Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Актуальность данного вопроса обусловило выбор данной работы: «Получение представлений окружающей природы как фактор сенсорного развития детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_s_okruzhayushchey_prirodoy.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой
(из опыта работы)
Воспитатель: Галиева С.А
Толька, 2016
Введение
Мир природы богат разнообразием форм, красок, звуков, запахов и т.д. Приобщаясь к природе, ребёнок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей, среди которых:
- Познавательные ценности – чувство первооткрывателя, радость экспериментирования с объектами неживой природы, открытие нового в знакомом и знакомого в новом, осознание простейших закономерностей.
- Ценностные переживания – красота, загадочность природы, одушевление её объектов.
- Ценности преобразования – стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.
Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психологического развития ребёнка.
Актуальность данного вопроса обусловило выбор данной работы: «Получение представлений окружающей природы как фактор сенсорного развития детей дошкольного возраста».
Цель которого повышение уровня представлений об окружающей природе с помощью ощущений и восприятий детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать развитию ощущений и восприятий в процессе формирования представлений у детей младшего дошкольного возраста о живых объектах и условиях их жизнедеятельности.
- Формировать трудовые умения и навыки по уходу за обитателями уголка живой природы.
- Учить детей сравнивать, устанавливать связи, определять последовательность в пространстве и во времени.
- Воспитывать гуманное, эстетическое отношение ребёнка к природе.
В период с ноября по апрель я провела следующую работу:
Ноябрь
4 неделя.
Занятие: “Кто играет ленточками” (См. приложение 3)
Упражнение в поливке комнатных растений
Декабрь
1 неделя.
Занятие: “Аквариум” (См. приложение 4)
Уход за комнатными растениями
4 неделя
Занятие: «Вычленение свойств почвы: твердость, жесткость, комковатость, рассыпчатость»
Январь
1 неделя.
Занятие: «Выращивание овса»
2 неделя.
Занятие: «Посадка лука»
3 неделя
Занятие:«Почему завяло растение? Овладение правильными приемами поливки»
Февраль
2 неделя
Занятие: «Посев цветочных семян»
3 неделя
Занятие: «Прополка лука»
4 неделя.
Занятие: “Изучаем кору и ствол” (См. приложение 9)
Уход за комнатными растениями
Март
1 неделя.
Занятие: «Наблюдение за почками» (См. приложение 9)
2 неделя.
Занятие: “Кто нагрел предметы” (См. приложение 10)
Прогулки, наблюдения, игры, экскурсии.
Ноябрь
3 неделя.
Целевая прогулка (См. приложение 2)
Разучивание песенки-потешки «Водичка – водичка»
Декабрь
2 неделя.
Экскурсия “Кто в водяном домике живет” (См. приложение 5)
Наблюдение за снегопадом
3 неделя.
Мытье цветочных горшков
Опыт “Снег под деревом чистый или нет?” (См. приложение 6)
4 неделя.
Игры с водой (См. приложение 7)
Январь
1 неделя.
П/и “Дед Мороз” (См. приложение 6)
2 неделя.
Рассматривание снежинок
3 неделя.
Д/и “Соберем овощи” (См. приложение 8)
4 неделя.
Игры с водой (См. приложение 7)
«Птичья столовая»
Февраль
1 неделя.
Наблюдение за птичкой (См. приложение 7)
Рассматривание сосулек
2 неделя.
П/и “Солнышко и дождик” (См. приложение 7)
3 неделя.
Игры с песком (См. приложение 7)
4 неделя
Уход за комнатными растениями
Март
1 неделя.
Д/и «Что сначала, что потом»
Приложение 1
Наглядный материал для занятия по теме «Знакомство детей с явлениями природы»
Рис.1. Зима
Рис. 2. Начало весны
Рис.3. Весна
Рис. 4. Лето
Приложение 2
Целевая прогулка в осенний период [18, c. 63]
Программное содержание. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей подкармливать птиц, не ломать ветки кустарников и деревьев. Накапливать представления о ярких осенних явлениях в природе: становится холодно, люди надевают теплую одежду, листья желтеют, падают на землю, птицы улетают на юг. Учить замечать красоту деревьев и кустарников, вызывать радостные воспоминания красоты осеннего пейзажа; познакомить с березой. Активизировать речевую деятельность детей (называть цвет, размер листьев, вид дерева).
Подготовка к прогулке. Наблюдение за состоянием погоды, рассматривание иллюстраций.
Ход прогулки. Дети, сегодня у нас будет необычная прогулка, будем внимательными и увидим много интересного. Посмотрите вокруг, как стало красиво. Небо синее. А что вы видите на небе? (Облака). Облака, как кусочки ваты или белые лебеди, плывут куда-то. Дети, а солнце светит? (Светит) Солнце светит ярко. Давайте попробуем на него посмотреть. (Смотрят). Не получается? Это потому, что оно очень яркое.
(Обращается к ребенку) Покажи, где береза? Вот какое красивое дерево. У него есть ствол. Какого цвета ствол? (Белого) У березки есть веточки, их много или мало? (Мало) Какого цвета веточки? (Черного) А на веточках есть листочки? Их много или мало? (Много) Какого цвета листья на березе? (Желтого).
Воспитатель предлагает детям собрать опавшие листья.
Давайте внимательно рассмотрим березовый лист. Он желтого цвета, маленький, с острым носиком. Много листочков упало на землю, кто их сорвал? (Ветер). Как подует ветер – сразу много листочков срывается с веточки.
Дети наблюдают за явлением листопада.
Давайте поиграем. Вы будете листочками, а я – ветром. Когда я скажу «ветер», вы будете кружиться по участку, летать. А когда я скажу «нет ветра», вы должны тихо, медленно опуститься на землю (присесть на корточки).
Игра проводится в среднем темпе 2 - 3 раза.
Воспитатель обращает внимание детей на стайку воробьев, которые расположились на другом дереве. Посмотрите, как весело чирикают воробьи и прыгают с ветки на ветку, (дети наблюдают), но скоро станет совсем холодно, мы с вами уже надели куртки и шапки. Птицы улетают в теплые края, потому что им скоро будет нечего есть.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Чтобы воробьи и другие птицы перезимовали с нами и радовали нас своим веселым пением в хорошую погоду, их надо подкармливать. Что любят есть птицы? (Семечки, хлебные крошки). У меня в корзине есть угощение для наших маленьких друзей. Даша и Алеша могут выложить корм на кормушку. Теперь давайте отойдем подальше, чтобы не пугать птиц и посмотреть, кто же прилетит в нашу столовую. (Наблюдение).
Дети, что мы с вами увидели интересного? Понаблюдали? (Ответы детей). Давайте еще раз посмотрим, как вокруг красиво – к нам пришла золотая осень!
Приложение 3
Занятие «Кто играет ленточками?» [36, с. 46]
Цель. Учит детей устанавливать взаимосвязь: дует ветер – шуршат, шевелятся ленточки на султанчиках.
Оборудование: султанчики с бумажными лентами.
Ход занятия. На веранде воспитатель раздает детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчеркивает: ленты не шевелятся, не шуршат. Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчеркивает, что это мы играем ленточками. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты? После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто ими играет? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?» Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.
Приложение 4
Аквариум («Радуга») [18, с. 64]
Цель. Продемонстрировать аквариум, вызвать желание создать его в своей группе.
Ход. Педагог сообщает детям, что в детском саду есть уголок подводного мира (аквариум), о котором им уже рассказывали. Предлагает детям пойти и посмотреть на аквариум.
Воспитатель предоставляет детям возможность рассмотреть аквариум 2 – 3 минуты. Затем рассказывает о том, что людей всегда привлекал к себе подводный мир. Людям не дано жить под водой, а так хочется узнать, что там происходит. Под водой существует интереснейший и разнообразный мир, населенный удивительными обитателями. И, естественно, у людей возникает желание больше узнать о нем, познакомиться с подводными обитателями.
Конечно, самый лучший способ для знакомства – это путешествия. Но путешествовать под водой сложно и не всегда возможно. Как же тогда быть? Главное не огорчаться. Есть способ, при котором путешествие доступно практически всем. И не надо готовиться к долгой и трудной дороге. Нужно совсем другое: завести аквариум. Такой аквариум перед вами.
Педагог с детьми рассматривает конкретных представителей мира данного аквариума. Воспитатель обращает внимание детей на изящную форму листьев водяных растений, на необычное строение рыб (отличное от человека и животных, живущих на земле). Спрашивает у детей, в чем они видят отличия.
Педагог обещает детям, что они обязательно раскроют многие секреты подводного мира. Для этого надо создать в группе свой аквариум.
Воспитатель садится за стол, берет чистый лист бумаги, ручку и просит детей назвать, глядя на аквариум, что им понадобится для создания аквариума. Все предложения записываются.
Педагог и дети благодарят хозяев группы за гостеприимство и прощаются с ними. При этом воспитатель от имени детей приглашает их с ответным визитом в свою группу, обещая к их приходу сделать и показать свой аквариум.
Хозяева аквариума обязательно дарят детям что-либо для будущего аквариума (кормушку, красивые камни, растения и т.д.).
Приложение 5
Экскурсия «Кто в водяном домике живет?» («Радуга») [18, с. 65]
Цель. Закрепить представления детей о внешних особенностях рыб и их среде обитания, вызвать желание ухаживать за новым другом.
Предварительная работа. Педагоги заранее договариваются с продавцом зоомагазина об экскурсии, выбирают рыбку для своего аквариума.
Ход. Педагог обращает внимание детей на то, какой чудесный водяной домик сделали дети в группе. Но кто же будет жить в этом домике? Пора аквариум заселить воспитатель приглашает детей пойти в специальный зоомагазин за рыбкой.
В магазине детей встречают, показывают (если есть) других животных и обращают внимание на аквариумы. Продавец интересуется, что дети знают о рыбках, что необходимо рыбкам для хорошей жизни. Дети рассказывают о своем аквариуме. Продавец говорит о том, что у них есть одна рыбка, которой нужен как раз водяной домик, который есть у детей в детском саду, показывает рыбку, заранее отобранную педагогами. Дети рассматривают ее. Продавец коротко рассказывает о том, как и чем надо кормить рыбку. Педагог забирает рыбку и корм, и дети возвращаются в детский сад.
Приложение 6
Снег под деревом чистый или нет? [33, с. 47]
Видны ли на снеге следы грязи? Наберем в литровую банку снег из-под дерева. Когда он растает, посмотрим, чистая ли вода в банке. Процедим воду из банки через промокательную бумагу. Что осталось на фильтре? Действительно ли снег под деревом чистый или он только казался таким на первый взгляд?
Игры с водой [32, с. 16]
Цель: закрепить с детьми свойства воды; какими предметами орудиями можно пользоваться при ловле рыбок, шариков (сачок, черпак); испытывать радость от достижения результата.
Подвижная игра «Дед Мороз» [36, с. 65]
Взрослый – Дед Мороз, ребенок берет на себя предлагаемые роли, выполняет соответствующие движения.
Я Мороз – Красный нос, бородою зарос.
Я ищу в лесу друзей, выходите поскорей:
Зайчики, скачите ко мне!
Выбегайте лисички!
Вылетайте, синички!
Выходи, медведь!
Приложение 7
Игры с водой [36, с. 65]
В наполненную ванночку с водой попросить ребенка опустить игрушки, спрашивая: «Тонет или плавает?» Дать возможность ребенку поиграть с водой: переливать ее из кружки в кружку, через воронку наливать в пластмассовую бутылку, лить через сито, стирать кукольное белье, мыть собственные игрушки.
Наблюдение за птичкой [32, с. 11]
Цель: развивать способность к сосредоточенному рассматриванию предметов. Дать общее представление о птичке (летает, клюет зерна, пьет воду); учить различать части тела (головка, хвост, крылья).
Подвижная игра «Солнышко и дождик» [9, с. 16]
Дидактическая задача. Развивать умение изображать отдельные действия в игровой ситуации (как дети гуляют в хорошую погоду, как ведут себя во время дождя).
Игры с песком [36, с. 65]
Сухой песок можно пересыпать из кружки в ведерко. Затем в сито, насыпать его в бутылку через воронку. Взрослый может засыпать свою руку и предложить отыскать пальчики, пошевеливая то одним, то другим. Засыпает песком игрушку: «Найди!»
Из влажного песка ребенок строит дома-холмики, гаражи для машин, лепит диванчики куклам, готовит для них угощение: с помощью формочек – торты, из глины – ягодки, из листиков – салаты.
На мокром песке можно предложить ребенку нарисовать палочкой дорожку, домик, солнышко: «Я палочкой рисую, забыв про карандаш!»
Приложение 8
Дидактическая игра «Соберем овощи» [34, с. 142]
Дидактическая задача. Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей в умении узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.
Игровая задача и игровые действия. Играть с картинками, собирать в корзину овощи, отгадывать загадки.
Правила игры. Действовать организованно, собирать овощи по предложению ведущего (воспитателя); собирать только овощи, контурное изображение которых имеется на карте-корзине; правильность действия проверять наложением фишек на контурное изображение овощей.
Материал. Большие карты-корзины (по количеству играющих) с контурным изображением разных овощей (морковь, свекла, огурец, капуста, лук) и наборы маленьких карточек-фишек (5 карточек на каждого играющего), представляющих собой цветные изображения тех же овощей, того же размера и формы. Маленькие карточки заранее раскладываются на столах рядами-грядками (грядки моркови, грядки огурцов и т. д.). Большие карты по одной раздаются всем играющим.
Ход игры. Дети садятся за столы, на которых все приготовлено для игры. Воспитатель-ведущий предлагает поиграть с картинками овощей, собирать овощи с грядок в корзины. Он показывает, что огород в игре — это ряды цветных картинок овощей, овощные грядки; вместе с детьми уточняет, что на грядках растет морковь, огурцы, лук, свекла и капуста. Потом дети рассматривают свои корзинки, находят на них и называют нарисованные, но не раскрашенные такие же овощи. Воспитатель объясняет, показывает, что у разных овощей разная форма — огурчик длинный, закругленный, кочан капусты — круглый и т. д. Сорванные с грядок овощи надо наложить на изображение тех же овощей в корзине (огурчик на огурчик, свеклу на свеклу) и вставить в нужное отверстие. Все дети должны наполнить корзину овощами, накрыть цветными карточками все овощи на корзине, убрать все овощи из огорода.
Далее воспитатель говорит о том, что собирать овощи в корзину все будут по его предложению. «Давайте все вместе найдем свеклу. Нашли? Положите ее в корзину. Правильно, свеклу на свеклу, ровно вкладывайте (проверяет, помогает отдельным детям; спрашивает, что он сорвал и кладет). А теперь сорвите овощ, про который можно сказать загадку: «Сидит дед, в семь одежек одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Правильно, это лук. Сорвите по одной луковке (следит, проверяет). Давайте огурчики сорвем. А теперь догадайтесь по загадке, что будем рвать: «Сидит девица в темнице, а коса, на улице». Что это? Морковка. Сорвем морковку...»
По окончании игры ведущий отмечает, что овощей на грядках не осталось, а корзины полные. Дети вместе с воспитателем рассматривают овощи в корзинах, проверяют, правильно ли они помещены в корзину, какие овощи похожи по форме, какие не похожи.
Приложение 9
Изучаем кору и ствол [33, с. 42]
Предложить детям погладить кору, можно прижаться к ней щекой. Какая она – теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мягкая, сухая, мокрая? Что напоминает запах коры?
Наблюдение за почками, из которых потом появятся листья [33, с. 40]
Пусть дети осторожно потрогают их. Какие они – пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?
Разучивание песенки – потешки «Водичка – водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Приложение 10
Занятие на тему «Кто нагрел предметы?» [36, с. 46]
Цель. Формировать у детей представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревать все вокруг.
Оборудование: игрушка-заяц.
Ход занятия. На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: теплая или нет? Кто ее нагрел? Да, солнышко. Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что теплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел все это?» - спрашивает воспитатель. Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал теплым. «Кто его согрел
В представлении великого чешского педагога Я.А. Каменского природа – это единство макро- и микромира. Человек этот своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.
Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа.
Наблюдение, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей на учебно-опытном участке способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети научаются слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Актуальность данного вопроса обусловило выбор данной работы: «Формирование экологических представлений детей в процессе предметной и экспериментальной деятельности».
Цель которого повышение уровня представлений об окружающей природе с помощью наблюдений, проведение опытов, практических работ детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами являются следующие:
* формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
* расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
* развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
* бережное отношение к своему здоровью.
Цель занятий – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Основными задачами в средней группе являются следующие:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
- Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);
- Развивать эстетическое восприятие природных явлений;
- Упражнять в определении состояния погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
- Научить называть 3-4 дерева разных пород, один цветущий кустарник, 3-4 травянистых растения, 2 вида ягод, 2 вида грибов, 2-3 птицы, 3-5 насекомых, 8-10 диких и домашних животных и птиц;
- Приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде;
«На бабушкином дворе».
(познавательное развитие, развитие речи).
Цели: Конкретизировать представления о домашних животных; дать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой им пользе; вызвать интерес к животным; желание ухаживать за ними; развивать речь, мышление.
Материал: домашние животные-игрушки, ведёрко, метла, сено.
Словарная работа: домашние животные, ухаживать, ветеринар.
Ход занятия.
Бабушка Лукерья встречает детей, приглашает пройти на двор, следом за детьми приходит Незнайка.
Бабушка: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл наш старый друг Незнайка.
Незнайка: Я иду в лес, чтобы узнать, кто такие домашние животные, Я хочу посмотреть, где в лесу гуляют корова, коза и свинья; может быть, на болоте или около малинника, как я.
Бабушка: Дети, разве правильно ищет Незнайка домашних животных? Найдёт ли он их в лесу? (Ответы детей - нет не найдёт, они живут дома).
Бабушка: Кто знает, где живут корова, свиньи и козы?
Дети: В деревне, рядом с человеком.
Бабушка: Домик, в котором живёт корова, называется коровник, свиньи живут в свинарнике, козы – в козлятнике.
- Незнайка, а какую пользу приносят эти животные? Незнайка не знает, дети ему помогают.
Знакомство с домашними животными.
Дети описывают животных – игрушки.
Выводы: Для того чтобы животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Человек их моет, убирает за ними, кормит их и заготавливает для них корм на зиму – сено (накошенную летом и хорошо высушенную траву), зерновой корм, минеральные и витаминные добавки.
Бабушка: Как кормят домашних животных летом? (Пасут на лугу).
Дикие же животные к зиме готовятся сами. Сами запасают себе пищу. Домашние животные этого сделать не могут. О них заботятся люди.
Если домашнее животное вдруг начинает болеть (а такое в хозяйстве случается), то на помощь животным приходят врачи. Врачи, которые лечат животных, называются ветеринарными врачами, или просто ветеринарами. Но они не только излечивают домашних животных. От опасных болезней ветеринарные врачи делают животным прививки. Обитателей же наших лесов, лугов и полей никто не лечит.
Бабушка: Незнайка, теперь ты понял, чем корова, коза, свинья и другие домашние животные отличаются от диких? А вы ребята запомнили?
Игра «Кто чем питается?»
Бабушка предлагает поиграть в игру: показывает животных, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.
Загадки.
Бабушка: Незнайке очень понравились ваши ответы. И он хочет с вами поиграть ещё. Только теперь мы по разгадываем загадки.
Спереди – пятачок. Сзади – крючок.
Посередине – спинка.
А на спине – щетинка. (Свинья).
Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
«Ме –ме- ме,
Дай – ка вкусной мне-е-е». (Коза).
Стоит копна посреди двора.
Спереди – вилы, а сзади – метла.
Когда голодна – мычит, сыта – жуёт. (Корова).
Игра «Кто в хозяйстве живёт, что хозяину даёт?».
Игра с использованием приёма взаимозаменяемости: корова даёт молоко – молоко также дают верблюд, коза, лошадь. «Сторожит» дом – собака, шерсть дают – козы, верблюд, овцы. Яйца дают куры, утки, индейки. Мясо дают – коровы, свиньи и другие животные.
Незнайка прощается с детьми, он очень много узнал о домашних животных. Дети приглашают его приходить почаще в гости.
Занятие-практикум
«Мои зелёные друзья" (О комнатных растениях)
Цель: Продолжать формировать интерес к флоре на примере комнатных растений, познакомить со строением растения (корень, побег-стебель с листьями и цветок); сформировать желание заботится о комнатных растениях.
Материал: Комнатное растение-Бальзамин; необходимый материал для его пересадки (новая обогащённая почва; совочек, клеёнка, вода, битые черепки или промытый крупный песок для дренажа; баночка с водой для черенков).
Ход занятия.
Воспитатель ставит бальзамин на стол (дети стоят вокруг него), говорит, что ему необходима помощь детей. Бальзамин «голодает», у него нет больше сил кормить свои листья и цветы. Он ослаб : листья и цветы стали опадать.
Воспитатель: Ребята как нам спасти цветок? Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей и говорит, что он уже подготовил всё необходимое, чтобы помочь цветку. Дети внимательно рассматривают приготовленные для пересадки материалы.
Закрепление представлений об основных частях растений.
Воспитатель начинает пересаживать растение, показывает основные части растения (корень, побег-это стебель с листьями и цветами) и рассказывает об их роли в жизни цветка: комментирует все свои действия.
Например, воспитатель показывает, что из дырочки на донышке горшка показались тоненькие отростки: так растение показывает, что этот горшок стал ему тесен – значит, необходима пересадка. Для этого надо очень аккуратно вынуть растение из горшка вместе с комом земли. Чтобы сделать это аккуратно, горшок обстукивают по краю или ножом (его тупой стороной) обводит по внутренней стороне горшка.
Растение на свободе – дети рассматривают корень растения. Цветок говорит, что эта « метёлка», состоящая из тоненьких отросточков, называется «корень». Без него ни одно растение жить не может. Именно он питает (кормит) растение.
Воспитатель: А где же находится пища для растения?
Дети: В почве.
Воспитатель: Как растение забирает из неё пищу? Кто ему помогает?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей. Говорит, что именно корень помогает растению питаться; если корень поврежден или сломан, то растение погибает «от голода». Показывает наземные части растения, называет их, объясняет назначение, показывает переросшие побеги, обрезает и помещает в банку с водой (объясняет, что это будущие растения).
Посадка растения.
Воспитатель готовит дренаж (объясняя его назначение), помещает растение в центр горшка и засыпает его плодородной почвой, поливает цветок, ставит цветок на место.
Наблюдение.
Воспитатель и дети наблюдают за пересаженным растением, внимательно отмечая все видимые изменения в его «состоянии».
«Снеговичок»
интегрированное: познание +художественное творчество
Цели: выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; продолжать вызывать у детей интерес к рисованию, развивать умение передавать различие в форме и величине, рисовать круги разной величины; воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей.
Материал: Снеговичок из шариков – комочков плотной ваты или куклы Снеговик, снег в ведёрке, картинка «Зимние развлечения», листы тонированной бумаги, гуашь, кисточки.
Словарная работа: сверкает, оттепель, морозный день, солнечная погода.
Ход занятия
Представление ребятам Снеговика.
Воспитатель: Наш Снеговичок хочет вам загадать свои любимые загадки.
Загадки
Снег на полях
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь – ручеёк. (Снег).
Беседа о снеге.
Воспитатель: Почему Снеговичок любит зиму и снег?
Ответы детей.
Воспитатель: В жарких странах холодной зимы не бывает, и поэтому дети в этих странах никогда не видали снега. Представьте, что вы приехали в Африку. Что вы можете африканским детям рассказать о снеге? (Дети перечисляют известные им свойства снега: белый, пушистый, холодный. Он появляется на земле в холодное время года. Из пушистых облаков падают на землю лёгкие снежинки. Они очень похожи на звёздочки, сияют и переливаются на солнышке).
Воспитатель: А кто может прочитать стихотворение о снеге или о снежинках?
Дети читают стихи.
Трудно передать словами, как скрепит снег в морозный день, как блестит снег в солнечную погоду.
Мы любим красоту зимней природы, а ещё все мы любим зимние забавы. (Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации «Зимние развлечения»).
Представьте, что эти картинки детских игр на снегу мы показали африканским ребятам. Расскажите о том, что нарисовано на картинках. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был так же интересен, как интересно бывает нам играть в зимний день на улице. (Дети рассказывают о зимних играх).
Воспитатель: Ребята, а могли бы ли мы привести в Африку Снеговичка? Как это сделать? (Проекты детей).
- А какие трудности могут возникнуть у Снеговичка, если мы попытаемся его оставить в Африке на один, на два, на три дня, на неделю?
- Ребята, а из всякого ли снега мы зимой сможем слепить снеговика?
Да, снеговика можно слепить только из влажного липкого снега. Оказывается, снег бывает разный. В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если немного потеплеет на улице и наступит легкий, небольшой морозец, то снег станет липким и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, и построить снежные крепости, и поиграть в снежки.
-Ребята, а что у Снеговичка вместо носа? (Морковка). А я однажды видела снеговика с сосулькой вместо носа. Подумайте, откуда появилась сосулька? (Ответы детей: снег на солнце немного растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замёрзла).
Игры со снегом.
Воспитатель: Ребята посмотрите: Снеговичок нам в группу передал ведёрко, полное снега. Давайте мы немного поиграем. («Минутка радости» дети лепят из снега снежки, маленьких снеговичков и т.д.)
- Но, ребята, наша игра со снегом в группе – только «минутка» радости…Почему? Почему? (Дети отвечают) Да, через несколько минуток наши снежные творения растают и превратятся в воду. Но мы с вами сможем поиграть с водой.
- Ребята, а как же наши африканские друзья? Давайте мы нарисуем им Снеговичков .
Рисование «Снеговичок».
Итог занятия:
Зима – чудесное время года. Можно кататься на лыжах, коньках, можно играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры.
Ребята дарят свои рисунки Снеговичку, лучшие работы он отправит африканским детям.
Основными задачами экологического воспитания в старшей группе являются следующие:
- Расширять представления о растительном и животном мире;
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделить характерные, существенные признаки и закономерностей в окружающем мире;
- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
- Умение различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, листьям, цветам, плодам и называть 5-6 деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения;
- Учить различать и называть домашних животных и их детёнышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;
- Учить различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10 насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных.
«Незнайка пришёл в гости»
(экология + познание)
Цели: расширить представления детей об овощах и фруктах; активизировать словарный запас, внимание и память детей, развивать логическое мышление; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; продолжать вызывать у детей интерес к лепке. Развивать умение передавать различия в форме и величине; закреплять умение детей отрывать, скатывать пластилин, прищипывать детали; основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами; побуждать лепить по представлению; воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей.
Материал: корзинка, фрукты (яблоки, груши, апельсин, банан), овощи (морковь, помидор, огурец, капуста); картинки с овощами и фруктами; иллюстрация с изображением фруктов и овощей; оборудование для определения запаха; пластилин, мокрая салфетка.
Словарная работа: Предметы: названия овощей и фруктов, сад, огород, деревья, ствол, ветви, крона, корни, листья, семена, плоды, картошка, кожура; действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, варёные.
Предварительная работа: изучение тем: «Овощи и фрукты», «Уход за овощами и фруктами», приготовление салата из овощей (винегрет) и фруктового салата.
Ход занятия
Встреча с Незнайкой.
В гости приходит Незнайка в руках у него картинка. Он предлагает её рассмотреть.
Незнайка: Друзья подарили мне картинку и сказали, что там всё вкусное, душистое, ароматное. Я всё понюхал, пощупал, попробовал, но не могу угадать, что это такое?
Дети с Незнайкой рассматривают картинку.
Воспитатель: Что изображено на картинке? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Где здесь овощи и фрукты? Что где растёт? Что и как можно из них приготовить? Воспитатель читает стихотворение Кончаловской «Удивительный огород». Незнайка интересуется у детей – чем отличаются овощи от фруктов?
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
Незнайка спрашивает: «Есть ли запах у этих овощей и фруктов?»
Задача: понюхать предметы и определить по запаху.
Ход игры: воспитатель приносит закрытую колбу с запахом фруктов и овощей и даёт каждому ребёнку её понюхать. Ребёнок должен угадать чем пахнет.
Дидактическая игра «Угадай по вкусу»
Незнайка восхищён запахами овощей и фруктов. Воспитатель предлагает Незнайке и детям узнать и угадать фрукты и овощи по вкусу
« Если вы угадаете, что это, то они появятся!»- говорит воспитатель.
Задача: попробовать на вкус и определить, что это.
Материал: нарезанные одинаковыми кусочками овощи и фрукты.
Ход игры: каждому ребёнку дать попробовать предмет на вкус.
Загадки.
Сто одёжек, Синий мундир
И все без застёжек Жёлтая подкладка
(капуста) А в середине сладко (слива)
Летом в огороде Он круглый и красный
Свежие, зелёные Как глаз светофора
А зимою в бочке Среди овощей
Крепкие, солёные (огурцы) Нет сочней. (помидор)
Красная девица Весной одну закапывают
Сидит в темнице А осенью семью получают
А коса на улице (морковь) (картофель)
Красное, румяное Яркий, сладкий, налитой
Я расту на ветке Весь в обложке золотой!
Любят меня взрослые Не с конфетной фабрики-
И маленькие детки (яблоко) Из далёкой Африки (апельсин)
Красны ножки Сам алый, сахарный
В землю ушли (свекла) Кафтан зелёный, бархатный
(арбуз)
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук
А в руках душистый груз
Разных бус на разный вкус (сад).
Незнайка: Теперь я знаю, что изображено на моей картине. Много я узнал об овощах и фруктах. И мне хочется устроить сюрприз для моих друзей, Помогите мне придумать загадки о моих овощах и фруктах.
Лепка.
Воспитатель предлагает слепить овощи и фрукты для друзей Незнайки.
Итог занятия:
-Что мы сегодня сделали? Кому помогли? Что было самым интересным? Что вызвало трудности? Что будем делать дальше?
« Как звери в лесу зимуют»
( экология + познание)
Цели: познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни; заложить основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал: бутафорские деревья, мягкие игрушки (звери, птицы), открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: старичок - лесовичок, лесные звери.
Ход занятия.
Вводная беседа. Встреча с Лесовичком.
Звучит «Тройка» Г.Свиридова. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина о зимней природе, лесе и приглашает на прогулку в зимний лес. На поляне детей встречает старичок –лесовичок, который загадывает загадки о животных:
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (белка)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много
А нитки ни одной (ЁЖ)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (Волк)
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь
Кто скажите, он? (Медведь)
Рыжая плутовка
С пушистым хвостом,
Живёт под кустом? (Лиса)
Кукольный театр.
Лесные звери –куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют.
Белка: я белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок.
Но зимою я меняюсь, в шубу серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать
Силы надо беречь, сохранять.
Я всю осень дупло утепляла
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы.
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Ёж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился!
Медведь: я в берлоге крепко сплю
И меня нельзя будить
С осени свой жир коплю
Много ем и много пью
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Заяц: я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Оченьь трудно зимой бывает.
Когда сильный мороз и еды не хватает
А питаюсь я корой, ягодой замёршей
Что под снегом заяц найдёт – всё ему впрок пойдёт.
Лиса: я зимы не боюсь:
В шубу тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой –
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю
А затем озотится начинаю.
ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает
Но и мне зимою трудно бывает
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Старичок – лесовичок:
А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимою очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели
Бабочки летали
Крылышками махали.
На нос села пчела
Посмотрите вниз друзья.
Мы листочки приподняли
В ладошку ягоду собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находится: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь…
Дети достают пищу для звкрей, угадывают, для кого она, кто чем питается.
Подходят к игрушкам и игощают их.
Игра «Сложи открытку»
Дети на столах складывают открытки с изображением диких животных.
Пословицы о природе.
- а теперь послушайте пословицы о природе:
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто природу губит, тот свой народ не любит
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
Основными задачами экологического воспитания в подготовительной группе являются следующие:
- Развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
- Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире;
- Воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
- закреплять умение вести себя в природе;
- научить называть 7-10 видов деревьев, 3-4 кустарника, 5-6 лесных и садовых ягод, грибов, 5-6 комнатных растений, наиболее распространённые виды животных дикой природы, по 8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;
- дать представление о неживой природе, её влиянии на растительный и животный мир;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы
Дети знакомятся с характерными особенностями осени через разнообразные игровые ситуации. Используется авторский литературный текст, помогающий детям воспринимать изменения, происходящие в ...
Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...
Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....
Конспект занятия по ознакомлению детей средней дошкольного возраста с окружающей действительностью и миром природы: «Лекарственные растения»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы:«Лекарственные растения»...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...
Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...
Выпускная работа «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой в процессе наблюдения»
laquo;Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей природой в процессе наблюдения»...