Литературный досуг "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Васильева Марианна Валерьевна

Литературный досуг в подготовительной группе на тему "Зиушка -зима" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературный досуг «Зимушка-зима» (подготовительная группа)

Воспитатель : Васильева М.В.

Цель: обобщить представление детей о зиме, уточнить знания о народных приметах, отличительных особенностях этого времени года, упражнять в отгадывании загадок, формировать эстетическое восприятие картин природы на основе стихов русских и советских поэтов, упражнять в выразительном рассказывании стихов, интонационно передавая содержание.

Развивающая среда: портреты А.С.Пушкина, А.Фета, Н.А.Некрасова, картины русских живописцев с зимними пейзажами, выставка познавательных и художественных книг с подборкой зимней тематики, игрушка Петрушка.

В: Когда все покрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? О каком времени идет речь?

(Ответы детей)

В: Да, выпал снег, заморозило, пришла красавица – зима. Любит народ зимушку-зиму и потому так ласково ее называет. А за что, как вы думаете?

(Ответы детей)

В: Верно, а еще длинными зимними вечерами, под завывание метели хорошо послушать сказки, вспомнить любимые песни и почитать стихи о зиме. А вы знаете, как правильно нужно читать стихи?

(ответы детей)

В: Многие поэты восхищались зимой.

Александр Сергеевич Пушкин очень любил зиму и не раз посвящал ей свои стихи.

Дети читают стихотворение  А.С. Пушкина

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

В: Зима в стихах Фета — особенная. «Чудные картины» сказочной русской зимы близки поэту. Чувствуется, что виды милой природы, где «…воздух, степь и думы заодно» — это его, родное…

Дети читают стихотворение Фета «Чудная картина»

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

В:У Николая Некрасова есть замечательное стихотворение о зиме.

Дети читают стихотворение «Снежок»

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

В: Ребята, какой самый красивый, чудесный, волшебный праздник бывает зимой?

(Ответы детей)

В: Как, согласно русским традициям, принято отмечать этот праздник?

(Ответы детей)

- семьей; с елкой; с фейерверком; с добрыми пожеланиями; хорошими поступками;

В: С письмом о мечте – эта традиция пришла из Японии.

Почему в России принято на Новый год наряжать елку, а вот во Вьетнаме, например, новогодним деревом стал бамбук, его наряжают колокольчиками.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ О НОВОГОДНЕМ ПРАЗДНИКЕ:

  1. Говорят, под Новый год, что ни пожелается-

Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

Могут даже у ребят сбыться все желания,

Нужно только, говорят, приложить старание.

Не лениться, не зевать и иметь терпение,

И ученье не считать за свое мучение.

Говорят, под Новый год, что ни пожелается,

Все всегда произойдет, все всегда сбывается.

  1. Ты ждешь, когда же он придет?

Проснешься на заре, все как всегда,

А Новый год давно уж на дворе!

Все также с елочных ветвей стекает мишура,

И красный мяч блестит под ней, подаренный вчера.

И за ночь выпавший снежок еще так ровно бел.

И прошлогодний пирожок еще не зачерствел.

  1. Все сегодня новое: лавочка садовая,

Новый двор, новый кот, новый дворник у ворот.

Белый мох на елочке новенький, с иголочки!

Сел снегирь на сучок, ну совсем новичок!

А разве не новинка - через двор тропинка?

Побегу по ней к воротам, людям радость подарю!

С Новым годом, с Новым годом, с новым счастьем, говорю!

Физминутка: «Вот пришли мы в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес!

Справа – березка в шубе стоит, слева елка на деток глядит.

Снежинки в небе кружатся и тихо на землю ложатся.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

ЗАГАДКА-СТИХОТВОРЕНИЕ О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ ПРАЗДНИКА?

Он в колодец заглянул –

Льдом колодец затянул,

А на реку поглядел –

В ледяной тулуп одел.

Он с седою бородой –

Шуба, посох со звездой…

Он подарки нам принес

Кто же это?...(Ответы детей)

В: А чем еще занят Дед Мороз, кроме поздравлений и подарков? Об этом – следующее стихотворение:

ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,-

                Мороз-воевода дозором

                Обходит владенья свои.

                Глядит – хорошо ли метели

                Лесные тропы занесли,

                И нет ли где трещины, щели,

                И нет ли где голой земли?

                Пушисты ли сосен вершины,

                Красив ли узор на дубах?

                И крепко ли скованы льдины

                В великих и малых водах?

                Идет – по деревьям шагает,

                Трещит по замерзлой воде,

                И яркое солнце играет

                В косматой его бороде.

Вы узнаете, кто изображен на открытках? Дед Мороз и Санта Клаус.

Когда-то жил в Европе один человек, звали его Николай. Он прославился тем, что совершал много удивительных, добрых поступков: спасал моряков, терпящих кораблекрушение, исцелял больных людей… А после его смерти его назвали святым – Сантой Клаусом. День его памяти – 24 декабря. Многие люди на свете верят, что в этот день добрый Санта Клаус приносит подарки.

Давайте, сравним нашего Дедушку Мороза и Санта Клауса, чем они похожи и чем отличаются?

- С.К. только в красном, куртка колпак с помпончиком, сапоги, закругленная бородка, близорук, один, посох-палка, на оленях по небу, подарочки через трубу в носки, живет в Лапландии.

- Д.М. в красивой длинной шубе с узорами, подбитой мехом, солидный – штанов не видно, валенки, длинная, кудрявая борода, высок, посох со звездой, на санях с бубенцами, подарки большие, в трубу не пролезут, живет в Великом Устюге.

Сюрпризный момент: ребята, к нам в гости пришел Петрушка.

Петрушка: Привет, ребята! Я заглянул к вам на огонек проверить, как вы умеете отгадывать загадки про зиму. Готовы?

Загадка первая: на всех садиться, тепла боится.

Загадка вторая: рыбам жить зимой тепло, крыша – толстое стекло.

Загадка третья: растет она вниз головою, не летом растет, а зимою, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.

Загадка четвертая: не снег и не лед, а серебром деревья уберет.

Петрушка: молодцы, ребята! Ставлю вам 5!

Ребята, зима, конечно, прекрасное время года, но ведь она - настоящее испытание для братьев наших меньших – для зверей и птиц. Почему зимой так тяжело им приходится?

(Ответы детей)

Петрушка: Я знаю, вы добрые дети, которые помогают им пережить холод и голод.

Дети читают стихи Е.Благининой и Д.Новикова:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна

И не страшна

Будет им зима!

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в вашем сердце есть

И для птиц тепло!

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать,

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Стежки – дороженьки

Вьюгой замело,

Хочется, хочется

Зайчику в тепло.

Беленький, беленький

Сыплется снежок.

Бедненький, бедненький

Зайка, мой дружок.

Заиньку, заиньку

В гости приглашу,

Заиньку-паиньку

Чаем угощу:

С малиновым вареньем,

С рассыпчатым печеньем,

С кренделями, с булками,

С пряниками, с бубликами.

Отогревайся, длинноухий!

Петрушка: Ребята! Хоть жалко расставаться с вами, но мне пора, пойду, расскажу птичкам и зверятам, куда им нужно обращаться за помощью. До свидания!

В: А мы с вами поиграем в игру: «Кто с нами зимует?». Распределите правильно зимующих и перелетных птиц, животных, впадающих в спячку и бодрствующих зимой.

В: Ребята, посмотрите, правильно ли на доске расположились зимние месяцы? Исправьте ошибку. (Дети расставляют месяцы по порядку)

Стихотворение о зимних месяцах:

У декабря – полно забот,

Как все успеть – не знает!

Он провожает старый год,

И Новый год встречает!

Открываем календарь,

Начинается январь,

В январе, в январе –

Много снега на дворе!

В феврале, в феврале,

Вьюга мчится на метле.

Заметает все пути,

Нам дороги не найти!

В народе говорят о зиме:

- в зимней шубке и морозы – шутка.

- зимой солнце сквозь слезы смеется.

Люди давно заметили:

- если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

- а если в январе будут часты снегопады и метели, то лето будет дождливым.

Физминутка: «Давай, дружок, смелей дружок!

Кати по снегу свой снежок,

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так мила:

Два глаза, шляпа, нос, метла,

Но солнце припечет слегка –

Увы – и нет снеговика!».

Да, зимой можно весело и интересно проводить время. Чем можно заниматься?

(ответы детей)

Наши ребята подготовили выставку рисунков о зиме. При взгляде на них так и хочется прочитать одно из стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета:

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:        

Грязи нет, весь двор одело

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий,

На ветвях развешен иней

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый,

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору весело бежать!

Правда, мама, не откажешь?

А сама, наверно, скажешь: ну, скорей гулять!

Ребята, а вы бы хотели узнать, как получается зима? Тогда послушайте, как про это рассказывает в своем шуточном стихотворении Алексей Крылов:

Шел по улице Мешок, а в Мешке лежал пушок,

Под пушком, на дне Мешка – пуд зубного порошка.

Шел Мешок и песню пел: порошок мой бел, как мел,

А пушок, что я несу, может таять на носу.

Так Мешок себе шагал, а куда – и сам не знал.

Вдруг тут ветер налетел и сердито засвистел:

Ты куда идешь, Мешок? Ты отдай-ка мне пушок.

Развяжи свою завязку – расскажу тебе я сказку.

Я летаю выше крыш, от меня не убежишь.

Развязался тут Мешок и рассыпался пушок.

Полетело из Мешка много белого пушка: и на землю, и на дом

На березки под окном, на афишу и на крышу,

А потом на дядю Мишу.

Дядя Миша санки взял, нас на улицу позвал –

Снег на улице лежал!

Вот и подошел к концу наш литературный вечер.

(Звучит музыка Чайковского. Времена года.Зима.

Святки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...

Консультация "Беседа о литературном произведении в литературном образовании"

Что такое беседа?Структура беседы. Беседы о литературном произведении...

Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»

Конспект литературной игры в подготовительной группе «Литературный форт Боярд»...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...