Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Воронова Ольга Николаевна

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102»

Программа профессионального саморазвития воспитателя

Вороновой Ольги Николаевны

Тема:

" Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".

 «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка

      Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной.

      Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

      Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. 

      Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. 

      Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия  ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

      Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

      В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Актуальность

      В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. 

      С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

      Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1.   В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2.   Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания.

      С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

      Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

   

Проблема

      Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.

      Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Именно поэтому, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является - сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

      Данная проблема позволила определить тему профессионального развития и самообразования – «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».

Цели самообразования

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1.   Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2.   Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3.   Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4.   Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5.   Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6.   Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7.   Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

8.   Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

      Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области:

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Ожидаемые результаты самообразования:

1. Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки».

2. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

3. Усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

5. Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.

6. Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.

7. Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.

8. Понимание эмоционального состояния окружающих.

9. Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте. Отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.

10. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план по самообразованию по теме:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».

Составил: воспитатель 1 категории Воронова Ольга Николаевна

Сроки

Тема, содержание работы

Форма результатов

Сентябрь 2017 г.

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные и авторские сказки.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания»

Наблюдение

Анализ изученной педагогической, психологической и методической литературы

Постановка целей и задач по данной теме. Составление и подбор конспектов ОД; развлечений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

Консультация для родителей: 

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Октябрь 2017 г.

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

Консультация для родителей: 

«Роль сказок в развитии детей», 

«Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь 2017 г.

Изучение темы: «Особенности чтения сказок о животных».

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».

День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Выставка детских работ «Моя мама самая красивая».

Декабрь 2017 г.

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Темы: 

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», 

«Книги и театр».

Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга».

Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь 2018 г.

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Беседа индивидуальная с родителями ребенка о пользе домашнего чтения.

Чтение детям сказки: «Три медведя».

Прослушивание аудиозаписи сказки.

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».

Беседа индивидуальная «Как подружить ребенка с книгой»

Февраль 2018 г.

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

Обустроить уголок ряженья.

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки».

Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля).

Март 2018 г.

Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Придумывание «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми.

Апрель 2018 г.

Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Добавить материал в театральный уголок.

Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».

Прослушивание аудио сказок.

Май 2018 г.

Самоанализ плана по самообразованию.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Презентация: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Список литературы:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Белоусова Л.Е., СПБ, Детство-Пресс,

2003

7. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. М. Мозаика-

Синтез,2010 г

8. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...

Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"

Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...