интегрированное занятие на тему"Знакомство детей с глобусом и картой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ильченко Ольга Сергеевна

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_globus_karta.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в средней группе.

                                              Подготовила:  воспитатель Ильченко Ольга Сергеевна

Тема: «Знакомство детей с глобусом и картой мира»

Задачи:

  1. Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с глобусом и его назначением, дать понятие о том, что карта это плоское изображение земного шара.
  3. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  4. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  6. Активизировать словарь детей: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

                                                            Ход занятия:

- Ребята  скажите, где мы живем? (ответы детей)

-Правильно мы живем в России, город Россошь.

- А где располагается наш город, область , страна?

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Загадка:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар

Дети: Земля.

Воспитатель:

 - А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

-  Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

 Воспитатель:

 - Наша планета – это огромный–преогромный шар. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Показать волчок

-Давайте мы с вами попробуем больше  узнать о нашей планете Земля.

- Сейчас мы с вами полетим в космос на космическом корабле,

закройте глаза.

Звучит космическая музыка.  Дети открывают глаза.

- Вот мы и в космосе. Давайте подойдем к иллюминатору и посмотрим на нашу планету.

 Воспитатель:

- А кто желает показать нашу родную планету?

Дети показывают.

Восп. -  А как вы узнали, что это Земля?

Восп. - Почему она голубая?

Восп. -  Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети.  На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Восп. -  Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам  Космонавты называют её «голубой планетой», потому что на ней много воды. В космосе есть много планет, но только на Земле живут люди, потому что здесь есть вода, воздух и температура пригодная для жизни человека.

Воспитатель:

 - В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

 Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

 Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

 Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

 Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

 И добирались они до края Земли?

Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды

Воспитатель:

 - Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Воспитатель:

 - Ребята, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Физминутка

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором). Солнце.

Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

 Но только на нашей Земле есть жизнь.

Эта  звезда к нам ближе всего

 Солнце дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Дети садятся на свои места и закрывают глаза, звучит музыка и мы возвращаемся в детский сад.

Воспитатель:

 - А что такое глобус?

Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Воспитатель:

- Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь»  Материки заселены животными, на них растут различные растения,  живут разные народы.

 Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши? Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые  океаны?

Океаны. 
На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ,
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!

(А. Усачёв)

Воспитатель:

 - А знаете ли вы, как называются материки на земном шаре?

- Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Мы с вами живем на самом большом материке, который называется Евразией.

Шесть материков.

Вот планета наша – велика Земля!
Горы, океаны, реки и моря.
Сколько островов –
Всех их не перечесть!
А материков –
Всего лишь только
шесть:
Евразия, Америка
(Северная, Южная),
Африка, Австралия,
Антарктида вьюжная.
Показать их на  глобусе, а потом на карте.

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.

Восп. - Для того чтобы было удобно пользоваться глобусом люди перенесли его на бумагу, сделали плоским. Вот таким. Показать карту мира.

Давайте и мы попробуем сделать карту.

 Дети вместе с воспитателем составляют карту мира.

Игра «Составь карту»

Дети работают с распечатками.

На что похожа Земля?
Я Землю сравнил бы с моей Головой: (круговые движения руками)
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой, (показ частей покрытых волосами)
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря... (показать руками волны)
Бывает, что слезы щекою,
Оттуда сбегают рекою. ( показать как текут слезы)
А гордый мой нос – он подобен хребту, ( провести линию носа два раза)
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши! (показать уши)

Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –  (показать бинокль руками)
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня, (круговые движения руками)
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее. (повороты головы)

Воспитатель:

 - Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод – реки, озера, моря, океаны и вентилятор – ветер.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

- Ребята что нового вы узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Занятие на тему: "Знакомство детей с предметами"

Программное содержание.Познакомить детей с геометрическими фигурами – кругом и квадратом.Учить малышей обследовать фигуры (обводить пальцем контуры, называть их, группировать геометрические фигуры по ...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: « ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТВОРЧЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНСАМБЛЯ ПЕСНИ И ТАНЦА «ТЮЛЬПАН»»

- Знакомить детей с творчеством Государственного ансамбля песни и танца «Тюльпан»- Воспитывать чувство любви и уважение к своей малой Родине, её природе, обычаям, традициям, воплощенным в словесном, м...

Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Конспект  занятий по  теме  «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»....

Конспект занятия по теме: Знакомство детей с техникой «гратаж».

Конспект занятия по теме:Знакомство детей с техникой «гратаж».Цель занятия: «Знакомство с техникой рисования - «граттаж».Программное  содержание:Познакомить детей с ...

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Знакомство детей с глобусом и картой мира»

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познакомит...