"Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"
статья (старшая группа)

В статье предоставлены материалы  экспериментальной работы по формированию экологической культуры в ДОУ посредством родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologiya2023.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Корчакова С .В.

Воспитатель

МБДОУ №194

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры в ДОУ посредством родной природы. Автором предложена Методика формирования экологической культуры старших дошкольников и обозначены такие компоненты как экологические поведение и культура детей старшего дошкольного возраста, выделены критерии, на основании которых, можно оценить уровень сформированности экологической культуры.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, методика.

В цифровом мире экологическая культура детей дошкольного возраста является составной частью общечеловеческой культуры, единения духовного и эстетического восприятия природы. Формирование экологической культуры должно базироваться на приобщении к природе, именно к родной природе, которая окружает ребенка и, которая ему понятна. Именно природа является мощным фактором формирования культуры растущего поколения.

В МБДОУ №194 была разработана Методика формирования экологической культуры старших дошкольников и апробирована с февраля по октябрь 2023 г. Раскроем особенности применения методики и результаты экспериментальной работы.

В МБДОУ №194 экологическая культура формируется на основе модели предложенной Е.М. Рогожниковой, создается “модель” окружающей среды. Она позволяет детям “погружаясь” в игровую ситуацию, знакомиться с природным, животным, человеческим миром [2].

Особое значение придается играм экологического материала в процессе формирования экологических представлений, например, формирования представлений о временах года в играх-драматизациях, при обучении понимания моделей живой и неживой природы и др.

Экологическая культура включает в себя такие компоненты как экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Исходя из этого требования, выстраиваются основные критерии оценки. Так как экологические знания, предложенные Н. Рыжовой, в основном направлены на объекты живой природы, мы дополнительно ввели знания по неживой природе.

В соответствии с темой исследования, мы изначально посчитали важным, выявить критерии, на основе которых в дальнейшем будем подходить оценка уровня, а затем общий уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Критерии были распределены по баллам от 1 до 3. И соответственно развитие указанных критериев соотносились в дальнейшем с уровнями.

Низкий уровень размещается в пределах от 0,5-1,4.

Среднему уровню присваивается критериальный балл – от 1,5-2,4.

Высокому уровню присваивается критериальный балл – от 2,5-3,0.

На основе критериев составлено содержание уровней экологической культуры старших дошкольников с учетом темы статьи.

  1. низкий уровень характеризуется наличием некоторых представлений о живой и неживой природе; разрозненность знаний о способах действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам; интерес к живой и неживой природе выражен недостаточно; решение экологических задач осуществляется одним способом, но действуют по образцу, требуется участие воспитателя на всех фазах ухода за растениями или животными; деятельность в походе или экскурсии только подражательного типа.
  2. средний уровень характеризуется наличием представлений, сформированностью интереса детей к живой и неживой природе; усвоением ими знания о способе действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам; решение экологических задач осуществляется вариативным способом, участие воспитателя требуется на отдельных фазах ухода за растениями или животными; деятельность только репродуктивного типа.
  3. высокий уровень характеризуется наличием у детей представлений, сформированностью интереса детей к живой и неживой природе; полным усвоением ими знания о способе действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам; решение экологических задач осуществляется творческим способом, участие воспитателя не требуется; деятельность в походе или экскурсии творческого и самостоятельного типа. Дети испытывают потребность в общении с природой.

Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Уровень экологической культуры детей ЭГ и КГ.

Экологические знания живой природы

Экологические знания неживой природы

Экологическое мышление

Экологические оправданное поведение и

Чувство любви к природе

ЭГ

Дина С.

1

2

1

1

1

Вика К.

2

1

1

1

1

Оксана О.

2

1

1

1

1

Максим У.

1

2

1

1

1

Маша М.

1

1

1

1

2

Костя Л.

1

1

1

1

1

КГ

Инна А.

1

2

2

1

1

Марк Т.

1

2

1

1

1

Катя С.

1

1

1

1

1

Максим А.

1

1

2

1

2

Руслан Д.

1

1

1

1

1

Алла Ж.

1

1

1

1

2

Результаты диагностики показывают преобладание у детей 1 уровня, только у некоторых детей, при чем, по отдельным критериям — присутствует 2 уровень, а также хотелось бы отметить отсутствие 3 уровня у детей данной группы.

Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса и бережного отношения к природным объектам; решение экологических задач, осуществление ухода за растениями или животными; активная деятельность в походе или экскурсии детей.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что экологическая культура детей дошкольного возраста станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах взаимодействия с природой. А жизнь в ДОУ обогатится за счет экскурсий и походов в природу, которые находят свое воплощение в формировании экологической культуры.

Итак, анализ уровней экологической культуры детей 5-6 лет, свидетельствует о необходимости разработки комплекса мероприятий адаптированных применительно и к региональным условиям среды и личностным особенностям воспитанников 5-6 лет.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществлялось на основе цели, задач работы.

Цель: Создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи этапа:

  1. Создание условий для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
  2. Совершенствование условий для содержательного общения ребенка с природой;
  3. Развитие навыков ухода за растениями и животными;
  4. Обучение в подгруппе, группе над достижением поставленной цели формирования экологической культуры;
  5. Стимулирование развития экологического мышления;
  6. Повышение уровня культуры эстетического восприятия природы в ходе экскурсий, наблюдений, походов и пр.

В начале учебного года дети получают представление о том, что человек часть природы; знакомятся с глобусом — моделью Земли; экосистемами: лес, луг, водоем; получают первоначальные экологические знания, элементарные сведения об экологических законах по книге В. Танасийчука «Экология в картинках». На некоторых примерах дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды и связывают ухудшение экологических условий с ухудшением здоровья человека. Вместе с педагогами думают: чем же можно помочь природе? (Не делать плохого обитателям леса и поляны — это уже хорошо; подкармливать зимой птиц — замечательно.)

Измерение экологического мышления осуществлялось через решения различных рода игр экологического содержания.

Экологически оправданное поведение и чувство любви к природе отмечалось на основе наблюдений, прогулок, походов, экскурсий [1].

В течение года дети рисуют экологические плакаты на самые разные темы, принимают активное участие в практических делах по благоустройству и озеленению территории ДОУ. Они узнают и о последствиях неправильного поведения человека в природе. Воспитатели дают им элементарные знания по этой теме, используя видеопрезентации, экологические сказки, проблемные ситуации и т. д.

Все обучение и воспитание детей проходит на объектах ближайшего природного окружения. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали комплекс мероприятий, направленных на формирование экологической культуры у детей.

Целенаправленная и систематическая работа позволила сделать выводы о возможных изменениях уровней экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в рамках проведенных мероприятий.

Результаты апробации комплекса мероприятий направленных на формирование экологической культуры у детей 5-6 лет осуществлялись на основе сравнительных данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Учитывая вариативный характер исследования, для оценки были использованы данные ЭГ. и КГ.

Графическое изображение уровня экологической культуры у детей 5-6 лет в экспериментальной и контрольной группах отражены в рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение уровней экологической культуры у детей

5-6 лет в ЭГ и КГ

Анализ уровня экологической культуры у детей 5-6 лет в экспериментальной и контрольной группах показал следующие результаты:

- 96,2 % в ЭГ и 56,3 % в КГ характеризуется наличием у детей представлений, сформированностью интереса детей к живой и неживой природе;

- 90% в ЭГ и 66,7 % в КГ усвоением ими знания о способе действия в различных природных условиях и бережном отношении к природным объектам;

- 78 % в ЭГ и 48,1 % в КГ решение экологических задач осуществляется творческим способом;

- 78,5% в ЭГ и 42,3 % в КГ деятельность в различных формах экологического взаимодействия с живой или неживой природой творческого и самостоятельного типа;

- 59,4% в ЭГ и 47,1 % в КГ испытывают потребность в общении с природой.

Таким образом, уровень знаний по контрольному заданию в ЭГ по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 47,2%, в КГ — 11,6%.

Следовательно, разработанная Методика формирования экологической культуры старших дошкольников способствует развитию интереса к природе, формированию экологической культуры у детей 5-6 лет. Переход на более высокий уровень экологической культуры у детей 5-6 лет, возрастающих в результате экспериментальной работы, показывает достаточно высокую эффективность проделанной работы, подтверждает ее практическую значимость.


Литература

  1. Алышева Н.Е. Экологическое воспитание для детей дошкольного возраста // Юный натуралист. - 2022. - № С 102-104.
  2. Рогожникова Е.М. Экология и эволюция: новые горизонты: материалы Международного симпозиума, посвященного 100-летию академика С.С. Шварца (1–5 апреля, 2019, г. Екатеринбург). — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. — 698 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИИ ИХ К ПРИРОДЕ". 2 младшая группа№2 воспитатель: ЛУСТИНА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА 2021 – 2022 Г

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА: "ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИ ИХ К ПРИРОДЕ"2 МЛАДШАЯ ГРУППА№2        ВОСП...

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе....

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

План по самообразованию «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных вз...