Конспект совместной деятельности с детьми
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Никишина Ольга Михайловна
Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_bereza.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 29» г. Орла

Конспект совместной деятельности с детьми

 по патриотическому воспитанию

 «Русская береза»

Воспитатель:

Никишина

Ольга Михайловна

Орел, 2015

Цель:  Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

        Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

        Старшая группа.

Программные задачи:

  1. Углублять представления детей  о берёзе, как символе  России; обогащать словарь детей (туесок, береста, чечевички).
  2. Формировать интерес к образу русской красавицы - берёзы через  поэзию, изобразительное искусство, музыкальные произведения.
  3. Создать условия для получения детьми знаний о предметах старинного русского быта, народных  обрядах.
  4. Воспитывать любовь к природе родного края, оберегать то, что создано природой и человеком.
  5. Развивать память, воображение, просодические компоненты  речи, формировать навыки  коллективного взаимодействия.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением берёзы. Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.

Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь».

 Берёза - объёмный макет, листочки, лапти, туески, корзинки, другие предметы из бересты, ленточки, разрезные картинки с изображением берез, коврик тканный.

Ход

Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас сегодня туда,  где много - много берез. Может быть, вы знаете, как называется это место? ( Березовая роща)

 Нам понадобится много сил и наша дружба. А чтобы попасть в рощу нужно пройти по радужной дорожке, крепко взявшись за руки. Вот мы и оказались на полянке в березовой роще.

Как вы думаете, почему мы пришли к березам?

Березу считают символом России.  Ее мы встречаем всюду  и без труда ее узнаем: у дет. сада, в парках, в аллеях, у дорог,  домов.

Присаживаются на полянке с помощью картинок, которые лежали под березой, находя свое место. (Дети находят другую часть картинки и занимают свое место).

Воспитатель. (Показ видео)  Береза –символ России. Давайте полюбуемся березой. Береза, милая, родная. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Какой русский человек не любит березку-красавицу! Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. В народе говорили: «Где береза вырастает, там русский человек приживается». Береза особое дерево, которое не спутаешь. Как мы узнаем березу?

 Белые стволы покрыты тонкой берестой с черными черточками. А черточки эти называются чечевичками и нужны березе,  чтобы дышать.

Многие поэты в своих стихах восхищаются березой, воспевая её красоту..

Ребенок читает стихотворение  «Люблю берёзку русскую»  А.Прокофьев

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.                            

Люблю ее нарядную,

Простую, ненаглядную.

То яркую - кипучую,

То грустную - плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

Воспитатель. Сравнивают березу с нежной девушкой, с тонкой гибкой талией, с невестою. Ствол- сарафан, листва- зеленый платок, ветки- косы.

Талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года! Давайте послушаем рассказы детей по картинам. ( Они будут нашими экскурсоводами в картинной галерее.)

Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.

Воспитатель Русские люди испокон веков бережно относились к березе, любили и почитали и использовали ее в хозяйстве. О березе говорили: она обувает, согревает, радует и лечит.

 Рассмотреть предметы из бересты. (Туески, лапти, шкатулки, т.п.)

Показ слайдов.

  1. Заготавливали бересту только с поваленных деревьев. Почему? Поговорка. Кто с березы кору снимает, тот ее убивает. Сломать березу- секунда, вырастить- года.
  2. В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками, которые назывались писалами. Её еще называли древнерусским папирусом.
  3. Из нее делали корзины, лукошки, туески-ведра,в которых хорошо хранились молоко и вода.
  4. Деревянные свистульки из березы вырезаны мастерами вручную, куколки,  другие игрушки.
  5. Делали лапти, украшения, использовали для обогрева домов, Лучиной избу освещали.
  6.  Изготавливали посуду: ложки, хлебницы, корзины
  7. Мочалки, из веток делали березовые веники и парились с ними в бане.
  8. Сок березы полезен и вкусен. А настоем из березовых почек лечились. Гриб чага тоже использовали для лечения болезней.

 Воспитатель На Руси любили водить хороводы вокруг березы, петь песни, заводили игры.

Хоровод у березы.

Потихоньку пойдем, в хоровод мы станем

И к березе подойдем в белом сарафане.

Разойдемся в круг большой

И покружимся с тобой.

Дует ветер на тебя

И садятся птицы,

А на веточках твоих листик шевелится.

Береза белая на ветру качается,

Право наклоняется, влево наклоняется,

И полощет длинные веточки в реке,  

Чтобы были чистые косы по весне

Игры с березовым листочком.

  1. Скажи комплимент березе.
  2. Найди березовую веточку.
  3. Назови пословицы о Родине.
  4. Отгадай загадку.
  5. Узнай время года.
  6. Разложи листы по порядку и в обратном порядке , переверни и какое слово получилось?
  7. Хитрые задачки.
  8. Согласен - не согласен с утверждением.

За правильные ответы дети получают берёзовые листочки.

Воспитатель. Объединим все получение листочки и украсим березку листьями.

Коллективная работа « Березка»

Воспитатель. А ещё в старину  выбирали на праздник одну из берез и украшали её, привязывали к ветвям цветные ленточки, вешали пряники, конфеты. Я предлагаю вам повязать ленточку на нашу березку и сказать пожелание нашей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»

Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: ·        продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста " Теремок" с использованием грамоты, математики, изобразительной деятельности.

Конспект комплексного занятия "Теремок" в старшей группе.Цель:Упражнять детей в чтении и складывании слов из слогов.Продолжать знакомство детей со звучащим словом (Словесная игра "Подскажи словечко")....

Конспект совместной деятельности с детьми по рисованию с использованием технологии нетрадиционной изобразительной деятельности

Совместная деятельность с детьми с  используемыми технологиями: здоровьесеберегающие, нетрадиционные техники рисования, игровые технологии и другие...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик" (занятие проводится с детьми и родителями)

Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста "Зайчик"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19285103","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","w...