Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».
картотека (младшая группа) по теме

Матвиец Елена Викторовна

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска

Методическая разработка

«Использование

 художественного слова

при ознакомлении  детей младшего

дошкольного возраста

 с окружающим миром».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/805160/da48de9a-316b-43cf-b964-871db996945c/s1200

Выполнила:

Матвиец Е.В.,

Воспитатель.

Усинск, 2018 г.

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы познакомить ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

К.Д. Ушинский.

Российские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека.

В младшем дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается,  эмоциональной непосредственностью. Повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике. В способности выделить главное в воспринимаемом явлении.

         Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.

       Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни. С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

       Одна из характерных и ярких черт младших дошкольников – любознательность.

Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

 С самых первых шагов ребёнка надо учить  целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.

Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть  мир, развивается речь.

Поэтому, задачей  педагога при ознакомлении детей с природным окружением становится:

  • обогащать эстетические впечатления;
  • развивать интерес к природному окружению;
  • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
  • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
  • способствовать развитию мышления и речи;
  • формировать  систему начальных знаний о доступных объектах и явлениях природы.

             Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

          Сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении.         Планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, предполагаются  и воспитательные задачи:

  • воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей;
  • патриотических чувств;
  • экологическое воспитание;
  • воспитание трудолюбия;
  • любознательности.

           Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление,  в непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, использую   наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.         Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием), накоплением представлений.  Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

    Для обогащения и активизации словарного запаса на своих занятиях я использую художественное слово. При этом,  учитываю особенности восприятия и памяти детей четвертого года жизни. Дети этого возраста легче запоминают стихи с яркими конкретными образами, так как мышление детей отличается образностью. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия.

         

 Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.

          Такое четверостишие помогает ребёнку проводить наблюдение и находить ответ, формируется эстетическое отношение к окружающей природе. У детей в таком возрасте ещё очень мал активный словарь, но пассивный словарь накапливается быстро, и стихотворные формы способствуют этому.

Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Отдельно слово само по себе не может передать сущность образа, в стихотворении должна быть логическая взаимосвязь слов, стройная их согласованность.

Прямо с неба к нам летят
Лёгкие пушинки.
Серебрятся и блестят
Белые
снежинки.
Посмотри, какое чудо
На моей ладошке,
Опустилась ниоткуда
Маленькая крошка!

Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному восприятию детьми окружающей действительности, накоплению определённого запаса знаний.

По тропинкам , по дорожкам,
Скачет серый
воробей.
Что он ищет? Ищет крошки,
Для себя и для детей.

           Каждое слово должно иметь совершенно конкретное значение – только тогда оно вызовет определённые зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребёнок, наличием в стихах таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы.

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчёркивать главное. Она заостряет впечатления и воображение, т.е. усиливает мыслительную деятельность человека. с помощью  небольших стишков которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка Законы ритма ребёнок постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Заучивание или, вернее, запоминание стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство из них  прочитываю  детям с целью предоставления их восприятию художественных словесных форм.

Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки,
Застряли в косичках,
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку,
Хотела немножко
Снежинки погреть.
Покрепче прижала,
Но что с ними стало?
Какая беда!
Пропали снежинки,
В ладошке у Нинки,
Только одна вода!

Для восприятия ребёнка характерно то, что он может поставить себя на место центрального образа, что помогает ему проявлять свою активность.

Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.

Действующие образы природы вызывают ассоциации с действиями самих детей, что облегчает понимание стиха и его запоминание. Ребёнок разговаривает с птицами, животными и как бы, понимая их язык, становится их другом.

       Использование   художественного слова  при ознакомлении  детей младшего дошкольного возраста  с окружающим миром, помогает  закрепить и умножить у детей пока элементарные, но нужные знания о родной природе. Помогает видеть красоту природных явлений.

Исходя из выше изложенного,  я разработала картотеку стихов, которым  дала названия:

  • Дождик, дождик, не дожди…
  • Ветер, ветер озорной!
  • Листопад, листопад!
  • Ах, ты зимушка – зима!

          Такое распределение стихов, позволяет быстро найти нужную информацию по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром. И использовать не только в группе, на занятиях, но и на прогулке.

Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
 

Дети с удовольствием имитируют движение листочков, машут руками, бегут по участку. 

С помощью  небольших стишков  ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка Законы ритма ребёнок постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Заучивание или, вернее, запоминание стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство из них я прочитываю детям с целью предоставления их восприятию художественных словесных форм.

       Созданную мной картотеку, я использую и  в работе с родителями. Выставляю картотеку в «Уголке для родителей», где стоит в свободном доступе, ярко оформленная коробочка с названием «Весёлые странички».  Родители, могут взять и почитать своим деткам, пока те одеваются.

Например: Чтоб не таяли снежинки,
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички,
Спрятать ручки в рукавички.

А также,   взять  понравившийся стишок домой и почитать и выучить, дома.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование   художественного слова, при ознакомлении  детей младшего дошкольного возраста  с окружающим миром, помогает надолго сохранить  поэтические образы природы в памяти ребёнка. А выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок, и в старшем возрасте, будет испытывать на себе её благотворное влияние.



Предварительный просмотр:

Картотека стихов,

по формированию представлений  у детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире

«Ветер, ветер, озорной!»

Ветер, ветер озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ты гони, гони листок
Прямо, прямо на восток!
За листочком побегу,
Прямо к речке прибегу.
Сяду я на бережок...

К нам в окошко ой, ой, ой,
Залетел вдруг
ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался – в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!
К нам весёлый
ветерок,
Заглянул в окошко,
С занавеской поиграл,
Взбудоражил кошку!
Мурка вертит головой,
Шевелит ушами,
А куда умчался гость,

Где ночует ветерок?
У развилки трёх дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.


Дует свежий
ветерок,
Дует прямо на восток,
Гонит облака по небу,
Будет дождичек к обеду.

У реки на бугорок,
Лёг крылатый
ветерок,
За день утомился,
Лопушком  прикрылся.
Спи калачиком, малыш,
Утром встанешь полетишь.

Ветерок к нам в окошко влетел,
Пошуршал, позвенел, поскрипел.
Лист бумаги смахнул,
Рядом с кошкой уснул.
За секунду все сразу успел.

Ветерочек-ветерок
Дует с юга на восток,
В море волны гонит,
В поле травку клонит.
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко,

Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче
ветер!

К нам весёлый ветерок,
Заглянул в окошко,
С занавеской поиграл,
Взбудоражил кошку!
Мурка вертит головой,
Шевелит ушами,
А куда умчался гость,
Догадайтесь сами.

Ветер листики гоняет
Вверх бросает и роняет
Шаловливый, как щенок –
«Я еще не так бы мог!»
Он трясет ветвями ивы,
Будто кто-то там сидит,
Он по кронам скачет живо...
Но когда же ветер спит?
А, бывает, ветер злится
И бросается листвой,
Шапки посрывать стремится,
Пролетев над головой.
А потом он затихает,
Как прощения прося.
Даже ветер понимает –
Так вести себя нельзя!

– Здравствуй, ветер! Где ты был?
– С облаками в небе плыл,
Повстречал большую тучу,
Облака собрал все в кучу,
Грянул гром, земля тряслась,
Туча в землю пролилась,
Ярко молния сверкала
И зигзагами скакала,
Я от страха влез в дупло
И заснул, в нём так тепло!

Ветерок сидел на ветке
и смотрел, играют детки -
корабли пускают дружно.
Эх, помочь наверно нужно.
Среди лужи замер флот,
ни назад и ни вперёд.
Чуть подул. И вот удача,
малыши у лужи скачут
и кричат " Плывут! Ура!"
Очень славная игра.



Предварительный просмотр:

Картотека стихов,

по формированию представлений  у детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире

«Дождик, дождик, не дожди…»

Дождик

По просёлочной дороге
Топал дождик длинноногий.
Барабанил, шелестел:
- У меня так много дел!
Я полью всё по порядку,
Лес, поля, сады и грядку.
Лужи сделаю большие,
Глубже моря, речки шире!
Окна вымою и крыши...
А потом пошёл потише,

Кап, Кап, Кап...

и перестал,
Потому что дождь устал.

Дождик.
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Дождь покапал и прошёл, 
солнце улыбнулось,
и над городом большим
радуга нагнулась.
семь цветов на ней горят,
ярких семь дорожек,
это праздничный наряд
нам всего дороже.

Дождик, дождик, не дожди, 
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой,
Возьму да побегу…


Дождик, лей.
Дождик, лей,
Не жалей!
Травку первую
Полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена.

Дождик, лей, Не жалей!
Огород и сад Полей!
Пусть цветы Цветут вокруг!
пусть растут Горох и лук!
Дождик, лей, Не жалей!
И меня чуть-чуть  Полей
Вместе с луком И горошком
Подрасту и я Немножко!

Дождик

По просёлочной дороге
Топал дождик длинноногий.
Барабанил, шелестел:
- У меня так много дел!
Я полью всё по порядку,
Лес, поля, сады и грядку.
Лужи сделаю большие,
Глубже моря, речки шире!
Окна вымою и крыши...
А потом пошёл потише,

Кап, Кап, Кап...

и перестал,
Потому что дождь устал.

Дождик.
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Дождь покапал и прошёл, 
солнце улыбнулось,
и над городом большим
радуга нагнулась.
семь цветов на ней горят,
ярких семь дорожек,
это праздничный наряд
нам всего дороже.

Дождик, дождик, не дожди, 
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой,
Возьму да побегу…

Дождик

По просёлочной дороге
Топал дождик длинноногий.
Барабанил, шелестел:
- У меня так много дел!
Я полью всё по порядку,
Лес, поля, сады и грядку.
Лужи сделаю большие,
Глубже моря, речки шире!
Окна вымою и крыши...
А потом пошёл потише,

Кап, Кап, Кап...

и перестал,
Потому что дождь устал.

Дождик.
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал, И перестал.

Теплый дождик лил да лил,

Дело делал, не шалил:

Вымыл крышу у скворечни,

Вымыл ягоды черешни...

Протянули мы ладошки,

Дождик их помыл немножко.

Дождь покапал и прокапал

к  нам на длинной мокрой ножке

Дождик скачет по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! —

Он пускает пузыри.

Если лужицы нальются,

Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В теплом дождике кусты.



Предварительный просмотр:

Картотека стихов,

по формированию представлений  у детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире

«Листопад, листопад!»

Листопад.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь —
Без конца и без начала?
Тацевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.

Листопад, листопад
Листья кружатся,  летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.

Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Собирайте, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.

Листопад! Листопад! 
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!

Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.

Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.  
Осень – листопад - листопад,
Листья - бабочки летят.
Желтые и красные
Все расцветкой разные.
До чего же ветер рад,
Что  устроил листопад.

Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую,
Называют «
листопад».

Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!

А повсюду – листопад!
Листья под ноги летят.
Кружит ветер озорной -
Красный листик, золотой…
Составляет хоровод,
листьями играя.
Это осень к нам идёт
- гостья дорогая!

Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья жёлтые кружатся,
И на землю все ложатся.  

Как прекрасен листопад!
Листья жёлтые летят!
Над землёй и над водой
Вихрь кружится золотой!
Осень дождички роняет
И деревья раздевает,
Устилая всё кругом
Пышным сказочным ковром!

Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» - вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методическому объединению "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром"

Основная задача речевого развития - это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста....

Методическое объединение "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром"

Чем богаче и правильнее  у ребёна речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценее отношения со сверстниками и...

Методические разработки. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...

Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"

Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»

Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...