Семинар – практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»
методическая разработка по математике

Феоктистова Анастасия Сергеевна

 

Семинар – практикум  для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с неживой природой с помощью ТРИЗ»

До сих пор, уважаемые коллеги, речь шла о живой природе. Но существует еще и неживая природа. Дошкольников также необходимо знакомить с ней, с ее изменчивостью, разными состояниями, а также нужно учить бережному отношению к природным ресурсам.
Чем раньше мы начнем давать детям знания о неживой природе, элементы физики, тем лучше будут развиваться такие качества, как пытливость, любознательность, находчивость и, конечно, мыслительная деятельность и воображение.
Для такой работы в тризовской технологии существует масса методов и приемов:
• системный оператор
• МММЧ
• опытные исследования
• игра «Хорошо - плохо» - принцип единства и борьбы противоположностей
• прием посредника
• использование вещественно - полевых ресурсов
• переход веществ в разные состояния
• прием «наоборот» и многие другие.
И самый важный из них, пожалуй, – это метод моделирования маленькими человечками.
• (Предлагаю аудитории стать участниками игры – занятия)
Материал:
- материал к опытам
- маркеры городов: ТТ ЖЖ ГГ
- мольберт
- шапочки

Ход семинара - практикума

Сегодня мы отправимся с вами в страну маленьких человечков, которые живут в разных городках.
- Вы знаете, что это за маленькие человечки?
Твердые человечки крепко держатся за руки, чтобы ничего не произошло, чтобы никто и ничто не мог (ло) проскользнуть между ними.
Жидкие человечки держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями, чтобы между ними можно было проскользнуть.
Газообразные или бегущие человечки живут в различных запахах, пузырьках жидкости. Они все время летают, т.е. бегают.
(Отбираю воспитателей, которые будут со мной играть)
Итак, через эти ворота (маркер ТТ) пройдут в первый город те,
кто состоит из твердых природных человечков Вы называете себя (объект, состоящий из твердых человечков должен быть взят из природы). Например, «я – камень…». (Называя себя, педагоги проходят через ворота в город твердых человечков)
- Хорошо ли вам здесь?
(Да, мы сильные, крепкие, умеем держать свою форму).
Путь наш продолжается дальше, а на пути – город жидких человечков (ворота с маркером Ж).
Педагоги, проходя через ворота, называют себя.
- Хорошо ли вам здесь, в своем городке, жидкие человечки?
(Да, мы любим течь, литься, менять форму, путешествовать, смешиваться. Мы не любим постоянства).
Дорога привела нас к городу самых веселых газообразных человечков. Надо в него пройти. Жители страны газообразных человечков, проходите в ворота! (Проходя, воспитатели называют себя: я – газинка из газировки, я –запах от цветка, я – запах от духов, я – воздушинка из пара, туман и т.д.)
А как, газинки, вам живется в своем городе? (Мы не прочь везде побывать, не любим «сидеть» на месте, любим движение! Мы хотели бы подружиться с другими человечками.)
Тогда давайте отправимся в следующий город, в город смешанных Человечков. Наденьте шапочки с маркерами своих городов и, объединившись в пары, тройки, назовите себя.
ТЖ – вода в стакане, лед в воде…
ТГ – воздушный шарик,
ГЖ – минеральная вода, лимонад, пузырьки воздуха в воде…
ТГЖ – человек, растение, животное, аквариум…
Все, что окружает нас, и мы сами состоим из маленьких человечков, разница только в количестве разных человечков и в каждом отдельном объекте и их связях.
То, что маленькие человечки дружны – это, видимо, необходимо для них, а вот могут ли они превращаться друг в друга (менять свое агрегатное состояние), мы сейчас проверим на опытах.
Приведите примеры, когда твердое тело при каких-то условиях превратилось бы в жидкое. (Сливочное масло, мед, лед, воск при нагревании становятся жидкими.)
Опыт: принести кусочек льда из холодильника - ТЖГ, растопить свечу над спиртовкой… ТЖ.
А сейчас мы увидим с вами интересные превращения с солью. Как вы думаете, соль так и будет растворяться, сколько бы ее ни положили? (Ответы аудитории)
Сейчас мы проверим. (Соль растворяется, пока ее мало. Но чем больше мы кладем, тем дольше размешивается. И, наконец, на дне остается осадок – больше не растворяется. Кроме того, бросив в воду последний кусочек соли, видим, как жидкость превращается в сплошную массу кристаллов.)
- Что же произошло с солью? (Соль не просто растворилась в воде, но из-за большого количества перешла вновь в твердое состояние: то есть количество перешло в качество.)
Приведите примеры перехода жидкого тела в твердое. (Вода, замерзая, превращается в лед; жидкий воск, остывая, превращается в свечу, шоколад жидкий при охлаждении застывает, жидкость для карамели становится конфеткой).
- А в каких примерах жидкие тела превращаются в газообразные?
(Мокрая рука через некоторое время высыхает: вода испаряется; краска в рисунках высыхает; летом быстро высыхают лужи; вода при нагревании превращается в пар…)
- А может ли газообразное тело превратиться, наоборот, в жидкое? (Пар превращается в воду, в росу при охлаждении…)
- Так какой же мы с вами сделаем вывод? (Маленькие человечки могут переходить из одного состояния в другое при охлаждении, нагревании, испарении).
Таким образом, мы с вами сегодня, уважаемые коллеги, выяснили, как с помощью теории решения изобретательских задач можно познакомить дошкольников с окружающей неживой природой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».

Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ

Дидактическая игра «Давай поменяемся».Цель: Учить выделять подсистему, функцию объекта, обмениваться функциями, объяснять, когда это бывает.Ход:1ребёнок: Я-лёд. Я прозрачный и состою из твёрдых ...

Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ.

Опыты по ознакомлению дошкольников с неживой природой ММЧ....

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с неживой природой средством игр-экспериментирований

В данных рекомендацих предъявлены игры-экспериментирования, в которые можно поиграть с детьми второй младшей группы. Так же показана важность данного вида игр для детей....