Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Исследование свойств резины» (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими че
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель занятия развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_svoystva_reziny-vosp._rogova_m.a.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности
с детьми средней группы (4-5 лет)
«Исследование свойств резины»
(с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими человечками).
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
МОУ СОШ №8
Рогова Мария Александровна
Цель:
развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
- познакомить детей с резиной, её качествами и свойствами;
- расширять кругозор (знания о практическом применении резины и вещах, которые изготавливают из нее);
- учить детей делать самостоятельные умозаключения и обобщения на основании результатов исследования;
- развивать любознательность, познавательный интерес;
- развивать память, внимание, наглядно - действенное и логическое мышление, воображение;
- воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное поведение в коллективных видах деятельности,
- воспитывать аккуратность при выполнении экспериментов.
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка; оборудование для экспериментирования: воздушные шарики, емкости с водой, бумага, ткань на каждого ребенка; резиновая перчатка; «волшебный мешочек» с предметами из различных материалов в том числе резиновых; воздушные шарики для сюрпризного момента.
Предварительная работа: исследование свойств воздуха, воды, дерева, бумаги и пр.; освоение метода моделирования маленькими человечками (реализация программы «Умка» развития мышления и творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ под редакцией Курбатовой Л.М., кандидата психологических наук.).
Ход образовательной деятельности:
Мотивационно - ориентировочный этап:
(под музыку дети входят в группу и останавливаются на ковре вокруг столика)
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас с вами много гостей. Поздороваемся с ними!
А теперь дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки.
Вы чувствуете теплоту наших рук?
И это тепло подарим друг другу и нашим гостям.
… но мне кажется не все гости еще собрались. Кто-то к нам еще спешит… (стук в дверь, входит Незнайка-кукла. Младший воспитатель организует стук в дверь и передает куклу воспитателю, который в дальнейшем говорит от его имени)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я так рад встрече с вами! (можно, чтобы дети подставили ладошки и Незнайка хлопнет каждого по ладошке) Я так к вам спешил и хотел подарить вам подарки! (показывает мешочек) Только отгадайте, что это! Ладно?
Твой хвостик
Я в руке держал,
Ты полетел – я побежал.
Ответ: Воздушный шарик
Воспитатель: И что здесь шариков хватит на всех ребят?!
Незнайка: Конечно! Вот я открою сейчас свой мешочек….а они как полетят…. (шарики высыпаются на поднос)
Воспитатель: Спасибо тебе, Незнайка, (дети тоже должны поблагодарить) но только, кажется, ты что-то забыл сделать! Ребята, что Незнайка забыл? (ответ: надуть их) Ну ничего! Зато мы сейчас выясним, из чего они сделаны и какие свойства у этого материала. Согласны, ребята?
Я приглашаю вас и Незнайку в научно-исследовательскую лабораторию.
(Дети разбирают шарики и садятся за столы, куклу Незнайку посадить на возвышение).
Поисковый этап:
Воспитатель: Поиграем мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
Итак, все предметы, которые нас окружают, сделаны из разных материалов, давайте вспомним, какие материалы мы знаем?
Дети: ткань, пластмасса, стекло, металл…
Воспитатель: а как вы думаете, из чего сделан наш шарик? (из резины)
Воспитатель: Возьмите в руки шарик, сожмите его в руке, потрогайте. Какой он на ощупь? (если дети затрудняются, конкретизировать: гладкий или шершавый? Мягкий или твердый?)
Дети: Мягкий, гладкий.
Воспитатель: Потяните его, он порвался?
Дети: Его можно растянуть! Сейчас представим, как ведут себя маленькие человечки резины.
Воспитатель: Сейчас проверим это свойство, на других материалах. Возьмите бумагу, попробуйте её потянуть, она тянется?
Дети: Нет.
Воспитатель: А ткань растягивается, так же как шарик?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, не все материалы могут растягиваться, как резина.
(Воспитатель вызывает 5 детей и на наглядной модели демонстрирует свойство резины: эластичность. Затем на ковре еще 2-3 человека выкладывают модель-схему из ММЧ).
Воспитатель: Возьмите шарик и попробуйте его надуть. Что с ним происходит?
Дети: Он становится больше.
Воспитатель: Почему так происходит?
Дети: Когда мы его надуваем, в него попадают маленькие человечки воздуха, и он растягивается, когда сдуваем, то он снова становится маленьким.
Воспитатель: А сейчас немного поиграем: мальчики превратятся в маленьких человечков резины, а девочки в маленьких человечков воздуха. А наши гости будут нам помогать шарик надувать.
(Интерактивное моделирование методом маленьких человечков ММЧ: гости «надувают» шарик, при этом ММЧ воздуха сначала бегают вокруг «шарика», затем постепенно забегают в круг, а мы «завязываем» его)
Воспитатель: Незнайка (в резиновых сапогах), а зачем ты надел резиновые сапоги?
Незнайка: Как зачем? Вот вы у ребят спросите? (Дети высказывают свои предположения)
Давайте проверим, пропускают ли резина воду?
(Воспитатель демонстрирует опыт: У меня резиновая перчатка. Какая у меня сейчас рука? (сухая) опускает руку в воду, затем снимает перчатку. Рука остается …(какой?) сухой!)
Воспитатель: вот мы и выяснили, то такое резина и какими свойствами она обладает. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Разложи по местам»
(Воспитатель выносит поднос с предметами)
Воспитатель: Смотрите, здесь вещи из разных материалов. Найдем и поставим на стол, где ММЧ РЕЗИНЫ только резиновые предметы, а на ЭТОТ стол - все остальные.
(звучит песенка «Резиновая Зина», дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. (Обсуждаем, назначение предметов, которые нашли: резиновая шапочка, шарик-попрыгунчик, …..) А что же это за предмет? Спринцовка, мы с вами уже знакомы с пипеткой и знаем, что она умеет делать, Что же? (набирать воду) Спринцовка может набрать гораздо больше воды, давайте проверим. Пройдите в нашу лабораторию. Беру спринцовку. Сжимаю и носик опускаю в воду…. Как вы думаете, что происходит? Она пьет воду!.... нажимаю….и вода выливается обратно!.... Приступим! (Раздать спринцовки на подносах, дети делают опыт самостоятельно) Мне кажется, наша спринцовка похожа на слоненка? А еще мы с вами можем сделать в воде настоящие пузыри при помощи спринцовки. Делаем все наоборот, спринцовку опускаем носиком в воду и нажимаем, получаются пузыри. Как туда попал воздух? (дети высказываются).
Закончили эксперимент. Вытираем руки салфеткой и собираемся на ковре.
Рефлексивно-оценочный этап:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? (изучили свойства резины, узнали, какие вещи изготавливают из нее и почему).
Незнайка: Молодцы! Настоящие исследователи! Вы такие внимательные и умные, как настоящие ученые! А у меня для вас сюрприз!... (вносят воздушные шары под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Знакомство со свойствами воды»
Самоанализопытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы«Знакомство со свойствами воды»...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность с детьми с применением метода ТРИЗ-технологии "Моделирование маленькими человечками".
Предложенный материал поможет педагогу самому научиться мыслить нестандартно, а также научить этому своих воспитанников. Применяя в работе ТРИз-технологи у детей развивается речь, мышление, память, во...
Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах и значении.Познакомить детей с пон...
Конспект. Образовательная область – познавательная развитие Наблюдение за природой весной, с детьми средней группы.
Конспект.Образовательная область – познавательная развитиеНаблюдение за природой весной, с детьми средней группы. Задача:- формировать представление о состоянии природы весной;- обогащать и...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений». в средней группе Тема: «Счёт и воспроизведение движений. Ориентация в пространстве ».
Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" по ФЭМП...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).» с детьми средней группы. Тема «Экскурсия по родному району».
Цель: создать условия для расширения знаний детей о родном районе .Задачи:Образовательные: - дать детям представление о родном городе.- формировать знания воспитанников о родном районе, его достоприме...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром).» с детьми средней группы. Тема «Экскурсия по родному району».
Цель: создать условия для расширения знаний детей о родном районе .Задачи:1. Образовательные: - дать детям представление о родном городе.- формировать знания воспитанников о родном районе, его достопр...
- Мне нравится (1)