Методическая разработка «Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»
методическая разработка
Основу методической разработки составляют STEAM - проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путем внедрения в образовательный процесс современных конструкторов и робототехнических модулей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 86.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка, обеспечивающая реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области познавательное развитие
«Развитие познавательного интереса и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности на основе STEAM – подхода»
Автор:
Егорова Ольга Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Аннотация
Данная методическая разработка раскрывает возможность использования современного интегрированного подхода STEAM - образования (S- science (естественные науки), T - technology (технологии), E - engineering (инженерия), A - art (творчество), М - mathematics (математика)) в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Основу методической разработки составляют STEAM- проекты (инженерные книги), реализованные в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме: «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путем внедрения в образовательный процесс современных конструкторов и робототехнических модулей».
Методическая разработка адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений любых типов, которая позволит педагогам наиболее эффективно реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» и рационально использовать метод проектов при организации образовательной деятельности с детьми по развитию познавательного интереса и технического творчества.
Содержание
Введение | 6 | |
Актуальность | 7 | |
2.1. | Новизна | 8 |
2.2. | Цель, задачи | 8 |
Региональная составляющая | 8 | |
2.3. | Теоретико-методологические аспекты | 8 |
2.4. | Содержательная часть | 10 |
Заключение | 15 | |
Практическая значимость | 15 | |
Список литературы | 19 | |
Приложение 1. Рабочая программа | ||
Приложение 2. Инженерная книга «Капельная поливочная станция» | ||
Приложение 3. Инженерная книга «Лазерный сварочный аппарат» | ||
Приложение 4. Инженерная книга «ЭКО – завод» | ||
Приложение 5. Инженерная книга «STEAM – лаборатория» | ||
Приложение 6. Модель ранней профориентации | ||
Приложение 7. Достижения воспитанников |
Введение
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. В настоящее время очень актуальна система STEM - образования.
Что же такое STEM - образование в дошкольных образовательных учреждениях? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S- science (естественные науки), T - technology (технологии), E - engineering (инженерия), М - mathematics (математика).
Внедрение STEM - образования в дошкольные образовательные учреждения помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем обращении к Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 года подчёркивает значимость STEM - образования и его преимущества в развитии личности ребенка, а именно:
- Интегрированный подход к решению современных проблем, основанный на взаимопроникновении различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий и т. д..
- Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество направлено на формирование не только компетенций, специфичных для этих видов деятельности, но и комфортного самоощущения в современном мире, создание в будущем условий для высокого качества жизни.
- Первичная пропедевтика ряда профессий и специальностей XXI века, среди которых: специалисты в области информационных технологий, в том числе специалисты в области робототехники, военные профессии, где требуются технические знания из разных областей.
- STEM-образование способствует реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», направленного на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся (в том числе ранняя профориентация).
Таким образом, на современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства. Поэтому к дошкольному образованию предъявляется требование современного мира, а именно - формирование у дошкольников умения не только воспринимать окружающую действительность, но и активно познавать ее, преобразовывать.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве требований к результатам освоения программы дошкольного образования выделяет целевые ориентиры. Одним из важных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие у детей «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов у детей невозможно без познавательного интереса, который является основой познавательной деятельности.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
К сожалению, наблюдается недостаточная мотивация у дошкольников к познанию, существует проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Встал вопрос поиска педагогических технологий, способствующих решению обозначенных трудностей.
Подчеркивая преимущества STEM - образования, работу с детьми строю на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования (автор Беляк Е. А.), где S- science (естественные науки), T - technology (технологии), E - engineering (инженерия), A - art (творчество), М - mathematics (математика).
Поэтому, на мой взгляд, именно метод проектов на основе современного интегрированного подхода STEAM-образования (далее - STEAM-подход) дает широкие возможности педагогу моделировать образовательный процесс, интегрировать инновационные технологии и подходы, объединить всех участников образовательных отношений, а детям проявить самостоятельность, инициативу и творчество.
С 2016 года дошкольное учреждение функционирует в инновационном режиме в рамках деятельности региональной инновационной площадки по теме «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путем внедрения в образовательный процесс современных конструкторов и робототехнических модулей».
Приоритетные направления стратегии развития образования Российской Федерации, ХМАО-Югры и инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения, явились основным условием возникновения инновационного опыта работы: «Развитие познавательного интереса и технического творчества у старших дошкольников в процессе проектной деятельности на основе STEAM- подхода».
Актуальность методической разработки обусловлена обновлением содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путем внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Одной из них является «Образовательная робототехника».
Образовательная робототехника в полной мере позволяет реализовать STEAM-подход в работе с детьми дошкольного возраста, вовлечь их в процесс технического творчества, дает возможность детям создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного профессионального самоопределения в будущем.
Образовательная робототехника:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Ценностью методической разработки является особенность организации образовательного процесса на основе проектного метода, позволяющего сочетать разнообразные технологии, методы и формы организации образовательной деятельности детей.
Новизна методической разработки заключается в рациональном сочетании STEAM - технологий в практической деятельности детей, в способах поддержки детской инициативы, самостоятельности и формировании ранней профориентации у старших дошкольников в условиях организации единого образовательного пространства.
Цель - развитие познавательного интереса и технического творчества у старших дошкольников в процессе проектной деятельности на основе STEAM - подхода.
Для достижения цели выбраны приоритетные задачи:
- формирование у дошкольников базовых навыков в области программирования и робототехники;
- развитие инициативы, самостоятельности, любознательности, познавательной мотивации;
- развитие инженерного мышления и технического творчества;
- проведение ранней профориентации дошкольников.
Региональная составляющая опыта
Содержание методической разработки полностью соответствует стратегическим ориентирам развития образования в ХМАО-Югре в рамках приоритетных направлений государственной программы «Развитие образования в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», в части «модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом».
Актуальность также обусловлена подпунктом 5.1.5 Распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 22.09.2017 года № 560-рп «О плане основных мероприятий на 2018 – 2020 годы, посвященных проведению в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре «Десятилетия детства в Российской Федерации», где прописано о создании сети организаций общего и дошкольного образования, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания.
Реализация методической разработки будет способствовать достижению целей национального проекта «Образование», а также приоритетных в округе федеральных проектов «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей, имеющих детей».
Теоретико-методологические аспекты
Методологическую основу составляют личностно-ориентированный и STEAM – подходы к процессам развития познавательного интереса и технического творчества, в рамках которых ребѐнок не объект, а субъект образования и равноправный участник образовательных отношений.
В концептуальной основе опыта лежат направления национальной доктрины образования Российской Федерации, требования ФГОС дошкольного образования, обновление содержания образования путем внедрения в образовательный процесс современных средств обучения.
Исследователями дошкольного периода развития детей доказано, что именно в этом возрасте у детей стремление к познанию, к овладению определенными навыками и умениями практически неисчерпаемо. В настоящее время отдельные аспекты познавательной деятельности (интереса) детей получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова.
А.В. Запорожец, Л.И. Божович отмечали, что завершение дошкольного периода развития ребенка в психологическом плане представляет, целую систему взаимосвязанных качеств познавательной, аналитико-синтетической, мыслительной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции. Большое внимание исследователями уделяется познавательным интересам.
Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных, ориентирована непосредственно образовательная деятельность в детском саду. В дошкольном детстве познавательный интерес возникает и развивается не сам собой, а лишь при условии общения с близкими взрослыми, которые являются примером к подражанию.
«Любознательность и познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям».
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под её влиянием ребёнок оказывается способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.
В настоящее время проблемой организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации занимаются Н.Б. Дмитриева, С.Д. Кириенко, И.А. Селиверстова и другие.
С. Д. Кириенко отмечает, что метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приёмов и действий в определённой последовательности для достижения поставленной задачи, решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Также исследователь считает то, что проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
По мнению исследователей (Т. А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.) проектная деятельность является вариантом интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста; способом организации образовательного процесса, основанного на взаимодействии воспитателя и дошкольников.
Метод проектов актуален, востребован и результативен. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивает творческие и коммуникативные способности, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации в дальнейшем школьного обучения.
Следовательно, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Именно в работе над проектом полностью формируются все составляющие познавательной деятельности детей: любопытство, любознательность, интерес.
Педагоги-исследователи, занимающиеся проблемами и перспективами развития профориентации (Сергей Яковлевич Батышев, Светлана Николаевна Чистякова, Тамара Ивановна Шалавина и др.), выделяют несколько этапов и подэтапов развития профессионального самоопределения. На этапе дошкольного детства создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. В рамках целенаправленной работы учреждением осуществляется поиск новых средств, форм, методов, ориентированных на развитие личности ребенка и его способностей.
Содержательная часть опыта
Методическая разработка по развитию познавательного интереса и технического творчества у старших дошкольников представлена из опыта работы в рамках реализации рабочей программы в старшей группе общеразвивающей направленности «Брусничка» (приложение 1).
Программно-методическое обеспечение содержания педагогического опыта базируется на комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе О. В.Солнцевой и других, а также парциальных программах и технологиях, в частности:
- «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, авторы Волосовец Т. В., Н. Маркова, С. Аверин.
В основу организации образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Тематический подход позволяет оптимально организовать воспитательно-образовательный процесс старших дошкольников (5-6 лет). На изучение одной темы отводится одна неделя или несколько недель. Если тема рассчитана на 2-3 недели, то в этот период предусмотрена проектная деятельность. Работа воспитателей и специалистов выстраивается согласно тематической неделе.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Для полного удовлетворения интересов и потребностей дошкольников, создания единого инновационного образовательного пространства по развитию познавательного интереса, технического творчества и ранней профориентации дошкольников, в учреждении появилась необходимость в разработке модели «Ранняя профориентация дошкольников в системе взаимодействия как эффективное условие реализации модели Технопарк» (приложение 6), что способствовало расширению сетевого взаимодействия на муниципальном уровне в рамках проекта «Совершенствование муниципальной модели профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений Белоярского района «Твоя профессия – твое будущее».
В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации. Осуществляемая в учреждении работа, призвана:
- дать воспитанникам начальные и максимально разнообразные представления о профессиях технической направленности;
- сформировать у них эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
Основные направления деятельности учреждения, направленные на раннюю профориентацию воспитанников:
- профессиональное воспитание «погружение в профессию» (формирование у обучающихся интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий).
В учреждении были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с СОШ № 3 г. Белоярский «Межшкольный Технопарк», дворец детского юношеского творчества (ДДЮТ), БУ «Белоярский политехнический колледж» (далее - БПК).
Причем, в 2019-2020 учебном году мои воспитанники стали участниками совместного проекта с БПК по теме: «Создание на базе БУ «Белоярский политехнический колледж» Клуба «Ранняя профориентация детей 5-7 лет»» (далее - Клуб). В рамках деятельности Клуба дошкольники посещали профессиональные пробы по профессиям и специальностям в соответствии с планом-графиком (таблица 1).
Таблица 1. План-график проведения профессиональных проб для дошкольников
на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Наименование профессиональной пробы | Дата проведения | Ответственный исполнитель ОУ | Ответственный исполнитель БПК |
Профессиональная проба по специальности 44.02.01 Дошкольное образование | 24.09.2019 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Егорова О. Н | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования | 29.10.2019 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Ефремова С. В. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по профессии 15.01.05 Сварщик | 26.11.2019 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Ефремова С. В. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело | 17.12.2019 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Егорова О. Н. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике | 28.01.2020 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Егорова О. Н. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт | 18.02.2020 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Ефремова С. В. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей | 24.03.2020 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Егорова О. Н. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах | 28.04.2020 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Ефремова С. В. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по специальности 34.02.01 Сестринское дело | 06.05.2020 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Ефремова С. В. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР | |
Профессиональная проба по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений | 03.06.2020 | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. воспитатель Егорова О. Н. | Иванова Л. В., заместитель директора по УВР |
Учитывая приоритетные направления учреждения, в качестве практического применения проектного метода по развитию познавательного интереса, технического творчества и ранней профориентации старших дошкольников представлены проекты на основе STEAM – подхода (далее - STEAM-проект) по профессиям и специальностям, с которыми дети познакомились на профессиональных пробах в колледже (таблица 2).
Таблица 2. Практическое применение проектного метода, реализация проектов в соответствии с рабочей программой в старшей группе «Брусничка»
№ п/п | Тема недели, сроки | Реализуемые проекты | Образовательные области | Содержание образовательной деятельности | Продукт проекта |
1. | 3 неделя «Сбор урожаев садов, огородов, полей» 30.09. - 04.10. | Познавательно-исследовательский проект «Почва – живая земля» (Приложение 2)
| Образовательная область «Речевое развитие» - НОД - Речевое развитие | Составление рассказа по алгоритму «Что мы знаем о почве?» | Инженерная книга «Капельная поливочная станция» |
Образовательная область «Познавательное развитие» - НОД - Природный мир | Беседы: «Образование почвы» «Что содержится в почве?» «Песок и глина». | ||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - НОД - рисование | «Подземные жители» «Растения и почва» | ||||
Игровая деятельность | Игра – моделирование «Слои земли» Игра - викторина «Отгадай загадку» | ||||
2. | 9 неделя «Семья» 25.11.-29.11. | Познавательный проект «Профессия «Сварщик» (Приложение 3) | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - НОД – Социальный мир | «Моя профессия – сварщик» (встреча с интересным человеком) | Инженерная книга «Лазерный сварочный аппарат» |
Образовательная область «Познавательное развитие» - НОД – Математическое и сенсорное развитие | «Измерение предметов с помощью условной мерки» | ||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - НОД - аппликация | «Подшлемник для сварщика» | ||||
Игровая деятельность | Д.и.: «Профессии», «Кому, что нужно?» | ||||
3. | 17 неделя «Бытовая техника. Безопасность» 03.02.-07.02. 18 неделя «ОБЖ» 10.02.-14.02. | Познавательно-исследовательский проект «Черное золото - наше богатство» (Приложение 4) | Образовательная область «Познавательное развитие» - НОД - Природный мир | «Нефть – друг или враг?» | Инженерная книга «ЭКО завод панелей тепловых батарей» |
Образовательная область «Познавательное развитие» - НОД - Конструирование | Конструирование «Станок-качалка», «Конвейер» | ||||
Культурная практика «ЭКО - лаборатория» | Проведение опытов с нефтью: «Нефть и ее свойства» | ||||
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» - НОД – рисование, лепка | «Добыча нефти», «Нефтяная вышка» | ||||
Игровая деятельность | «Нефтяники на буровой» | ||||
4. | 29 неделя «Мир вокруг нас» 18.05.-22.05. | Творческий проект «Мир профессий» с социальными партнерами (Приложение 5) | Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» - НОД – Предметный мир | «Все профессии важны, все профессии нужны» | Инженерная книга «Производственный комплекс «STEM - лаборатория» |
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» - НОД - рисование | «Моя профессия» | ||||
Культурная практика «Играй- ка» | Сюжетно-ролевые игры: «Сварщик», «Слесарь КИПиА», «Программист» | ||||
Игровая деятельность | Д.и.: «Профессии», «Что сначала, что потом?», «Угадай профессию по описанию» |
Реализация STEAM-проектов осуществлялась в рамках комплексно-тематического планирования (приложение 1) по разным направлениям развития ребенка, в том числе и в рамках реализации регионального компонента, а также в контексте работы детского технопарка «УникУМ», который с 2017 года успешно функционирует в детском саду.
Модели и макеты в проектах создавались на основе современных образовательных конструкторов LEGO Education WeDo, LEGO Education WeDo 2.0, STEM – набора «Робомышь». Данные образовательные ресурсы позволяют изучить основы робототехники, программирования, алгоритмизации и являются базовой основой в STEAM-проектах. В ходе реализации проектов дети применяли цифровые технологии: интерактивный комплекс «Колибри», цифровая учебная среда ПиктоМир. Итоговым продуктом каждого STEAM - проекта является инженерная книга.
«Инженерная книга» представляет собой описание этапов работы по разработке моделей технических устройств, характеризующие технологию производства Белоярского района, региона и макеты самой продукции.
«Инженерные книги» составлены в соответствии с требованиями по их оформлению и имеют единую структуру:
- Командный раздел: визитка команды
- Инженерный раздел:
- теоретическая часть проекта включает в себя разделы:
- идею создания проекта и общее содержание проекта;
- описание структуры, состава, назначения и свойств каждого модуля проекта, его особенности и преимущества;
- технологическая часть проекта включает:
- описание конструкций - по отдельности для каждого из основных механизмов сопровождается схемами, фотографиями, детали каких конструкторов использовались;
- программирование - блок-схемы работы механизмов с описанием взаимодействий со смежными механизмами.
- привлечение экспертов (общий объём от 1 до 3 листов):
- взаимодействие с социальными партнерами;
- описание мероприятий при взаимодействии с социальными партнерами.
- Перспективы развития проекта.
Заключение
Данная методическая разработка обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом интеграции всех образовательных областей. Раскрывает способы поддержки детской инициативы по развитию познавательного интереса, технического творчества и ранней профориентационной работы со старшими дошкольниками, а также позволяет педагогам наиболее эффективно использовать робототехнику в образовательном процессе.
Практическая значимость методической разработки заключается в следующем:
- в обновлении содержания образования в соответствии с ФГОС ДО, внедрении инновационных технологий в педагогическую практику, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности дошкольников и повышение качества дошкольного образования.
- в создании условий, способствующих формированию предпосылок профессиональной ориентации у дошкольников, повышению творческой и познавательной активности, воспитанию коммуникативных навыков.
- в создании условий для поддержки детской инициативы, позволяющих детям самостоятельно моделировать, составлять алгоритмы, вносить коррективы в имеющиеся схемы, STEAM- проекты.
- в повышении профессиональной компетентности педагогов и эффективности использования учебных, технических ресурсов.
Эффективность проектного метода и применение инновационных продуктов подтверждена положительными результатами их использования в рамках образовательной деятельности в старшей группе (таблица 3).
Таблица 3. Результаты освоения образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Брусничка» за период 2019-2020 учебный год
Уровни | Начало учебного года | Конец учебного года |
Высокий уровень | 27% | 68% |
Средний уровень | 39% | 20% |
Низкий уровень | 34% | 12% |
Сравнительный анализ освоения воспитанниками образовательной программы МАДОУ показывает стабильно высокие показатели результатов качества образования (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Сравнительный анализ качества образования
за период 2017-2020 учебные годы, %
Свои STEAM-проекты воспитанники представляют на конкурсах, на родительских собраниях, педагогическому сообществу на методических мероприятиях, а также в рамках Августовского совещания работников образования Белоярского района с участием главы Белоярского района Сергея Маненкова. Так, в августе 2020 года мои воспитанники представляли проект «Производственный комплекс «STEM - лаборатория».
https://www.youtube.com/watch?v=02uCww7xXU4
Мои воспитанники стали победителями и призерами конкурсов в области научно-технического творчества на разных уровнях (таблица 4).
Таблица 4. Достижения воспитанников
Год | Мероприятие | Ф. И. участника конкурса | Результат |
Муниципальный уровень | |||
2019 | Творческий робототехнический конкурс-фестиваль «РобоStar - 2019» среди детей муниципальных дошкольных образовательных учреждений Белоярского района | Команда «Универсалы» | Победители в номинации «RoboЭврики» |
команда «Удальцы» | Победители в номинации «RoboБоты» | ||
команда «Шестеренки» | Победители в номинации «RoboТехник» | ||
Всероссийский уровень | |||
2019 | Всероссийский конкурс детского творчества. Номинация «Конструирование в потешках» | Першина Екатерина | победитель |
2019 | Всероссийский творческий конкурс по лего-конструированию. Номинация «Лего-механизм» | Свирид Михаил | победитель |
2020 | Всероссийский творческий конкурс по лего-конструированию и робототехнике. Номинация «Магформес «Улитка» | Рахимьянов Данил | победитель |
Международный уровень | |||
2018 | Международный конкурс детского технического творчества «Я и конструктор» | Лавров Валерий | призер (2 м) |
Ибрагимов Тимур | призер (2 м) | ||
Баклаженко Дмитрий | призер (2 м) | ||
Положий Матвей | призер (2 м) | ||
Скрипник Настя | победитель |
Опыт практических результатов профессиональной деятельности неоднократно транслировала на семинарах, конференциях, конкурсах на разных уровнях (таблица 5).
Таблица 5. Трансляция профессионального опыта
№ | Название мероприятия | Тема выступления | Выступающий |
Муниципальный уровень | |||
1 | СЕКЦИЯ № 6 «Дошкольное образование: новые смыслы и решения» в рамках проведения Августовского совещания работников образования Белоярского района «Развитие системы образования Белоярского района в контексте реализации национального проекта «Образование»: новому времени – новая школа, новой школе – новый учитель» (26.08.2019) | О реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в Белоярском районе | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель |
2 | Игровые тренинги для родителей «Умный конструктор для умных ребят» (14.04.2017) | Практические занятия в творческой лаборатории дошкольника «РобоStar» | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель |
3 | Выставка-презентация «Панорама лучших практик: выбор профессии – выбор будущего» в рамках августовского совещания педагогических работников муниципальных образовательных организаций Белоярского района (27.08.2017) | Презентация творческого проекта-макета «Производство молока и молочных продуктов» | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель Воспитанники Амелия, Роман |
4 | Семинар для педагогических работников Белоярского района «Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО путем внедрения в образовательный процесс современных конструкторов и робототехнических модулей»(29.11.2019) | Воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет с помощью образовательной робототехники | Воспитатели Егорова О. Н. Костарева М. В. |
5 | Мастер-класс «Основы программирования» | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель | |
6 | Свет руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования (18.04.2018) | Внедрение робототехники в образовательный процесс – первый шаг приобщения дошкольников к техническому творчеству | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель |
7 | Выставочная экспозиция «Образование Белоярского района – территория инноваций» в рамках проведения августовского совещания работников образования Белоярского района (29.08.2018) | Публичная презентация «Детский сад – территория инноваций» (презентация творческого проекта-макета «Парк аттракционов на новой Набережной») | Воспитатели Амс Ю. А. Егорова О. Н. Воспитанники Майя, Антон |
Региональный/межрегиональный уровень | |||
8 | Курсы повышения квалификации по программе «Обновление содержания и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ», г. Казань (21.11.2018) | Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «РоботоWedы» для детей 5-7 лет | Заместитель заведующего Лубягина Т. А. Егорова Ольга Николаевна, воспитатель |
9 | КОУЧ-СЕССИЯ: «Инновационная практика, как ресурс для создания региональной экосистемы Югры», в рамках научно-методической сессии РИП «Инновационная образовательная экосистема Югры: эффективные механизмы формирования» г. Ханты-Мансийск (30.08.2019) | МАСТЕР-КЛАСС «Основы программирования образовательного конструктора UARO» | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель |
Всероссийский уровень | |||
10 | Всероссийская научно-практическая онлайн - конференция «Детский сад - пространство роста» (17-19 июня 2020) | Развитие инициативы, самостоятельности и интеллектуальных способностей средствами STEM технологий в процессе познавательной деятельности и научно-технического творчества | Лубягина Т.А., заместитель заведующего |
11 | Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством STEM технологий | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель | |
12 | Всероссийская онлайн - конференция «Дошкольное образование: программы, практики и технологии» (05 мая 2020) | Технологии STEAM-образования в детском саду | Егорова Ольга Николаевна, воспитатель |
Дальнейшее мое профессиональное развитие нацелено на апробацию дошкольной образовательной авторской программы по направлению Badyslils для детей 4-8 лет «Детская универсальная STEAM - лаборатория» (автор Беляк Е. А.) и внедрение в педагогическую практику STEAM – проектов по направлениям:
- «Основы математики и теории вероятности» - изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры
с роботом и творческо-исследовательские проекты - «Основы криптографии» - изучение базовых понятий кодирования и шифрования через игры и STEAM-проекты
- «Основы картографии и астрономии» - изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрон6омией через сюжетно-ролевые игры, творческие и STEAM-проекты
- «Основы чтения» - распознавание слов и букв алфавита с целью развития фотографической памяти, навыков кодирования и шифрования и облегчения дальнейшего изучения азбуки
Список литературы
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986.
- Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования // Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
- Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала» (подготовительная, старшая группа) конспекты занятий –М.: издательство Мозаика-Синтез 2007г.- с. 11.
- Н.В. Шайдурова «Развитие ребенка в конструктивной деятельности» Справочное пособие-М.: ТЦ «Сфера» 2008г.- с. 65.
- Комарова, Л.Г. Строим из LEGO моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 88 с.
- Максаева, Ю.А. Развитие технической одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования / Ю.А. Максаева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - № 10. – С. 141-148.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Интернет ресурсы
- Образовательная программа дополнительного образования детей «Лего-технология». Протопопова Г.П. [Электронный ресурс]: образовательный портал «Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/648369/
- Роботехника на базе конструктора Lego Wedo [Электронный ресурс]: Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – Режим доступа: http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/
- ПервоРобот LEGO® WeDo. Книга для учителя [Электронный ресурс].
- Что такое STEM образование. [Электронный ресурс]: Главный центр Robooky
«Школа инжиниринга и робототехники «Robooky» http://robooky.ru/poleznye-stati/chto-takoe-stem-obrazovanie/
Егорова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Важность данной темы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...
«Приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности «Будь здоров!»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....
Мастер-класс на тему: «Технология «Pop-up booking» как средство развития познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс показывает педагогам возможности технологии "pop - up" в организации совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ и семье, поможет практически освоить несложные конструк...
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
План работы по теме самообразования...