Консультация для педагогов ДОУ «Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Провела: Хайитова Е.А.
Удивительный мир природы: Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Наиболее интенсивно чувства детей развиваются в дошкольном детстве, поэтому в основе формирования личности ребенка и воспитания у него гуманного отношения к окружающему миру, лежит гармоничное развитие чувств.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, смотрят на луну, звезды, чувствуют, как мороз пощипывает щеки, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, уголком, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игр.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость.
"Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками" - утверждают педагоги - практики.
Малыш - природный исследователь окружающего мира, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
"Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при равных условиях будет его творческая деятельность", - писал классик отечественной психологической науки Л.С. Выготский.
Почему меня заинтересовала тема исследовательской деятельности детей в познавании неживой природы? Во-первых, от явлений неживой природы зависят изменения в жизни животных и растений, так как в природе все взаимосвязано. Во-вторых, многие педагоги привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши, а мне бы хотелось, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, Конечно взрослому легче сделать все самому и ребенку оставить роль наблюдателя. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже, какими бы интересными, не были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому в своей работе с детьми я стала использовать опыты, эксперименты, в процессе которых у детей возникали:
- умение видеть мир природы и узнать много нового, интересного и необычного, возможность испытать радость открытий.
- кроме того, у детей развивается трудолюбие, усидчивость, воспитывается любовь к неживой природе и умение видеть ее красоту.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
- свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна и искусственные);
- небесные тела (метеориты, кометы)
- солнечное и лунное затмение.
1. опыт:
« Форма дождевых капель».
Наполни пипетку чистой водой.
Держи пипетку на высоте примерно 30 см. над бумагой и капни одну каплю воды.
Обведи край капли фломастером или ручкой.
Повтори 1,2, и 3 раза. Получились ли капли одинаковой формы?
2. Опыт.
«Водяные картинки».
Намочи кисть в воде.
Нарисуй картину, используя воду в качестве «краски». Когда закончишь, оставь свой водный рисунок на несколько часов. Что произошло?
( Тепло солнца вызывает испарение воды с твоей картины. Тогда она превращается в водяной пар и поднимается обратно к облакам.)
3.Опыт.
«День и ночь».
Взять макет «Земного шара» - это глобус.
Посветить фонариком с одной стороны – как лучи солнца. Медленно поворачивать глобус.
- ночь; - утро; -день; -вечер.
Земля как гигантский мяч, вращающий в темноте космоса. Земля находится в постоянном движении и обращается вокруг своей оси за 24 часа.
4 Опыт.
« Времена года».
Взять глобус. Установить фонарик так, чтобы он светил над экватором. В тех местах где свет самый яркий, будит лето. В тех странах, куда свет доходит дольше всего, будит зима.
В процессе использовании элементарных опытов при ознакомлении с неживой природой для себя я ставлю главную цель- формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций, возникающих в жизненном опыте. Воспитание их активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....
Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ
Дидактическая игра «Давай поменяемся».Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.Ход:1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых ...
Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ.
Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ....
«Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами живой и неживой природы
Консультация для воспитателей из опыта работы....
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с неживой природой средством игр-экспериментирований
В данных рекомендацих предъявлены игры-экспериментирования, в которые можно поиграть с детьми второй младшей группы. Так же показана важность данного вида игр для детей....
"Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами природы"
Дошкольники-природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребёнок рождается исследователем.В дошкольном детстве ребенок...
Семинар – практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»
Семинар – практикум для воспитателей«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»...