КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «КРЫЛАТАЯ НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«КРЫЛАТАЯ НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_dlya_publikatsii1.docx | 70.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«КРЫЛАТАЯ НЕДЕЛЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
разработали
воспитатели
РАДЗИЕВСКАЯ А.В
ВОЙТИК М.В.
учитель-логопед:
ЮРЕВИЧ Е.Н.
инструктор по физкультуре
АЛЕКСАНДРОВА Ю.Е.
МОСКВА
2016
1. Введение
Любимый край,
Мой край, привольный!
Идешь, идешь под синевой
В лицо целует ветер вольный,
И песни птиц над головой.
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке.
Не причини природе зла.
Иди к земле хорошим другом,
Её защитником иди.
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
И. Дружинин
Наименование проекта: «Крылатая неделя»
Вид проекта: познавательный
По количеству участников: групповой
Участники: дети старшего возраста, учитель – логопед,
воспитатели Радзиевская А.В., Войтик М.В., родители. В работе над проектом
осуществлялось взаимодействие с инструктором по физкультуре Александровой Ю.Е.,
, учителем-логопедом Юревич Е.Н.
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя – 28.03.16-01.04.16
2. Актуальность создания проекта:
Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления в экологическом воспитании детей.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами ухода за животным миром, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
3. Цели и задачи, ожидаемые результаты и продукты
Цель – привить интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи: формирование навыков проектной деятельности и основ экологической культуры, активизация желания искать пути решения в проблемной ситуации. Закреплять и систематизировать знания о птицах, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям (расширить знания детей о группах птиц: зимующие – оседлые, перелетные – кочующие, уточнить представлений детей об изменении образа жизни птиц в разное время года, познакомить с жизнью птиц весной (гнездование, выведение птенцов, учить узнавать и различать птиц по внешним признакам (размер, окраска перьев, характерные повадки и пр.)). Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать экологическое поведение в природе, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, активизировать совместную деятельность родителей и детей. Развивать творчество в детях через приобщение к миру живой природы.
4. Аннотация проекта
Проект носит интегрированный характер, включает в себя исследовательскую, практическую, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду бережного отношения к природе. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей старшей группы дошкольного возраста.
Участвуя в выполнении этого проекта , можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать у учащихся заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
Проект приурочен к Международному Дню птиц.
5. Ожидаемые результаты:
К окончанию проекта дети должны: иметь представление о видовом разнообразии пернатых нашей планеты; различать зимующих и перелётных птиц родного края; иметь представление об условиях жизни птиц и приспособленности их к полёту; знать о значении подкормки для зимующих птиц, о роли человека в сохранении дикой природы. иметь представления об особенностях строения тела и внешнего вида различных птиц, повадках и способах приспособления к среде обитания.
6. Продукт проекта: выставка творческих работ детей «Самая чудесная птица»; «Энциклопедия нашей группы о птицах» (составленная совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с жизнью птиц ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Птицы», книжная выставка познавательной и художественной литературы по теме, памятки «Как правильно подкармливать птиц зимой».
5. Этапы реализации проекта программы
Этап планирования.
Воспитатели осуществляют подбор дидактического материала, литературы, игр, форм и содержания предстоящих мероприятий, организует совместное со специалистами обсуждение предстоящей деятельности. Продумывает содержание экспериментальной и практической, продуктивной деятельности.
Организационный.
Воспитатель раскрывает перед воспитанниками проблему, инициирует совместное обсуждение , используя модель трех вопросов. Что мы знаем о птицах? Что мы хотим узнать о них? Как мы сможем это узнать? Осуществляется совместное «вживание» в ситуацию, вхождение в проект. Информирование родителей о предстоящей деятельности для получения положительного отклика, интереса и для понимания целей и задач данного проекта.
Дети совместно с родителями подготавливают листы групповой энциклопедии о птицах (диких, домашних, птицах нашего города), потом рассказывают остальным, что нового и интересного они знают о птицах, участвуют в беседах, обсуждениях, викторинах, просмотре компьютерных презентаций, заучивают стихи, участвуют в продуктивной, музыкально-художественной, экспериментальной, двигательной и др деятельности.
Заключительный этап.
Проводится игровая викторина «Что мы знаем о птицах». Награждаются активные участники проекта. Организуется выставка поделок, презентуется созданная энциклопедия.
Педагог производит оценку успешности проекта, проводит рефлексию.
6. План мероприятий (паутинка)
День, тема дня | Виды детской деятельности | Формы организации детской деятельности | Содержание Цель | Организация ПРС (центры) | Взаимодействие с родителями | |||||||||||||||||
28 марта понедельник «Птицы весной». Цель: закреплять знания о многообразии перелётных птиц нашего края | Коммуникативная | Беседа о птицах – закрепить знание о зимующих и перелетных птицах. Рассказы детей о наблюдениях за птицами | Задачи: Развивать познавательный интерес к природе Рассматриваем странички нашей птичьей энциклопедии. | Дидактические карточки, плакаты, папка для энциклопедии | Предварительная работа – создание страниц энциклопедии | |||||||||||||||||
двигательная | Подвижная игра «Птички и кошка» | Задачи: развитие быстроты и ловкости. | ||||||||||||||||||||
музыкальная | Слушание голосов птиц | Задачи: воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе. | Аудио записи голосов птиц | |||||||||||||||||||
познавательная | Наблюдение за воронами - формировать представления о повадках птиц. | Задачи: систематизировать детские знания об этой птице и ее особенностях | Интерактивная папка Серая Ворона Дидактические картинки ворона и ее родня | |||||||||||||||||||
двигательная, игровая | Спортивный досуг «10 птичек – стайка» | Задачи: развивать ловкость, глазомер, умение действовать в команде | Спортивное оборудование | |||||||||||||||||||
познавательная | Время загадок | Задачи: учить отгадывать загадки, развивать воображение. | Книжка-малышка с загадками | |||||||||||||||||||
познавательная | Просмотр познавательной презентации «День птиц» | Задачи: Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах. | Книжная выставка «Все о птицах» стенгазета «Птичья страничка» | Попросить родителей принести в группу интересные книги на тему «Птицы» | ||||||||||||||||||
продуктивная | Аппликация «Совушка-сова» | Задачи: научить детей работать в обрывной технике, создавая выразительный образ птицы | Энциклопедия «Птицы» Дидактические картинки Стихи о сове | |||||||||||||||||||
экспериментальная | Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Когда воздух можно почувствовать? | Задачи: учить детей рассуждать. Дать представление о строении пера и крыльев. | Образцы перьев | |||||||||||||||||||
познавательная | Как человек научился летать | Расширять представления детей о воздухоплавании | Дидактические картинки Летательные аппараты | |||||||||||||||||||
двигательная | Подвижная игра «Коршун» | Задачи: познакомить с новой подвижной игрой | ||||||||||||||||||||
коммуникативная | Стихи о птицах | Задачи: предложить детям совместно с родителями подобрать и выучить стихотворения о наиболее понравившейся птице. | Подборка стихотворений, закличек, частушек о птицах. | Работа с родителями, совместная деятельность родителей с детьми. | ||||||||||||||||||
игровая | Д/и «Кто чем питается» | Задачи: уточнить и конкретизировать знания детей о питании птиц – хищниках, зерноядных, насекомоядных | Медальоны с изображением птиц, тарелочки с изображением птичьего корма | |||||||||||||||||||
29марта вторник. «Пернатый мир Подмосковья». Цель: Познакомить детей с особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни, формировать бережное отношение к птицам | ||||||||||||||||||||||
коммуникативная | Беседа на тему «Что мы знаем о птицах» | Задачи: выявить уровень знаний детей по теме | ||||||||||||||||||||
познавательная | Беседа на тему Что и когда нужно птицам? | Конкретизировать знания детей о том, когда и зачем птицам нужны кормушка и скворечник | Настоящие скворечник и кормушка | Помощь родителей в размещении кормушки и скворечника на участке группы | ||||||||||||||||||
познавательная | «Как птицы весну встречают» | Обратить внимание на изменение поведения птиц с приходом весны. Рассказать о гнездовании птиц | ||||||||||||||||||||
Экспериментальная, продуктивная | Давайте построим гнездо | Дать детям понятие о гнезде птиц через практическую деятельность | Природный материал для строительства птичьих «гнезд» | |||||||||||||||||||
продуктивная | Работа в изоуголке «Раскрась птицу по памяти» | Цель: запомнить облик птицы, раскрашивать аккуратно, не выходя за пределы рисунка. | Готовые черно-белые рисунки часто встречающихся птиц, словесные описания птиц | |||||||||||||||||||
экспериментальная | Пословица – Как с гуся вода. Почему мы так говорим? Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду. | Задачи: обьяснить эффект водонепроницаемости птичьего пера, совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании. | Птичье перо, масло, емкость с водой | |||||||||||||||||||
познавательная | ФЭМП | Ориентировка в пространстве Чей нос длиннее – сравнение длины при помощи условной мерки Доли. Учимся делить квадрат на равные части – четверти. – Подели сыр между вороной и лисицей Прямой и обратный счет в пределах 10 | ||||||||||||||||||||
музыкально-художественная | Хороводные музыкальные игры Лисичка и синички, Белые гуси к ручейку идут | Задачи: развивать музыкальный слух, точность, плавность движений, реакцию | ||||||||||||||||||||
коммуникативная | Игра узнай по описанию | Задачи: учить узнавать образ по описанию | ||||||||||||||||||||
игровая | Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу» | Задачи: развивать мышление, память, логику | ||||||||||||||||||||
речевая | Занятие по речевому развитию «Перелетные птицы» с логопедом | Задачи: развитие лексико-грамматического строя речи по схеме (обогащение, расширение словаря, образование уменьшительно-ласкательных существительных, образование мн.ч. существительных, употребление предлогов) | Наглядные методические пособия по теме | |||||||||||||||||||
трудовая | Труд в природе: приведем в порядок кормушки для птиц | Задачи: учить детей выполнять поручения, учить детей брать на себя ответственность за порученное дело, | Цветные смайлики для поощрения наиболее ответственных детей. | |||||||||||||||||||
двигательная, игровая | Самостоятельная игровая деятельность | Задачи: учить детей выступать в роли организатора игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оценивать соответствие действий игроков правилам игры. | ||||||||||||||||||||
конструктивная | Плоскостное конструирование по схеме | Учить читать схему, вычленять отдельные элементы, создавать образ птицы | Плоскостная головоломка Танграм | |||||||||||||||||||
познавательная | Беседа: какую пользу приносят птицы человеку | Рассказ о полезности птиц (уничтожают насекомых, птичья почта, пух птицы в одежде, как гуси Рим спасли, предсказание погоды, перья птиц для письма) | Народные приметы, связанные с птицами – книжка-малышка | |||||||||||||||||||
30марта среда. «Птицы – наши друзья». Цель: Воспитывать бережное отношение к птицам (рассматривать, кормить, не пугать, не разорять гнезда). | познавательная | Изучаем дерево, плоды и семена: -какие они, кто их разносит, для чего они нужны? | Дидактические картинки и природный материал – чем питаются птицы (рябина, желуди, семена, орехи) | |||||||||||||||||||
познавательная, социально-коммуникативная | Беседа Что угрожает птицам | Учим правилам безопасного и ответственного поведения в природе Расширяем представления детей о взаимосвязи всего живого и его хрупкости | ||||||||||||||||||||
игровая | Упражнение «Улетает - не улетает». | Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица или зимующая (воробей, голубь, ласточка, сорока, скворец, грач, ворона) | Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы» | |||||||||||||||||||
конструктивная | Коллективная работа «Птичий дом» | Задачи: учить делать из бумаги птицу в технике оригами. | Бумажные квадраты разного размера и цвета | |||||||||||||||||||
игровая | Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам). | Жаворонок, воробей, грач, скворец. Ворона, воробей, соловей, голубь.Скворец, грач, голубь, ласточка. | Дидактическое лото | |||||||||||||||||||
речевая. | Рассказ о птице с использованием опорной схемы и мнемодорожки | Учить связному рассказыванию | Опорные схемы, мнемодорожка | |||||||||||||||||||
двигательная | Подвижная игра Небо волнуется раз… | Задачи: развивать ловкость, реакцию, уметь действовать по сигналу, учиться называть зимующих и перелетных птиц | ||||||||||||||||||||
двигательная, игровая | Подвижная игра «С кочки на кочку» - | Задачи: развивать умение прыгать толчком. | ||||||||||||||||||||
двигательная, игровая | Подвижная игра «Ворона» | Задачи: разучить с детьми новую игру народов Севера | ||||||||||||||||||||
коммуникативная | В каких сказках про птиц рассказывается? | Стимулировать детское общение, совместное обсуждение | ||||||||||||||||||||
познавательная | Д/и «У кого какой клюв» | Задачи: уточнить и конкретизировать знания детей о строении птиц, особенностях их питания | Дидактические картинки В. Бианки «Чей нос длиннее» | |||||||||||||||||||
игровая познавательная | Беседа. «Кто как птенцов растит» Игра птицы и птенчики | Задачи: расширять знания детей о жизни птиц. | Дидактические картинки Жилища птиц | |||||||||||||||||||
31 марта четверг. «Прилет птиц». | познавательная, продуктивная | Птицы-путешественники | Задачи: расширить представления детей о планете, материках. Закрепить понятие миграции птиц. Отметить пути миграции скворца, ласточки, снигиря | Карта мира. Цветные ленты, булавки, значки с изображением перелетных птиц | ||||||||||||||||||
познавательная, игровая | Следопыт | Задачи: учимся находить птицу по образцу пера и следам | Дидактическая игра Следопыт | |||||||||||||||||||
двигательная | Пальчиковая гимнастика | См приложение | ||||||||||||||||||||
коммуникативная | Скороговорки про птиц | См приложение | ||||||||||||||||||||
речевая | Чтение рассказа Горького «Воробьишко» | Задачи: учить слушать внимательно, отвечать на вопросы по тексту. | ||||||||||||||||||||
продуктивная | Рисование «Птичка-синичка» | Задачи: учит работать в смешанной технике аппликация-акварель, создавать выразительный образ птицы. | Предварительно затонированные листы акварельной бумаги, ватные диски | |||||||||||||||||||
речевая | Дидактическая игра «Подскажи словечко» | Смотри приложение | ||||||||||||||||||||
коммуникативная | Знакомство с пословицами и поговорками о птицах. | Смотри приложение | ||||||||||||||||||||
познавательная | Индивидуальная работа по ФЭМП: дидактическая игра «Сделай фигуру» | Задачи: упражнять детей в составлении новых геометрических фигур по образцу. | Головоломка Танграм | |||||||||||||||||||
игровая | Игра-драматизация «Лягушка-путешественница» | Задачи: совершенствовать умение детей согласовывать с партнёрами действия в спектакле,выразительно исполнять свою роль, выбирать интонацию, обогащать словарь | ||||||||||||||||||||
речевая | Занятие по речевому развитию «Поговорим о птицах» с логопедом | Задачи: составление описательного рассказа по теме (учить правильно составлять предложение, навыкам словообразования, согласовывать сущ и прил, развивать монологическую речь, развивать интонационно-выразительную сторону речи) | Картино-графические планы | |||||||||||||||||||
01апреля пятница «Как много мы узнали, многому мы научились». | игровая | Дидактическая игра Летает-не летает | См. приложение | |||||||||||||||||||
индивидуальная работа по развитию речи | Дидактическая игра «Подбери слова» | Задачи: упражнять детей в подборе определений к существительному, учить находить разнообразные характеристики одного и того же понятия. | ||||||||||||||||||||
продуктивная | Рисование; «Декоративная птичка» | Задачи: учимся создавать образ птицы, украшая ее орнаментами уже известных народных промыслов | Птицы в русских народных промыслах Альбомы по русскому декоративно-прикладному искусству – Гжель, Хохлома, Городец, Дымка | |||||||||||||||||||
коммуникативная | Упражнение «Назови ласково» | Задачи: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка .. | ||||||||||||||||||||
физическое развитие | Задачи: упражнять детей в длительном беге, развивая выносливость; в прокатывании обруча; повторить игровые упражнения с прыжками, с мячом. | |||||||||||||||||||||
музыкально-художественная | По плану муз руководителя | Совершенствовать навыки ритмических и имитационных движений.
| ||||||||||||||||||||
трудовая | Дежурство в уголке природы: игровая ситуация «Цветочный остров» | Задачи: совершенствовать у детей навыки ухода за комнатными растениями, учить определять необходимость рыхления почвы, выбирать способ рыхления в зависимости от расположения корней | Лопатки, грабли, лейка. | |||||||||||||||||||
коммуникативная, продуктивная | Создание коллективной поделки Птица счастья | Задачи: учить работать сообща, помогать и уважать друг друга. Работать вместе для достижения результата | ||||||||||||||||||||
познавательная | Рассматривание иллюстративного материала по теме. | Закреплять у детей знания о часто птицах, облике, повадках | ||||||||||||||||||||
двигательная | Подвижная игра: «День и ночь» | Задачи: закреплять умение ориентироваться по сигналу воспитателя, развивать быстроту реакции | ||||||||||||||||||||
двигательная | Упражнения на дыхание: «Задуй свечу», «Чей кораблик дальше уплывёт» | Задачи: учить регулировать силу дыхания | ||||||||||||||||||||
познавательная, игровая | Итоговое мероприятие- Викторина Знатоки птиц | Цель закрепление полученных знаний, стимулирование познавательной активности детей | ||||||||||||||||||||
7. Ресурсное обеспечение проекта:
Материальное обеспечение:
Дидактический наглядный материал: дидактические плакаты, карточки, дидактические альбомы по тематике проекта.
Технические средства: монитор, компьютер, аудио- и видеоматериал по теме.
Литература познавательного характера, художественная литература по тематике проекта.
Бросовый материал, бумага, пластилин
Глобус и карта мира
Шапочки и медальоны с изображением птиц для участия в играх-драматизациях
Альбомы по декоративно-прикладному искусству: Дымка, Городец, Хохлома, Гжель.
Художественные альбомы с картинами по тематике проекта
Кормушка и скворечник.
Кадровое обеспечение проекта: воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель, логопед.
8. Рефлексия
На наш взгляд, наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных педагогических задач было решение о привлечении родителей для широкого участия в проекте, а также специалистов ДОУ - музыкального работника, логопеда, физкультурного работника, что безусловно, усилило интерес детей к выбранной теме и обогатило их знания и умения. Что можно было бы изменить или учесть в следующий раз – можно будет продумать и заранее разделить детскую группу на микрокоманды для подготовки отдельных заданий или для участия в определенных видах деятельности, например, орнитологи, художники, фотографы, собиратели пословиц, загадок, стихов, песен о птицах., экологи, артисты-режиссеры. Это даст возможность более глубокого погружения в тему проекта каждому отдельному ребенку, а также сделает более гибким учет индивидуальных особенностей всех участников. В рамках экологического воспитания при проведении проекта со старшими дошкольниками стоит дать представление о Красной книге России и редких, исчезающих видах птиц. Также в рамках трудового воспитания планируем в следующий раз организовать совместный мастер-класс по изготовлению синичников.Что не удалось, и почему ?В ходе реализации проекта не удалось в полной мере провести ознакомление детей с птицами родного города через наблюдения за ними, их поведением на природе в силу объективных причин – малого видового разнообразия, местоположения ДОУ, выбранного времени для реализации проекта. Стоит рассмотреть вопрос об участии родителей в организации наблюдений за птицами на природе (на даче, в парках и т.д) совместно с детьми, а также подготовку воспитателями краткого видеоматериала для ознакомления воспитанников.
10. Литература:
Проектная деятельность дошкольников, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, М., Мозаика-Синтез, 2015
Альбом по развитию речи С.В. Батяева, М., Росмен, 2014
Природа России. Птицы. Фотоэнциклопедия, В. Иваницкий, М., АСТ,1999
Расскажите детям о птицах. Карточки для занятий в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2008
Удивительные птицы планеты, М., Махаон, 2012
Птицы. Полная энциклопедия, Ю. Школьник, М., Эксмо, 2006
Кто без крыльев летает?, И.А. Акимушкин, М., АСТ, 2015
Энциклопедия Знаешь ли ты? Птицы. М., Махаон, 2013
Как человек научился летать? А. Евстегнеев, А. Ященко, М., Капитал, 2016
Атлас-определитель От земли до неба, А.А. Плешаков, М., Просвещение, 2006
Какие птицы самые красивые? В.В. Владимиров, М., Капитал, 2016
Познавательное и речевое развитие. Птицы России. 16 демонстрационных картинок., М., Сфера, 2015
Птицы. В.А. Вишневский, М., Фитон, 2015
Птицы. Наглядный справочник. Определитель для малышей. А.А. Мосалов, М., Астрель, 2013
Каменка-плясунья, Н. Сладков, СПб, Акварель, 2013
Птицы России. Комплект тематических наглядных материалов, М., Сфера, 2013
Большая энциклопедия оригами, В.В. Корнева, М., Харвест, 2014
Птицы. Какие они?, Т.А. Шорыгина, М., Гном, 2014
Наглядно-дидактический материал для организации занятий с детьми. Птицы., Т.А. Куликовская, М., Стрекоза, 201
Энциклопедия детского фольклора «Как у наших, у ворот…», Н. Астахова, М., Белый город, 2009
Приложение:
Рабочие материалы по теме проекта.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка: ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Филин:Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). Петушок: Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Пальчиковая гимнастика
Птички
Маленькая птичка
Принесла яичко.
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим-
Мы яичко отдадим.
Детям раздаются маленькие шарики , они катают их между ладошками.
Перелетные птицы
Тили- тели, тили- тели- Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись,прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» - « птицы поют».
Птички прилетали
Птички прилетали, Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз. Сжать пальцы в кулачок.
Крыльями махали.
Сели. Посидели
И дальше полетели.
Дятел
Вдруг в лесу раздался стук. Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья лечит.
Птички в гнезде
Улетела птица- мать Машут « крыльями». « Малыши» - пальцы руки обхватывают левой ладонью.
Малышам жуков искать. Получается « гнездо». Шевеление пальцами правой руки.
Ждут малютки- птицы
Мамины гостинцы.
Заклички о птицах:
Ой вы, жаворонки, жавороночки! Летите в поле, несите здоровье, первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье. Дай, весна, добрые годы! Годы добрые, хлебородные!
Синички-сестрички, чечетки-тетки, кулички-мужички, скворцы-молодцы, из-за моря к нам летите, весну красную несите! С шелковой травой, с жемчужной росой, с теплым солнышком, с пшеничным зернышком!
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимою-
В метель, вьюгу, холода,
Хлеба, семечек, чуть сала-
Угостите их друзья!
Зимой снежной и холодной!
Прошу вас, покормите птиц!
Таких озябших и голодных,
Совсем продрогших и холодных,
Прошу вас, покормите птиц!
Тинь-тинь-тинь!»-звенит синичка
в створку клювиком стучит.
помоги ей не замёрзнуть
Горстку зёрнышек насыпь!
Просим вас, спасите нас
Кормушки сделайте для нас!
Про крошки хлеба не забудьте
Чтоб сыты были хоть на час!
Бьются птицы о стекло – на морозе нелегко
Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима!
Так давайте же кормушки мы развесим во дворах,
Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Игра Подскажи словечко.
1. Трещала с самого утра:
«Пор- р- ра! Пор- р- ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит……….(сорока)
2. В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится……
Ку- ку…. Ку- ку,-
Не спит опушка.
А птицу эту звать…….(кукушка)
3.Зимой на ветках- яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…………(снегири)
4.То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный………(попугай)
5.В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
И ставит подпись……..(дятел)
6.И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ………(совы)
7.На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два могучие крыла
У хозяина………(орла)
Скороговорки о птицах
Приучить сороку - одна морока. а сорок сорок - сорок морок.
Сел сокол на гол ствол.
Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Орел на горе, перо на орле. орел под пером, Гора под орлом.
Проворонила ворона вороненка.
Перепелка перепелят перепеленовывала.
Цапля чахла, цапля сохла.
Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".
Солнце садится, струится водица. Птица синица в водицу глядится.
Бегают две курицы прямо по улице.
Дятел дуб долбил, да недодолбил.
Галка села на палку, палка ударила галку.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Сидел воробей на сосне, заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
Курица волнуется. Не пугайте курицу.
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится - поется.
На иве галка, на берегу галька.
Летели лебеди с лебедятами.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Грачиха говорит грачу:
"Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера."
Три свиристели еле свистели на ели.
Топают гуськом гусак за гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Скворцы и синицы - веселые птицы.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник.
Свиристель свиристит свирелью.
Страус на стратостате осваивал стратосферу.
Пословицы, поговорки:
1. Слово не … (воробей) , вылетит – не поймаешь.
2. Старого … (воробья) на мякине не проведёшь.
3. Всяк… ( кулик) своё болото хвалит.
4. … (Гусь) свинье не товарищ.
5. Лучше … (синица) в руке, чем … (журавль) в небе.
6. … ( Синичка) невеличка, а птичка.
7. … (Соловей) – птица малая, а и та знает, что май пришёл.
«Отгадай название сказки»
« Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Журавль и лиса», «Ворона и лисица»,»Сказка о золотом петушке
Игра «Летает – не летает» (встаём - изображаем, сидим – молчим)
Синица, лисица, сорока, куница, снегирь, киви, попугай, павлин, дрозд, тукан, страус, пеликан, иволга, секретарь,пингвин.
Народные приметы:
. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).
2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).
3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).
4. Воробьи прячутся под крышу (к буре).
5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).
7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).
8. Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).
9. Вороны садятся на снег (к оттепели).
10. Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди…(хорошую погоду).
Рассказ по картине
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Объяснить ребенку значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вершина дерева», «птенцов выводить».
Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
Узнай по описанию:
1. Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пёстренькие. Вверху, на крыльях,- белая полоска. Под шейкой большое чёрное пятно. Совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт! (воробей)
2. Головка у неё в чёрной шапочке, на шее и на груди длинный чёрный галстук, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто она в жёлтый жилетик нарядилась. (синица)
3. Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)
4. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке – красное пятно, а на чёрных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много пернатых нахлебников. (дятел)
5. Прилетает из южных стран поздней весной или в начале лета, гнездо на верхних ветках высоких деревьев, ярко-жёлтое оперение, крик похож на вопль рассерженного кота. (иволга)
6. Близкий родственник кур, служил украшением царских садов и парков, кричит очень громко и отвратительным голосом. (павлин)
7. Обитает в Африканской саванне, в одно гнездо откладывают яйца несколько самок, высиживает яйца и воспитывает птенцов самец, очень плохо летает, зато очень быстро бегает. (страус)
Примерные вопросы для викторины:
1. Птица-водолаз (оляпка).
2. Какое расстояние пролетают ласточки за «рабочий день»-15-18 час. (до 1000 км).
3. Какая птица кормит птенцов «птичьим молоком» (голубь - творожистая смесь из зоба).
4. Гнёзда каких птиц можно есть (стриж-саланган).
5. Какую птицу и почему называют «лесной кошкой» (иволга).
6. Символом чего является сова (мудрости).
7. Самый крупный представитель сов (филин).
8. Какую «птицу» можно встретить в приёмной начальников (Секретарь).
9. В имени какой птицы отражены особенности её движений? (трясогузка).
10. Какую птицу можно встретить на кухне? (ополовник).
11. За что один из прибрежных куликов получил прозвище «перевозчик»? (летает над водой с берега на берег).
12. Почему самую крупную из наших лесных птиц обзывают глухой? (когда глухарь поёт, ничего не слышит).
13. У каких птиц птенцов воспитывает папа? (страус).
14. У какой птицы длинный язык? (дятел до 15 см).
15. Какая птица не высиживает яиц? (кукушка).
16. У какой птицы самый крепкий клюв? (дятел).
17. Какая птица стала символом мира на земле? (голубь).
18. Есть ли своя песня у скворца? (нет, он подражает пению других птиц и разным звукам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...
КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Познавательный проект на тему: «Книжкина неделя» для детей старшей группы
Описание работы: данный проект направлен на воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Адресовано воспитателям, педагогам дошкольного учреждения....
Познавательно-творческий проект Тема: «Крылатые выражения» (для детей старшей группы)
Разработан и предложен познавательно-творческий проект по созданию мини-музея "Крылатые выражения" с детьми старшей группы. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Книжкина неделя» для детей старшей группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Книжкина неделя» для детей старшей группы....
Образовательный проект по теме: "Народные традиции" для детей старшей группы
В современном мире остро встает вопрос патриотического воспитания детей. Современные дети мало знакомы с народной культурой своей страны. Именно дошкольное детство является периодом, когда ребено...
Проект на тему "Моя семья" для детей старшей группы
Проект на тему "Моя семья" для детей старшей группы.Цель проекта:- расширять представления детей о семье через организацию разных видов деятельности...