Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект НОД по области «Познавательное развитие»
В средней группе
«Русский народный костюм»
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;
2. Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;
3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
4. Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);
5. Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.
Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.
Ход занятия:
Этапы образовательной деятельности |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Сюрпризный момент
Рассказ. (Словесный метод) Просмотр презентации (Наглядный метод)
| Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени) Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному. - Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли? - Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси. Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями». |
(Ответы детей).
Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды презентации. |
Основная часть Упражнение (практический метод)
Беседа, наблюдение (Словесные и наглядные методы)
Просмотр презентации (Наглядный метод)
Физкультминутка
Рассказ, просмотр презентации и рассматривание натуральных предметов русского костюма. (Наглядный метод)
Сравнение (наглядный метод) Беседа (словесный метод)
Дидактическая игра (Игровой метод)
| Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили. Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они? Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки. -Какого цвета у них волосы? (светло-русые) -Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая) -А какие глаза? (голубые, небесные) Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые. Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка. Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены. Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор. Воспитатель: Во что же одет Иванушка? Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым. Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: Красный – благополучие, (хорошую жизнь) Желтый – тепло и ласку, Синий – радость, Черный – богатство. Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета. (Рассматривают костюмы)
Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками) Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка) А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку) И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) .
Воспитатель: Посмотрите на экран! Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Будничная одежда женщины. Почему она была именно такой, правильно, чтобы не жалко было ее замарать и легче отстирать. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Костюмы украшались вышивкой и кружевом. Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Женские головные уборы Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Будничный мужской костюм. Праздничная мужская одежда украшалась вышивкой. Традиционная русская рубаха-косоворотка. Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги. Мужской головной убор – кепка.
Воспитатель: Ребят, посмотрите, чем отличается праздничная одежда от будничной? Почему?
Воспитатель: вот мы сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя и сударыню в будничный, рабочий костюм. А вторая команда одевает персонажей в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали. | Дети: «Как вас звать сударыня и сударь?»
Дети:» Красивые, ласковые, нежные, добрые…» (Ответы детей)
Дети рассматривают русские узоры на одежде на слайдах презентации.
Дети повторяют за воспитателем движения и слова.
Дети просматривают презентацию параллельно обследуют настоящие предметы русского народного костюма.
(Ответы детей) Дети называют отличия и сходства.
Дети играют. |
Завершение образовательной деятельности
Подвижная игра (Игровой метод)
Беседа (Словесный метод)
| Как нарядятся судари и сударушки на праздник, так любят поиграть! И мы с вами попробуем. Подвижная игра «Ручеек» Цель: развитие умения действовать по правилам, развитие быстроты реакции, формировать навык игры в команде. Ход игры: играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест. Воспитатель: Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали! -Что мы видели? - Какие слова новые узнали? - А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа. | Дети играют
(Ответы детей).
Дети прощаются |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_oblasti_poznanie_okruzh_mir.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по области «Познавательное развитие»
В средней группе
«Русский народный костюм»
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;
- Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;
- Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
- Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);
- Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.
Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.
Ход занятия:
Этапы образовательной деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Сюрпризный момент Рассказ. (Словесный метод) Просмотр презентации (Наглядный метод) | Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени) Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон! Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному. - Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли? - Давайте спросим у кукол, откуда они пришли. Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси. Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями». | (Ответы детей). Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие? Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды презентации. |
Основная часть Упражнение (практический метод) Беседа, наблюдение (Словесные и наглядные методы) Просмотр презентации (Наглядный метод) Физкультминутка Рассказ, просмотр презентации и рассматривание натуральных предметов русского костюма. (Наглядный метод) Сравнение (наглядный метод) Беседа (словесный метод) Дидактическая игра (Игровой метод) | Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили. Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка. Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они? Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки. -Какого цвета у них волосы? (светло-русые) -Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая) -А какие глаза? (голубые, небесные) Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые. Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка. Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены. Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор. Воспитатель: Во что же одет Иванушка? Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым. Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: Красный – благополучие, (хорошую жизнь) Желтый – тепло и ласку, Синий – радость, Черный – богатство. Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета. (Рассматривают костюмы) Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками) Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка) А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку) И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) . Воспитатель: Посмотрите на экран! Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Будничная одежда женщины. Почему она была именно такой, правильно, чтобы не жалко было ее замарать и легче отстирать. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Костюмы украшались вышивкой и кружевом. Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Женские головные уборы Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Будничный мужской костюм. Праздничная мужская одежда украшалась вышивкой. Традиционная русская рубаха-косоворотка. Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги. Мужской головной убор – кепка. Воспитатель: Ребят, посмотрите, чем отличается праздничная одежда от будничной? Почему? Воспитатель: вот мы сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя и сударыню в будничный, рабочий костюм. А вторая команда одевает персонажей в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали. | Дети: «Как вас звать сударыня и сударь?» Дети:» Красивые, ласковые, нежные, добрые…» (Ответы детей) Дети рассматривают русские узоры на одежде на слайдах презентации. Дети повторяют за воспитателем движения и слова. Дети просматривают презентацию параллельно обследуют настоящие предметы русского народного костюма. (Ответы детей) Дети называют отличия и сходства. Дети играют. |
Завершение образовательной деятельности Подвижная игра (Игровой метод) Беседа (Словесный метод) | Как нарядятся судари и сударушки на праздник, так любят поиграть! И мы с вами попробуем. Подвижная игра «Ручеек» Цель: развитие умения действовать по правилам, развитие быстроты реакции, формировать навык игры в команде. Ход игры: играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест. Воспитатель: Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали! -Что мы видели? - Какие слова новые узнали? - А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа. | Дети играют (Ответы детей). Дети прощаются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в области познавательного развития в средней группе. Тема: «Зимушка-зима в гости к нам пришла».
План-конспект занятия по окружающему миру...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Русский народный костюм"
Знакомство детей с русским народным костюмом....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»...
Конспект НОД. Образовательная область "Познавательное развитие" в средней группе "Насекомые луга"
Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования....
Конспект НОД. Образовательна область "Познавательное развитие" в средней группе «Потерянные страницы»
Конспект НОД...
Конспект НОД в области «Познавательное развитие» в средней группе «9 мая - День Победы»
Воспитание гордости за своих земляков, уважение к прошлому....
Конспект по образовательной области: «Познавательное развитие» в средней группе» Тема: «Страна, где мы живём. Наша Родина - Россия»
Программное содержание: Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о России, её государствен-ной символике, народных промыслах. Задачи: ...