Литературный досуг "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Литературный досуг в подготовительной группе на тему "Зиушка -зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный досуг .Тема "Зимушка-зима" | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный досуг «Зимушка-зима» (подготовительная группа)
Воспитатель : Васильева М.В.
Цель: обобщить представление детей о зиме, уточнить знания о народных приметах, отличительных особенностях этого времени года, упражнять в отгадывании загадок, формировать эстетическое восприятие картин природы на основе стихов русских и советских поэтов, упражнять в выразительном рассказывании стихов, интонационно передавая содержание.
Развивающая среда: портреты А.С.Пушкина, А.Фета, Н.А.Некрасова, картины русских живописцев с зимними пейзажами, выставка познавательных и художественных книг с подборкой зимней тематики, игрушка Петрушка.
В: Когда все покрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? О каком времени идет речь?
(Ответы детей)
В: Да, выпал снег, заморозило, пришла красавица – зима. Любит народ зимушку-зиму и потому так ласково ее называет. А за что, как вы думаете?
(Ответы детей)
В: Верно, а еще длинными зимними вечерами, под завывание метели хорошо послушать сказки, вспомнить любимые песни и почитать стихи о зиме. А вы знаете, как правильно нужно читать стихи?
(ответы детей)
В: Многие поэты восхищались зимой.
Александр Сергеевич Пушкин очень любил зиму и не раз посвящал ей свои стихи.
Дети читают стихотворение А.С. Пушкина
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
В: Зима в стихах Фета — особенная. «Чудные картины» сказочной русской зимы близки поэту. Чувствуется, что виды милой природы, где «…воздух, степь и думы заодно» — это его, родное…
Дети читают стихотворение Фета «Чудная картина»
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
В:У Николая Некрасова есть замечательное стихотворение о зиме.
Дети читают стихотворение «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
В: Ребята, какой самый красивый, чудесный, волшебный праздник бывает зимой?
(Ответы детей)
В: Как, согласно русским традициям, принято отмечать этот праздник?
(Ответы детей)
- семьей; с елкой; с фейерверком; с добрыми пожеланиями; хорошими поступками;
В: С письмом о мечте – эта традиция пришла из Японии.
Почему в России принято на Новый год наряжать елку, а вот во Вьетнаме, например, новогодним деревом стал бамбук, его наряжают колокольчиками.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ О НОВОГОДНЕМ ПРАЗДНИКЕ:
- Говорят, под Новый год, что ни пожелается-
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Могут даже у ребят сбыться все желания,
Нужно только, говорят, приложить старание.
Не лениться, не зевать и иметь терпение,
И ученье не считать за свое мучение.
Говорят, под Новый год, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
- Ты ждешь, когда же он придет?
Проснешься на заре, все как всегда,
А Новый год давно уж на дворе!
Все также с елочных ветвей стекает мишура,
И красный мяч блестит под ней, подаренный вчера.
И за ночь выпавший снежок еще так ровно бел.
И прошлогодний пирожок еще не зачерствел.
- Все сегодня новое: лавочка садовая,
Новый двор, новый кот, новый дворник у ворот.
Белый мох на елочке новенький, с иголочки!
Сел снегирь на сучок, ну совсем новичок!
А разве не новинка - через двор тропинка?
Побегу по ней к воротам, людям радость подарю!
С Новым годом, с Новым годом, с новым счастьем, говорю!
Физминутка: «Вот пришли мы в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубе стоит, слева елка на деток глядит.
Снежинки в небе кружатся и тихо на землю ложатся.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
ЗАГАДКА-СТИХОТВОРЕНИЕ О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ ПРАЗДНИКА?
Он в колодец заглянул –
Льдом колодец затянул,
А на реку поглядел –
В ледяной тулуп одел.
Он с седою бородой –
Шуба, посох со звездой…
Он подарки нам принес
Кто же это?...(Ответы детей)
В: А чем еще занят Дед Мороз, кроме поздравлений и подарков? Об этом – следующее стихотворение:
ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Вы узнаете, кто изображен на открытках? Дед Мороз и Санта Клаус.
Когда-то жил в Европе один человек, звали его Николай. Он прославился тем, что совершал много удивительных, добрых поступков: спасал моряков, терпящих кораблекрушение, исцелял больных людей… А после его смерти его назвали святым – Сантой Клаусом. День его памяти – 24 декабря. Многие люди на свете верят, что в этот день добрый Санта Клаус приносит подарки.
Давайте, сравним нашего Дедушку Мороза и Санта Клауса, чем они похожи и чем отличаются?
- С.К. только в красном, куртка колпак с помпончиком, сапоги, закругленная бородка, близорук, один, посох-палка, на оленях по небу, подарочки через трубу в носки, живет в Лапландии.
- Д.М. в красивой длинной шубе с узорами, подбитой мехом, солидный – штанов не видно, валенки, длинная, кудрявая борода, высок, посох со звездой, на санях с бубенцами, подарки большие, в трубу не пролезут, живет в Великом Устюге.
Сюрпризный момент: ребята, к нам в гости пришел Петрушка.
Петрушка: Привет, ребята! Я заглянул к вам на огонек проверить, как вы умеете отгадывать загадки про зиму. Готовы?
Загадка первая: на всех садиться, тепла боится.
Загадка вторая: рыбам жить зимой тепло, крыша – толстое стекло.
Загадка третья: растет она вниз головою, не летом растет, а зимою, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
Загадка четвертая: не снег и не лед, а серебром деревья уберет.
Петрушка: молодцы, ребята! Ставлю вам 5!
Ребята, зима, конечно, прекрасное время года, но ведь она - настоящее испытание для братьев наших меньших – для зверей и птиц. Почему зимой так тяжело им приходится?
(Ответы детей)
Петрушка: Я знаю, вы добрые дети, которые помогают им пережить холод и голод.
Дети читают стихи Е.Благининой и Д.Новикова:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима!
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в вашем сердце есть
И для птиц тепло!
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Стежки – дороженьки
Вьюгой замело,
Хочется, хочется
Зайчику в тепло.
Беленький, беленький
Сыплется снежок.
Бедненький, бедненький
Зайка, мой дружок.
Заиньку, заиньку
В гости приглашу,
Заиньку-паиньку
Чаем угощу:
С малиновым вареньем,
С рассыпчатым печеньем,
С кренделями, с булками,
С пряниками, с бубликами.
Отогревайся, длинноухий!
Петрушка: Ребята! Хоть жалко расставаться с вами, но мне пора, пойду, расскажу птичкам и зверятам, куда им нужно обращаться за помощью. До свидания!
В: А мы с вами поиграем в игру: «Кто с нами зимует?». Распределите правильно зимующих и перелетных птиц, животных, впадающих в спячку и бодрствующих зимой.
В: Ребята, посмотрите, правильно ли на доске расположились зимние месяцы? Исправьте ошибку. (Дети расставляют месяцы по порядку)
Стихотворение о зимних месяцах:
У декабря – полно забот,
Как все успеть – не знает!
Он провожает старый год,
И Новый год встречает!
Открываем календарь,
Начинается январь,
В январе, в январе –
Много снега на дворе!
В феврале, в феврале,
Вьюга мчится на метле.
Заметает все пути,
Нам дороги не найти!
В народе говорят о зиме:
- в зимней шубке и морозы – шутка.
- зимой солнце сквозь слезы смеется.
Люди давно заметили:
- если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.
- а если в январе будут часты снегопады и метели, то лето будет дождливым.
Физминутка: «Давай, дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок,
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так мила:
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка –
Увы – и нет снеговика!».
Да, зимой можно весело и интересно проводить время. Чем можно заниматься?
(ответы детей)
Наши ребята подготовили выставку рисунков о зиме. При взгляде на них так и хочется прочитать одно из стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета:
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий,
На ветвях развешен иней
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый,
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору весело бежать!
Правда, мама, не откажешь?
А сама, наверно, скажешь: ну, скорей гулять!
Ребята, а вы бы хотели узнать, как получается зима? Тогда послушайте, как про это рассказывает в своем шуточном стихотворении Алексей Крылов:
Шел по улице Мешок, а в Мешке лежал пушок,
Под пушком, на дне Мешка – пуд зубного порошка.
Шел Мешок и песню пел: порошок мой бел, как мел,
А пушок, что я несу, может таять на носу.
Так Мешок себе шагал, а куда – и сам не знал.
Вдруг тут ветер налетел и сердито засвистел:
Ты куда идешь, Мешок? Ты отдай-ка мне пушок.
Развяжи свою завязку – расскажу тебе я сказку.
Я летаю выше крыш, от меня не убежишь.
Развязался тут Мешок и рассыпался пушок.
Полетело из Мешка много белого пушка: и на землю, и на дом
На березки под окном, на афишу и на крышу,
А потом на дядю Мишу.
Дядя Миша санки взял, нас на улицу позвал –
Снег на улице лежал!
Вот и подошел к концу наш литературный вечер.
(Звучит музыка Чайковского. Времена года.Зима.
Святки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...
Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"
Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...
Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»
Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»...
Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.
В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...