Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_interaktivnoy_pedagogicheskoy_masterskoy.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей №31 «Родничок»

607039, Нижегородская область, город Выкса, сельский поселок Дружба,

микрорайон Дружба, здание №29-А

_____________________________________________________________________________

Конспект

интерактивной педагогической мастерской

«Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель

Проняева Ольга Владимировна

г. Выкса

Тема: «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».

Форма проведения: модерация на уровне взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в общей группе, а также в малых группах).

Методы: кейс-метод, метод SWOT-анализа, творческая лаборатория, метод «обратной связи».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросу создания экологической тропы для развития экологической культуры личности дошкольников с наиболее полным вовлечением всех педагогов в рабочее заседание. Активизация творческого мышления педагогов. Помощь каждому педагогу в определении собственного уникального пути освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в саморазвитие педагога.

Задачи:

1. Формирование группы педагогов детского сада, заинтересованных в участии в создании условий для оптимального развития экологической культуры личности дошкольника в летний период 2019 года;

2. Ознакомление педагогов ДОО с эффективными, содержательно значимыми формами работы по развитию экологической культуры личности дошкольника;

3. Методическая помощь воспитателям ДОО в осознании своей роли, своего значения и своих возможностей в организации процесса становления экологической субкультуры детей; развитие мотивации, сознания, формирование направленности личности и экологосообразного поведения педагогов (т.е. формирование у них экологических профессионально-ориентированных взглядов).

Целевая аудитория: педагогические работники ДОО.

Оснащение:

ТСО: мультимедийное оборудование, интерактивная доска.

Материал для выбора видовой точки экологической тропы («Ромашка»).

Раздаточные материалы:

- на каждого педагога: текст кейса, таблица для SWOT-анализа, карта для самоанализа, памятка по организации экологической тропы в ДОО в весенне-летний период, памятка по методике работы с дошкольниками на разных видовых точках экологической тропы.

- на каждую малую группу: карта проекта.

Новизна: заключается в использовании новых открытых методов работы с педагогами ДОО, актуальных на этапе обмена педагогическим опытом. Привлечение педагогов к активному вовлечению в работу всей группы. Совместное решение педагогических задач.

Список используемой литературы:

  1. Вагнер И.В., Ткачева А.Н. Экология детства: факторы культуры, воспитания и профессиональной компетентности педагога // Экология человека. 2015. – № 9. стр. 21-26.
  2. ДавыдовскийА.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
  3. Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) / авт.-сост. Н.Б. Ромаева и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93 с.
  4. Кораблева А.С. Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015. – стр. 196-203.
  5. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев.: Центр инноваций и развития, 2002.

План проведения:

I этап. Приветствие. Вводное слово модератора.

II этап. Вхождение в тему (кейс-метод: чтение кейса).

III этап. Определение и формулировка проблемы (визуализация – SWOT-анализ).

IV этап. Творческая лаборатория. Обсуждение темы по существу в малых группах (вербализация). Подготовка карт разработки видовой точки экологической тропы.

V этап. Обобщение и конкретизация результатов работы малых групп (презентация).

VI этап. Рефлексия, подведение итогов работы и обмен впечатлениями (обратная связь).

Старший воспитатель выступает в качестве модератора, он авторитарен по процессу, но нейтрален по содержанию, отдаёт всё содержание в группу, должен иметь системное видение, уметь «провести» группу от начала до конца работы.

Правила модерации:

  • Общаемся друг с другом открыто, ясно и лаконично.
  • Даем возможность высказаться до конца.
  • Внимательно выслушиваем друг друга.
  • Не существует глупых вопросов, вклад каждого имеет значение.

Ход работы:

Модератор. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема экологического образования воспитанников – одна из актуальных тем нашей педагогической деятельности, особенно после того, как Президент России Владимир Путин 5 января 2016 года подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. В п. 2.6.ФГОС ДО говорится, что в содержание образовательных программ следует включать задачи основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, знания о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. Решение задач ФГОС ДО и привело нас с Вами к необходимости участия в «Фестивале экологических разработок и проектов», который проходил в нашем детском саду с 1 по 31 марта 2017 года. И хотя мы уже подвели итоги этого фестиваля, это не значит, что наша работа в рамках года экологии будет закончена. На самом деле, «Фестиваль экологических разработок и проектов» задаёт старт нашей работы в летний период 2017 года, когда погодные условия наиболее благоприятны для реализации экологических мероприятий.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию рассмотреть кейс «Когда экологическое воспитание – кошмар для ребенка?», который представляет собой рассказ воспитателя-участника интернет-форума.

Чтение кейса (Приложение 1).

Модератор. Предлагаю вам проанализировать данную ситуацию помощью метода SWOT-анализа (Приложение 2), а для этого выделим

  • сильные стороны ситуации;
  • слабые стороны ситуации;
  •  возможности;
  • угрозы.

Модератор. Начнем со слабых сторон. Что привело к такому развитию ситуации? Почему?

– Перейдем к сильным сторонам. Какие положительные моменты в данной ситуации?

– Перейдем к угрозам. Что может последовать дальше? Возможно ли возникновение конфликта?

– Остались возможности. Их мы может сформулировать, если проанализируем сильные и слабые стороны, которые уже выделили.

Модератор. Спасибо за работу. После того, как вы детально проанализировали данный кейс, выявите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.

Проблема: не сформирована система экологических профессионально-ориентированных взглядов педагога как основы эколого-этического образования воспитанников.

Модератор. Предложите возможные решения со стороны педагогов группы, которые не допустили бы возникновения проблемы.

Организуется работа творческой лаборатории. Каждой малой группе предлагается заполнить карту экологической тропинки (см. Приложение) конкретным содержимым. Сами тропинки (их расположение) черпаются из географических условий ДОУ, формы работы предложены в памятках (см. Приложение). Педагог-модератор активно учувствует в работе лаборатории, контролируя темп работы малых групп, оказывая необходимую помощь и поддержку. По одному представителю от каждой группы выступает с защитой проекта. Организуется обсуждение.

Модератор. Проанализируйте, какие чувства вызвала у Вас сегодняшняя работа? Что нового Вы открыли, исследуя данную проблему?

Индивидуальное заполнение карт самоанализа (см. приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников

Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников...

"Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

       Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить...

«Организация кружковой работы «Познавайки» в рамках дополнительного образования, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

       Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые н...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...