Конспект НОД Образовательная область «Познание» «Понемногу о лягушке» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД Образовательная область "Познание" "Понемногу о лягушке" старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyagushka.docx | 272.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №5 «Почемучка» комбинированного вид
г. Суворов, Тульской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область «Познание»
«Понемногу о лягушке»
Старшая группа
Подготовила воспитатель 1 категории:
Павлова С.Д.
12.02.2016.
г. Суворов
Цели.
- Уточнить и обобщить представления детей о лягушке, о её характерных признаках, обогатить и активизировать словарь детей по теме.
- Развивать речь детей, воображение, логическое мышление.
- Воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, художественных произведений).
Задачи:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Уточнить и обобщить представления детей о лягушке (обитание, питание, особенности, приспособление к окружающему миру);
- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам;
- объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа;
- показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи.
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
• активизировать словарный запас детей.
- развивать речь детей, активизировать мыслительную и речевую деятельность
- учить использовать в речи сложные предложения.
3. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
• Развивать чувство ответственности за экологическую обстановку на Земле; за её обитателей.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
(Ручной труд-оригами)
- учить детей конструировать из бумаги лягушку по схеме;
- развивать мышление, координацию движений, мелкую моторику, сообразительность, наблюдательность, память.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки; пальчиковой гимнастики.
Оборудование:
- картинки с изображением лягушки, с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка;
- схема
- художественное произведение Н.Сладков «Жалейкин и лягушонок»;
- игрушечная лягушка;
- макеты водяной среды и суши;
- цветная бумага, заготовки для глаз, клей, ватные палочки.
- стаканы с водой;
- трубочки.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы - сказки и рассказы про лягушек;
- чтение энциклопедий о лягушках;
- рисование по сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»
- рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о хорошо известном обитателе нашего края. О ком пойдет речь вам подскажет загадка:
У болотной мягкой кочки
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка
Пучеглазая... (Лягушка).
Воспитатель. Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о лягушке.
Весной и летом можно встретить в природе во многих местах лягушек. Они разные и по размеру, и по цвету. Некоторые люди считают их вредными, неприятными, некрасивыми. Но, несмотря на это, про них сочинили и стихи, и сказки. Вы знаете сказки про лягушку?
Дети. Да.
Воспитатель. А какие?
Дети. «Теремок», »Царевна - лягушка», «Лягушка - путешественница».
Воспитатель. Вы правильно назвали сказки. Это и «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, и «Теремок» С.Маршака и русская народная сказка «Царевна – лягушка». (Воспитатель показывает книжки.)
Все говорят о лягушках, а вот никто не знает, как им живётся.
Воспитатель. Давайте вы закроете глаза, я скажу волшебные слова, хлопну в ладоши три раза. И мы окажемся в чудесном месте. «По щучьему веленью, по моему хотению». Раз-два-три…Откройте глаза. Ой, посмотрите мы на озере и не одни.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами присядем на полянке у озера вокруг и поговорим о лягушках.
Дети, скажите, какая кожа у лягушки?
Дети. Кожа лягушки холодная, мокрая, гладкая, голая, покрытая слизью.
Воспитатель. Правильно. У лягушки кожа, голая, холодная, покрытая слизью. Ребята, обратите внимание на лапки лягушки. Какой длины задние и передние лапки?
Дети. Передние короткие, задние длинные.
Воспитатель. Что помогает лягушке плавать?
Дети. Лапки.
Воспитатель. Чем интересен язык лягушки?
Дети. Красный. Длинный. Чтобы кушать. Чтобы ловить мух.
Воспитатель. Как лягушки передвигаются?
Дети. Прыгают.
Воспитатель. Дети, скажите, где они живут?
Дети. В воде. На земле. В речке. В болоте. На озёрах. На суше.
Воспитатель. Правильно, дети, лягушка, можем жить и на земле, и в воде.
Лягушка, которая живёт на суше – травяная и она бурого цвета. А лягушка, которая живёт в воде - водяная и она зелёного цвета. (Показывает картинки). Дети, а почему лягушки разного цвета?
Дети. От цвета окружающей среды. Потому что живут в воде. Потому что живут на земле.
Воспитатель. Дети, мы сейчас с вами поиграем в одну игру (подходят к мольберту). Игра называется «Посели лягушек». Вот здесь у нас макет водяной среды и макет суши. В коробке «лягушата» бурого и зелёного цвета. Ваша задача «расселить» лягушек в свою среду обитания.
Воспитатель. Правильно ли вы заселили лягушек? (Анализ работы детей). Значит, где могут жить лягушки?
Дети. На земле и в воде.
Воспитатель. Дети, животные, которые могут жить и на воде, и на суше называют земноводными. Это слово состоит из слов вода и земля. Давайте, все вместе повторим это слово.
Дети. Земноводные. Повтори Яна, Ваня, Ксюша…
Воспитатель. А вы знаете, как лягушка дышат?
Дети. Носом. Вдыхает воздух носом, набирает его и выдыхает. Лёгкими. Вдыхает и выдыхает.
Воспитатель. Она, как и люди, вдыхает воздух носом, набирает его в лёгкие и выдыхает. Вот сейчас мы с вами глубоко вдохнём и выдохнем. Чем дышим?
Дети. Воздухом.
Воспитатель. Воздух вокруг нас, но мы его не видим, так как прозрачный. А вот в воде можно «увидеть». (подходят к столу для проведения опыта. Воспитатель проводит с детьми опыт с воздухом: ставит стаканчики с водой, предлагает подуть через трубочку. Появляются много пузырьков воздуха.) Дети, что мы видим?
Дети. Пузырьки.
Воспитатель. Дети, мы с вами увидели воздух. Вот так, лягушка, и дышат. Но только не зимой. В состоянии зимнего покоя она дышат не легкими, а кожей.
Именно это помогает ей пережить трудное и холодное время.
В начале весны все лягушки просыпаются и начинают готовиться к свадьбам. Самцам – женихам нужно подозвать к себе самочек – невест. А они такие капризные, что без свадебных песен ни за что не придут. Вот самцы и начинают петь и поют они на совесть, громко и старательно. А теперь давайте устроим весёлый лягушачий хор.( Пение).Молодцы , хорошо квакаете! Но не - долго лягушки дают концерт. Самки – невесты прибудут на свадьбу вечером, а ночью начнут метать икру. Пройдёт время, и из икринок появляются на свет головастики, потом они вырастают вот таких мальков. Ну, когда у мальков отломаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами. (Расставить по порядку картинки, что было в начале, а что потом).
Дети, кто скажет, чем питается взрослая лягушка?
Дети. Мухами. Пауками. Бабочками. Гусеницами.
Воспитатель. Да, дети, вы правы. Она питается насекомыми. Охотится лягушка только вечером и ночью. Лягушка бросается только на движущуюся цель. Добычу, которая сидит неподвижно, она не замечает. Лягушка поджидает добычу, затем прицелившись, точным броском выталкивает изо рта свой язык.
Воспитатель. Дети, если бы лягушек не стало, то, что случилось бы в природе?
Дети. Много было бы комаров. Людей кусали бы комары. Не было бы слышно пенье лягушек. Около речек и озёр было бы скучно.
Воспитатель. Да, лягушки нужные и полезные существа. Они приносят большую пользу природе. За ночь они съедают целые кучи комаров, так же очищают воду. Некоторые люди считают, что если взять лягушку на руки, то у них на руках появятся бородавки. Это не правда.
Но мы сейчас должны с вами вернуться в детский сад. Я скажу волшебные слова: «1,2,3 повернитесь и в саду окажитесь».
Воспитатель. Я хочу прочитать вам рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок». Присаживайтесь на стульчики. Слушайте внимательно.
Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. - Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. - Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы околел (погиб). Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
Ребята, нельзя брать лягушек из природы к себе домой как будто бы из жалости. На самом деле этим человек губит живое безобидное существо. Всё, что есть в природе должно быть сохранено. Нет в природе полезных и вредных, каждый важен, и у каждого своя роль и место.
Дети, сейчас мы немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка: «Лягушата».
Лягушата – попрыгушки
Скачут в травке на опушке:
(Дети прыгают, уперев руки в колени.)
Прыг-скок! Ква-ква-ква!
Очень мокрая трава!
(Совершают ритмичные прыжки.)
Дайте нам скорей простынку
Вытереть брюшко и спинку.
(Встают, изображают, как вытирают брюшко и спинку)
Воспитатель. Предлагаю вам подойти к столам. Сейчас мы с вами сделаем лягушек из цветной бумаги по схеме. А для того чтобы всё у нас получилось замечательно немножко потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
Конструирование из бумаги «Лягушка».
Воспитатель.
О чудо! Лягушка
Сидит на руке
Как будто она
На болотном листе.
Л. Квитко
- Дети о ком мы сегодня с вами беседовали?
- Где живет лягушка?
- Как называется детёныш лягушки?
-Как появляются на свет детки лягушки?
- Чем питается лягушка?
Сегодня мы узнали много интересного и нового, а на улице мы с вами поиграем в новую подвижную игру « Лягушки и цапля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область "Познание". Интегрированное занятие для старшей группы "Лунтик в большом городе"
Формировать навыки безопасного плведения на дороге у дошкольников 5-6 лет...
Развлечение в непосредственной образовательной области «Познание» Тема: «Меридианы Тихого» старшая группа
Работа направлена на расширение представления детей о родном городе, культуре, традициях города, развитие интереса к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия, воспитан...
НОД. Образовательная область "Познание". "Символика города Саратова". Старшая группа.
Знакомство с символикой города....
Конспект НОД Образовательная Область "Познание", "Коммуникация" "Юные экскурсоводы" старшая группа
Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в старшей группе на тему "Юные экскурсоводы "...
Конспект НОД по образовательной области «Познание» (Конструирование) для детей старшей группы, тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты»
Конспект занятия по конструированию в старшей группе на тему: "Самолёты, вертолёты, ракеты"...
План-конспект НОД по реализации образовательным областям «Познание», «Речевое развитие» для старшей группы. Тема: «В поисках сокровищ»
Тема: «В поисках сокровищ» Подготовила:учитель - дефектологО.В.КоровинаЗадачи: 1. «Познание».- Спосо...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познание» направление - (Математическое развитие) старшая группа Тема: «Путешествие по городу Георгиевску»
Цель: продолжать формировать у детей интерес к занятиям по математике...