Программа профессионального саморазвития воспитателя. Тема: " Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
методическая разработка (старшая группа) на тему
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 102»
Программа профессионального саморазвития воспитателя
Вороновой Ольги Николаевны
Тема:
" Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников ".
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром.
Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания.
С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Именно поэтому, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является - сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Данная проблема позволила определить тему профессионального развития и самообразования – «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Цели самообразования
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно – эстетическое.
4. Физическое развитие.
5. Социально-коммуникативное.
Ожидаемые результаты самообразования:
1. Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки».
2. Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
3. Усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
4. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
5. Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.
6. Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых.
7. Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
8. Понимание эмоционального состояния окружающих.
9. Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте. Отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
10. Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план по самообразованию по теме:
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Составил: воспитатель 1 категории Воронова Ольга Николаевна
Сроки | Тема, содержание работы | Форма результатов |
Сентябрь 2017 г. | Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные и авторские сказки. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания» | Наблюдение Анализ изученной педагогической, психологической и методической литературы Постановка целей и задач по данной теме. Составление и подбор конспектов ОД; развлечений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами. Консультация для родителей: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». |
Октябрь 2017 г. | Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». | Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации. Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Ноябрь 2017 г. | Изучение темы: «Особенности чтения сказок о животных». | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». Дидактическая игра: «Угадай сказку». Консультация: «Особенности чтения сказок о животных». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю». Выставка детских работ «Моя мама самая красивая». |
Декабрь 2017 г. | Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми». В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. | Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок? Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр». Родительское собрание: проведение мастер – класса по теме «Сказочная книга». Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки». |
Январь 2018 г. | Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Беседа индивидуальная с родителями ребенка о пользе домашнего чтения. | Чтение детям сказки: «Три медведя». Прослушивание аудиозаписи сказки. Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». Беседа индивидуальная «Как подружить ребенка с книгой» |
Февраль 2018 г. | Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». | Обустроить уголок ряженья. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». Открытое занятие по теме: «В гостях у сказки». Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят», к (празднику 23 февраля). |
Март 2018 г. | Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». | Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша». В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Придумывание «Колобок на новый лад» - сказку переделывали вместе с детьми. |
Апрель 2018 г. | Изучение темы: «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». | Учить детей обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок. Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок. |
Май 2018 г. | Самоанализ плана по самообразованию. | Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. Презентация: «Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
Список литературы:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
6. Добрые досуги по произведениям детских писателей. Белоусова Л.Е., СПБ, Детство-Пресс,
2003
7. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Куцакова Л.В. М. Мозаика-
Синтез,2010 г
8. Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. Планета Детства, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2015–2016 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Пояснительная записка.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказк...
Самообразование по теме "Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников"
Данный материал преднназначен для формирования и развития нравственных качеств дошкольника....
ПАПКА по САМООБРАЗОВАНИЮ на тему «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» 2017-2018г
Папка по самообразованию...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...
План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...
Проект по самообразованию по теме: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Проект по самообразованию...