Квалификационная работа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
создание условий для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены мной следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме;
-уточнить содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
- изучить совместные подходы работы ДОУ и родителей по вопросам патриотического воспитания;
- выявить состояние сотрудничества ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию;
- разработать и апробировать пути взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме патриотического воспитания;
-повысить уровень компетентности семей по вопросам патриотического воспитания.
- привлечь родителей в процесс образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_suvorova_e.e.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 93»
Квалификационная работа
«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Выполнил:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Суворова Е. Е.
г. Миасс, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
- Теоретическая часть.
- Суть требований ФГОС к патриотическому воспитанию дошкольников……………………………………………….……...………..5
- Современные подходы к организации взаимодействия семьи и детского сада…………………………………………...……………………………..6
- Практическая часть.
2.1 Метод проектов в решении задач нравственно - патриотического воспитания…………………………………………………….…………….13
2.2 Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….……18
Список используемой литературы………………………..……………………,,,,,,,,0,.19
Приложения.
Введение.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Суть требований ФГОС к патриотическому воспитанию дошкольников
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:
Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.
Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации.
Новизна этих отношений определяется понятиями
«сотрудничество» и «взаимодействие».
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Принципы взаимодействия участников образовательного процесса:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Серьезный подход к подготовке мероприятий
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар - практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность
Дошкольная организация сегодня должна находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.
Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи
Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний, к сотрудничеству как межличностному общению.
Конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.
Безоценочный стиль отношений.
Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.
Конфиденциальность (секретность, доверительность)
предполагает: готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.
Специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям должна сочетать две функции:
- Формальная
- Неформальная
Воспитатель выступает в двух лицах – официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником.
Его задача – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон.
Критерии эффективности взаимодействия ДОО с семьями воспитанников:
- Рост посещаемости родителями и другими старшими членами семьи организуемых совместных мероприятий.
- Активное участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю и психологу дошкольной организации, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
- Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей.
- Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях.
- Появление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности.
- Стремление к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок.
- Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей.
- Согласованность действий педагогов и родителей.
- Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
- Осознанное отношение взрослыми членами семей, не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
- Изменение представлений родителей о воспитании дошкольников
Объективно увидеть направление работы в данном направлении поможет оценка состояния взаимодействия ДОО и семьи
Принципы взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе.
В современном обществе давление и нагрузки на семью резко усиливаются с каждым днём.
Родители становятся всё более истощёнными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее воспитывать своих детей, на которых падает львиная доля тяжести от этих нагрузок.
В самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете нужна любовь.
Следовательно, в сложных нынешних условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны педагогов образовательной дошкольной организации.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности ребёнка.
В основе такого взаимодействия должны присутствовать принципы:
- взаимного доверия;
- уважения;
- взаимной поддержки;
- помощи;
- терпения;
- терпимости друг к другу.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- Информировать родителей (законных представителей)
и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- Обеспечить открытость дошкольного образования;
- Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- Обеспечить вовлечение семей непосредственно
в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
В течение многих лет популярным был термин ≪работа≫ с семьей, ≪совместная работа≫.
Считалось, что, если у пап и мам будут знания, они лучше воспитают своих детей. Главным в общении педагогов с родителями воспитанников было информирование по вопросам воспитания и обучения детей, т.е. просвещение или, как тогда говорили, пропаганда педагогических знаний.
В настоящее время этот период подвергается критике с точки зрения ≪навязывания≫ родителям знаний. «Просвещение» было вполне обоснованным в рассматриваемый исторический период вследствие недостаточной грамотности населения и типичных ошибок воспитания, допускаемых родителями.
Цель педагогического просвещения того времени: сообщить родителям знания, информировать о жизни ребенка в детском саду, ≪перевоспитать≫.
Использовались методы: доклад, убеждение, показ, рекомендации.
Давались указания, делались замечания, применялся метод заданий, «проработки» указанных тем. (например: прочитать определенную книгу, подобрать игрушки, создать режим дня в семье)
Можно ли назвать такую «работу» не эффективной?
- В этот период отмечено немало интересных и творческих находок.
- Существовало многообразие форм педагогического просвещения
- Присутствовал массовый охват населения этой работой.
Основная идея педагогов того времени - родители должны быть помощниками воспитателей.
Педагоги того времени уже отмечали, что деятельность педагогического персонала с детьми только тогда будет полноценной, если удастся создать контакт с родителями, ближе познакомиться с их бытом, вовлечь их в жизнь детского сада и сделать понятными для них содержание, методы и принципы работы с дошкольниками.
Позже стали использовать термины ≪единство≫ общественного и семейного воспитания, ≪взаимосвязь≫, ≪работа≫ с семьей.
- У педагогов была монополия на знания.
- В общении с родителями доминировал стиль монолога.
- Прослеживался назидательный характер «работы» с родителями.
- Присутствовала идеологическая и классовая направленность.
На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным (Федеральный закон ≪Об образовании в РФ≫ 2013 г.) ст. 44 гласит:
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон№ 273‐ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета. 31 декабря 2012 г.)
Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями, оказанию им педагогической помощи, поддержки.
Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого‐педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Во ФГОС ДО говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.
В настоящее время используется термин ≪взаимодействие≫ дошкольной образовательной организации и семьи. (Приложение 1(слайд 9).
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Метод проектов в решении задач нравственно- патриотического воспитания.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Одной из наиболее оптимальных форм, для решения этих задач подходит метод проектов, который достаточно часто используется в педагогической практике. Он позволяет всем его участникам проявить творчество и фантазию в решении проблемы, сам процесс получается интересным и увлекательным для детей и взрослых (родителей, педагогов). Проекты, которые помогают сблизится всем членам семьи, узнать исторические корни, почувствовать гордость за свой род, за своих предков- наиболее приветствуются практически всеми родителями. Одним из таких стал, семейный, познавательно-творческий проект «Мир семейных увлечений».
Целью проекта:
- Знакомство с увлечениями всех членов семьи;
- Раскрытие понятий «хобби» и «увлечение».
Были определены задачи:
- познакомиться с историей увлечений семьи,
- узнать больше о семейных увлечениях,
- укрепить семейные отношения,
- бережно относиться к любимым занятиям близких людей.
Участниками проекта являлись:
- члены семьи воспитанницы подготовительной группы Маргариты К.
- воспитатель группы (в качестве наставника)
Были определены этапы работы над проектом:
- Подготовительный: составление плана работы;
- Основной, практический: подбор информации и фотографий;
- Итоговый, заключительный: систематизация информации, подготовка презентации проекта.
Яркая презентация этого проекта воспитанницей на родительском собрании, и на городском конкурсе «Изыскатель» получила достойную общественную оценку.
Традиционными стали предпраздничные мероприятия, реализованные в рамках краткосрочного проекта «День победы» (1- 12 мая)
Цели:
- развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
- способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
- знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
- воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.
План мероприятий:
- Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
- Ролевая игра «Аты - баты, шли солдаты».
- Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
- Экскурсия к памятнику павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне;
- Создание стенда «Они сражались за Родину».
- Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.
Яркие впечатления полученные в детстве от таких мероприятий, нередко остаются в памяти детей на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Краткосрочный проект «Мой край. То нежный, то суровый…»
Проект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель:
- пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
- создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
- прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.
Формы:
- экскурсии в краеведческий музей;
- ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
- образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
- создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.
План мероприятий:
- 1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю)
«Моя семья»:
Оформление коллажа «Профессии моих родителей»
Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».
Рисуем свою семью.
- 2 блок «Мой любимый детский сад»:
Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
Субботник по благоустройству территории детского сада.
- 3 блок «Город, в котором я живу»:
Изучаем открытки с изображением города «Миасс-город в золотой долине».
Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.
Организуем выставку поделок и макетов «Достопримечательности нашего города».
- 4 блок «Мир природы родного края»:
Праздник «Осенние дары матушки природы».
Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».
- 5 блок «Как прекрасен этот мир!».
Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
Лепка народной игрушки с использованием пластилина.
Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».
- Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию.
Решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся комплексно, по тематическим блокам:
- «Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье (познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);
- «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);
- «Город, в котором я живу»: основная цель: дать представления о родном городе и его истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества);
- «Мир природы родного края»: основная цель: дать представления о природно-географических зонах Южного Урала, о животных, птицах, растениях, обитающих в регионе, некоторых календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.
- «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми Россиянами; формировать представления о много национальности нашей страны.
Для достижения основных задач по формированию нравственно-патриотических, нами был разработан перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Фантазёры»
Составлена авторская программа «Юные патриоты»
Заключение.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота .
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Список используемой литературы.
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
17. Интернет – ресурс: Википедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств"
Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условиям ...
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благ...
Описание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Проблема формирования культуры здоровьесбережения у дошкольников является социально значимой и выступает в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидет...
Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...
"Все, что сердцу дорого" проектПедагогический проект по формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста
Педагогический проект по формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста...