Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.
Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).
Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzma_i_demyan_narodnyy_kalendar_2015.doc | 597.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народный календарь
в образовательной деятельности ДОУ
Конспект совместной деятельности с детьми – логопатами старшего дошкольного возраста. Праздник «Кузьмы и Демьяна 14 ноября»
Воспитатели: Калиновская Елена Георгиевна
Задорожная Елена Викторовна
ГБДОУ детский сад №76 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
2015
Санкт-Петербург
Педагогические ориентиры:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.
- Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).
- Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря.
Развивающие:
- Обогащать речь детей терминами, обозначающими предметы быта и ремесла: наковальня, молот и прялка, а также новыми словами: прялица, бессребреник.
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать творческие способности в музыкальной и изобразительной деятельности.
- Совершенствовать речь с движением, интонационную выразительность, плавность.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к народным традициям, народному искусству, культуре.
- Воспитывать уважительное отношение и любовь к народным играм, русским песням.
- Приобщать детей к русскому фольклору.
- Воспитывать у детей желание участвовать в народных праздниках.
Материал и пособия:
- Взрослый – в русском народном костюме
- Дети – в русских народных костюмах
- Хохломская посуда
- 2 металлофона
- Ноутбук.
- Краски, кисти для рисования, силуэты дымковских игрушек
- Клей, кисти для клея, нитки, силуэты курочек, черная бумага, картон, ножницы
Цели:
- Познакомить детей с кузнечным ремеслом, показать его значимость и необходимость.
- Дать детям представление об орудиях труда кузнеца и месте работы с помощью рассказа К. Ушинского «Куй железо, пока горячо».
- Расширить словарный запас детей новыми словами (кузнец, кузница, коваль, подмастерье, молот, клещи, наковальня).
- Воспитывать уважение к тяжёлому труду кузнеца, развивать интерес к этой профессии через народный фольклор.
- Расширить знания и представления о профессии кузнеца и особенностях его труда, воспитывать уважение к людям данной профессии.
Дети приходят в гости к хозяйке. Комната оформлена в русском стиле.
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Присаживайтесь (дети садятся).
Послушайте, что я вам хочу рассказать.
Давно это было. Жили два брата Кузьма и Демьян. Отец у них умер, и растила их мать. Как подросли Кузьма и Демьян, мать отдала их в учение. Стали они учиться врачебной науке. Стали братья очень хорошими лекарями.
Лекарь – так называли врача в старину. Они совершали чудесные исцеления. Но никогда не брали за лечение денег. Слава о них прошла по всей округе. И стали называть их бессребрениками. Деньги в то время были серебряные и делали их из серебра.
Какое слово вы слышите в слове бессребреник?
Дети: слово серебро.
Хозяйка: бессребреник, можно сказать современным языком – безденежник.
Как называется профессия человека, который из железа делает инструменты, решетки, выковывает подковы?
Дети: Кузнец
СЛАЙД № 1 КУЗНЕЦ
Хозяйка:
Какие вещи может сделать кузнец? Как вы думаете?
Русские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов — мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских
Слайд № 2 ИЗДЕЛИЯ КУЗНЕЦА
Хозяйка: Работа у кузнеца трудная. Молот, которым кует кузнец очень тяжелый.
Слайд № 3 Молот
Молотом кузнец бьет по наковальне
Слайд № 5 НАКОВАЛЬНЯ
Кузнецы часто травмировались. А Кузьма и Демьян были лекарями, часто лечили кузнецов. Вот и стали в народе их считать покровителями ремесленников, особенно кузнецов. Разбираем слово покровитель. В слове слышится слово покрыть, значит оградить, прикрыть, защитить. Значит Кузьма и Демьян защитники кузнецов.
ПОКРОВИТЕЛЬ – ЭТО ЗАЩИТНИК.
Хозяйка: Давайте, поиграем в игру «Кузнец»
Дети встают в круг и выбирают считалкой кузнеца
Считалка:
Катится яблочко с крутой горы,
Кто поднимет, тот уходи.
Проводится игра «Кузнец».
Эй, кузнец – молодец! (дети)
Расковался жеребец
Ты подкуй его опять…
(дети идут по кругу, в середине круга кузнец)
Кузнец – отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова
Раз, два и готово!
(Кузнец ловит, дети разбегаются на свои места)
Входят кузнецы (2 ребенка)
Хозяйка: А вот и наши кузнецы.
Что умеете делать?
1 – й кузнец:
Кузнечному делу
Хорошо обучены!
Хозяйка: Покажите свое умение!
Кузнецы: (куют под песню «Во кузнице молодые кузнецы», играют на металлофонах -«куют»).
2 – й кузнец:
А вот и умение наше
В доме пригодится (показывает гвозди)
Хозяйка:
Гвозди в доме всегда нужны,
Чем вам заплатить?
Кузнецы:
Мы – бессеребренники
За работу денег не берем.
Дайте нам каши горшок,
Да накормите вволю!
(девочки подают «кашу» в хохломской посуде со словами)
1 – я девочка
За крутой кашей
и разговор краше.
2 – я девочка
Что в горшке варилось,
То в поле уродилось.
(кузнецы едят кашу)
Кузнецы: Спасибо! Наелись каши! (хлопают себя по животу)
Хозяйка: В народе сохранилась память о Кузьме и Демьяне, на Руси их вспоминают 2 раза: летом и осенью. Праздник называют «Кузьминки».
Какие вы знаете пословицы, поговорки да приметы?
1 – й ребенок – Кузьминки – встреча зимы
2 – й ребенок – Кузьма да Демьян куют лед на земле и воде
3 – й ребенок – Закует Кузьма – Демьян так, что до весны не расковать
4 – ый ребенок – Если на Кузьму и Демьяна лист останется на дереве, то и на другой год будет мороз
Хозяйка: А еще Кузьма и Демьян – покровители ремесел, и главным образом женских рукоделий.
С этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу.
Слайд № 1 ПРЯХИ
Хозяйка: Дети скажите мне, что делает пряха? (Ответы детей).
Хозяйка: Кто мне ответит, из какого материала сделано веретено? (Ответы детей).
Слайд № 2 ПРЯЛКА
Слайд № 3 ВЕРЕТЕНО
«Батюшка Кузьма – Демьян – говорили они, садясь за прялку, сравняй меня позднюю с ранней
Хозяйка: Эту поговорку можно объяснить так, помоги не отстать от других, которые начали работу раньше меня.
Хозяйка: Так выглядела русская изба
Слайд № 4 Русская изба.
Хозяйка: На Кузьминках народ не только работал, но и веселился.
Кузнец:
Собирайся народ!
Шире, шире хоровод!
Будем в прялицу играть
Самых лучших выбирать!
(проводится русская народная игра «Прялица»)
Играющие взявшись за руки образуют круг. В середине круга стоит «жених».
Играющие ходят по кругу приговаривая:
Прялица, кормилица моя (дети и хозяюшка)
С горя выброшу на улицу тебя
Стану прясть, да попрядывать
На беседушку поглядывать
(после этих слов «жених» выбирает себе «невесту», они танцуют в середине круга)
Хозяйка: А какие поговорки вы еще знаете?
1 – й ребенок
Умелые руки не знают скуки.
2 – й ребенок
Труд человека кормит, а лень портит.
3 – й ребенок
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Хозяйка: Ну, а вы народ честной, что умеете делать?
Приходите мастера,
Покажите свое умение.
(дети подходят к столам, выполняют задания, звучит народная музыка)
Ι подгруппа детей раскрашивает дымковскую игрушку (силуэты)
ΙΙ подгруппа детей вырезает игрушку – флюгер («куют»)
ΙΙΙ подгруппа детей девочки вышивают (выкладывают косичку по контуру курочки)
Хозяйка: Вот мы и повеселились и себя показали на празднике «Кузьминки». Какие вы умелые мастера!
До свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".
Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий «Голубь мира»
Цель : Систематизация знаний о Великой Отечественной войне.Задачи :· Способствовать умению складывать фигуру «голубь мира» на основе базовой формы «треугольни...
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий «Времена года»
Цель: Продолжать пополнять знания о временах года. Развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. Задачи : ·...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и родителями по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Мы на транспорте поедем»Цель: закре...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста.
Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Целью является формирование у детей интереса к художественной литературе, русским народным сказкам, театрализации....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Коммуникативная деятельность» с использованием личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий «Поговорим о маме»
Формировать нравственные эмоции детей, развивать творческую активность....