конспект тематического дня по познавательному развитию "Птички прилетели!"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Познавательно-игровая форма проведения мероприятий в течении дня с детьми средней группы в детском саду.Тема возникла по инициативе детей, после того, как ребята из нашей группы увидели во время прогулки на участке прилетевших скворцов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptichki.docx | 19.96 КБ |
ptichki_prileteli_dlya_nps.docx | 590.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»
КОНСПЕКТ
Тематического дня
По познавательному развитию
на тему:
«Птички прилетели!»
для детей средней группы
Подготовила и провела:
воспитатель Войтик М.В.
Москва 2015
Цель: Расширить и закреплять представления детей о перелетных птицах.
Задачи : Обогащать и закреплять представления детей о весне, ее признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни. Расширить и активизировать словарь по теме.
Приоритетная область: познавательная.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Форма проведения: тематический день.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная.
Словарная работа: Перелетные, зимующие, прожорливые, трудолюбивый, заботливый.
Методические приемы: Беседы, вопросы, обследование, рассказ воспитателя, игра, наблюдение, рассказ детей.
Оборудование:
Предварительная работа: Определение уровня знаний детей о птицах. Создание условий для самостоятельной деятельности. Подбор картинок «Перелетные птицы», рисование графических схем, разрезных картинок,. Подбор загадок пословиц, поговорок, дидактических игр. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Разучивание стихотворений И. Токмакова «Десять птичек-стайка», Ф. Туманского « Птичка».Беседы о растениях, о птицах, о связи неживой природы с живой, о бережном отношении к природе.
Ход занятия:
Дети находятся в группе. Воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувствовать тело рук друг друга. Все вместе проговариваем закличку.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель спрашивает детей, какую песенку они знаю, в которой поется об улыбке?( дети исполняют песню «От улыбки хмурый день светлей…)
Вопросы воспитателя: От чего людям, животным, растениям и всей природе становится теплей? (от солнышка)
- Какое время года наступило? (весна)
- После какого времени года приходит к нам весна?( после долгой, холодной зимы)
-Давайте вспомним , какой была эта зима?(морозной, снежной, холодной, белой, серебристой…)
-По календарю весна, а погода еще не совсем весенняя стоит. Не хоче уходить зима, не хочет уступать весне место в природе.
Вот как красиво сказал об этом Ф. И. Тютчев:
«Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало.
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Значит ,солнышко пригреет и весна обязательно наступит.
- Какая придет весна (долгожданная, солнечная, теплая, звонкая(от пения птиц), радостная, цветущая.
Давайте поиграем с «солнечным зайчиком»!
Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика» и экспериментирование.
Для игры понадобится небольшое зеркальце.
В солнечный день показываем детям, какие солнечные зайчики можно пускать с помощью зеркала.
«Это – солнечный зайчик. Он приходит к нам в гости, если на улице ярко светит солнышко. Лучик солнышка попадает на зеркальце, и оттуда выскакивает солнечный зайчик. Если прикрыть зеркальце рукой (накрываем зеркало ладонью), то зайчик исчезнет. Где же он? Он спрятался!» (Открываем зеркало и выпускаем зайчика).
Отдельно отмечаем, что зайчик может перепрыгивать с одного предмета на другой, крутиться, танцевать, прятаться. Демонстрируем.
Предлагаем детям поймать солнечного зайчика. Стараемся вести его по стенке и другим предметам так, чтобы зайчик бежал на уровне глаз детей, но в момент, когда дети попробуют его поймать, поднимаем выше. Пусть дети порезвятся, сделают несколько неудачных попыток, и лишь затем дайте им поймать зайчик.
Чаще всего для детей настоящим открытием является тот момент, когда солнечный зайчик не накрывается ладошкой, а оказывается сверху.
Подвижная игра «Солнечный зайчик» Еще интереснее детям будет играть, если взять сразу несколько зеркал и сделать так, чтобы зайчики бегали то в разные стороны, то вместе — в одну сторону.
По ходу игры заучиваем четверостишье:
От чего смеются девочки и мальчики?
Забежали в комнату солнечные зайчики.
Все скорей стараются зайчиков поймать,
Но не как проворных заек не догнать!
Рассматривание демонстрационного материала «Перелетные птицы». Беседа о птицах.
Рассматривание птиц в мультимедийной презентации «Перелетные птицы».
Беседа о значимости птиц в природе, для человека.
Игра «Назови ласково». Цель: Учить произносить слова при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку называет слово, ребенок возвращает мяч и называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме(сова-совушка,скворец-скворушка,лебедь-лебедушка,воробей-воробушек…)
Педагог говорит о том, что с приходом весны и возвращением перелетных птиц они строят или ремонтируют гнезда, высиживают яйца и заботятся о своих птенцах.
В музыкальном сопровождении дети собираются на прогулку, где и продолжат беседы и игры о птицах.
Подвижная игра «Кошка и скворцы» :
Один ребенок “кошка”, 6 — 8 детей - “скворцы”. На всех надеты соответствующие шапочки. Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 2 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Пoд легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только два “скворца”. Пойманного “скворца” “кошка” уводит в свой дом. Игра повторяется сначала.
Игра-пантомима: «Все умеем мы играть». Цель: При помощи телодвижений показать узнаваемый образ птиц
Одного ребенка выбирают ведущим .Он проговаривает слова игры:
Все умеем мы играть,
Даже можем показать.
Прыгай, прыгай и замри,
Птицу четко покажи! ( воробья, ворону, сову и т. д.)
Подвижная игра «Кошка и воробушки». Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость ,общую моторику. Под слова потешки :
Тень-тень, потетень, села кошка на плетень! Налетели воробьи, хлопни им в ладоши! Улетайте воробьи, берегитесь кошки!
Один ребенок «кошка» , остальные «воробушки» .Воробушки летают ,по сигналу выбегает кошка и ловит воробьев.
Словесная игра(сравниваем части тела человека и птицы). Цель: Развивать внимание, фонематический слух, быстроту реакции, память.
Воспитатель называет, что у человека, а дети отвечают хором ,что у птицы:
У человека - голова, а у птицы – тоже голова
у человека - шея, а у птицы …
у человека – руки, а у птицы – крылья
у человека – ноги, а у птицы – лапы
у человека – рот, а у птицы- клюв…
Беседа о пользе птиц для природы и для человека.
-Птицы съедают большое количество вредных насекомых, спасая леса, сады и огороды.
- Спасают яблоневые деревья от личинок червей, которые портят плоды.
-Воробьи съедают семена сорняков, избавляя растения от вредителей.
-На Руси с давних лет существует хорошая традиция строить скворечники.
-Вы с родителями тоже позаботились об этом. Пусть еще одной семьей скворцов будет больше !
Во второй половине дня дети по желанию разучивают стихи про птиц.
Предварительный просмотр:
Аист
У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.
Воробей
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик!
Ворона
Ворона смотрелась
в весеннюю лужу:
Что там за красотка?
Ничуть я не хуже!
Голубь
Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби!
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.
Грач
Чёрный грач такой крикливый,
Непоседливый, болтливый.
Он нас с птицами в округе
Познакомит на досуге.
Гусь
Не шипи, сердитый гусь –
Я и так тебя боюсь!
Ну, перестань, пожалуйста, сердиться –
Хочу с тобой я подружиться.
Дрозд
Чёрный дрозд,
Как уголь, чёрен.
Только клюв - оранжевый,
очень даже праздничный!
Дятел
В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день
Мой лесной приятель -
Непоседа дятел.
Жаворонок
Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле - домик твой,
В ясном небе - песня!
Ласточка
Пела ласточка:
- Тивит-тивит.
У неё приметный вид:
Коль летает низко -
Значит дождик близко.
Соловей
Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: - Ведь это
Голосистый соловей.
Загадки:
В них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца,
Слышны их песенки с деревьев.
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу!
На шесте – дворец,
На дворце – певец!
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
Черный, проворный,
Кричит «крак» , червям враг!
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая ,самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее…
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет.
И о птенцах не вспоминает.
Спереди – шильце, сзади – вильце,
Сверху черное суконце,
Снизу белое полотенце.
По желанию детей:
- развивающие игры: «Я знаю пять…» , «Угадай по контуру»
- складывание разрезных картинок
- рассматривание «зашумованых» картинок
Дидактические игры:
-«Чье гнездо?», «Назови птенца», «Угадай птицу по силуэту», «Мяч бросай, перелетных птиц называй!», «Четвертый лишний»
Заключительная часть:
Выпуск экологической стенгазеты «Берегите птиц!»
Викторина: «Каких птиц можно встретить на нашем участке?»
Выставка рисунков по теме: «Перелетные птицы»
Конкурс «Мастерим домик для скворца»( с участием родителей)
Сотрудничество с родителями:
-Привлечение к поиску стихов о птицах, загадок, иллюстраций.
- Привлечение к участию в конкурсе на изготовление скворечников.
-Чтение художественной литературы дома.
Результаты тематического дня «Птички прилетели!»:
- Расширились представления детей о перелетных птицах, об особенностях внешнего вида, обогатился и расширился словарь по теме.
- У детей появилось заботливое отношение к птицам.
- Заинтересованность родителей в конкурсе привела к увеличению доли их участия в совместных мероприятиях.
Рефлексия: Работа в рамках тематического дня получилась увлекательной и познавательной, ее форма позволила выйти из рамки традиционных занятий, тем самым раздвинула горизонты каждого ребенка. Дети научились вести наблюдения за птицами, сравнивать, составлять маленькие истории и рассказы, рисовать птиц, задавать вопросы о жизни птиц, классифицировать птиц.
Список использованной литературы:
Алтухова Т. А. , Егорова Н. А. «Занимательные игры»- М.;АРКТИ, 2005
Зыкова Т. С., Кузьмичева Е. П. «Учебник для соу» - М.; «Просвещение», 2000
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Тематического дня ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ХЛЕБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
План работы на день. Цель - воспитание уважительного отношения к хлебу....
План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста ...
Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»
Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»...
Конспект тематического занятия по познавательному развитию для детей второй ранней группы «Домашние животные и их детеныши»
Данное занятие разработано в соответствие с программой ДОУ и ФГОС второй младшей группы детского сада. Оно направленно на развитие понимания детей сведений о домашних животных и их детенышей. В данном...
Конспект тематического занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Сталинградская битва"
Занятие по патриотическому развитию для подготовительной группы , направленное на знакомство детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захва...
Конспект тематического занятия по «познавательному развитию» в группе раннего возраста «Витамины на подоконнике»
Конспект тематического занятия по «познавательному развитию» в группе раннего возраста «Витамины на подоконнике»...
Конспект тематического занятия по познавательной деятельности на тему «Увлекательный космос» для дошкольников 6-7 лет
Цель: Продолжать расширять знания о государственных праздникахЗадачи:Образовательные:сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство»объяснить, что представляе...