Методическая разработка "Инновационные подходы в обучении дошкольников творчеству
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_avtonomnoe_uchrezhdenie_gimnaziya_1.docx | 26.88 КБ |
metodichka.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение гимназия № 8 городского округа города Райчихинска Амурской области
Методическая разработка
«Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в творчестве»
Составила:
Семенова Нина Сергеевна
Воспитатель подготовительной
Группы
Райчихинск
2015 г.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Что же такое творческие способности на самом деле? Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.
Можно с уверенностью сказать, что каждый ребёнок рождается с врожденными творческими способностями, но они находятся в скрытом состоянии и для того, чтобы их раскрыть, необходимо создать определённые условия.
Давно известно, что для развития творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус.
Развитие творческих способностей дошкольников
Цель работы: развитие художественно-творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования у детей 6-7 лет.
Задачи:
1) знакомить детей с особенностями рисования нетрадиционными материалами;
2) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования пластилином, красками, свечой и т.д.;
3) развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в технике нетрадиционного рисования.
Технология развития детского творчества
В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.
Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне.
По-прежнему традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения — поисковую активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, а значит и творить.
Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения. Исследовательское поведение — один из основных источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения — формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречия — одна из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Деятельность называется творческой, если в результате создаются новые духовные ценности. Она возникает постепенно, медленно развивается в каждой возрастной ступени в своём выражении.
Творческая деятельность детей связана с другими видами детской деятельности и зависит от накопленного опыта для общего развития ребёнка. Педагогу необходимо стараться развивать детское творчество на основе художественного восприятия предметов народно-прикладного творчества через проживания с детьми информации о народных промыслах с использованием музыки, литературы и практической деятельности. Важно при организации всего воспитательно- образовательного процесса придать ему эмоциональную окраску.
Факторы развития художественно-творческих способностей.
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И.Б. Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.
Ребенок через рисунок, лепку часто передает то, что не может выразить словами: свое отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребенок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует.
Дети, рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дошкольники привыкают заботиться о других детях, близких людях, у ребят воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.
Занятия изобразительной деятельностью - один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умение замечать красивое в явлениях природы, жизни, в произведениях искусства и отображать увиденное в своих творческих работах.
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Поддерживаю это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Учитываю это, намечая содержание занятий, и не лишаю детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы -компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС подготовительной группе «ВОДОНОСКА».
Автор: Семёнова Нина Сергеевна, воспитатель подготовительной группы МОАУГ №8.
Описание материала: представляю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС подготовительной группе по теме «Водоноска» Этот конспект познавательного занятия направлен на воспитание интереса и любви детей к народным игрушкам.Будет полезен воспитателям подготовительных групп ДОУ.
Вид деятельности: пластилинография
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Водоноска»
Цель деятельности:
Закрепить и обобщить знания детей оигрушке «Водоноска».
Программное содержание
Образовательные задачи: дать представление детям о происхождении русской игрушки.
Развивающие задачи: Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы рисования пластилином (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Предварительная работа:
Игра с народной игрушкой.
Материалы и оборудование:трафареты водоносок из картона, наборпластилина,
горох, влажная салфетка.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, отгадайте загадку
По улице мостовой, шла девица за водой, шла девица за водой, за холодной ключевой. (Водоноска)
Воспитатель: Чем отличается Водоноска от других кукол?
Дети: У нее в руках коромысло и ведра.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу увлекательную историю о создании Водоноски.Первая русская Водоноска появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. Это дымковская игрушка. Ее ласково называют «дымка». Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни слободка вся будто в дымке, здесь и зародилась в далекую старину эта игрушка.Дымковская роспись Водоноски, из села Дымково отличается подбором цветов: чистые теплые тона – желтый, красный, а также малиновый, оранжевый, синий, все цвета радуги. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами. Главное определение, которое подходит игрушке – простота.
Воспитатель: Для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Русская народная игра «Пошла, млада за водой». Дети водят хоровод вместе с воспитателем, напевая такие слова: Пошла,млада за водой, коромысел золотой, эй-эй люли, коромысел золотой. Коромысел золотой, ведерки дубовые эй-эй люли, ведерки дубовые.
Воспитатель: А сейчас мы будем раскрашивать пластилином. Как эта техника называется?
Дети: Пластилинография
В конце занятия выставляем все работы и с детьми рассматриваем.
Список используемой литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
5. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»: Творческий Центр Сфера, Москва 2006
6. В.Н. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград: Учитель,2009
7. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
8. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.
9. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
10. Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн.:, 2010г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дымковские игрушки делют в городе Кирове. Г де де ла ю т ды м ко в с ки е и г ру ш ки ? Дымковские игрушки делют в городе Кирове. Где делают дымковские игрушки?
Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Г де де ла ю т ды м ко в с ки е и г ру ш ки ? Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Где делают дымковские игрушки?
Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Г де де ла ю т ды м ко в с ку ю и г ру ш ку ? А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова. Так Дымковская слобода выглядит сегодня. Где делают дымковскую игрушку? А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями , свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Смотри какие разные и красивые дымковские игрушки. Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Смотри какие разные и красивые дымковские игрушки.
КУ МУ Ш КИ НА ЛА ВО Ч КЕ Кумушки на лавочке.
МА С ЛЕ НИ ЦА Масленица.
МУ ЖИ КИ Мужики.
ЗО ЛО ТЫ Е КО ЛО КО ЛА Золотые колокола.
В СА Д НИ К Всадник.
ДА МА С СО БА Ч КО Й Дама с собачкой.
ВО ДО НО С КА Водоноска.
ЗО ЛО ТО Й ПЕ ТУ ШО К Золотой петушок.
ЧА Е ПИ ТИ Е Чаепитие.
БА РА ШЕ К И КУ РО Ч КА Барашек и курочка.
Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печи. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе. Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печи. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе.
И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки…Вот теперь наши игрушки засветились и стали ярче. И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки…Вот теперь наши игрушки засветились и стали ярче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....
Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"
!6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ...
«ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения»
Данная технология позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которая ставит ребенка в позицию думающего человека. Умения и навыки, добытые самостоятельно, в ходе собственных творческих ...
Методическая разработка "Инновационная технология речевого развития дошкольников "Сторисек"
Использование технологии "Сторисек" в развитии речи дошкольников....
«Инновационные подходы в обучении дошкольников Правилам Дорожного Движения»
Мастер-класс для педагогов по применению инновационных технологий по обучению ПДД...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»
Основу методической разработки составляют STEAM - проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образо...