ООД по ознакомлению со свойствами материалов на основе экспериментальных карт.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Степанова Ольга Владимировна

 

 

Подготовительная группа.

Тема: Ознакомление со свойством ткани – впитываемость.

Цель: Помочь детям выделить  свойство сходных материалов – ткани (драп, щелк, ситец) по впитыванию воды.

Задачи:

  1. Помочь детям выделить свойство сходных материалов – ткани по впитыванию воды.
  2.  Продолжать учить выделять свойства материалов путем обследования.
  3. Закрепить умение заполнять экспериментальную карту.
  4. Развивать умение выявлять свойства материалов экспериментальным путем.
  5. Воспитывать умение работать в парах.

Речевые задачи:

  1. Учить использовать в речи конструкции предложений – доказательств: потому что…, из-за того что…
  2. Продолжать учить отвечать, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Предшествующая работа: опыты с тканью.

Ход занятия:

Дети входят в группу и видят, что на стуле сидит обезьяна Гена.

Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам снова пришел наш друг Гена. Здравствуй, Гена. (дети здороваются с обезьяной).

Воспитатель: Гена, почему ты такой грустный? У тебя что-то случилось?

Гена: Я сегодня рисовал красками большую картину вам в подарок и нечаянно пролил воду, прямо на стол. Теперь у меня на столе целая лужа и я не знаю, что мне делать. Я не могу рисовать на мокром столе.

Воспитатель: Ребята что же нам делать?

Дети: Нужно помочь Гене.

Воспитатель: Как будем помогать?

Дети: Мы можем помочь Гене советом, как убрать воду со стола.

Воспитатель: А как можно убрать воду со стола?

Дети: Воду можно вытереть.

Гена: Я пробовал вытирать воду деревянным кубиком, но она не вытирается.

Воспитатель: Ребята, а почему у Гены не получилось вытереть воду деревянным кубиком?

Дети: Потому что дерево не впитывает воду.

Гена: А чем нужно было вытирать?

Дети:  Вытирать нужно тканью, потому что ткань хорошо впитывает воду.

Гена: А-а-а! У меня есть много разных тканей. (Достает корзинку, в которой лежат лоскуты драпа, щелка и ситца) Только я не знаю, какой тканью лучше всего вытирать воду.

Воспитатель: Посмотрите, как много разных тканей есть у Гены. Какие же это ткани?

Дети рассматривают ткани, щупают их и говорят, как ткани называются и почему.

Воспитатель: Какие ткани есть у Гены?

Дети: Это шелк – он гладкий, тонкий и легкий. Это драп – он толстый,  плотный и шероховатый. Это ситец – он легкий, мягкий и тонкий.

Воспитатель: Так какой же тканью лучше всего вытереть воду со стола? (варианты ответов детей)

Воспитатель: А как мы можем точно установить, какой же тканью лучше всего вытереть воду со стола?

Дети: Можно провести исследование (эксперимент) с различными видами тканей.

Воспитатель:  Давайте сядем за столы и обсудим, что мы будем исследовать?

Дети: Мы будем исследовать, какая ткань лучше впитывает воду. Какая ткань обладает лучшей впитываемостью.

Воспитатель: Как мы будем проводить исследование?

Дети: Нужно попробовать, как каждая ткань впитывает воду, и сделать вывод.

Воспитатель: Давайте составим последовательность хода исследования. (Дети составляют алгоритм исследования).

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, оборудование, которое вам понадобиться для проведения исследования (дети берут оборудование)

Воспитатель: Проводите исследование. Дети проводят опыты и заносят данные в экспериментальную карту.

Воспитатель: Что у вас получилось? (Ответы детей) Почему?

Дети: Потому что ситец впитал всю воду, шелк не впитал воду, и она осталась на подносе, драп впитал часть воды, но поднос сырой.

Гена: Подождите, подождите, я что-то ничего не понял. Что, что лучше всего мне взять для уборки воды?

Дети: Лучше всего взять ситец для уборки воды, потому что он лучше всего впитывает воду.

Гена: Пока я дойду до дома, я все забуду и перепутаю. У меня голова ватой набита.

Воспитатель: Чтобы ты ничего не перепутал, ребята могут подарить тебе исследовательскую карту, которую они заполнили результатами исследования. Ты сможешь ее прочитать?

Гена: Конечно, смогу. Я запомнил значки, которые рисовали ребята. Гена берет исследовательскую карту и говорит:

Гена: Большое вам спасибо, ребята. Вы очень меня выручили. Я сейчас побегу домой и все вытру и уберу. А сейчас давайте с вами немного поиграем. (проводится игра)

Гена: Ну, мне пора. До свидания (уходит)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли Гене решить его проблему?

                         Как мы помогали Гене?

                         Каким образом мы выбирали ткань?

                         Вам трудно было проводить исследование?

                         Если еще кто-нибудь обратиться к нам за помощью, мы ему поможем? Почему?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие человечки. Ознакомление со свойствами материалов.

Познакомить детей с разными агрегатными состояниями вещества....

Конспект и презентация опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материалов впитывать и отталкивать воду)".

Материал включает конспект и презентацию опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с нарушением слуха (глухими) на тему: "Интересное рядом (свойства материало...

Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе по теме недели "Свойства материалов"

Технологическая карта НОД интегрированного занятия в средней группе "Снежинка узнаёт новое" (тема недели Свойства материалов). Задачи: освоение и использование в речи названий предметов и материалов, ...

Конспект экспериментальной ОД во второй младшей группе "Свойства материалов"

Цель: тренировать детей выявлять и сравнивать свойства предметов по средствам опытной деятельности....

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Ознакомление со свойствами материалов»

Конспект занятия по речевому развитиюна тему: «Ознакомление со свойствами материалов»...