Проект на тему "Моя семья" для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лебедева Татьяна Петровна

Проект на тему "Моя семья" для детей старшей группы.

Цель проекта:

-       расширять представления детей о семье через организацию разных видов деятельности;

-       создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи проекта:

1.     формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье;

2.     закреплять знание имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;

3.     формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра);

4.     формировать представления о семейных традициях и праздниках;

5.     воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

6.     воспитывать интерес к своей родословной;

7.     познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»;

8.     обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

9.     совершенствовать качество работы педагога при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

         художественно – эстетического развития воспитанников» №2 «Теремок»

п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области.

Проект на тему «Моя семья»,

для детей старшего

 дошкольного возраста

                                                                                                           Подготовила    Лебедева

                                                   Татьяна Петровна

                                                                           Воспитатель высшей категории

Новоорск 2021 

Цель проекта:

-       расширять представления детей о семье через организацию разных видов деятельности;

-       создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи проекта:

1.     формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье;

2.     закреплять знание имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек;

3.     формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра);

4.     формировать представления о семейных традициях и праздниках;

5.     воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

6.     воспитывать интерес к своей родословной;

7.     познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»;

8.     обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

9.     совершенствовать качество работы педагога при взаимодействии с семьями воспитанников в ходе реализации проекта.

Участники проекта: дети старшей группы «Лесная сказка», родители воспитанников, педагоги группы.

Продолжительность проекта:  краткосрочный

Тип проекта: информационно – практический.

Актуальность.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью, которой является. Это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Проводя беседы с детьми, я заметила, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.  Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности: мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

Ожидаемый результат.

За время реализации проекта « Моя семья»  планируется:

-       повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

-       повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Принципы построения педагогического процесса:

1.     Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).

2.     Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).

3.     Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).

4.     Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

5.     Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные  способности и возможности воспитанников).

6.     Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

1 ЭТАП(подготовительный)

-       изучение особенностей семейного взаимодействия;

-       создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»;

-       подбор материала для продуктивной деятельности;

-       составление перспективного тематического плана, разработка содержания    конспектов НОД

-       диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье (констатирующий).

 Методы диагностики:

-       беседы с детьми;

-       метод наблюдения;

-       анткетирование родителей. Цель: выявить готовность родителей на плодотворную совместную работу над проектом.

 

 2 ЭТАП (основной)

1 блок.

Сотрудничество с родителями.

-       оформление информационных стендов;

-       консультации: «Как составить генеалогическое древо», «Семейные традиции и обычаи», «Права ребенка»

Домашнее задание:

-      Совместные работы родителей и детей на тему: «Генеалогическое древо»

-       Подбор фотографий для создания фотовыставки: «Моя семья».

2 блок

Работа с детьми.

Проведение ОД с детьми, направленной на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетной – ролевых игр, а также обогащение детско–родительского взаимодействия через организацию совместных занятий.

Образовательная область

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

-        Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, семейные  фотографии, модели генеалогического древа.

-       ОД «Я и моя семья» Цель: Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

-        Беседы на тему: «Обязанности в семье», «На кого ты хочешь быть похож», «Традиции  в моей семье».

-        Конструирование по ручному труду совместно с родителями «Рамка для семейной фотографии».

Социально – коммуникативное развитие

Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой», Д.Грабе «Работа», Я. Аким «Моя родня»

Пальчиковая гимнастика: «Семья»

Дидактические игры: «Домашний труд», «Чем можно порадовать маму».

Сюжетно – ролевая игра «День рождение»

Театрализованная игра: русская народная сказка «Репка» (театр перчаток)

Художественное – эстетическое развитие

Художественное творчество:

-        ОД: рисование «Моя дружная семья» Цель: учить изображать группу людей – Семью; воспитывать любовь к семье, заботу о ней;

-        Музыкальное развитие: слушание песен о семье

Речевое развитие

ОД: «Расскажи о своей семье» Цель: расширение и закрепление представлений о семье; активация словаря на основе углубления знаний о своей семье; обучение употреблению в речи уменьшительно–ласкательных существительных. Воспитание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

дидактические игры: «Подбери признак», «Кто ты?», «Кто старше?»

Физическое развитие.

Физкультминутка «Семья».

Подвижная игра «Кувшин доброты», «Бабушка Маланья»

Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

 

3 ЭТАП (заключительный).

-       Выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»;  «Генеалогическое древо»

-       Диагностика уровня знаний детей о своей семье (контрольный). Методы диагностики: индивидуальные беседы с детьми, метод наблюдения.

Итоги реализации проекта

За время реализации проекта «Моя семья»: уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи.

         В ходе совместного проекта выясняется, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Родители и педагоги – партнеры в общем деле, все члены одного коллектива. Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными.

         Совместное участие в проектной деятельности поможет лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Установились доверительные детско – родительские отношения. У родителей появились заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического проекта для родителей и детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Умные пальчики". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

Цель проекта: научить родителей ортопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.Задачи проекта:Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую м...

Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшей группы.

формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Экологический проект "Времена года" для детей старшей группы ДОУ

Создание системы экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, н...

Проект «Праздничное настроение» для детей старшей группы

Суть проекта  в том, что  старшие дошкольники рисуют праздничные листовки, которые  расклеиваются по поселку. Мест расклеивания листовок в поселке много, а  потому проект пре...

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Здоровье детей в наших руках"

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Здоровье детей в наших руках"...