Конспект родительского собрания в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_no1.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

в старшей группе на тему:

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Цель: 

Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

Познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

2. Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

3. Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком- дошкольником;

4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Форма проведения: Круглый стол

Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание детей с детства – одна из актуальных тем нашего времени. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами и родителями встает задача формирования у детей основ экологической культуры.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а также трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).

В нашей группе созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголок природы, в котором имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

 на территории детского сада – есть небольшой огород, цветники.

Ежегодно в группе мы разбиваем «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

Как говорил известный эколог (В. А. Алексеев).

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе.»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.

У нас с вами одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений и семьи в экологическом воспитании детей.

 Суть экологического воспитания заключается в том, чтобы научить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Большое значение при формировании экологической культуры детей дошкольного возраста имеет экспериментальная деятельность.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает.       

И поэтому задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Как развлечь ребенка дома? Можно, конечно, включить ему мультики. Но мы Вам предлагаем другой вариант - провести любопытные эксперименты. Пользы будет гораздо больше. Ребенок будет в восторге, как и родители. Опыты очень простые для исполнения. Пробудите в себе любознательность! Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии.

МАСТЕР-КЛАСС

       - Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребёнок экспериментировал?

(ответы родителей)

         Вы правильно подметили, что родителям необходимо:

  • Во-первых, самим быть любознательными.
  • Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребёнок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
  • В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
  • В-четвертых, не ругать ребёнка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
  • В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребёнка.

       

А сейчас мы предлагаем вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать с водой. Мы познакомимся со свойствами воды.

1.Опыт.  Подойдите к столам. Посмотрите на посуду, с которой мы будем работать. Из чего она сделана? Как надо обращаться со стеклянной посудой? Почему?

Возьмите по стакану с водой. А теперь сквозь воду в стакане посмотрите вокруг. Хорошо ли вам видно предметы, на которые вы смотрите?

Вывод: чистая вода прозрачная.

2. Опыт. Вода не имеет запаха. Предложить понюхать воздух в банке. Вывод: вода не имеет запаха.

3. Опыт. Положим в разные стаканы соль, сахар. Помешайте и попробуйте на вкус. Какая вода на вкус? (солёная, сладкая).

- Рoдители, посмотрите, соли, сахара, не видно, а вкус остался.

Вывод: Вода – это мощный растворитель.

4. Опыт. A сейчас закройте глаза (по руке каждого проводится кусочком льда)

-Что вы почувствовали? Мы почувствовали холод.

- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?

- Чем-то мокрым, холодным, льдом.

-Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

- Лёд начинает таять, превращается в воду.

- Так что же такое лёд?

Лёд- это вода в твёрдом состоянии.

-В каком состоянии может быть вода?

-Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии.

-Возьмите салфеточки и протрите руки.

5. Опыт- Как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.

-Возьмите кисточки, опустите её в краску и перемешайте воде.

-Изменила вода свой или нет?

- Вода изменила свой цвет

-Какого цвета стала вода у….

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

-Вода может менять свой цвет.

- С какими новыми свойствами воды мы сегодня познакомились?

-Вода прозрачная.

-Вода не имеет запаха

-Вода – это мощный растворитель

-Вода может быть в жидком и твёрдом состоянии

-Вода может менять свой цвет.

   6. Опыт - Соломинка – пипетка.

      Для проведения этого опыта нам понадобятся: соломинка для коктейля, 2   стакана.

1. Поставьте рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустите соломинку в воду.

3. Зажмите указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимите палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

   7. Опыт - Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

       

8. Опыт – Извержение вулкана 

         Для проведения этого опыта нам понадобится: сода красная или оранжевая краска вода моющее средство уксус. Этот эксперимент в домашних условиях всегда был одним из самых любимых для детей! Чтобы создать «вулкан», соорудите из картона конус, склейте его скотчем и отрежьте острый его конец. На любую бутылку, которая у вас есть, оденьте конус и облепите его сверху коричневым или любым темным пластилином, имитируя вид горы. Эту конструкцию лучше поставить на большую тарелку или противень, чтобы потом ничего не вылилось. Через горлышко в бутылку, что стоит внутри конуса, засыпьте соду, краску красного цвета, каплю средства для мытья посуды и долейте воду. Размешайте эту смесь внутри емкости, а потом осторожно налейте туда немного уксуса. Когда бурная химическая реакция начнется, вулкан будет «извергаться» красной «лавой» из пены!

         Уважаемые родители, начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

         И в заключении хочется сказать, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Опыт работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Опыт  работы «Формирования экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»...

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Консультация на тему:«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»....

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Почему средствами экспериментальной деятельности?" Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на бо...