Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зуева Ирина Николаевна

Проект по экологии. Преднозначен для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. 

 

Чтобы научить детей любить и

 беречь растения и животных,

воспитатель должен обладать

сам этими качествами.

(М. М. Марковская)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_pg.gr_.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Тополек»

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ д/с № 8 «Тополёк»

Галковская Т.И.___________

«_____»____________20___г

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»

Проект

Принято:                                                                      

на педагогическом совете

Протокол № _____

от «____»___________20____г.

                                                                         

Воспитатели: МБДОУ №8 «Тополек»

Разработчики : Зуева И.Н.,

Смагина О.А.

Подготовительная группа

                                                   

Топки 2016 год

Содержание

Образовательная область…………………………………………………………3

Вид проекта………………………………………………………………………..3

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цель  проекта………………………………………………………………….…..3

Задачи проекта……………………………………….…………………………...4

Участники проекта………………………………………………………………..4

Целевая группа проекта…………………………………………………………..4

Продолжительность проекта……………………………………………………..4

Сроки реализации проекта……………………………………………………….4

Основные формы реализации проекта…………………………………………..4

Обеспечение……………………………………………………………………….4

Этапы проведения проекта……………………………………………………….5

Предполагаемый результат……………………………………………………….8

Продукт проектной деятельности………………………………………………..8

Презентация проекта…………………………………………………………...…8

Список литературы………………………………………………………………..9

Приложение………………………………………………………………………10

Чтобы научить детей любить и

 беречь растения и животных,

воспитатель должен обладать

сам этими качествами.

(М. М. Марковская)

Образовательная область: Познавательное развитие.

Вид проекта: Групповой, творческий.

Актуальность проекта: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Цель проекта: Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по реализации проекта.
  2. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
  4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
  5. Воспитывать желание заботиться о природе.

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Целевая группа проекта:  Проект адресован старшему дошкольному возрасту.

Продолжительность проекта: Долгосрочный

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2015 года по  май 2016 года .

Основные формы реализации проекта:

  Занятия, игры, выставки, консультации для родителей, природоохранительные акции, экскурсии.

Обеспечение:  Материально – техническое: мультифоры, папки передвижки, самоклеющаяся пленка, фотоаппарат, бумага, папка скоросшиватель.

Учебно – методическое:

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
  2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учереждений/ Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство Мозайка синтез, 2008. – 112 с.

Этапы проведения проекта

период

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

сентябрь

1 неделя

  • Сбор и анализ литературы по данной теме
  • диагностика детей

Ст. воспитатель,

воспитатель

2 неделя

  • Совещание со специалистами
  • Составление плана работы

воспитатель

3 неделя

  • Анкетирование родителей по теме проекта.
  • Консультация для родителей,

Ст. воспитатель,

воспитатель

4 неделя

  • Разработка содержание проекта «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»

Ст. воспитатель, воспитатель.

Основной Этап

октябрь

1 неделя

  • Сбор информации о экологии( фото, рассказы, загадки, конспекты занятий и т.д.)

Воспитатель,

родители

2 неделя

  • Занятия по экологии  на тему«НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ»

воспитатель

3 неделя

  • Индивидуальные беседы с детьми «ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ » (по рисункам)

воспитатель

4 неделя

  • Индивидуальные занятия с детьми на тему

 «ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ» (использование рассказов и рисунков детей о лесе )

воспитатель

5 неделя

Выставка рисунков «Берегите природу!»

воспитатель

ноябрь

1 неделя

Занятия с детьми на тему «ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ» (создание фотоальбома)

воспитатель

2 неделя

Занятия по развитию речи чтение рассказа В. Бианки « Голубые лягушки»

воспитатель

3 неделя

Праздник «Осень»

муз. руководитель, родители, воспитатели.

4 неделя

Выставка поделок «Осень рыжая подружка»

Воспитатель, родители

декабрь

1 неделя

Изготовление с детьми альбома «Перелетные птицы»

Воспитатель

родители

2 неделя

Беседа на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

воспитатель

3 неделя

Наблюдения в прогулках «ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ»

воспитатель

4 неделя

Беседа с элементами самонаблюдения «СЛУХ  У  ЖИВОТНЫХ  И  ЧЕЛОВЕКА»

воспитатель

5 неделя

Изготовление с детьми кормушек для птиц «Перелетные птицы»

Воспитатель

родители

январь

1 неделя

Беседа на тему: «КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ»

воспитатель

2 неделя

Вечер загадок о животных.

воспитатель

3 неделя

Рассматривание иллюстраций «Безопасность в природе»

воспитатель

4 неделя

Занятие «Животные севера»

воспитатель

февраль

1 неделя

Беседа на тему: «Кошка которая гуляла сама по себе»

воспитатель

2 неделя

Занятие «Домашние и дикие животные»

воспитатель

3 неделя

Занятие «Животный мир полярных районов»

воспитатель

4 неделя

Занятие «Растения и жизнь на земле»

воспитатель

март

1 неделя

Беседа «Мы – все жители планеты Земля»

воспитатель

2 неделя

Занятие «Птицы прилетели – весну принесли»

воспитатель

3 неделя

«Посадка лука на зелень» Св/ д – труд в уголке природы

воспитатель

4 неделя

Развлечение «Путешествие в лес»

Воспитатель, муз. руководитель

апрель

1 неделя

Беседа «Растения рядом снами»

воспитатель

2 неделя

Занятие «Кто главный в лесу»

воспитатель

3 неделя

Праздник «Праздник Земли»

Воспитатель, муз. руководитель

4 неделя

«Скворец и воробей» -  П/ игра.

воспитатель

Завершающий этап

май

1 неделя

Занятие «Времена года»

воспитатель

2 неделя

«Экологическая азбука» - Д/ игра

воспитатель

3 неделя

Экскурсия в  парк

воспитатель

4 неделя

«Посадка деревьев» С/в – труд на участке.  

воспитатель

Предполагаемый результат проекта:

  1. Дети заметно расширили свои экологические представления;
  2.   Умеют  устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
  4. Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

Продукт проектной деятельности: Альбом с рисунками детей «Береги природу!», альбом с загадками «Птицы!», кормушки для птиц, посадка деревьев на участке детского сада.

Презентация проекта: Открытие выставки рисунков «Береги природу!», праздник на участке детского сада с посадкой деревьев.

Список литературы:

  1. Ашиков, В. Путь к экологическому человек [Текст] /В. Ашиков //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7. - С. 9-11.
  2. Быстрова, И. Поговорим о природе [Текст]/ И. Быстрова, Н. А. Рыжова //Дошкольное воспитание. - 2000.  - № 7. - С. 8-12
  3. Бобылева, Л. Бывают ли полезные и вредные  животные[Текст]/Л. Бобылева //Дошкольное воспитание. -2000. - № 7. - С.38-39
  4. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2005 г. - №7.
  5. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. – СПБ.: Речь, 2006. – 176 с.
  6. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методические рекомендации /М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика - Синтез, 2005. – 140 с.
  7. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство – Пресс, 2001. – 160 с.
  8. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т. Зенина //Дошкольное  воспитание. -  2000. - № 7. - С. 58-63.
  9. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
  10. Киреева,  Л. Г.  Формирование экологической культуры дошкольников [Текст] : методическое пособие /Л. Г. Киреева, С.Бережнова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 130 с.
  11.  Корганова И.В. Эмоциональное развитие дошкольников в процессе общения с природой// Дни науки в МГПУ 2000. Методология, интеграционные механизмы научного исследования/Отв. редактор Н.М. Налов. - М.: МГПУ, 2000. -С. 41 -43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Оснащение и использования музея природы Саратовской области в дошкольном учреждение...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...