Познавательный проект на тему: «Книжкина неделя» для детей старшей группы
проект по художественной литературе (старшая группа)

Хмарина Татьяна Владимировна

Описание работы: данный проект направлен на воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Адресовано воспитателям, педагогам дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_knizhkina_nedelya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект: «Книжкина неделя» для детей старшей группы

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников, библиотекари детской библиотеки.

Значимая проблема. Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным

наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.

Цель проекта: воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Задачи:

• Способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала;

• Способствовать расширению кругозора детей;

• Повысить рейтинг книги в организации досуга дошкольников и стимулировать

  желание постоянного общения с книгой;

• Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность,

  викторины, конкурсы, ролевые игры;

• Способствовать совместному творчеству детей и родителей в продвижении

  семейного чтения.

Актуальность темы: Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам. Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге.

    В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Немногие родители после прочтения книги обсуждают с ребёнком содержание произведений, и крайне редко или чаще всего не посещают детскую библиотеку.

     В наши дни особенно актуален вопрос, что читать детям? Ведь, исходя из этого, происходит формирование круга детского чтения – это круг тех произведений, которые читают (слушают) и воспринимают дети. Сюда входит: детская литература, детское творчество, детские газеты и журналы с учётом возрастных особенностей – быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания, сложность его переключения, недостаточный объём памяти, отсутствие личного опыта. Сегодня, когда дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т. к. это положительно влияет не только на успеваемость ребёнка, но и на общее развитие. Самостоятельное, индивидуальное посещение библиотеки ребёнком затруднительно в силу своего возраста, поэтому «функцию» читального зала должен взять «книжный уголок» в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Умение детей высказывать идеи и предложения.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Понимание родителями важности семейного чтения.
  • Расширение взаимодействия ДОУ с семьей по приобщению детей к прекрасному миру литературы.

Этапы реализации проекта

Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда. Оформлена

выставка книг по теме: «Моя любимая книга».

Составлен перспективный план; проведена беседа о предстоящем празднике; заучивались стихи для участия в литературной викторине; в раздевалке были представлены рекомендации для родителей; дети готовили поздравительную открытку.

Детям и родителям было дано домашнее задание:

  • перечитать любимые книжки. Подготовить вместе с родителями рисунки на тему «Мой любимый сказочный герой».

Этапы работы:

1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая книга», Консультация для родителей «Приобщение ребёнка к художественной литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.

Формы организации работы 2 этапа:

Формы работы с детьми.

Тематические беседы:

- Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу? »

- Беседа: «Из чего состоит книга? »

- Беседа «История книги» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок)

- Беседа на тему «Что такое библиотека? »

- Экскурсия в библиотеку

- Беседа «Важно ли уметь читать? »

- Показ презентации-викторины «Угадай сказку»

- Опрос детей: «Моя любимая книга».

- Драматизация сказки «Теремок» для детей младшей группы.

Знакомство с пословицами о книгах.

- Эмоционально-речевая разминка «Пословицы». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно)

Чтение русских народных сказок, произведений В.Бианки, Э.Успенского, А.Барто, К.Чуковского, А.Пушкина и др.

Художественно – продуктивная деятельность:

- лепка «Мой любимый герой сказки»;

- аппликация «Закладка для книг»;

- рисование «Мои любимые книжные герои»;

- Раскрашивание иллюстраций к любимым сказкам

Консультации для родителей:

«Как научить ребёнка любить книги», «Приобщение ребёнка к художественной литературе»

Дидактические игры: «Собери сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко». «Расскажи свою любимую сказку», разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки», «Сложи картинку» игра «Из какой сказки герой? »

Оформление выставки детских рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Сюжетно-ролевые игры:

«Библиотека», «Книжный магазин»

Конструирование с использованием математических наборов: «Собираем книжную полку, шкаф»; из конструктора: «Строим библиотеку».

Путешествие по выставке «Любимые  сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы.

Итоговое мероприятие по проведению проектной недели с участием библиотекарей детской библиотеки – «Книги – наши друзья!».

Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка любимых домашних книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей («Как научить ребёнка любить книги»,

 «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге»).

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7. Дети посмотрели спектакль по прочитанному произведению в исполнении воспитанников подготовительной к школе группы.

8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к

чтению.

В течение недели дети познакомились с историей возникновения "Книжкиной недели", ее создателем, с писателями – юбилярами и их произведениями, книгами – юбилярами; выполнили коллективные работы; подготовили материал для выставок; вместе с родителями нарисовали обложки любимых книг; приняли

участие в различных конкурсах; научились "лечить" и беречь книги. У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор.

     Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.

План проведения Недели детской книги

в старшей группе

День первый

* Проведение беседы - презентации на тему «А у книжки

именины!»– сообщение воспитателя о том, где и когда родилась «Неделя детской книги»;

* Путешествие по выставке «Моя любимая книжка!» (вернисаж обложек) - презентация любимой книги;

*Знакомство со сказками: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке» Э. Н Успенский

*Чтение произведений В.Бианки

* Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

День второй

* Творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" -

*Лепка "По страницам любимых произведений";

* Продолжение путешествия по выставкам - выставка рисунков «Моя любимая сказка»

* Дидактическая игра «Найди героев сказки»;

* Подвижная игра «Мыши водят хоровод».

* «Любимые книжки» - презентация книг, которые принесли дети

День третий

Игровое математическое развлечение «В гостях у сказки»

* Дидактическая игра «Доскажи словечко»;

Сказочные весёлые старты

* Подвижная игра «Зайка серый умывается»;

* Час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворений

День четвертый

* Литературная викторина "По дорогам сказок";

* Настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы

"Русские народные сказки

* Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке "«Книжкина

больница»

* Продолжение путешествия по выставкам: «Музей сказочных предметов»

День пятый

* Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»;

* Дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)

* Подвижная игра «Найди и промолчи»;

* «Расскажи свою любимую сказку» (рассказы детей)

* Сказочные веселые старты

* Экскурсия в библиотеку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментирования ПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ Плана мероприятий недели детского экспериментированияПО ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЕ НА ТЕМУ: «ЛЬДИНКИНА НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «КРЫЛАТАЯ НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КРАТКОСРОЧНЫЙ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«КРЫЛАТАЯ НЕДЕЛЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Познавательный проект по теме «Книжкина неделя» для детей 2 младшей группы

Познавательный проект по теме «Книжкина неделя»для детей 2 младшей   группыВид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный. Продолжительность проекта: одна неделя.Участники п...

Познавательный проект Тема: «Книжкина неделя»

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает.Печатные издания к сожалению отходят на второй план, уступая место разнообразнымустройствам: телевизорам и компьютерам.Не отрицая значения ...

Презентация проектной деятельности "Книжкина неделя" для детей среднего возраста

Хотелось бы представить вашему вниманию, как проходила проектная деятельность «Книжкина неделя» в нашей группе. У нас сейчас дети среднего возраста 4-5 лет.Какие же цели и задачи перед нам...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Книжкина неделя» для детей старшей группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Книжкина неделя» для детей старшей группы....