Маленькие человечки. Ознакомление со свойствами материалов.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Познакомить детей с разными агрегатными состояниями вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия. | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие человечки.
Цель. Ознакомление со свойствами материалов.
Задачи .
- Познакомить детей с предметами, сделанными из разных материалов.
- Познакомить детей с разными агрегатными состояниями вещества.
- Познакомить детей с маленькими человечками, которые во всех веществах ведут себя по-разному.
- Учит самостоятельно делать выводы на основе проведённых экспериментов.
- Развивать творческое воображение, интерес к учебной и познавательной деятельности.
- Учить детей соблюдать общепринятые правила поведения на занятии.
Материал. Три стола: на первом – камень, стекло, метал, пластмасса, изделия из этих материалов; на втором – молоко, вода, сок, чай; на третьем – веера на каждого ребёнка, плотно закрытые емкости с запахами; набор карточек «маленькие человечки» на каждого ребенка, карточки круглых человечков.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, хотите я расскажу вам сказку, которую вы раньше не слышали?
Ответы детей.
Воспитатель. Слушайте.
Сказка про маленьких человечков.
Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их всё равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся крепко за руки и пойдём из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали. Но тут вот что случилось.
Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите какая большая гора, какой твёрдый камень, какое прочное стекло, железо, дерево », - говорили все вокруг. «Что это с нами случилось, - мы стали деревом, стеклом, камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали крепко держаться за руки, с гор побежала вода. «Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твёрдыми веществами, а если просто будем стоять рядом, то будем жидкостями», сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, в дым над костром, запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твёрдых веществах они крепко держаться за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите стать на время маленькими человечкам? (ответы)
Подвижная игра «Маленькие человечки».
Эксперимент «Предметы на разных столах».
Воспитатель. Подойдем к первому столу. Рассмотрим, что на нём лежит.
Вопросы детям:
- Какие предметы лежат на этом столе?
- Скажите, какие в них живут человечки, как они себя ведут?
- Почему вы решили, что эти человечки крепко держатся за руки?
Дети проводят экспериментальную работу, стараются сломать предметы, отделить от них часть.
Вывод. Человечки в этих предметах так крепко держатся за руки, что их трудно отделить друг от друга.
Прикрепляем на доску карточку с маленькими человечками, которые крепко держатся за руки.
Дети подходят ко второму столу.
Вопросы детям:
- Что стоит на этом столе?
- Скажите, какие в них живут человечки, как они себя ведут?
- Почему вы решили, что эти человечки просто стоят рядом друг с другом?
- Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков?
Дети проводят экспериментальную работу. Отделяют часть жидкости и снова её соединяют. Переливают из одной ёмкости в другую.
Вывод. В жидкости человечки не держаться за руки, а стоят рядом друг с другом. Поэтому их можно легко отделить и соединить снова.
Прикрепляем на доску карточку с маленькими человечками, которые стоят рядом друг с другом.
Воспитатель. А хотите, я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте. Возьмите веера и помашите ими на себя. Чувствуете, как кто-то стучит вам по щекам. Это маленькие человечки собираются в кучку и стучат вам по щекам. А вот в этих баночках тоже живут человечки. Откроем баночку, и вы их почувствуете.
Дети определяют, какие запахи живут в баночках.
Вывод. В воздухе и в баночках живут человечки, которые не стоят на месте. Их не видно, но можно почувствовать их движение и запах.
Прикрепляем на доску карточку с маленькими человечками, которые не стоят на месте.
Игра «Угадай по звуку»
(В одной баночке вода, в другой горошина, в третьей нет ничего.)
Ребёнок подходит, берёт одну баночку, встряхивает её и определяет, какие человечки в ней живут. Баночки перемешиваем и игра повторяется.
Воспитатель. А сейчас сядем за столы. Рассмотрите карточки, которые лежат у вас на столе. Найдите человечков, которые крепко держатся за руки. Это человечки твердых веществ. Покажите человечков, которые стоят опустив руки – это человечки жидкостей. Покажите человечков, которые бегают – это человечки газообразных веществ.
Дети сидят за столами, прикладывают друг к другу карточки круглых человечков и самостоятельно получают то камень, то воду, то воздух.
Воспитатель. В конце занятия дети по карточкам с разными агрегатными состояниями веществ, прикреплённым на доску, самостоятельно делают заключение: что они сегодня узнали нового.
Занятие сопровождается слайдами из презентации «Маленькие человечки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ознакомление со свойствами воды, льда, пара. Моделирование человечками
Знакомство детей с некоторыми свойствами воды, льда, пара....
«МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» (СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ)
Познакомить детей с предметами, сделанными из разных материалов, с разными агрегатными состояниями вещества. Познакомить детей с маленькими человечками, которые во всех веществах ведут себя по-разному...
ООД по ознакомлению со свойствами материалов на основе экспериментальных карт.
Подготовительная группа.Тема: Ознакомление со свойством ткани – впитываемость.Цель: Помочь детям выделить свойство сходных материалов – ткани (драп, щелк, ситец) по впитыванию воды.З...
Перспективный план работы по самообразованию Куркиной Ольги Михайловны Тема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы».
Перспективный план работы по самообразованиюКуркиной Ольги МихайловныТема «Метод «маленьких человечков», как средство ознакомления с явлениями неживой природы»....
Конспект "Маленькие ТРИЗ - человечки знакомят со свойствами воды"
Образовательная ситуация в старшей группе по опытно – экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗ...
Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Свойства предметов". Цель - закрепление представлений о свойствах веществ - жидких, твердых, газообразных....
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Ознакомление со свойствами материалов»
Конспект занятия по речевому развитиюна тему: «Ознакомление со свойствами материалов»...