Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы
картотека

Язенок Юлия Викторовна

   Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

    В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

   В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

 для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Подготовила: Язенок Ю.В.,

воспитатель

Живая природа

1. «Прилетели птицы».

2. «Звери, птицы, рыбы.

3. «Сложи животное».

4. «Четвертый лишний».

5. «Чудесный мешочек».

6. «Что я за зверь?»

7. «Кто где живёт»

8. «Летает, плавает, бегает»

9. «Цепочка».

10. «Что было бы, если из леса исчезли…»

11. «Я знаю».

12. «Что это такое».

13. «Узнай птицу по силуэту».

14. «Да –Нет»!

15. «Игра в слова»

16. «В зимней столовой»

17. «Угадай чей хвост»

18. «Назови насекомое»

19. «Путаница»

20. «Опиши, я отгадаю!»

21.«Найди дерево по описанию»

22. «Садовник»

23. «Узнай животное по описанию»

24. «У кого кто»

25. Давайте поселим зверей в наш лес.

26. «К названному дереву – беги!»                                                   

 

Неживая природа.

27. «Воздух, земля, вода»

28. «Природа и человек»

29. «Выбери нужное»

30. «Где снежинки»

31. «Когда это бывает»

32. «Из чего это сделано»

33. «Расположи планеты правильно»

34. «Береги природу»

35. Ходят капельки по кругу»

36. «Живое –неживое»

37. «Полезные – неполезные»

 Растительный мир

38. «Что в корзинки мы берём»

39. «Вершки – корешки»

40. «Угадай что в мешочке»

41. «С какой ветки детки»

42. «Угадай что где растёт»

43. «Весной, летом, осенью, зимой»

44. «Угадай-ка»

45. «Съедобное – несъедобное»

46. «Назови три предмета»

47.  «Цветочный магазин»

48. «Узнай и назови»

49. «Назови растение»

50. «Какого растения не стало»

51.  «Назови насекомое»

52. «Путаница»

 

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром

53. Игра «Мой дом»

54. Игра «Кому что нужно?»

55. Игра «Моя комната»

56. Игра «Город и село»

57. Игра «Поступи правильно»

58. «Из чего сделаны предметы?»

59. Дидактическая игра «Не ошибись»

60. Дидактическая игра «Какой предмет»  

61. «Назови три предмета»

62. Игра «Что, где, когда»


   Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых

63. Игра «Чьё звено скорее соберёт предметы»

64. Дидактическая игра «Угадай профессию»

65. Дидактическая игра «Назови профессию»

66. Дидактическая игра «Куклы идут работать»

67. Дидактическая игра «Кто что делает?»

68. «Откуда хлеб пришёл».

69. Игра «Виды труда»

70. «Поварёнок»

1. Живая природа.

1.«Прилетели птицы».

Задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что неправильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

2. «Звери, птицы, рыбы.

Задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

3. «Сложи животное».

Задача: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

4. «Четвертый лишний».

задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

5. «Чудесный мешочек».

 задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

6. «Что я за зверь?»

 задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

 Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

7. «Кто где живёт».

 задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

8. «Летает, плавает, бегает».

задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

9. «Цепочка».

 задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

10. «Что было бы, если из леса исчезли…»

Задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

11. «Я знаю».

задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

12. «Что это такое?»

задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

13. «Узнай птицу по силуэту».

 задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

14. «Да – нет»

задача: закреплять знания об объектах живой природы.

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

 

15. «Игра в слова»

задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

16. «В зимней столовой»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

17. «Угадай, чей хвост»

Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных. ОПИСАНИЕ. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.                                                                     

 

18. «Назови насекомое»

Дидактическая задача: учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие: отгадывание.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).

19. «Путаница»

Дидактическая задача: уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок). Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь: герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило: не ошибиться в выборе.

Игровое действие: поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:

- Расположи растение правильно.

- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

- Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

Итог игры: выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.                                                                                                                         

20. «Опиши, я отгадаю!»

Дидактическая задача: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Словарь: черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня, слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое, сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия: загадывание загадок.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные вопросы.

Итог игры: за правильное и точное описание дети получают фишки и считаются победителями.

21. «Найди дерево по описанию»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья: форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.

Словарь: ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.

Игровые действия: загадывать загадки.

Ход игры: Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

Итог игры: за правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.

22. «Садовник»

Дидактическая задача: определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов. Развивать связную речь. Развивать слуховое внимание.

Словарь: вкусное, сладкое, спелое, стебель, лепестки, наливное, вытянутая.

Игровое правило: карточку берет тот ребенок, которого назвал воспитатель.

Игровое действие: описание предмета.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены карточки рисунком вниз. Один ребенок садовник. С лейкой он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Пойди, Аня, что-нибудь сорви». Аня выбирает себе картинку. Рассматривает ее и затем описывает то, что на ней изображено, но не называет. Дети отгадывают.

Итог игры: Тот, кто отгадал становится садовником.

23. «Узнай животное по описанию»

Дидактическая задача: закрепить знания о животных, содержащихся в уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание, слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Словарь: пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

Игровые правила: соблюдать полную тишину, запрещается называть предмет и подсказывать товарищу.

Игровые действия: Описание животного, отгадывание.

Ход игры: Один из детей, выбранных воспитателем, описывает животное уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные отгадывают. Итог игры: Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его изображением.                                     

24. «У кого кто» 

Цели: закрепить знания о животных и их детёнышах, развивать внимание, память.                       

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.                            

25. Давайте поселим зверей в наш лес.                                                   

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная).

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

Задания.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

Правила.

1. Играть в команде (3 команды по 2 – 3 человека в каждой).                                                      

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.  

26. «К названному дереву – беги!»

Цель: тренировка в быстром нахождении дерева. Содержание.

Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз – два – три – беги!»

Неживая природа.

27. Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

28. «Природа и человек».

Задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

29. «Выбери нужное».

Задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» — это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

30. «Где снежинки?»

Задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры: 

Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?


С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:


Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Вывод делается из ответов на вопросы:

- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).

31. «Когда это бывает?»

Задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


32. «Что из чего сделано?»

 Задача: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

33. «Расположи планеты правильно».

задача: закрепить знания об основных планетах.

 Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

-Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).

А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечным луч не достал.

-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.

А это планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)

-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).

Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.

А это планета гордится собой. Поскольку считается самой большой.

-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.

Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличалась она. (Сатурн)

Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.

А что за планеты зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.

Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

34. «Береги природу».

задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

35. «Ходят капельки по кругу».

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

36. «Живое – неживое».

 задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

37. «Полезные – неполезные».

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

 

Растительный мир.

38. «Что в корзинку мы берем».

Задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

39. «Вершки – корешки».

 Задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно.

40. «Угадай, что в мешочке?»

Задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.

Ход игры: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? играть мы будем сегодня по-иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.

41. «С какой ветки детки?»

 Задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

42.«Угадай, что где растет».

Задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

43. «Весной, летом, осенью».

Задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

44. «Угадай – ка».

Задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

45. «Съедобное – несъедобное».

 задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

46. «Назови три предмета».

 задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать, одним словом. Например: цветы

- Ромашка, роза, василек.

47. «Цветочный магазин».

 задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

48. «Узнай и назови».

 задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

49.«Назовите растение».

 задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Цель. Найти дерево по названию.

Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

ОПИСАНИЕ. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:

  • Кто быстрее найдет березу?
  • Раз, два, три — к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится и фа.

50.«Какого растения не стало?»

Цель: развивать память.

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

51. «Назови насекомое»

Дидактическая задача: учить детей отгадывать загадки. Развивать сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие: отгадывание.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).

52. «Путаница»

Дидактическая задача: уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок). Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.

Словарь: герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило: не ошибиться в выборе.

Игровое действие: поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:

- Расположи растение правильно.

- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

- Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.

Итог игры: выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.

 

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром.

 

53. Игра «Мой дом»

Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.

Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.

Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию. Пример: «В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (...) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (...) окна и т.д.

54. Игра «Кому что нужно?»

Цель: формировать реалистические представления о предметах которыми пользуются мальчики и девочки (одежда, обувь, игрушки, спортивные принадлежности). Закреплять знания о предметном мире. Продолжать учить детей применять в речи предложения сложной конструкции, распространенные предложения. Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, группировать по назначению. Воспитывать интерес к предметному миру.

Материал: Панно с фигурами девочки и мальчика, картинки одежды, обуви и игрушек.

Правила игры: Дети рассматривают маленькие картинки с одеждой, обувью, спортивным инвентарем и игрушками, затем раскладывают на панно, что нужно мальчику, что девочке. Когда закончат игру, то объясняют, почему они так считают.

55. Игра «Моя комната»

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его

комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес

к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение.

Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

Задания.1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе. Правила.1. Количество играющих 5 – 6 человек.2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

56. Игра «Город и село»

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач). Задание. Одна команда должна составить картину города, другая –картину села.

Правила. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой).

 Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

57. Игра «Поступи правильно»

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

Задания.1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

Правила. Количество играющих 5 – 6 человек. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

 

58. «Из чего сделаны предметы?»

Цель: добиться уточнения знаний детей о материалах, из которых делаются предметы.

Материалы. Деревянный солдатик, железная тележка, бумажный человечек.

Содержание.

Игра развертывается на сюжет сказки. Центральная фигура – Дед Мороз. Для этой роли нужно выбрать ребенка с хорошо развитой речью. Деду Морозу требуется много игрушек, чтобы подарить детям на елку, но их не из чего сделать. Поэтому он посылает по свету своих помощников – «Деревянного солдатика», «Железную тележку» и «Бумажного человечка», чтобы они принесли готовые игрушки или такие предметы, из которых можно изготовить игрушки. «Деревянный солдатик» имеет право принести только деревянные предметы, «Железная тележка» - только железные, а «Бумажный человечек» - бумажные. Дед Мороз проверяет, правильно ли они принесли предметы. Помощники должны меняться, чтобы как можно больше детей участвовало в игре.                                                   

 

59. Дидактическая игра «Не ошибись»

        Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

        Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

        По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Детей в течение года знакомят с профессиями: повар, дворник, почтальон, строитель, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда.

 

60. Дидактическая игра «Какой предмет»

        Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

        Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

· Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать, одним словом.

· Длинный», —говорит воспитатель и передает камешек соседу.

· Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

· Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

  Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

· Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

   - Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.).

 

 61. «Назови три предмета»

 Цель: упражнять детей в классификации предметов.

  Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

 Ход игры. Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

         - Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

 В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые.

Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

62. Игра «Что, где, когда»

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Задачи
Образовательные:

1. Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы и отгадывать загадки.

2. Закреплять знания детей о природном и предметном окружении;

3. Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы, компьютер, сеть интернет,

4. Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.
Развивающие: 

1. Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.

2. Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение.

3.Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).
Воспитательные:

1. Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям. 

2. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Материал: волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; песочные часы».

Ход игры: Условия нашей игры.

 На столе ватман с 12 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Здоровье и питание.

Разделы:

Хлеб

Примерные вопросы

•        Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

•        Назовите времена года, когда сеют зерно. (Весна.)

•        Назовите времена года, когда убирают зерно. (Осень.)

•        Какие машины убирают хлеб? (Комбайны.)

•        Где мелют муку? (На хлебозаводе, мельнице.)

•        Где пекут хлеб? (В пекарне, на хлебозаводе.)

•        Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Пирожки, булочки, ватрушки, куличи, сушки и др.)

Назовите пословицы со словом «Хлеб».

•        Хлеб – наше богатство.

•        Будет хлеб – будет и песня.

•        С хлебом русский человек – богатырь из века в век.

Закончи пословицу: «Хлеб – всему… голова».

Фрукты

Примерные вопросы

•        Какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, бананы и др.)

•        Соки каких фруктов жёлтого цвета? (Персик, абрикос.)

•        Назовите, одним словом, лимон, апельсин, мандарин (Цитрусовые.)

•        Какой фрукт называют так же, как экзотическую птицу? (Киви.)

•        Какой фрукт любят обезьяны? (Банан.)

•        Какие фруктовые соки вы знаете? (Яблочный, гранатовый и др.)

•        Чем полезен лимон? (Богат витамином С, полезен при простуде.)

Вспомните загадку о каком-нибудь фрукте.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине – сладко. (Слива.)

Овощи

Примерные вопросы

•        Назовите овощи-корнеплоды. (Репа, морковь и др.)

•        У каких овощей можно употреблять в пищу и вершки, и корешки? (У свеклы, петрушка и др.)

•        Какой овощ может заставить нас плакать? (Лук.)

•        Что забыла коза в огороде? (Капусту.)

•        Из каких овощей готовится винегрет? (Из моркови, свеклы, капусты, лука, огурцов, картофеля, гороха.)

•        Можно ли приготовить из овощей соки? Какие? (Да; морковный, свекольный, тыквенный, томатный.)

•        Чем полезна морковь? (Витаминами, которые улучшают зрение.)

•        Какие овощи помогут вылечиться от простуды? (Лук, чеснок.)

Отгадайте загадку.

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец.)

Каши

Примерные вопросы

•        Какие каши вы знаете? (Манную, пшённую, кукурузную, овсяную, гречневую и др.)

•        Как сделать кашу вкусней? (Добавить сливочное масло, варенье, сухофрукты и др.)

•        Какие крупы входят в состав суворовской каши? (Горох, перловка, гречка.)

•        Какие каши можно сварить из пшеницы? (Манную, пшённую.)

•        Из каких растений, зёрен получаются овсяная и пшеничная каши? (Из овса, пшеницы.)

•        Какую кашу называют «ассорти»? (Из смеси круп.)

Отгадайте загадки.

В землю тёмную уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зёрнышко.)

Черна, мала крошка.

Соберут, немножко

В воде поварят.

Кто съест – похвалит. (Гречневая каша.)

Назовите поговорки о каше.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша – пища наша.

Гречневая каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной.

Каша – сила наша.

Витамины

Примерные вопросы

•        Какое время года даёт нам большой запас витаминов? (Лето, осень.)

•        В каких продуктах много кальция? (В молочных продуктах.)

•        Какие продукты самые витаминные? (Зелень, фрукты, овощи, ягоды.)

•        Какие овощи нужно есть весной, чтобы защитить себя от болезни? (Лук, чеснок.)

•        Какая ягода созревает первой? (Клубника.)

•        Что бывает, если в организме не хватает витаминов? (Недомогание, различные заболевания.)

•        Какие бывают витамины? (А, В, С, D, E, F, K.)

•        В какое время года наш организм нуждается в витаминах? (Всегда, особенно весной и зимой.)

Молоко и молочные продукты

Примерные вопросы

•        Какие молочные продукты вы знаете? (Молоко, кефир, сыр, творог и др.)

•        У коровы молоко коровье. А у козы? (Козье.)

•        Назовите блюда из творога. (Творожники, вареники.)

•        Что можно приготовить с помощью молока? (Каши, блины, молочные супы и др.)

•        Что вы знаете о молоке? (Богато витаминами, белком, кальцием, укрепляет здоровье.)

•        Какими витаминами богато молоко? (A, B, C, E.)

•        Назовите кисломолочные продукты. (Кефир, творог, ряженка и др.)

•        Откуда берётся молоко? (Его дают коровы, козы.)

Отгадайте загадку.

Вкусное, белое, парное иль холодное

Всех оно делает сильными, здоровыми. (Молоко.)

Посуда

Примерные вопросы

•        Тарелка, чашка, ложка, кастрюля. Назовите, одним словом. (Посуда.)

•        Из чего едят суп? (Из тарелок.)

•        Какие столовые приборы опасны? (Ножи, вилки.)

•        В чём варят еду? (в кастрюле.)

•        Как называется посуда, из которой пьют чай? (Чашки, бокалы, стаканы.)

•        Как называется столовый прибор, которым разливают суп? (Половник.)

•        Чем пользуются после еды? (Салфеткой.)

•        В чём готовят жаренные блюда? (В сковороде, жаровне, казане.)

Закончите поговорку: «Когда я ем, я… глух и нем».

Домашние животные

Примерные вопросы

•        Где живут домашние животные? (Рядом с человеком.)

•        Назовите домашних животных. (Коза, корова и др.)

•        Любимое блюдо лошадей. (Овёс.)

•        Корова, кролик, лошадь, коза, лиса. Кто здесь лишний? (Лиса.)

•        Какую пользу приносят корова, коза, овца? (Дают молоко, шерсть.)

•        Как «разговаривают» домашние животные? (Подают голос – коровы мычат и др.)

•        Назовите детёнышей домашних животных. (Телята, ягнята и др.)

•        У каких домашних животных есть копыта? (У коз, коров, лошадей, овец.)

•        Кто из домашних животных не умеет плавать? (Кошка, кролик.)

Отгадайте загадку.

Стоит копна посреди двора.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

Дикие животные

Примерные вопросы

•        Чем питаются белые медведи? (Рыбой.)

•        Кого называют самым быстрым зверем? (Гепарда.)

•        Кто из животных слепой? (Крот.)

•        Чем похожи слон и морж? (Имеют бивни.)

•        Как называются животные, выкармливающие детёнышей молоком? (Млекопитающие.)

•        Где живут животные редких видов? (В заповеднике, в природе.)

•        Назовите самое высокое животное. (Жираф.)

•        Если бурый медведь зимой не спит, как его называют? (Шатун.)

•        Кого называют царём зверей? (Льва.)

Птицы

Примерные вопросы

•        Какая птица плохая мама? (Кукушка.)

•        Что находится внутри птичьих костей? (Воздух.)

•        Назовите самую маленькую птичку. (Колибри.)

•        Назовите самую большую птицу. (Страус.)

•        Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

•        Назовите самую зоркую птицу. (Ястреб.)

•        Как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелётные.)

Насекомые

Примерные вопросы

•        Сколько ног у насекомых? (Шесть.)

•        Как общаются муравьи? (Усиками.)

•        Кто пробует еду ногами? (Бабочка.)

•        Где находятся уши у кузнечика? (На ногах.)

•        Чем полезны пчёлы? (Делают мёд.)

•        Чем питается стрекоза? (Мухами, комарами.)

•        Кто плетёт паутину? (Паук.)

•        Каких насекомых вы знаете? (Муха. Пчела, кузнечик и др.)

•        Назовите оружие шмеля, пчелы, осы. (Жало.)

•        Как называются домашние муравьи? (Фараоновы или мелкие рыжие муравьи.)

Профессии

Примерные вопросы

•        Где работает учитель? (В школе.)

•        Кто это делает: подстригает волосы, делает причёски, моет, сушит волосы? (Парикмахер.)

•        Кто фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает? (Продавец.)

•        Что делает дворник? (Убирает двор.)

•        Исправьте ошибку: учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради. (Учитель проверяет тетради, а парикмахер подстригает.)

•        Для человека какой профессии нужны весы, прилавок, товар, кассовый аппарат? (Для продавца.)

•        Для человека какой профессии нужны стиральная машина, мыло, утюг? (Для прачки.)

•        Что нужно водителю? (Автомобиль, права на вождения автомобиля.)

Продолжите предложение: «Воспитатель утром с детьми… беседует, делает зарядку, проводит занятия».

Транспорт

Примерные вопросы

•        Перечислите виды транспорта. (Наземный, подземный, воздушный, водный, подводный.)

•        Перечислите виды наземного транспорта. (Железнодорожный, грузовой и т.д.)

•        Какой воздушный транспорт вы знаете? (Ракеты, самолёты и т.д.)

•        Водный транспорт. Что в него входит? (Корабли, лодки, теплоходы и т.д.)

•        Какие машины могут ездить на красный цвет? («Скорая помощь», пожарная, полицейская.)

•        Кто такие пешеходы? (Люди, идущие по улицам.)

•        Кто такие пассажиры? (Люди, которые едут в транспорте.)

•        Что такое «зебра»? (Пешеходный переход.)

•        Где должен идти пешеход? (По тротуару.)

•        На какой свет едут машины? (На зелёный.)

Символика государства

Примерные вопросы

•        Как называется наша планета? (Земля.)

•        Что расположено на Земле? (Реки, леса, поля, моря, океаны и т.д.)

•        В каком государстве мы живём? (В России.)

•        Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

•        Назовите город, в котором вы живёте. (Томск.)

•        Что представляет собой российский флаг? (Белая, синяя, красная полосы; белая обозначает благородство, долг; синяя – веру, целеустремлённость; красная – мужество, силу.)

•        Перечислите символику нашего государства. (Герб, флаг, гимн.)

•        Кто президент России? (В.В. Путин.)

•        Назовите свой полный домашний адрес.

 

Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых

63. Игра «Чьё звено скорее соберёт предметы»

1 вариант

Цель: научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: поделить детей на группы (звенья). Дать детям предметные картинки в конвертах. Кто быстрее соберёт ассоциации к профессиям, тот и победил.

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, костюм (Актёр)

Ножницы, ткань, швейная машинка (Швея)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Доска, мел, учебник (учитель)

Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)

Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)

Ножницы, фен, модная причёска (Парикмахер)

Корабль, море, штурвал (Моряк)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

2 вариант

Даются конверты, в них разрезанные картинки с предметами. Их складывают как пазлы. Каждому звену дать несколько конвертов. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт предмет.

64. Дидактическая игра «Угадай профессию» (5-7 лет).

 Дидактическая задача: закрепить знания детей об орудиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии. Упражнять в назывании действий, которые выполняет человек данной профессии.

Оборудование: орудия и предметы труда некоторых профессий, их изображение на картинках или игрушки (рубанок, пила, молоток, гвозди, наперсток, ножницы, игла в игольнице, сантиметр, фонендоскоп, шприц, бинт, кисти, краски, мольберт, ножницы, расческа, лак, бигуди, весы, гиря, лотки с овощами, жезл, свисток, машинка ГАИ и др.).

Игровое действие: ребенок отбирает на столе у воспитателя реальные предметы, картинки или игрушки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял рубанок, пилу, молоток и гвозди. Отгадайте, какая у меня профессия?». Дети должны узнать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, которые выполняет человек данной профессии. (Это столяр, он пилит, строгает доски).

65. Дидактическая игра «Назови профессию» (5-7 лет)

Дидактическая задача: закрепить знания детей о профессии мамы, о тех профессиональных действиях, которые она выполняет на работе.

Оборудование: мяч. Игровое действие: игра проводится с мячом.

Воспитатель бросает мяч ребенку со словами: «Назови мамину профессию?» Ребенок ловит мяч и говорит: «Моя мама ветеринар, она лечит животных». Затем этот ребенок бросает мяч другому ребенку со словами: «Назови профессию твоей мамы». «Моя мама секретарь, она печатает на компьютере разные документы» и т.д. Если ребенок затрудняется в назывании профессии, а может рассказать о том, какие именно трудовые действия выполняет мама, то воспитатель может подсказать название профессии.

66. Дидактическая игра «Куклы идут работать».

Дидактическая задача: закрепить знания детей о специальной одежде, форме людей некоторых профессий, например: строитель, военный, милиционер, врач, парикмахер, пожарный, летчик и т.д.

Оборудование: картонные куклы, кукла-мужчина и кукла-женщина. Рисунки с изображением форменной одежды людей разных профессий, которые можно закрепить на картонной кукле.

Игровое действие: используются картонные куклы, кукла -мужчина и кукла-женщина, на которых можно надевать разную одежду. Куклам дают имена и отчества. Педагог на столе раскладывает рисунки одежды, головных уборов. Дети рассматривают и подбирают одежду и головной убор так, чтобы

получился комплект форменной одежды для людей различных профессий. Каждый ребенок должен прокомментировать свои действия, например: «Василий Петрович надевает на работу желтый комбинезон и каску. Он строитель», «Ольга Ивановна надевает белый халат и шапочку. Она медсестра».

Дидактическая игра «Логическое лото» (6-7 лет).

Дидактическая задача: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. Учить распознавать символические знаки и соотносить их с бытовыми и научными понятиями. Оборудование: карточки с символическим изображением растений, животных, человека, техники, бумаги. Картинки с изображением людей различных профессий. Игровое действие: педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а затем показывает им по очереди пять карточек с символическим изображением растений, животных, людей, техники, бумаги, задавая при этом вопрос: «Человек какой профессии с этим работает?» Дети поднимают соответствующие карточки и отвечают: «Моя профессия летчик. Я работаю с техникой» «Моя профессия телевизионный мастер. Я тоже работаю с техникой» и т. д.

67. Дидактическая игра «Кто что делает?» (5-7 лет)

Дидактическая задача: закреплять представления детей о профессиях. Учить проводить ассоциации между профессиональным действием и профессией людей. Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий, предметные картинки с изображением объекта их деятельности.

Игровое действие: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?», «Кто шьет платья?», «Кто рисует картины?», «Кто красит и белит стены домов?», «Кто продает молоко?» и т.д. Ответы детей: «Строители строят дома». «Маляр белит и красит стены дома», «Продавец продает молоко» и т.д.

68. «Откуда хлеб пришёл». Цель: формировать представление детей о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе) в старину, используя старинные орудия труда, привлекая сказочные сюжеты (сказка «Колосок»); донести до их сознания, что хлеб — это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу. Логика игровой деятельности: дети раскладывают карточки, на которых изображены этапы производства хлеба в определенной последовательности в старину. Вывод: труд хлебороба остается нелегким и напряженным. Легкого хлеба не бывает.

69. Игра «Виды труда»

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя настройке. Задания.1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

Правила. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека. В игре принимает каждый член команды. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

70. «Поваренок».

ЦельВыявлять знание детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща); о том, какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая); картинки, изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка); карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

Задание.

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда

Правила.

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Колесо истории".Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Материал предназначен для воспитателей детского сада. Данный конспект помогает расширить представление детей о родном городе и крае....

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром "Вулканы"

В данной методической разработке по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста можно озакомиться с конспектом занятия "Вулканы",рекомендациями,а так же авторской...

Конспект занятия по ознакомлению детей средней дошкольного возраста с окружающей действительностью и миром природы: «Лекарственные растения»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы:«Лекарственные растения»...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром посредством виртуальной экскурсии.

Цель программы: формирование представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста средствами виртуальных экскурсий. Задачи: – обогащение представлений детей о мире предметов, о пре...