Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».
картотека (младшая группа) по теме
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozh_slovo_malysham_teoriya.docx | 178.96 КБ |
kartoteka_stihov_veterok.docx | 13.44 КБ |
kartoteka_stihov_dozhdik.docx | 14.17 КБ |
kartoteka_stihov_listopad.docx | 13.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска
Методическая разработка
«Использование
художественного слова
при ознакомлении детей младшего
дошкольного возраста
с окружающим миром».
Выполнила:
Матвиец Е.В.,
Воспитатель.
Усинск, 2018 г.
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы познакомить ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».
К.Д. Ушинский.
Российские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека.
В младшем дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями. И отличается, эмоциональной непосредственностью. Повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике. В способности выделить главное в воспринимаемом явлении.
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.
Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни. С самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Одна из характерных и ярких черт младших дошкольников – любознательность.
Любознательность - качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
С самых первых шагов ребёнка надо учить целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.
Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир, развивается речь.
Поэтому, задачей педагога при ознакомлении детей с природным окружением становится:
- обогащать эстетические впечатления;
- развивать интерес к природному окружению;
- сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
- развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
- способствовать развитию мышления и речи;
- формировать систему начальных знаний о доступных объектах и явлениях природы.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность в окружающей среде, предполагаются и воспитательные задачи:
- воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей;
- патриотических чувств;
- экологическое воспитание;
- воспитание трудолюбия;
- любознательности.
Педагогические и коррекционные задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, в непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, использую наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы. Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием), накоплением представлений. Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.
Для обогащения и активизации словарного запаса на своих занятиях я использую художественное слово. При этом, учитываю особенности восприятия и памяти детей четвертого года жизни. Дети этого возраста легче запоминают стихи с яркими конкретными образами, так как мышление детей отличается образностью. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат,
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Такое четверостишие помогает ребёнку проводить наблюдение и находить ответ, формируется эстетическое отношение к окружающей природе. У детей в таком возрасте ещё очень мал активный словарь, но пассивный словарь накапливается быстро, и стихотворные формы способствуют этому.
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще -
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Отдельно слово само по себе не может передать сущность образа, в стихотворении должна быть логическая взаимосвязь слов, стройная их согласованность.
Прямо с неба к нам летят
Лёгкие пушинки.
Серебрятся и блестят
Белые снежинки.
Посмотри, какое чудо
На моей ладошке,
Опустилась ниоткуда
Маленькая крошка!
Реалистическое изображение объектов, явлений природы способствует правильному восприятию детьми окружающей действительности, накоплению определённого запаса знаний.
По тропинкам , по дорожкам,
Скачет серый воробей.
Что он ищет? Ищет крошки,
Для себя и для детей.
Каждое слово должно иметь совершенно конкретное значение – только тогда оно вызовет определённые зримые представления. Зримость, конкретная образность достигается меткостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребёнок, наличием в стихах таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.
Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, подчёркивать главное. Она заостряет впечатления и воображение, т.е. усиливает мыслительную деятельность человека. с помощью небольших стишков которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка Законы ритма ребёнок постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Заучивание или, вернее, запоминание стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство из них прочитываю детям с целью предоставления их восприятию художественных словесных форм.
Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки,
Застряли в косичках,
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку,
Хотела немножко
Снежинки погреть.
Покрепче прижала,
Но что с ними стало?
Какая беда!
Пропали снежинки,
В ладошке у Нинки,
Только одна вода!
Для восприятия ребёнка характерно то, что он может поставить себя на место центрального образа, что помогает ему проявлять свою активность.
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Действующие образы природы вызывают ассоциации с действиями самих детей, что облегчает понимание стиха и его запоминание. Ребёнок разговаривает с птицами, животными и как бы, понимая их язык, становится их другом.
Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром, помогает закрепить и умножить у детей пока элементарные, но нужные знания о родной природе. Помогает видеть красоту природных явлений.
Исходя из выше изложенного, я разработала картотеку стихов, которым дала названия:
- Дождик, дождик, не дожди…
- Ветер, ветер озорной!
- Листопад, листопад!
- Ах, ты зимушка – зима!
Такое распределение стихов, позволяет быстро найти нужную информацию по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром. И использовать не только в группе, на занятиях, но и на прогулке.
Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
Дети с удовольствием имитируют движение листочков, машут руками, бегут по участку.
С помощью небольших стишков ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка Законы ритма ребёнок постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Заучивание или, вернее, запоминание стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство из них я прочитываю детям с целью предоставления их восприятию художественных словесных форм.
Созданную мной картотеку, я использую и в работе с родителями. Выставляю картотеку в «Уголке для родителей», где стоит в свободном доступе, ярко оформленная коробочка с названием «Весёлые странички». Родители, могут взять и почитать своим деткам, пока те одеваются.
Например: Чтоб не таяли снежинки,
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички,
Спрятать ручки в рукавички.
А также, взять понравившийся стишок домой и почитать и выучить, дома.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование художественного слова, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром, помогает надолго сохранить поэтические образы природы в памяти ребёнка. А выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства, научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок, и в старшем возрасте, будет испытывать на себе её благотворное влияние.
Предварительный просмотр:
Картотека стихов,
по формированию представлений у детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире
«Ветер, ветер, озорной!»
Ветер, ветер озорной, | К нам в окошко ой, ой, ой, |
Где ночует ветерок? |
|
У реки на бугорок, | Ветерок к нам в окошко влетел, |
Ветерочек-ветерок | Наклоняется трава. |
К нам весёлый ветерок, | Ветер листики гоняет |
– Здравствуй, ветер! Где ты был? | Ветерок сидел на ветке |
Предварительный просмотр:
Картотека стихов,
по формированию представлений у детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире
«Дождик, дождик, не дожди…»
Дождик По просёлочной дороге Кап, Кап, Кап... и перестал, | Дождик. |
Дождь покапал и прошёл, | Дождик, дождик, не дожди, Насмотреться не могу, |
| Дождик, лей, Не жалей! |
Дождик По просёлочной дороге Кап, Кап, Кап... и перестал, | Дождик. |
Дождь покапал и прошёл, | Дождик, дождик, не дожди, Насмотреться не могу, |
Дождик По просёлочной дороге Кап, Кап, Кап... и перестал, | Дождик. |
Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, лужу резал, Резал, резал, не разрезал, И устал, И перестал. Теплый дождик лил да лил, Дело делал, не шалил: Вымыл крышу у скворечни, Вымыл ягоды черешни... Протянули мы ладошки, Дождик их помыл немножко. | Дождь покапал и прокапал к нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице — смотри, смотри! — Он пускает пузыри. Если лужицы нальются, Так и хочется разуться, Побежать и потрясти В теплом дождике кусты. |
Предварительный просмотр:
Картотека стихов,
по формированию представлений у детей младшего дошкольного возраста об окружающем мире
«Листопад, листопад!»
Листопад. | Листопад, листопад |
Листопад, листопад, | Листопад! Листопад! |
Листопад, листопад, | Листопад, листопад, |
Листья жёлтые танцуют, | Листопад! Листопад! |
А повсюду – листопад! | Листопад, листопад, |
Как прекрасен листопад! | Листопад, листопад, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методическому объединению "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром"
Основная задача речевого развития - это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста....
Методическое объединение "Развитие речи через ознакомление с окружающим миром"
Чем богаче и правильнее у ребёна речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценее отношения со сверстниками и...
Методические разработки. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Знакомство с компьютером"
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом ...
Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"
Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...
Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»
Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...
Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Как хлеб на стол попал»
Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба; воспитание уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве; бережного отношения к хлебу...
- Мне нравится (2)