Тематическое планирование кружка .Художественно-эстетического направления.
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) на тему

Вострикова Елена Викторовна

                Пояснительная записка.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

·         Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

·         Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

·         Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

·         развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;

·         формирование элементарного эстетического сознания;

·         формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

·         развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

·         систематическое  развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;

·         формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:

·         изучение элементов теории эстетики;

·         систематическое общение с художественной культурой;

·         организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью:  эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.

В процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Список использованной литературы:

1.     Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. Просвещение, 2000. - 176 с.

2.     Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования Владос, 2004.-98 с.

3.     Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 2008.-242с.

4.     Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006.

5.     Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. - 240 с.

6.     Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829 с.

7.     Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.

8.     Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002.

9.     Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2005.

10.                       Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.

11.                       Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.

12.                       Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

 

Тематический план

п/п

Тема занятия

Задачи

Количество занятий

Октябрь

1

«История кукол» 

·         Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим.

·         Формировать положительное отношение к окружающему миру.

·         Воспитывать любовь к труду, уважение к родине, к семье.

Словарная работа: тряпичная, лоскутное.

Предварительная работа:

·         Беседы о любимых игрушках.

·         Разучивание пальчиковых игр.

·         Игры с куклами.

·         Рассматривание и игры с куклами из мини- музея.

·         Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

 

Четверг 6.10.2016

2

«Куклы из ткани(обереги)»

Сформировать понятие русской народной тряпичной куклы;• познакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси;• развивать художественные способности, воображение, воспитывать уважение к народной культуре

Четверг 13.10.2016

3

«Лепим куклу из пластилина»

·         Совершенствовать навыки работы с пластилином.

·         Пробуждать интерес к лепке.

·         Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

·         Развивать мелкую моторику, фантазию.

·         Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

 

Четверг 20.10.2016

4

«Играем в бумажные куклы» Куклы Ваня и Аня.

 

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (снимание, разрывание, скручивание).
Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека.
Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная.
Заинтересовать детей работой с бумагой.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, бережливость.

Четверг 27.10.2016

Ноябрь

5

Матрешка –русская народная игрушка

 формировать представления детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов;

- продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;

- развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества;

- развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия;

- развивать зрительную память, мышление, пространственное воображение, восприятие величины и счета;

- формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы; обогащать словарь

- воспитывать умение участвовать в совместных играх;

- воспитывать самостоятельность, активность.

 

 

 

Четверг03.11.2016

6

Деревянные игрушки : Богородская игрушка

 

1. Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду.

2. Характеристика предметов народных промыслов.

3. Знакомство детей с народным искусством и обучение декоративной лепке в разных возрастных группах.

 

Четверг10.112016

7

Дымковская игрушка

1. Народное декоративно-прикладное искусство и его место в детском саду.

2. Характеристика предметов народных промыслов.

3. Знакомство детей с народным искусством и обучение декоративной лепке в разных возрастных группах.

 

Четверг17.11.2016

8

Филимоновская игрушка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учиться  расписывать филимоновской  росписью.

Развивать творчество, цветовое восприятие, чувство ритма, композиционные навыки

Воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность

 

Четверг 24.11.2016

 

 

 

 

Декабрь

 

9.

Каргопольская игрушка

1.     Обучающая: учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

2.     Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

3.     Воспитательная: воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам каргопольской  росписи

 

Четверг01.12.2016

10

Каргопольская игрушка

1.     Обучающая: учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

2.     Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

3.     Воспитательная: воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам каргопольской  росписи

 

Четверг08.12.2016

11

Гжельская посуда

 

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками. Закрепить навык рисования двойным мазком.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

 

Четверг15.12.2016

12

Подготовка подарков к Новому году

 Учить рассказывать о себе, об окружающих изменениях; закреплять знания и работе с соленым тестом; развивать внимание и мышление; воспитывать положительные эмоции от предстоящего праздника. История возникновения праздника.

Четверг22.12.2016

                                                                    Январь

13

«Кукла из цветной пряжи»

Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки.

Четверг05.01.2017

14

«Волшебные тарелочки»

Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Четверг12.01.2017

15

Моделирование игрушек по замыслу детей.

Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала.

Четверг19.01.2017

16

«Зимняя сказка»

Создать коллективное панно. Учить детей мять маленькие кусочки бумаги, приклеивать их на шаблоны тем самым развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение, фантазию, использовать разную технику работы с бумагой, ватой. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.

Четверг26.01.2017

Февраль

17

«Объемные снежинки»

Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Четверг02.02.2017

18

«Маленькие бусинки»

Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию.

Четверг09.02.2017

19

Подарок для мамы.

Продолжать учить детей делать объемные поделки

Четверг16.02.2017

20

Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества.

Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе.

Четверг23.02.2017

                                                                     Март

21

«Во дворе у бабушки»

Создать коллективную модель деревенского двора по технике оригами. Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности.

Четверг02.03.2017

22

Чудо-пластилин

1. Учить детей использовать пластилин для изображения предметов окружающей действительности.

2. Сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности.

3. Воспитывать творческое воображение.

 

 

Четверг09.03.2017

23

Улитка-улитка покажи рожки, ступай по дорожке.

Рассказ детей об образе посредством пластилинографии.

Использование бросового материала для придания объекту завершенности, выразительности.

Приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание.

Проговаривание потешки «Улитка, улитка, высуни рога».

 

Четверг16.03.2017

24

«Мы весёлые матрёшки»

Рассматривание матрёшек: величина, цвет, форма. Приёмы выполнения узора. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Четверг23.03.2017

Апрель

25

  «Грачи прилетели» (Техника оригами)

  Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи. Обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения. Уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач. Упражнять в развитии силы голоса. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе, Углубить впечатления, связанные с приходом весны.
Материалы: На листе ватмана нарисованное дерево тополь, листы цветной бумаги квадратной формы, карандаши, гнёзда (коробочки, птенцы сложенные из бумаги, способом оригами), различные виды зерен, семена, магнитная доска, двусторонний скотч, цветок колокольчик.

Четверг06.03.2017

26

 «Ракета» (пластилинография)

 Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.
Материал: Лист картона, пластилин, вода в миске.

Четверг13.03.2017

27

 «Ночной город»(аппликация из ткани)

 Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу.

Четверг20.03.2017

28

 «Подсолнух» (аппликация из крупы)

 Учить детей создавать на картоне композицию из нетрадиционного материала – крупы, семечек. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

Четверг27.03.2017

 

Список использованной литературы:

1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г

2. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.

3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.

4. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.

5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.

6. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.

7. Селезнева Е. В. Цветы и игрушки из скрученной бумаги: Квиллинг для малышей. - Литера, 2012 г.

8. Цыгвинцева О.А.Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. - 2013. СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_nas_zashchishchaet.pptm860.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по художественно – эстетическому развитию в старшей группе.

Календарно- тематический план по образовательной области художественно-эстетическое развитие....

Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе на летний период времени

Тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе на летний период времени позволит воспитателям организовать свою работу с дошкольниками...

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию "Музыка"

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию "Музыка"....

Тематическое планирование кружка .Художественно-эстетического направления.

              Пояснительная записка.Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным ...

Тематическое планирование по художественно - эстетическому воспитанию

Тематическое планирование на все возрастные группы детского сада. Тема: Приобщение дошкольников к миру искусства....

комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому воспитанию во 2 младшей группе по программе "Мир открытий"

Создание комплексно-тематическое планирования на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности, сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью....

Комплексно - тематический план ОО "Художественно - эстетическое развитие" направление Музыка на сентябрь для детей младшей группы

Комплексно - тематический план ОО "Художественно - эстетическое развитие" направление Музыка на сентябрь для детей младшей группы...