Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Владимирова Елена Викторовна

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

 к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого

 – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_odin_iz_effektivnyh_metodov.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

 к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого

 – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и настоящему,

а затем ко всему человечеству».

Академик Д.С.Лихачёв

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

          В связи с этим, очевидна неотложность, решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

В программе Васильевой нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю.

Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств.

          Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.             Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

           В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.

           Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

             Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации, а не запастись знаниями «впрок».

             Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности».

            Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта.

             Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

            Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

          Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

          В своей работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию ставлю перед собой цель:

формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

Поставленную цель реализую через решение задач:

Воспитательные:

- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;    

- воспитание уважения к труду;

- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.

Развивающие:

- развитие нравственных норм поведения;

- развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Образовательные:

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;

- формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчество, обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

- формирование представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие), воспитание любви к своему краю;

- формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.

В работе руководствуюсь принципами:

-  Научности (правильное отражение действительности).

- Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).

- Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).

- Личностно-ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).

- Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.

          Для успешного использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста сначала мною был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературой.

Познакомилась с программами патриотического воспитания в ДОУ:

Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» старшая и подготовительная группы;

В.Н.Вишневская «Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси»;

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

В.В.Коноваленко «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна».

  1. В своей работе использую разнообразные проекты: Исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
  4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
  5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

  • творческое начало, воображение, изобретательность
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
  • способность ставить проблемы и находить их решение

Считаю в работе по данной теме необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:

  • Принцип активности и самостоятельности — это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
  • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
  • Принцип индивидуально — личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования — ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

  • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.

           Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

             В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

  Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ведь его дидактический смысл заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.

              В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию я реализовала   следующие проекты: «Мама самый лучший друг», «Человек без друзей, что дерево без корней», «День пожилого человека», «Наш родной край», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Защитники Отечества»,

«Мама – самый дорогой человек на свете», «Все работы хороши», «Вселенная» и другие.

       В совместной деятельности с детьми я показываю им, что любовь к Родине начинается с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу провожу  к Дню матери и Женскому дню 8 марта. Вместе с детьми делаю подарки, открытки, приглашаем на утренники, составляем рассказы про мамочек, оформляем фото – стенды «Моя мама», выставки рисунков: «Портрет мамы», «Подарок для моей мамочки», принимаем  активное участие в литературно-игровых программах, например: «Мама – радость, мама – свет, лучше мамы в мире нет!».

Особое место в воспитании у ребенка чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке.

Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением. В семье у него идет формирование личности!

В рамках реализации проекта «Моя семья» я использую:

  • составление совместно с родителями «Генеалогического древа». Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Без прошлого нет настоящего и будущего.
  • составление рассказов о своей семье
  • рисование с детьми «Моя семья»

И заключительным этапом стало проведение спортивно-развлекательного досуга «Мама, папа, я – спортивная семья».

Этот проект помогает родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

        Проект «День пожилого человека»  помогает привить нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, и, конечно же, поддерживаем творческую активность детей.

         Мы не должны забывать простую истину: старость придет к каждому из нас, и чтобы она была счастливой и беззаботной, нужно с раннего возраста прививать детям уважение к старшему поколению. Провожу беседы на темы: «1 октября – День пожилого человека»,  «Старость надо уважать», «Лучший помощник для дедушки и бабушки»,  «Наши родные бабушка и дедушка», «Их труд достоин уважения», «Дедушкин портрет», «Бабушкины руки»; организовывала выставку рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка»; изготовление открыток и оформление стенгазеты с пожеланиями для  бабушек и дедушек.

Детям представилась возможность самим окунуться в далекое прошлое своих родных, узнать в какие игры играли их дедушки и бабушки, когда были маленькими. («Уголки», «Краски», «Цепи кованные», «Лапта» и т. п.).

 В заключении прошел праздник, посвященный Дню пожилого человека. Все дети, с любовью и нежностью читали стихи, пели песни, танцевали.

В работе над проектом «Защитники Отечества»  я знакомлю детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитываю патриотические чувства относительно своей Родины; приобщаю к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.

Проект включал в себя:

  • рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»
  • выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества
  • составление альбома «Защитники Отечества»
  • изготовление подарков для пап и дедушек
  • возлагали цветы к монументу славы

А в заключение проекта состоялось праздничное развлечение.

          Целью проекта «Наш родной край» является формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города.

        В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы:

- беседы о родном крае; 

- использование наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги;

- рассказ о городе; 

- рассказы об исторических событиях города;

- знакомство с достопримечательностями родного города;

- целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Экскурсии, в ходе которых знакомим детей с достопримечательностями города, его прошлым и настоящим, знаменитыми людьми вызывают у детей положительные эмоции и чувства, а так же стремление и желание изобразить то, о чем узнал и увидел. Поэтому, такая работа продолжается и в образовательной деятельности – рисовании.

         Художественное творчество, конструирование: рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города».

        Рисунки позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях и заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, пытаемся воспитать интерес к прошлым и сегодняшним событиям города. Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики, непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, все это способствует воспитанию любви к родному краю. Развивая умение у дошкольников проявлять интерес к народной культуре, истории педагоги с детьми посещают выставки народных мастеров, проходящих в городской библиотеке.

         В группе создан уголок «Моя Родина», где представлены фото – альбомы, игры экологической направленности, глобус, портрет президента, символика государства. В своей работе по воспитанию патриотизма у детей используем произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

            Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.

          Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Через все игры красной чертой проходит нравственное, эстетическое воспитание детей.

игровая деятельность:

*дидактические игры «Узнай, где я нахожусь?», «Где мой дом?» и др.;

*сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» и др.,

*строительные игры: «Мосты», «Стадион», «Транспорт» и др.

опытно - экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).

Приобщая дошкольников к истории родного города учитываю, что информация должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т.д.

Познавательный проект «Никто не забыт, ничто не забыто…» обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. 
В процессе всей работы провожу образовательную деятельность, главной задачей которой является воспитание у детей патриотических чувств к ветеранам и воинам: рассматриваем картины; рассказываю о памятниках воинам – освободителям, «Города - герои», «Дети и война»;  провожу беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны;

знакомлю с произведениями художественной литературы о войне; составление и запись родителями  небольших рассказов на тему «Мой дедушка (бабушка) - герой»; разучивание стихотворений на военную тематику; изготовление фронтовых писем; слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В. Алкина «Прощание славянки», «История одного письма», «Журавли», «Синий платочек»; организовываю выставки рисунков.                           Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым стать на защиту Родины. Поэтому, проводим с детьми концерт к Дню Победы, на которые приглашаем Ветеранов войны и трудового фронта, ветеранов России. Возлагаем цветы к Монументу Славы.

       Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет. 
У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам.

         Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

При работе с родителями  использую такие формы работы как:

- анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;

- поддержание групповых традиций совместным участием в них;

- индивидуальные беседы, консультации: «Родители – образец подражания для детей», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка», «Роль родителей в воспитание ребенка», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Без прошлого нет будущего»;

- родительские собрания;

- фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»;

- совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

          Процесс проведения совместной деятельности предполагает гибкость и творческий подход.

Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций.

          Родители всегда участвуют в праздниках, развлечениях, которые стали традиционными в ДОУ: «День защитника Отечества», «День Победы», в оформлении выставок, фото – выставок, выставок детского творчества; родители помогают в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций уголков в группах.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

        Работа по патриотическому воспитанию в нашей группе проводится систематически и постоянно. Ведь патриотизм – главная черта русского народа.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили ее наши предки, наши отцы и деды. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

         Содержание планирования дополняю, изменяю, игры и упражнения могут повторяться, усложняться или упрощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Квалификационная работа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

создание условий  для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были по...

Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в...

Выступление из опыта работы «Использование эффективных методов в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формировать новые нейронные связи между полушариями голов...