конспект тематического дня по познавательному развитию "Птички прилетели!"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Познавательно-игровая форма проведения мероприятий в течении дня с детьми средней  группы в детском  саду.Тема  возникла по инициативе детей, после того, как ребята из нашей группы увидели во время прогулки на участке прилетевших скворцов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichki.docx19.96 КБ
Файл ptichki_prileteli_dlya_nps.docx590.23 КБ

Предварительный просмотр:

                      ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

                                    КОНСПЕКТ 

                           Тематического дня

               По познавательному развитию

                               на тему:

                   «Птички прилетели!»  

                      для детей средней группы

                                                      Подготовила и провела:

                                                      воспитатель Войтик М.В.

 

 

                                         Москва 2015

  Цель: Расширить и закреплять  представления детей о перелетных птицах.

  Задачи : Обогащать и закреплять представления детей о весне, ее признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни. Расширить и активизировать словарь по теме.

  Приоритетная область: познавательная.

   Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, речевая,  художественно-эстетическая.

  Форма проведения: тематический день.

  Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная.

  Словарная работа:  Перелетные, зимующие, прожорливые, трудолюбивый, заботливый.

  Методические приемы:  Беседы, вопросы, обследование, рассказ воспитателя, игра, наблюдение, рассказ детей.

  Оборудование:

  Предварительная работа: Определение  уровня знаний детей о птицах. Создание условий для самостоятельной деятельности. Подбор картинок «Перелетные птицы», рисование графических схем, разрезных картинок,. Подбор загадок пословиц, поговорок, дидактических игр. Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Разучивание стихотворений И. Токмакова «Десять птичек-стайка», Ф. Туманского « Птичка».Беседы о растениях, о птицах, о связи неживой природы с живой, о бережном отношении к природе.

                                         Ход занятия:

 Дети находятся в группе. Воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувствовать тело рук друг друга. Все вместе проговариваем  закличку.

      Собрались все дети в круг,

      Я твой друг и ты мой друг.

      Крепко за руки возьмемся,

      И друг другу улыбнемся!  

 Воспитатель спрашивает детей, какую песенку они знаю, в которой поется об улыбке?( дети исполняют песню «От улыбки хмурый день светлей…)

   Вопросы воспитателя: От чего людям, животным, растениям и всей природе становится теплей? (от солнышка)

- Какое время года наступило? (весна)

- После какого времени года приходит к нам весна?( после долгой, холодной зимы)

-Давайте вспомним , какой была эта зима?(морозной, снежной, холодной, белой, серебристой…)

-По календарю весна, а погода еще не совсем весенняя стоит. Не хоче уходить зима, не хочет уступать весне место в природе.

 Вот как красиво сказал об этом Ф. И. Тютчев:

  «Зима недаром злится,

   Прошла ее пора-

   Весна в окно стучится

   И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила убегая,

В прекрасное дитя…

  Весне и горя мало.

  Умылася  в снегу,

И лишь румяней стала

  Наперекор врагу.

-  Значит ,солнышко пригреет и весна обязательно наступит.

- Какая придет весна (долгожданная, солнечная, теплая, звонкая(от пения птиц), радостная, цветущая.

  Давайте поиграем  с «солнечным зайчиком»!

    Подвижная игра «Поймай солнечного зайчика» и экспериментирование.

 Для игры понадобится небольшое зеркальце.

 В солнечный день показываем детям, какие солнечные зайчики      можно пускать с помощью зеркала.

 «Это – солнечный зайчик. Он приходит к нам в гости, если на улице ярко светит солнышко. Лучик солнышка попадает на зеркальце, и оттуда выскакивает солнечный зайчик. Если прикрыть зеркальце рукой (накрываем зеркало ладонью), то зайчик исчезнет. Где же он? Он спрятался!» (Открываем зеркало и выпускаем зайчика).

Отдельно отмечаем, что зайчик может перепрыгивать с одного предмета на другой, крутиться, танцевать, прятаться. Демонстрируем.

Предлагаем детям поймать солнечного зайчика. Стараемся вести его по стенке и другим предметам так, чтобы зайчик бежал на уровне глаз детей, но в момент, когда дети попробуют его поймать, поднимаем выше. Пусть  дети порезвятся, сделают несколько неудачных попыток, и лишь затем дайте им поймать зайчик.

Чаще всего для детей настоящим открытием является тот момент, когда солнечный зайчик не накрывается ладошкой, а оказывается сверху.

Подвижная игра «Солнечный зайчик» Еще интереснее детям  будет играть, если взять сразу несколько зеркал и сделать так, чтобы зайчики бегали то в разные стороны, то вместе — в одну сторону.

По ходу игры заучиваем четверостишье:

От чего смеются девочки и мальчики?

Забежали в комнату солнечные зайчики.

Все скорей стараются зайчиков поймать,

Но не как проворных заек не догнать!

 Рассматривание демонстрационного материала «Перелетные птицы». Беседа о птицах.  

   Рассматривание птиц  в мультимедийной презентации «Перелетные птицы».      

   Беседа о значимости птиц в природе, для человека.

   Игра «Назови ласково».        Цель: Учить  произносить слова  при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку называет слово, ребенок возвращает мяч и называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме(сова-совушка,скворец-скворушка,лебедь-лебедушка,воробей-воробушек…)

   Педагог говорит о том, что с приходом весны  и возвращением перелетных птиц они строят или ремонтируют гнезда, высиживают яйца и заботятся о своих птенцах.

  В музыкальном сопровождении дети собираются на прогулку, где и продолжат беседы и игры о птицах.

   Подвижная игра «Кошка и скворцы» :

   
   Один ребенок “кошка”, 6 — 8 детей - “скворцы”. На всех надеты соответствующие      шапочки. Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 2 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Пoд легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только два “скворца”. Пойманного “скворца” “кошка” уводит в свой дом. Игра повторяется сначала. 

   Игра-пантомима: «Все умеем мы играть». Цель: При помощи телодвижений показать узнаваемый образ птиц

 

  Одного ребенка выбирают ведущим .Он проговаривает слова игры:

   Все умеем мы играть,

  Даже можем показать.

  Прыгай,  прыгай и замри,

  Птицу четко покажи! ( воробья, ворону, сову и т. д.)

  Подвижная игра «Кошка и воробушки».  Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость ,общую моторику. Под слова  потешки :

   Тень-тень, потетень, села кошка на плетень! Налетели воробьи, хлопни им в ладоши! Улетайте воробьи, берегитесь кошки!

  Один ребенок «кошка» , остальные  «воробушки» .Воробушки летают  ,по сигналу выбегает кошка и ловит воробьев.

  Словесная игра(сравниваем части тела  человека и птицы). Цель: Развивать внимание, фонематический слух, быстроту реакции, память.

  Воспитатель называет, что у человека, а дети отвечают хором ,что у птицы:

       У человека  - голова, а у птицы – тоже голова

       у человека  - шея, а у птицы …

       у человека – руки, а у птицы – крылья

       у человека – ноги, а у птицы – лапы

       у человека – рот, а у птицы- клюв…

   Беседа о пользе птиц для природы и  для человека.

   -Птицы съедают большое количество вредных насекомых, спасая леса, сады и огороды.

   - Спасают яблоневые деревья от личинок червей, которые портят  плоды.

   -Воробьи съедают семена сорняков, избавляя растения от вредителей.

   -На Руси с давних лет существует  хорошая традиция строить скворечники.

   -Вы с родителями тоже позаботились об этом. Пусть  еще одной семьей скворцов будет больше !

                     Во второй половине дня дети по желанию разучивают стихи про птиц.



Предварительный просмотр:


Аист

У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.

Воробей

Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
- Чик-чирик и чик-чирик!


Ворона

Ворона смотрелась
в весеннюю лужу:
Что там за красотка?
Ничуть я не хуже!

Голубь

Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби!
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь напомнил.

Грач

Чёрный грач такой крикливый,
Непоседливый, болтливый.
Он нас с птицами в округе
Познакомит на досуге.

Гусь

Не шипи, сердитый гусь –
Я и так тебя боюсь!
Ну, перестань, пожалуйста, сердиться –
Хочу с тобой я подружиться.


Дрозд

Чёрный дрозд, 
Как уголь, чёрен. 
Только клюв - оранжевый,
очень даже праздничный!

Дятел

В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день
Мой лесной приятель - 
Непоседа дятел.

Жаворонок

Жаворонок полевой! 
Нет певца чудесней! 
В чистом поле - домик твой, 
В ясном небе - песня!

Ласточка

Пела ласточка:
- Тивит-тивит.
У неё приметный вид:
Коль летает низко -
Значит дождик близко.

Соловей

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: - Ведь это
Голосистый соловей.

        Загадки:

   В них есть крылья, голова,

  Две лапки, клюв и перья.

  Все появляются с яйца,

  Слышны их песенки с деревьев.

                                                           Я по дереву стучу, червячка добыть хочу!

   На шесте – дворец,

  На дворце – певец!

   Днем спит,

  Ночью летает,

  Прохожих пугает.

                                                            Черный, проворный,

                                                             Кричит «крак» , червям враг!

  Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

  Птица говорливая ,самая болтливая.

  Вещунья белобока, а зовут ее…

                                                              Никогда не строит для себя гнезда,

                                                              Соседкам яйца оставляет.

                                                               И о птенцах не вспоминает.

  Спереди – шильце, сзади – вильце,

  Сверху черное суконце,

  Снизу белое полотенце.

    По желанию детей:

  - развивающие игры: «Я знаю пять…» , «Угадай по контуру»

 - складывание разрезных картинок

 - рассматривание «зашумованых» картинок

      Дидактические игры:

  -«Чье гнездо?», «Назови птенца», «Угадай птицу по силуэту», «Мяч бросай, перелетных птиц называй!», «Четвертый лишний»

      Заключительная часть:

   Выпуск экологической стенгазеты «Берегите  птиц!»

  Викторина: «Каких  птиц можно встретить  на нашем участке?»

  Выставка рисунков по теме: «Перелетные птицы»

  Конкурс «Мастерим домик для скворца»( с участием родителей)

                                  Сотрудничество с родителями:

   -Привлечение к поиску  стихов о  птицах, загадок, иллюстраций.

   - Привлечение к участию в конкурсе на изготовление скворечников.

   -Чтение художественной литературы дома.

          Результаты тематического дня «Птички прилетели!»:

   - Расширились представления детей о перелетных птицах, об особенностях внешнего вида, обогатился и расширился словарь по теме.

   - У детей появилось заботливое отношение к птицам.

   - Заинтересованность родителей  в конкурсе привела к увеличению доли их участия в совместных мероприятиях.

  Рефлексия: Работа в рамках тематического дня получилась увлекательной и познавательной, ее форма позволила выйти из рамки традиционных занятий, тем самым раздвинула горизонты каждого ребенка. Дети научились вести наблюдения за птицами, сравнивать, составлять маленькие истории и рассказы, рисовать птиц, задавать вопросы о жизни птиц, классифицировать птиц.

    Список использованной литературы:

  Алтухова Т. А. , Егорова Н. А. «Занимательные игры»- М.;АРКТИ, 2005

  Зыкова Т. С., Кузьмичева Е. П. «Учебник для соу» - М.; «Просвещение», 2000

   Приложение

   

                                     

                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Тематического дня ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ХЛЕБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

План работы на день. Цель - воспитание уважительного отношения к хлебу....

План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

План - конспект тематического развлечения по познавательно – речевому развитию «В гостях у Мойдодыра» для детей среднего и старшего дошкольного возраста ...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»

Конспект тематического занятия по познавательному развитию Тема: «Животные наших лесов»...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию для детей второй ранней группы «Домашние животные и их детеныши»

Данное занятие разработано в соответствие с программой ДОУ и ФГОС второй младшей группы детского сада. Оно направленно на развитие понимания детей сведений о домашних животных и их детенышей. В данном...

Конспект тематического занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Сталинградская битва"

Занятие по патриотическому развитию для подготовительной группы , направленное на знакомство детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захва...

Конспект тематического занятия по «познавательному развитию» в группе раннего возраста «Витамины на подоконнике»

Конспект   тематического  занятия по «познавательному развитию» в группе раннего возраста  «Витамины на подоконнике»...

Конспект тематического занятия по познавательной деятельности на тему «Увлекательный космос» для дошкольников 6-7 лет

Цель: Продолжать расширять знания о государственных праздникахЗадачи:Образовательные:сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство»объяснить, что представляе...