Конспект НОД по области «Познавательное развитие» В средней группе «Русский народный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гуськова Светлана Вячеславовна

Конспект НОД по области «Познавательное развитие»

В средней группе

«Русский народный костюм»

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.

 

Задачи:

1.        Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;

2.        Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;

3.        Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

4.        Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);

5.        Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.

 

Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.

 

Ход занятия:

 

Этапы образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя

 

Деятельность детей

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

 

Сюрпризный момент

 

Рассказ.

(Словесный метод)

Просмотр презентации

(Наглядный метод)

 

 

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

 

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями».

 

 

(Ответы детей).

 

 

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

 

Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды презентации.

Основная часть

Упражнение (практический метод)

 

Беседа, наблюдение

(Словесные и наглядные методы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентации

(Наглядный метод)

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

Рассказ, просмотр презентации и рассматривание натуральных предметов русского костюма.

(Наглядный метод)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение (наглядный метод)

Беседа

(словесный метод)

 

Дидактическая игра

(Игровой метод)

 

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

 

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор.

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

 

Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики:

Физминутка:

Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) .

 

Воспитатель: Посмотрите на экран!

 Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Будничная одежда женщины. Почему она была именно такой, правильно, чтобы не жалко было ее замарать и легче отстирать.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Костюмы украшались вышивкой и кружевом.

Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Женские головные уборы

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

Будничный мужской костюм.

Праздничная мужская одежда украшалась вышивкой.

Традиционная русская рубаха-косоворотка.

Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги.

Мужской головной убор – кепка.

 

Воспитатель: Ребят, посмотрите, чем отличается праздничная одежда от будничной? Почему?

 

 

 

 

Воспитатель: вот мы сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя и сударыню в будничный, рабочий костюм. А вторая команда одевает персонажей в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали.

Дети: «Как вас звать сударыня и сударь?»

 

 

 Дети:» Красивые, ласковые, нежные, добрые…»

 (Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают русские узоры на одежде на слайдах презентации.

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют за воспитателем движения и слова.

 

 

 

 

Дети просматривают презентацию параллельно обследуют настоящие предметы русского народного костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

Дети называют отличия и сходства.

 

Дети играют.

Завершение образовательной деятельности

 

Подвижная игра

(Игровой метод)

 

 

 

Беседа

(Словесный метод)

 

 

 

Как нарядятся судари и сударушки на праздник, так любят поиграть! И мы с вами попробуем.

Подвижная игра «Ручеек»

Цель: развитие умения действовать по правилам, развитие быстроты реакции, формировать навык игры в команде.

Ход игры: играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Воспитатель: Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали!

-Что мы видели?

- Какие слова новые узнали?

- А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа.

Дети играют

 

 

 

 

 

 

 

 (Ответы детей).

 

Дети прощаются

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oblasti_poznanie_okruzh_mir.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по области «Познавательное развитие»

В средней группе

«Русский народный костюм»

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;
  2. Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;
  3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
  4. Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, косоворотка, кепка);
  5. Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.

Материал: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка), предметы русской народной одежды и обуви (сарафан праздничный и будничный, женская рубаха, кокошник, платок, косоворотка, брюки, кепка), презентация.

Ход занятия:

Этапы образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Сюрпризный момент

Рассказ.

(Словесный метод)

Просмотр презентации

(Наглядный метод)

Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями».

(Ответы детей).

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Дети слушают рассказ воспитателя и рассматривают слайды презентации.

Основная часть

Упражнение (практический метод)

Беседа, наблюдение

(Словесные и наглядные методы)

Просмотр презентации

(Наглядный метод)

Физкультминутка

Рассказ, просмотр презентации и рассматривание натуральных предметов русского костюма.

(Наглядный метод)

Сравнение (наглядный метод)

Беседа

(словесный метод)

Дидактическая игра

(Игровой метод)

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)

-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)

-А какие глаза? (голубые, небесные)

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор.

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.

(Рассматривают костюмы)

Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики:

Физминутка:

Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) .

Воспитатель: Посмотрите на экран!

 Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Будничная одежда женщины. Почему она была именно такой, правильно, чтобы не жалко было ее замарать и легче отстирать.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Костюмы украшались вышивкой и кружевом.

Рубаха – основа женского народного костюма. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Женские головные уборы

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

Будничный мужской костюм.

Праздничная мужская одежда украшалась вышивкой.

Традиционная русская рубаха-косоворотка.

Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги.

Мужской головной убор – кепка.

Воспитатель: Ребят, посмотрите, чем отличается праздничная одежда от будничной? Почему?

Воспитатель: вот мы сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя и сударыню в будничный, рабочий костюм. А вторая команда одевает персонажей в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали.

Дети: «Как вас звать сударыня и сударь?»

 Дети:» Красивые, ласковые, нежные, добрые…»

 (Ответы детей)

Дети рассматривают русские узоры на одежде на слайдах презентации.

Дети повторяют за воспитателем движения и слова.

Дети просматривают презентацию параллельно обследуют настоящие предметы русского народного костюма.

(Ответы детей)

Дети называют отличия и сходства.

Дети играют.

Завершение образовательной деятельности

Подвижная игра

(Игровой метод)

Беседа

(Словесный метод)

Как нарядятся судари и сударушки на праздник, так любят поиграть! И мы с вами попробуем.

Подвижная игра «Ручеек»

Цель: развитие умения действовать по правилам, развитие быстроты реакции, формировать навык игры в команде.

Ход игры: играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Воспитатель: Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали!

-Что мы видели?

- Какие слова новые узнали?

- А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа.

Дети играют

 (Ответы детей).

Дети прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»

Конспект   образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Ярмарка народных мастеров»...

Конспект НОД. Образовательная область "Познавательное развитие" в средней группе "Насекомые луга"

Развитие художественно-творческих способностей детей  средствами нетрадиционного рисования....

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» в средней группе «9 мая - День Победы»

Воспитание гордости за своих земляков, уважение к прошлому....

Конспект по образовательной области: «Познавательное развитие» в средней группе» Тема: «Страна, где мы живём. Наша Родина - Россия»

Программное содержание:    Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о России, её государствен-ной  символике, народных промыслах.    Задачи: ...