План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
методическая разработка по окружающему миру по теме
План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. ФГОС – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя
ФИО: Каюмова Гульсина Ильхамовна
Должность: воспитатель «Детский сад №9 «Рябинушка» п.г.т. Кукмор»
Квалификационная категория: первая
Стаж педагогической работы: 29 лет
Начало работы по теме 2012-2013 уч. год
Предполагаемый срок окончания 2016 - 2017 уч. год.
Тема:
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Введение
Актуальность темы. На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 г. были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. ФГОС – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
- Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
- Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.
Введение
Срок реализации: (2012-2013 учебный год) Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1. | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособия С.Н.Николаева «Юный эколог», С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» |
2. | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Изучение опыта педагогов ДОУ | Сентябрь | Преемственность. |
4 | Составление плана работы. | Октябрь | Перспективный план работы. |
5 | Консультации для родителей | В течение года | Папки – передвижки на тему: «Ребенок и природа», стенд «Теперь мы знаем…». |
6 | Разработка занятий по экологии. (иллюстративного и текстового материала). | Ноябрь | Составление конспектов с использованием ИКТ |
7 | Разработка проекта по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста. Тема: «Экология души» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста. | Декабрь | Долгосрочный проект, участие родителей. |
8 | Создание экологического уголка. Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала) | Январь | Выставка: «Дары природы» |
9 | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Февраль | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
10 | Участие в районном конкурсе “Воспитатель года – 2013 год” | Март | Грамота в номинации «За педагогический поиск» |
11 | Самоанализ проделанной работы. Проведение открытого мероприятия для анализа со стороны коллег на тему «Лучше нет родного края» | Апрель | Размещение данного занятия в социальной сети для работников образования. Получения сертификата. |
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Май | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
12 | Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Срок реализации: (2013-2014 учебный год) Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) | |
1. | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий: Э.Э. Баранникова «Я познаю мир», Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой». | |
2. | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» ,«Обруч» | В течение года | Подписка на печатные издания. | |
Практический этап | ||||
3 | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию по всем возрастным группам | Сентябрь | Календарно – тематическое планирование | |
4 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» | ||
5 | Семинар практикум «Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГОС» | Октябрь | Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Рябинушка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан | |
6 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | В течение года | Демонстрационный и раздаточный материал | |
7 | Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающем миром. | Ноябрь | Конспект образовательной деятельности | |
8 | Обновление содержания образовательной деятельности в области социального развития детей дошкольного возраста | Декабрь | Выступление на семинаре-практикуме по «Развитие познавательной активности дошкольников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс» на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Радуга» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан | |
9 | Выступление на педсовете | Январь | Тема: «Использование УМК в процессе образовательной деятельности в детском саду» | |
10 | Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов | Февраль | Тема: «Мой лучший урок», диплом | |
11 | Создание системы методического обеспечения по организации и внедрению ФГОС ДО в ДОУ | Март | Работа в творческой группе по внедрению федерального государственного стандарта дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 9 «Рябинушка» п.г.т. Кукмор». | |
12 | Разработка материала для республиканского смотра-конкурса «Зеленый огонек» | Апрель | Диплом коллективу МБДОУ №9 «Рябинушка» за III место | |
13 | Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Май | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. | |
14 | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС | В течении года | Оформление центра экологического воспитания детей. |
Срок реализации: (2014-2015 учебный год) Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1. | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий: О.А. Соломенников «Ознакомление с природой в детском саду». |
2. | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Участие в конкурсе «Юннат-2014» | Сентябрь | Изготовление поделок, сувениров. Грамота за 2 место |
4 | Игры и упражнения для экологического развития детей среднего возраста | Картотека игр и упражнений | |
5 | Участие во Всероссийском форуме «Педагоги России: инновации в образовании» 29.10.2014г. г. Казань | Октябрь | Диплом за участие |
6 | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам | Ноябрь | Развлечение «Мой осенний сад» |
7 | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | В течение года | Наглядный материал |
8 | Консультация для педагогов на тему «Экологическое воспитание как развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности» | Декабрь | Наглядный материал |
9 | Взаимодействие с родителями. | Январь | Конкурс «Самая красивая кормушка» Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» |
10 | Всероссийский конкурс конспектов непосредственно – образовательной деятельности в ДОУ . | Февраль | Тема: «Край родной», свидетельство |
11 | Создание сайта в социальной сети для работников образования и размещение в нем учебного материала. (http://nsportal.ru/ | Март | Сертификаты о создании в социальной сети работников образования своего персонального сайта и о публикации, |
Проведение образовательной деятельности на тему: «Юный пешеход» | Апрель | ОД по ПДД проведенного в рамках третьей глобальной недели безопасности дорожного движения организованного по инициативе ООН проведенного на базе МБДОУ«Детский сад №9 «Рябинушка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района РТ | |
13 | Отчет о проделанной работе | Май | Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ |
Срок реализации: (2015-2016 учебный год) Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1. | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий: Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» |
2. | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап | |||
3 | Проведения родительского собрания | Сентябрь | Тема: «О взаимоотношениях в семье ребенка и родителей» |
4 | Выступление на педсовете | Октябрь | Тема: «Организация и проведения мониторинга развития интегративных качеств дошкольника» |
5 | Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто где живет?»; «Забавные истории о добрых животных» | Ноябрь | Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями |
7 | Конкурс «Лучший конспект ОД с использованием УМК». | Декабрь | Грамота МБДОУ №9 «Рябинушка» п.г.т. Кукмор , 2 место |
8 | Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?» | Январь | Изготовление кормушек, Выставка детских рисунков. Наблюдение за птицами |
9 | Участие во Всероссийском форуме «Педагоги России: инновации в образовании» 11.02.2016г. г. Казань | Февраль | Сертификат участие |
10 | 1 Международный конкурс творческих работ | Март | Тема: «Моя профессия – мое призвание». Диплом лауреата |
10 | Совместная работа с детьми по папье-маше «Сбережём планету». | Диплом победителя Всероссийского конкурса творческих работ «Ай да скульптор!» | |
11 | Дид.игра «Живая и неживая природа», Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» «Комнатные растения» | Апрель | Выставка детских рисунков. Консультации. |
12 | «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" Отчет о проделанной работе | Май | Публикация статьи в материалах II Всероссийских Айтматовских научных чтений, посвященных 70 - летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Обобщение результатов на совета ДОУ. |
Срок реализации: (2016-2017 учебный год) Теоретический этап
№ | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) |
1. | Изучение методической литературы по данной проблеме | В течение года | Приобретение пособий: А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» |
2. | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»,«Обруч». | В течение года | Подписка на печатные издания. |
Практический этап
3 | Консультация для родителей Тема: «Экологические игры для дошкольников | Сентябрь | Тема: «Экологические игры для дошкольников |
4 | Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей. | октябрь | «Осень золотая» |
5 | Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Ознакомление с окружающем миром». | Ноябрь | Индивидуальная работа с детьми |
6 | «Растения – фитотерапевты. Какие они?» | Декабрь | Наглядный материал |
7 | Семинар-практикум для воспитателей | Январь | Тема: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников» |
8 | Участие во всероссийских конкурсах в интернете. | Февраль | III Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Ярмарка педагогических идей» |
9 | Обобщение опыта работы на районном уровне. Участие в семинаре | Март | Тема: «Влияние экологических игр на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста» |
10 | Оформление папки с результатами новых разработок | Апрель-май | Картотека игр и упражнений |
Список использованной литературы
1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
3. С.Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания» детей
4. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
5. Э.Э. Баранникова «Я познаю мир»
6. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
7. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
8. Т.С. Комарова «Изо в детском саду»
9. С.А . Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой».
10. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»
11. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
12. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
13. Федеральные Государственные Требования
14. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...
Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...
Проект "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
Данный проект предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через игры-экспериментирования, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, художественно-эстетическую деятельность....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2 ВОСП...
"Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
В статье предоставлены материалы экспериментальной работы по формированию экологической культуры в ДОУ посредством родной природы....
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
План по самообразованию «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных вз...