ООД по ознакомлению со свойствами материалов на основе экспериментальных карт.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Подготовительная группа.
Тема: Ознакомление со свойством ткани – впитываемость.
Цель: Помочь детям выделить свойство сходных материалов – ткани (драп, щелк, ситец) по впитыванию воды.
Задачи:
- Помочь детям выделить свойство сходных материалов – ткани по впитыванию воды.
- Продолжать учить выделять свойства материалов путем обследования.
- Закрепить умение заполнять экспериментальную карту.
- Развивать умение выявлять свойства материалов экспериментальным путем.
- Воспитывать умение работать в парах.
Речевые задачи:
- Учить использовать в речи конструкции предложений – доказательств: потому что…, из-за того что…
- Продолжать учить отвечать, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Предшествующая работа: опыты с тканью.
Ход занятия:
Дети входят в группу и видят, что на стуле сидит обезьяна Гена.
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам снова пришел наш друг Гена. Здравствуй, Гена. (дети здороваются с обезьяной).
Воспитатель: Гена, почему ты такой грустный? У тебя что-то случилось?
Гена: Я сегодня рисовал красками большую картину вам в подарок и нечаянно пролил воду, прямо на стол. Теперь у меня на столе целая лужа и я не знаю, что мне делать. Я не могу рисовать на мокром столе.
Воспитатель: Ребята что же нам делать?
Дети: Нужно помочь Гене.
Воспитатель: Как будем помогать?
Дети: Мы можем помочь Гене советом, как убрать воду со стола.
Воспитатель: А как можно убрать воду со стола?
Дети: Воду можно вытереть.
Гена: Я пробовал вытирать воду деревянным кубиком, но она не вытирается.
Воспитатель: Ребята, а почему у Гены не получилось вытереть воду деревянным кубиком?
Дети: Потому что дерево не впитывает воду.
Гена: А чем нужно было вытирать?
Дети: Вытирать нужно тканью, потому что ткань хорошо впитывает воду.
Гена: А-а-а! У меня есть много разных тканей. (Достает корзинку, в которой лежат лоскуты драпа, щелка и ситца) Только я не знаю, какой тканью лучше всего вытирать воду.
Воспитатель: Посмотрите, как много разных тканей есть у Гены. Какие же это ткани?
Дети рассматривают ткани, щупают их и говорят, как ткани называются и почему.
Воспитатель: Какие ткани есть у Гены?
Дети: Это шелк – он гладкий, тонкий и легкий. Это драп – он толстый, плотный и шероховатый. Это ситец – он легкий, мягкий и тонкий.
Воспитатель: Так какой же тканью лучше всего вытереть воду со стола? (варианты ответов детей)
Воспитатель: А как мы можем точно установить, какой же тканью лучше всего вытереть воду со стола?
Дети: Можно провести исследование (эксперимент) с различными видами тканей.
Воспитатель: Давайте сядем за столы и обсудим, что мы будем исследовать?
Дети: Мы будем исследовать, какая ткань лучше впитывает воду. Какая ткань обладает лучшей впитываемостью.
Воспитатель: Как мы будем проводить исследование?
Дети: Нужно попробовать, как каждая ткань впитывает воду, и сделать вывод.
Воспитатель: Давайте составим последовательность хода исследования. (Дети составляют алгоритм исследования).
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, оборудование, которое вам понадобиться для проведения исследования (дети берут оборудование)
Воспитатель: Проводите исследование. Дети проводят опыты и заносят данные в экспериментальную карту.
Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей) Почему?
Дети: Потому что ситец впитал всю воду, шелк не впитал воду, и она осталась на подносе, драп впитал часть воды, но поднос сырой.
Гена: Подождите, подождите, я что-то ничего не понял. Что, что лучше всего мне взять для уборки воды?
Дети: Лучше всего взять ситец для уборки воды, потому что он лучше всего впитывает воду.
Гена: Пока я дойду до дома, я все забуду и перепутаю. У меня голова ватой набита.
Воспитатель: Чтобы ты ничего не перепутал, ребята могут подарить тебе исследовательскую карту, которую они заполнили результатами исследования. Ты сможешь ее прочитать?
Гена: Конечно, смогу. Я запомнил значки, которые рисовали ребята. Гена берет исследовательскую карту и говорит:
Гена: Большое вам спасибо, ребята. Вы очень меня выручили. Я сейчас побегу домой и все вытру и уберу. А сейчас давайте с вами немного поиграем. (проводится игра)
Гена: Ну, мне пора. До свидания (уходит)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Гене решить его проблему?
Как мы помогали Гене?
Каким образом мы выбирали ткань?
Вам трудно было проводить исследование?
Если еще кто-нибудь обратиться к нам за помощью, мы ему поможем? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие человечки. Ознакомление со свойствами материалов.
Познакомить детей с разными агрегатными состояниями вещества....
Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".
Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...
Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе по теме недели "Свойства материалов"
Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе "Снежинка узнаёт новое" (тема недели Свойства материалов). Задачи: освоение и использование в речи названий предметов и материалов, ...
Конспект экспериментальной ОД во второй младшей группе "Свойства материалов"
Цель: тренировать детей выявлять и сравнивать свойства предметов по средствам опытной деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Исследование свойств резины» (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими че
Цель занятия развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Ознакомление со свойствами материалов»
Конспект занятия по речевому развитиюна тему: «Ознакомление со свойствами материалов»...