Проектная деятельность как одна из эффективных форм нравственно – патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Лазарева Ирина Николаевна

Выступление на семинаре "Неделя ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ovz_.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Ирина Николаевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 14 «Сказка»

Челябинская область, г. Верхний Уфалей

Проектная деятельность как одна из эффективных форм нравственно – патриотического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

   Право на качественное образование – одно из самых значительных прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее. В связи с этим становится понятной необходимость обеспечение его полной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества. В том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее обобщенно требование к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья отражены в Федеральном Государственном образовательном стандарте.

   Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта предлагает использование таких форм и методов работы, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Однако из таких форм является проектная деятельность. Мною разработаны и реализованы проекты по различным направлениям.  Сегодня я хочу познакомить вас с долгосрочным проектом «Моя страна – Моя Россия» который направлен на развитие патриотических чувств у дошкольников.

  Патриотическое воспитание с каждым днем становится все более значимым, в наше не простое время оно является одним из наиболее важных задач государства и актуально в дошкольном образовании.

 Систематическая работа с детьми с ОВЗ по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна, она направлена на знакомство детей с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, город, страну.

  Важность работы по нравственно – патриотическому воспитанию заключается в том, что дети с овз страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях нашего народа. Способность таких детей усваивать что – либо новое, удерживать это в своей памяти заставляют искать новые формы, варианты работы по патриотическому воспитанию. Следует также учитывать, что ребенок с овз воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому, патриотические чувства необходимо формировать через интерес и восхищение к своему городу, своему краю, своей стране. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического, целенаправленного воздействия на ребенка и проектная деятельность может стать одной из эффективных форм патриотического воспитания. Кроме того, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги детского сада, а также вовлекаются родители, социальные партнеры.

 В рамках нравственно – патриотического воспитания был разработан и реализован проект «Моя страна, моя Россия», который стал начальной ступенью патриотического воспитания детей с овз и способствовал образному познанию детьми мира, помогал формированию у них представлений о стране, «малой Родине», о людях, о культуре и традициях родного края.

 В проекте система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:

 - Будем Родине служить;

- Моя малая родина, мои город;

- Страна, ее столица, символика.

- Культура и традиции.

  В проекте «Моя страна – моя Россия» предложен материал для работы с детьми подготовительной к школе группы, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области.

Участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы.

Цель данного проекта

Формирование у детей духовности, нравственно – патриотических чувств.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, городу, Родине.
  2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  4. Формирование элементарных знаний о правах человека.
  5. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

Проект осуществлялся по следующим этапом.

1 –й этап: подготовительный

На подготовительном этапе осуществлялся подбор наглядного и демонстрационного материала, художественной литературы, подбор музыкального материала по теме проекта. Обновление патриотического уголка. Творческие задания для детей и родителей.

Изготовление:

альбомов по темам: «Верхний Уфалей путешествие по городу от А до Я», «Златоустовская гравюра», «Каслинское литье», «Московский кремль», «Природа Урала», «Русская изба», «Города Челябинской области», «Писатели родного края», «Русские народные костюмы».

2 – й этап: основной. Проведение с детьми бесед, тематических занятий, чтение соответствующей художественной литературы, просмотр презентаций, иллюстраций, оформление выставок, организация тематических мероприятий (праздники, соревнования, конкурсы).

Консультации для родителей.

3-й этап: итоговый. Выставка детских работ, участие с детьми в Всероссийских и Международных творческих конкурсах. Создание детской библиотеки по данному направлению.

 При реализации проекта мы сотрудничали с различными социальными партнерами: Городским краеведческим музеем, детской городской библиотекой имени Туркина, Поисковый отряд «Память» поселка Нижний Уфалей.

  Таким образом, мы сделали вывод, что использование нами проектного метода действительно повышает эффективность работы по патриотическому воспитанию дошкольников с овз. В рамках данного метода можно активизировать уровень поисковой деятельности; повлиять на формирование мировоззрения и мироощущения; побудить детей к активно – действенному отношению к городу и его жителям; научить любить и уважать свои город. В результате совместной работы над проектом у детей сформировались навыки работы с источниками информации, дети научились обобщать и систематизировать новые факты, сведения, впечатления; активизировались речевые и коммуникативные навыки; продолжает развиваться эмоционально – волевая сфера т творческие способности.

  С помощью проекта можно объединить многочисленные задачи всестороннего развития детей с овз, тем самым повысив эффективность воспитательной и коррекционно – развивающей работы в целом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...

Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...

Презентация "Метод проектной деятельности как одна из современных форм нравственно - патриотического воспитания"

В презентации хочу показать свою работу   по проектной деятельности как одну из эффективных форм  нравственно - патриотического  воспитания.Презентации: "День Государственного...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными  возможностями здоровья»...

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и их родителей.

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи и их родителей.Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжел...