет лепить)

- Правильно, если в сухой песок налить воду, то можно будет лепить различные пирожки, башни, пасочки.

- Что еще мы с вами узнали? (На мокрый песок можно посыпать сухим, чтобы было крепче)

- Да, ребята, если на мокрый песок посыпать сухим, то конструкция станет немножко крепче. Но если насыпать очень много сухого песка на мокрый, то он может наоборот разломаться.

- Дети, вы сегодня очень старались и за это я наклею в ваши блакнотики красивые наклейки.

Название: «Песочные узоры»

Цель: уточнить знания детей о свойствах песка.

Задачи:

        Обучающие: формировать умения детей рисовать песком.

        Развивающие: развивать мелкую моторику рук, воображение.

        Воспитательные: воспитывать желание экспериментировать, внимательно слушать воспитателя.

Оборудование: сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям веревочками, поднос.

Ход:

- Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел. Вы знаете кто это? (Нет)

- Тогда отгадайте загадку.

Серый зверек,

Длинные ушки,

Маленький хвост.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Зайчик)

- Правильно, ребята. К нам сегодня в гости пришел зайчик Степа.

- Ребята, посмотрите, он что-то держит в лапках. Давайте посмотрим что это.

- Что принес нам зайчик? (Баночку)

- Ребята, зайчик Степа не знает, что у него в баночке, давайте мы расскажем что там лежит. (Сухой песок)

- В баночке лежит сухой, теплый, сыпучий песок. Давайте мы вместе с зайчиком рассмотри песок в лупу.

- Смотрите, песок состоит из мелких песчинок.

- Мы с вами наблюдали за песком, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «На носочки поднимайся»

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны,

Ножки вкось,

Ножки вместе,

Ножки врозь.

- Ребята, вы когда-нибудь рисовали песком? (Нет)

- Посмотрите, у меня есть конус и поднос.

- Какой формы конус? (У конуса форма треугольника)

- Что еще есть у конуса? (Веревочка)

- Правильно, у конуса есть веревочка. Она нужна для того, чтобы мы могли держать его и произвольно рисовать.

- Смотрите, на вершине конуса есть небольшая дырочка, оттуда будет сыпаться песок. Мы эту дырочку закрываем пальчиком снаружи конуса. И засыпаем внутрь песок. Теперь подносим его к подносу и рисуем. Мы можем его качать из стороны в сторону, держа за веревочку.

Конус с дыркой мы возьмем,

Песок сыпать начнем.

Кулек на веревочках качается,

На подносе узор получается.

- Посмотрите, какой узор у меня получился.

- Кто хочет попробовать порисовать узоры песком?

- У вас получились очень красивые узоры.

- Ребята, зайчику очень понравился ваш рассказ о песке. Зайчику было очень интересно наблюдать за тем, как вы рисовали. Степа обещает, что со своими друзьями – лесными зверушками, тоже будет рисовать песком.

- Ребята, что вы узнали сегодня нового? (Сухим песком можно рисовать узоры)

- Молодцы ребята, мне очень понравились ваши узоры.

Игры-экспериментирования со льдом

Название: «Тает льдинка».

Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Задачи:

        Обучающие: учить детей внимательно слушать воспитателя, не перебивать его рассказ.

        Развивающие: развивать умения детей определять холодную и горячую воду.

        Воспитательные: воспитывать желание экспериментировать.

Оборудование: свеча, ложка, лед, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход:

- Ребята, я для вас сегодня приготовила рассказ, слушайте его внимательно.

        Однажды зимой бельчонок принес домой льдинку, сосульку, он оставил ее в дупле, на полу в прихожей, а сам пошел обедать. После обеда бельчонок лег спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.

- Ребята, что произошло с льдинкой? (Она растаяла).

- Правильно, льдинка в тепле растаяла и превратилась в лужицу.

- Ребята, а давайте посмотрим, что будет если, мы лед подогреем на огне.

- Куда делся лед? (Растаял)

- Во что лед превратился? (В водичку)

Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув в лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят прозрачные стаканчики с водой. Только в одном стаканчике горячая вода, а в другом холодная вода.

- Ребята, как определить в каком стаканчике холодная вода, а в каком горячая? (Попробовать руками стенки стаканчика)

- Можно попробовать кончиками пальчиков стенки стакана, если стенки горячие, то внутри горячая вода, если холодная – значит внутри стаканчика холодная вода.

- Как еще можно определить горячую и холодную воду? (Если из стаканчика идет пар, то вода горячая, если пара нету, то вода холодная.)

- Какие вы молодцы, вы очень хорошо знаете как определить холодную и горячую воду.

- Как вы думаете, если мы опустим лед в горячую воду, что с ним произойдет? (Он растает).

- А если мы опустим лед в холодную воду? (Ничего не произойдет)

- В холодной воде лед тоже может растаять. В какой воде лед растает быстрее, в холодной или в горячей? (В горячей)

- Давайте мы это проверим. Мы опустим кусочек льда и в холодную и в горячую воду.

- В какой воде лед растаял быстрее? (В горячей)

- Правильно, ребята. Если лед положить в тепло, то он очень быстро растает. В холодной воде, лед будет таять гораздо медленнее, потому что температура воды и льда будет практически одинаковой.

- Ребята, вам понравилось наше экспериментирование? О чем мы с вами сегодня говорили? (Мы говорили сегодня о том, что лед в горячей воде тает быстрее, чем в холодной)

- Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали мой рассказ и экспериментировали.    

Название: «Ледяная горка».

Цель: показать детям, как делать горку для куклы.

Задачи:

        Обучающие: учить детей строить горку из снега, при помощи лопаток.

        Развивающие: развивать умения капать снег.

        Воспитательные: формировать у детей желание помогать; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование: горка из снега, вода, лопатки, куклы.

Ход:

- Ребята, посмотрите, наши куклы горько плачут. Давайте спросим, что у них случилось?

- Куклы говорят, что они очень хотят покататься на ледяной горке, но они не знают как ее строить. Поможем куклам построить горку? (Да)

- Что нам понадобиться для того, чтобы построить скользкую горку? (Лопатки)

- Правильно ребята, нам понадобятся лопатки. Мы ими будем собирать снег и строить горку.

- Какая большая у нас получилась горка.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы горка была скользкой? (Горку нужно залить водой).

- Правильно, сегодня на улице морозно, и если мы зальем горку водой, то она быстро замерзнет.

- У меня как раз есть ведерко воды. Давайте аккуратно выльем воду на горку.

- Пока вода будет замерзать, мы с вами поиграем в разные подвижные игры, чтобы не замерзнуть.

- Ребята, посмотрите, наша горка стала твердой и скользкой. Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что вода на морозе замерзает).

- Правильно, горка стала скользкой, потому что вода, которой мы поливали горку, замерзла.

- Ребята, наши куклы очень хотят прокатиться на такой красивой горке. Давайте мы их покатаем.

- Куклы, ну что скажете? Вам понравилось катать с горки, которую построили детки?

- Куклам очень понравилось кататься с горки. Они вам благодарны и говорят спасибо. Теперь наши куклы улыбаются.

- Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Мы строили горку для кукол)

- Как мы строили горку? (Мы лопатками собирали снег и делали горку)

- После этого, что мы сделали? (Мы залили горку водой)

- Ребята, вы сегодня очень постарались. Мне понравилось как вы сегодня дружно и весело строили горку.

Игра-экспериментирования с камешками

Название: «Сказка о камешке»

 Цель: показать детям, что предметы могут быть легкими и тяжелыми.

Задачи:

        Обучающие: продолжать знакомить детей со свойствами камешек.

        Развивающие: развивать умения различать тонущие и не тонущие предметы.

        Воспитательные: учить детей уступать друг другу и не ссориться.

Оборудование: тазик с водой, камешки, перышко, монетки, пластмассовый мячик.

Ход:

- Ребята, мне птичка рассказала очень интересную сказку о камешке. Хотите, я вам расскажу эту сказку? (Да)

- Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

        На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!». Пришел на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!». Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжелый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг веселых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь, тяжелые камешки плавать не могут.

- Ребята, вам понравилась сказка? О чем она была?

- Почему камешек не мог плыть? (Потому что он очень тяжелый)

- Правильно, камешек тяжелый и поэтому он опустился на дно озеро, где подружился с рыбками.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

- Ребята, вы хотите проверить, какие предметы еще тонут в воде?

- Посмотрите, у меня на столе лежат предметы, перечислите их. (камешки, монетки, перо, мячик)

- Давайте посмотрим, правда ли камешки тонут? Дима, подойди ко мне. Возьми в руку камешки и опусти их в воду. Что произошло? (Они утонули)

- Почему камешки утонули? (Потому что камешки тяжелые)

- Правильно, камешки тяжелые и поэтому они опустились на дно тазика. Спасибо Дима, садись на свое место.

- Вероника, как ты думаешь, мячик утонет? (Нет)

- Почему ты так думаешь? (Потому что он пластмассовый и легкий)

- Давай проверим. Возьми в руки мячик и опусти его на воду. Что произошло? (Мячик поплыл)

- Правильно, Вероника, мячик поплыл по воде, потому что он легкий.

- Витя, как ты думаешь, монетки утонут или останутся на поверхности воды? (Утонут)

- Почему монетки утонут? (Потому что они тяжелые)

- Давай посмотрим. Возьми монетки и опусти их в таз с водой. Что случилось? (Монетки утонули)

- Правильно, из-за того, что монетки тяжелые они опустились на дно. Молодец, Витя. Садись.

- Ребята, у нас осталось только перышко. Как вы думаете, перышко будет плавать или утонет? (Будет плавать)

- Настя, опусти перышко в воду. Что произошло? (Перышко осталось плавать на воде)

- Почему перышко не утонуло? (Потому что оно легкое)

- Спасибо Настя, ты мне очень помогла.

- Ребята, скажите мне, какие предметы легкие? (Перышко, пластмассовый мячик)

- Какие предметы тяжелые? (Монетки, камешки)

- Ребята, мы с вами сегодня узнали какие предметы тяжелые, а какие легкие. Мы проверили, что камешки и монетки тонут, а перышко и мячик плавают.

- Вы сегодня все мне очень помогли. Мне понравилось сегодня с вами играть.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательности "Живая неживая природа"

Непрерывная образовательная  деятельность  предназначена  для организации образовательной деятельности  с  детьми  старшей  группы  в  возрасте  5-6...

Методическая разработка по ознакомлению с неживой природой детей в младшей группе

Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей с водой, камнями, песком....

"Неживая природа" Рекомендации для родителей младшей группы

quot;Неживая природа" Рекомендации для родителей младшей группы...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Рекомендации для родителей по теме «Здравствуй, зимушка-зима. Изменения в неживой природе»

К 3 годам ребенок знает, что зима – это время года, когда выпадает снег. Имеет представление о некоторых характеристиках снега: снег скрипит, он холодный и на нем видны следы. Проводят связь меж...

рекомендация для родителей неживая природа

  Уважаемые родители, поговорите с ребёнком о том, какое время года сейчас, какие изменения произошли в живой и неживой природе, вспомните названия весенних месяцев; понаблюдайте за измене...