ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Волшебная вода».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_organizatsii_nod_volshebnaya_voda.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности
«Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)
участника конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2015 году
Барбариной Ольги Александровны
Красноуфимск, 2015
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Волшебная вода».
Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).
Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
Интеграция образовательных областей: познание, физкультура, коммуникация, здоровье.
Форма организации: групповая.
Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Цель:
- Учить детей методам экспериментирования.
- Расширять знания о свойствах воды и ее значении для всего живого на земле.
Задачи:
обучающие:
- Способствовать формированию знаний детей о свойствах воды (цвет, текучесть)
- Научить способам взаимодействия с водой, уметь доказывать, что и почему происходит с водой в процессе опытов.
- Закрепить знания детей о значении воды для всего живого на земле.
- Расширять знания о бережном отношении к своему здоровью.
- Расширять словарный запас, развивать связную речь детей.
воспитательные:
- Воспитывать у детей заинтересованность к экспериментированию.
развивающие:
- Развивать умения анализировать, обобщать свои действия, сравнивать, оценивать результаты своих действий, делать выводы.
- Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, наблюдательность.
Средства:
наглядные: символы органов чувств, символы свойств воды, карточки с цифрами от 1-4
музыкальные: фонограмма воды
информационные: методическое пособие «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова; «Мы живем на Урале» образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. - Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Материалы и оборудование: стаканы с водой, пустые стаканы, стаканчики с молоком, марганцовка, ватные палочки (вата на одном конце), тазик, сосуды разной формы, полоски из бумаги разного цвета, среди которых есть полоска прозрачная, салфетки. 4 стакана с разным состоянием воды (холодная, теплая, горячая, лед). Накидка для воспитателя голубого цвета. Шапочки и фартуки для каждого ребенка.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация деятельности. Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. | - Ребята, вы любите, когда к нам приходят гости? Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим осенним настроением с нашими гостями! Улыбнитесь им. | Собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. |
| Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность. |
Актуализация опорных знаний, выявление проблемы Цель: актуализация знаний детей о воде создание проблемной ситуации; | Ребята, оказывается это еще не все гости. Попробуйте угадать! Послушайте внимательно (включает запись со звуком воды). Если не угадают загадать загадку Она и в озере, она и в лужице Она и в чайнике у нас кипит Она и в реченьке бежит, шуршит. | Задаёт вопросы. Выслушивает ответы детей. Стимулирует детей к речевой активности. Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов. | Дети сидят на стульях Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Сосредотачивают внимание.
Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные суждения. Вступают в речевое взаимодействие. | Эмоционально откликается на объекты природы. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым |
Решение проблемы Цель: формирование представлений распространенности воды и ее значении. | Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться? Воспитатель одевает голубого цвета накидку. Дети внимательно рассматривают. Я – волшебница-Вода. Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! Где можно встретить воду? Для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода? | Помогает включиться детям в обучающие ситуации, создает ситуацию для самостоятельной деятельности. Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность | Принимают активное участие в обсуждении; Слушают внимательно, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы | Способен делать простые обобщения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы) |
Работа в микрогруппах. Цель: познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность. | Мы с вами сегодня будем учеными и будем исследовать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать, для чего она нужна. У нас есть лаборатория, и мы сейчас туда отправимся и проведем опыты. Дети надевают шапочки и фартуки для проведения опытов. - Сейчас как маленьких ученных я приглашаю в лаборатории. В каждой из которых, решается своя задача. Опыт 1. "Вода - это жидкость" объяснить жидкий -У нас на столах находится разное оборудование для опытов с водой, найдём сейчас лабораторию №1 Подойдите к столу, возьмите стаканчик с водой и налейте в тазик, в ведро, в лейку, в вазу, кто куда хочет. -Что вы сделали сейчас с водой? (спросить 2 - 3 детей) - Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску). -Как вы считаете, какого цвета вода? Воспитатель: Давайте проверим и пройдём в лабораторию №2. Опыт 2. "Вода бесцветная" - На столе стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? - А можно сказать про воду, что она белого цвета? Значит, какая она? Вода без цвета? - Возьмите стакан с молоком, и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? - Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой картинку видно? Сравнить с цветными полосками: белый, голубой, желтый похож цвет или нет дать детям право выбора. Здесь же полоска без цвета (прозрачная) - Есть цвет у воды? - Мы можем сказать БЕЗ цвета? - Значит вода какая? Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная (перед детьми вывешивается символ этого свойства). Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Перейдём к третьему столику. Опыт 3. "Вода может изменить свой цвет" - Рассмотрим, что мы видим на столике? - Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А что нужно сделать, чтобы у вас в стаканчиках вода тоже изменила свой цвет? - Теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках? (один тампон на палочке) Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. - Ребята, какое время года на улице? - Что происходит вокруг? - А по лужам можно ходить? Почему нельзя ходить по лужам (ноги промокнут и можно заболеть). Сейчас мы с вами пойдем гулять и мы не будем ноги мочить, а будем прыгать через лужи. Физминутка: "Перепрыгнем через лужи" (посередине группы лежат разные формы синего цвета - "лужи") Молодцы ребята, никто не замочил ножки, погуляли славно. А теперь, пора нам вернуться к следующему столику и продолжить исследования воды. Найдем столик с цифрой 4 Опыт 4 "Вода бывает горячей, теплой, холодной и ледяной". - На этом столе у нас четыре стакана, потрогайте их руками. Что вы обнаружили? Почему ощутили разное состояние воды? - Почему это произошло? Почему вода стала горячей? Как можно сделать ее ледяной? Вывод: Вода может быть горячей, теплой, холодной и очень холодной - ледяной. Воду можно нагревать, охладить и замораживать (вывешивается символ на доску) | Нацеливает на размышление
Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям. Стимулирование детей к умозаключениям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов. Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Привлекает детей к игре Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы. Эмоционально вовлекает в слушание и в эксперимент. Стимулирование детей к умозаключениям. Предлагает детям потрогать воду и убедиться, что у воды может быть разное состояние. | Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог. Принимают активное участие в деятельности; Предлагают варианты решения проблемы Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.
. Проявляют изобретательность при решении проблемы. Активно играют, выполняют движения. Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение. | Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме. Умеет наблюдать, экспериментировать. Умеет делать логические выводы и сравнения. Проявляет речевую активность.
Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование). Демонстрируют физическую активность. Способен делать умозаключения и выводы. |
Закрепление (самоопределение). Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме; «Волшебница вода» | - Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили? Расскажите, что мы сегодня узнали о воде? - Что было бы, если не было воды? Дети, а как вы относитесь к воде? - К воде, нужно относится бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой. | Нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности | Делятся впечатлениями от результатов деятельности. Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения. | Открыт внешнему миру.
Проявляет любознательность. |
Рефлексия. Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства. | - Понравились вам опыты с водой? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное? | Стимулирование к анализу, к высказываниям о результатах опытной деятельности Обсуждение с детьми | Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах; | Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. |
Открытость | - Ребята, скажите, а на прогулке нам с вами нужна вода? - Кто-то говорит да, кто-то нет. Давайте мы с вами сегодня пойдем на прогулку и узнаем, нужна ли она нам? | Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления. | Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. Выражают эмоции. | Высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «В мире много сказок»
Для детей 5-го года жизни...
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности "Книги разные нужны, книги разные важны"
Для детей 7-го года жизни...
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"...
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"...
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "Свойства воды"...
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ "По сказочным тропинкам"...
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Волшебная вода» средняя группа
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Волшебная вода» средняя группа....