"Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
статья (старшая группа)
В статье предоставлены материалы экспериментальной работы по формированию экологической культуры в ДОУ посредством родной природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologiya2023.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
Корчакова С .В.
Воспитатель
МБДОУ №194
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры в ДОУ посредством родной природы. Автором предложена Методика формирования экологической культуры старших дошкольников и обозначены такие компоненты как экологические поведение и культура детей старшего дошкольного возраста, выделены критерии, на основании которых, можно оценить уровень сформированности экологической культуры.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, методика.
В цифровом мире экологическая культура детей дошкольного возраста является составной частью общечеловеческой культуры, единения духовного и эстетического восприятия природы. Формирование экологической культуры должно базироваться на приобщении к природе, именно к родной природе, которая окружает ребенка и, которая ему понятна. Именно природа является мощным фактором формирования культуры растущего поколения.
В МБДОУ №194 была разработана Методика формирования экологической культуры старших дошкольников и апробирована с февраля по октябрь 2023 г. Раскроем особенности применения методики и результаты экспериментальной работы.
В МБДОУ №194 экологическая культура формируется на основе модели предложенной Е.М. Рогожниковой, создается “модель” окружающей среды. Она позволяет детям “погружаясь” в игровую ситуацию, знакомиться с природным, животным, человеческим миром [2].
Особое значение придается играм экологического материала в процессе формирования экологических представлений, например, формирования представлений о временах года в играх-драматизациях, при обучении понимания моделей живой и неживой природы и др.
Экологическая культура включает в себя такие компоненты как экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Исходя из этого требования, выстраиваются основные критерии оценки. Так как экологические знания, предложенные Н. Рыжовой, в основном направлены на объекты живой природы, мы дополнительно ввели знания по неживой природе.
В соответствии с темой исследования, мы изначально посчитали важным, выявить критерии, на основе которых в дальнейшем будем подходить оценка уровня, а затем общий уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Критерии были распределены по баллам от 1 до 3. И соответственно развитие указанных критериев соотносились в дальнейшем с уровнями.
Низкий уровень размещается в пределах от 0,5-1,4.
Среднему уровню присваивается критериальный балл – от 1,5-2,4.
Высокому уровню присваивается критериальный балл – от 2,5-3,0.
На основе критериев составлено содержание уровней экологической культуры старших дошкольников с учетом темы статьи.
- низкий уровень характеризуется наличием некоторых представлений о живой и неживой природе; разрозненность знаний о способах действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам; интерес к живой и неживой природе выражен недостаточно; решение экологических задач осуществляется одним способом, но действуют по образцу, требуется участие воспитателя на всех фазах ухода за растениями или животными; деятельность в походе или экскурсии только подражательного типа.
- средний уровень характеризуется наличием представлений, сформированностью интереса детей к живой и неживой природе; усвоением ими знания о способе действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам; решение экологических задач осуществляется вариативным способом, участие воспитателя требуется на отдельных фазах ухода за растениями или животными; деятельность только репродуктивного типа.
- высокий уровень характеризуется наличием у детей представлений, сформированностью интереса детей к живой и неживой природе; полным усвоением ими знания о способе действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам; решение экологических задач осуществляется творческим способом, участие воспитателя не требуется; деятельность в походе или экскурсии творческого и самостоятельного типа. Дети испытывают потребность в общении с природой.
Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Имя ребенка | Уровень экологической культуры детей ЭГ и КГ. | ||||||
Экологические знания живой природы | Экологические знания неживой природы | Экологическое мышление | Экологические оправданное поведение и | Чувство любви к природе | |||
ЭГ | |||||||
Дина С. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Вика К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Оксана О. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Максим У. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Маша М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||
Костя Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
КГ | |||||||
Инна А. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||
Марк Т. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Катя С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Максим А. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
Руслан Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Алла Ж. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Результаты диагностики показывают преобладание у детей 1 уровня, только у некоторых детей, при чем, по отдельным критериям — присутствует 2 уровень, а также хотелось бы отметить отсутствие 3 уровня у детей данной группы.
Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса и бережного отношения к природным объектам; решение экологических задач, осуществление ухода за растениями или животными; активная деятельность в походе или экскурсии детей.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что экологическая культура детей дошкольного возраста станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах взаимодействия с природой. А жизнь в ДОУ обогатится за счет экскурсий и походов в природу, которые находят свое воплощение в формировании экологической культуры.
Итак, анализ уровней экологической культуры детей 5-6 лет, свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий адаптированных применительно и к региональным условиям среды и личностным особенностям воспитанников 5-6 лет.
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на основе цели, задач работы.
Цель: Создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи этапа:
- Создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
- Совершенствование условий для содержательного общения ребенка с природой;
- Развитие навыков ухода за растениями и животными;
- Обучение в подгруппе, группе над достижением поставленной цели формирования экологической культуры;
- Стимулирование развития экологического мышления;
- Повышение уровня культуры эстетического восприятия природы в ходе экскурсий, наблюдений, походов и пр.
В начале учебного года дети получают представление о том, что человек часть природы; знакомятся с глобусом — моделью Земли; экосистемами: лес, луг, водоем; получают первоначальные экологические знания, элементарные сведения об экологических законах по книге В. Танасийчука «Экология в картинках». На некоторых примерах дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды и связывают ухудшение экологических условий с ухудшением здоровья человека. Вместе с педагогами думают: чем же можно помочь природе? (Не делать плохого обитателям леса и поляны — это уже хорошо; подкармливать зимой птиц — замечательно.)
Измерение экологического мышления осуществлялось через решения различных рода игр экологического содержания.
Экологически оправданное поведение и чувство любви к природе отмечалось на основе наблюдений, прогулок, походов, экскурсий [1].
В течение года дети рисуют экологические плакаты на самые разные темы, принимают активное участие в практических делах по благоустройству и озеленению территории ДОУ. Они узнают и о последствиях неправильного поведения человека в природе. Воспитатели дают им элементарные знания по этой теме, используя видеопрезентации, экологические сказки, проблемные ситуации и т. д.
Все обучение и воспитание детей проходит на объектах ближайшего природного окружения. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали комплекс мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у детей.
Целенаправленная и систематическая работа позволила сделать выводы о возможных изменениях уровней экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в рамках проведенных мероприятий.
Результаты апробации комплекса мероприятий направленных на формирование экологической культуры у детей 5-6 лет осуществлялись на основе сравнительных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Учитывая вариативный характер исследования, для оценки были использованы данные ЭГ. и КГ.
Графическое изображение уровня экологической культуры у детей 5-6 лет в экспериментальной и контрольной группах отражены в рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение уровней экологической культуры у детей
5-6 лет в ЭГ и КГ
Анализ уровня экологической культуры у детей 5-6 лет в экспериментальной и контрольной группах показал следующие результаты:
- 96,2 % в ЭГ и 56,3 % в КГ характеризуется наличием у детей представлений, сформированностью интереса детей к живой и неживой природе;
- 90% в ЭГ и 66,7 % в КГ усвоением ими знания о способе действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам;
- 78 % в ЭГ и 48,1 % в КГ решение экологических задач осуществляется творческим способом;
- 78,5% в ЭГ и 42,3 % в КГ деятельность в различных формах экологического взаимодействия с живой или неживой природой творческого и самостоятельного типа;
- 59,4% в ЭГ и 47,1 % в КГ испытывают потребность в общении с природой.
Таким образом, уровень знаний по контрольному заданию в ЭГ по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 47,2%, в КГ — 11,6%.
Следовательно, разработанная Методика формирования экологической культуры старших дошкольников способствует развитию интереса к природе, формированию экологической культуры у детей 5-6 лет. Переход на более высокий уровень экологической культуры у детей 5-6 лет, возрастающих в результате экспериментальной работы, показывает достаточно высокую эффективность проделанной работы, подтверждает ее практическую значимость.
Литература
- Алышева Н.Е. Экологическое воспитание для детей дошкольного возраста // Юный натуралист. - 2022. - № С 102-104.
- Рогожникова Е.М. Экология и эволюция: новые горизонты: материалы Международного симпозиума, посвященного 100-летию академика С.С. Шварца (1–5 апреля, 2019, г. Екатеринбург). — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. — 698 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...
Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...
План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2 ВОСП...
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе....
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
План по самообразованию «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных вз...