Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста. Тема: "Русский народный костюм"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Саитгалиева Фарида Фазыловна

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи:

-Познакомить с русским национальным  костюмом.

-Обогащать словарь детей названиями русской народной одежды и ее основными элементами.

-Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.

-Воспитывать интерес к русской культуре.

Словарная работа: косоворотка, порты, онучи, опояска, кокошник, душегрея.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами.

-Чтение русских народных сказок.

-Посещение экспозиции «Мир русской деревни».

-Разучивание пословиц, поговорок,  народных игр, хороводов.

Методы и приемы:

Словесные методы (беседа, рассказ педагога, загадки, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, напоминание, поощрение).

Наглядные методы (показ демонстрационных материалов: элементов русского национального костюма и их изображений на слайдах, фотографий экспозиции «Мир русской деревни»).

Игровые методы (анимация «Яблочко на тарелочке», русская народная игра «Барашеньки-крутороженьки», хоровод «На горе-то калина», игра «Одень куклу»).

Практические методы (упражнение в надевании онучей).

Методы контроля (наблюдение, анализ деятельности).

Материальное обеспечение:

-Мультимедийная презентация, содержащая наглядный материал.

-Русские национальные костюмы для девочки и мальчика.

-Сундук.

-Элементы русского костюма (рубаха, порты, опояски, платки, онучи, лапти).

-Дидактическая игра «Одень куклу».

-ТСО: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи русской народной музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста.                                                                                                         Воспитатель Саитгалиева Фарида Фазыловна

 «ЦРР – д/с «Родничок» пгт. Пойковский

Нефтеюганского района Тюменской области ХМАО

Тема: Русский народный костюм.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи:

  • Познакомить с русским национальным  костюмом.
  •  Обогащать словарь детей названиями русской народной одежды и ее основными элементами.
  • Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания, самостоятельности, инициативности.
  • Воспитывать интерес к русской культуре.

Словарная работа: косоворотка, порты, онучи, опояска, кокошник, душегрея.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами.
  • Чтение русских народных сказок.
  • Посещение экспозиции «Мир русской деревни».
  • Разучивание пословиц, поговорок,  народных игр, хороводов.

Методы и приемы:

  • Словесные методы (беседа, рассказ педагога, загадки, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, напоминание, поощрение).
  • Наглядные методы (показ демонстрационных материалов: элементов русского национального костюма и их изображений на слайдах, фотографий экспозиции «Мир русской деревни»).
  • Игровые методы (анимация «Яблочко на тарелочке», русская народная игра «Барашеньки - крутороженьки», хоровод «На горе-то калина», игра «Одень куклу»).
  • Практические методы (упражнение в надевании онучей).
  • Методы контроля (наблюдение, анализ деятельности).

Материальное обеспечение:

  • Мультимедийная презентация, содержащая наглядный материал.
  • Русские национальные костюмы для девочки и мальчика.
  • Сундук.
  • Элементы русского костюма (рубаха, порты, опояски, платки, онучи, лапти).
  • Дидактическая игра «Одень куклу».
  • ТСО: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи русской народной музыки.

Место проведения – музыкальный зал.

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент (2 минуты). Приветствие.

Под русскую народную музыку в музыкальный зал входят дети. Их встречает воспитатель. Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга, как в старину «с поклоном».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы ко мне пришли. А вы знаете, с давних времен на Руси всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: Здравствуйте! Доброго здоровья! Здорово ли ты живешь? Собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. Отправляемся в виртуальное путешествие.

2. Основная часть (25 минут). Знакомство с русским народным костюмом.

Звучит музыка. На экране появляются фотографии экспозиции «Мир русской деревни». Воспитатель читает стихотворение:

Просмотр слайдовой презентации (Экспозиция «Мир русской деревни») в сопровождении художественного слова

Воспитатель:

Яблочко по блюдечку покрутись,

История из прошлого к нам явись.

Посмотрите, что за диво?!                

Как светло и как красиво.

Домики рядком стоят,

Люди рядышком сидят.

В интересных все одежках,

Кто в лаптях, а кто в сапожках.

Мельник с мельницы идет,                 

Девчушка семечки грызет.

Куры, пес, а вот овечки.                 

Котик дремлет на крылечке.                

В церкви колокол звенит.                

Речка не спеша бежит.                         

К этой чудо деревеньке                 

Мы не просто так идем.

Здесь о жизни наших предков

Каждый день мы узнаем.

Знакомство с персонажами русских народных сказок Аленушкой и Иванушкой (дети этой же группы). Под музыку заходят дети в русских народных костюмах (Иванушка и Аленушка). Иванушка читает стихотворение:

Зовут меня Иванушка, я сказочный герой.

Наряд на мне народный, а сам я озорной.

Порты на мне красивые, рубаха с кушаком.

Из лыка лапти новые – я каждому знаком.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пожаловал? Доброго вам здоровья! Как вас зовут? Дети называют имена (Аленушка и  Иванушка). Мы с ребятами про вас сказки читали.

 - Скажите, ребята, из какой сказки Иванушка и Аленушка? Ответы детей. Воспитатель, обращаясь к гостям:

 - Иванушка, Аленушка, оставайтесь с нами. Мы с ребятами сегодня будем говорить о русском народном костюме. Может, и вы в этом нам поможете?

Знакомство с русским мужским костюмом.

На слайде русская  мужская одежда. Воспитатель рассказывает об одежде, которую носили мужчины.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на Иванушке одежда, которую носили в старину. А поможет нам  познакомиться с одеждой тех времен волшебное яблочко:

Яблочко по блюдечку покрутись,

История из прошлого к нам явись. 

Рубаха была главной одеждой у наших предков, ее носили все: от мала до велика. Слово рубаха произошло  от слова «руб», так раньше называли кусок ткани. Она доходила до колен, рукава тоже были длинные и широкие. У русской рубахи был своеобразный покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку. Поэтому она называлась косовороткой.  

Рубаху подвязывали поясом, опоясывали. В старину его называли «опояска». Они были разные, их плели из тесьмы, делали из кожи, из ткани. Пояс – опаяску носили не только мужчины, но и женщины. Повторите слово «опояска», что это значит? Ответы детей.

Обратите внимание еще на один предмет одежды. Что это? Ответы детей. Раньше брюки назывались – порты. Повторите, ребята, как называли раньше брюки?

В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. И лапти носили мужчины и женщины. Прежде чем надевать лапти, ноги до колена обматывали онучами – это длинные, широкие полоски ткани.

Упражнение «Надень онучи». Воспитатель предлагает детям обмотать онучи.

Отгадывание загадок о предметах мужского костюма. Воспитатель загадывает загадки о предметах мужской одежды. После отгадывания загадок, воспитатель достает из сундука пояса. Мальчики повязывают пояса.

1. Дуйся, не дуйся через голову суйся. (Рубаха)

2. Из липы свито дырявое корыто. (Лапти)

3. Утром встал, на две дороги попал. (Брюки)

4. Днем обручем - ночью змеей. (Пояс)

Русская народная игра «Барашеньки - крутороженьки».

Проводиться русская народная игра

По считалке выбирают Ваню, дети встают в круг, а Ваня – в центре. Играющие произносят слова, выполняя движения соответствующие тексту:

Барашеньки-крутороженьки,

По лесам ходили, по лугам бродили,

В дудочку играли, Ваню потешали.

Ваня-Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом на перед и поехал в огород.

Закончив произносить слова, дети разбегаются в разные стороны, Ваня их догоняет.

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели мужскую одежду. А как же выглядел женский наряд? Поможет нам в этом разобраться Аленушка. Аленушка читает стихотворение о своем костюме.

Зовут меня Аленушкой, я девица-краса.

Глаза, как небо синие и русская коса.

Ношу рубаху, лапти и сарафан до пят,

Такой у русских девочек был в древности наряд.

Рассказ воспитателя о женском костюме.

Мы уже знаем, рубаху в старину носили все, в том числе и женщины. Они были длинные до пяток, а сверху надевали сарафан. Сарафаны были разных фасонов и разного цвета. Их украшали разными узорами, вышивкой. Особенно красивые были сарафаны для праздников. На сарафан повязывали передник. Для тепла поверх сарафана надевали «душегрею». Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Ребята, повторите это слово.  Как вы думаете, почему она так называется? Ответы детей.

Головной убор женщин, который носили в старину, называется кокошник. А молодые девушки повязывали голову повязкой или венцом. А вот этот головной убор вам хорошо знаком. Показывает на платок. Платки носили наши прабабушки, но и сегодня их с удовольствием носят  женщины. У меня для девочек есть сюрприз. Отгадайте загадку:

Я любой девчонке, прикрою волосенки,

От солнца я защита, для того и сшита. (Платок). Воспитатель достает из сундука платочки для девочек, девочки их одевают.

Воспитатель: Ребята,  мы  рассмотрели  одежду, которую носили наши предки. А сейчас для вас задание. Вам нужно разделиться на пары и подобрать русскую народную одежду для кукол.

Игра «Одень куклу».

Дети делятся на пары: мальчики -  по цвету пояса, девочки -  по цвету платка. Дети рассказывают о костюме, в который одели куклу.

3 часть – заключительная. Подведение итогов.  (3 минуты)

Игра-хоровод «На горе-то калина».

Воспитатель: У меня для вас есть подарок – это магниты на холодильник. Обратите внимание, здесь изображения народных игрушек – это означает, что следующая наша встреча называется «В гостях у народных умельцев». В завершении дети провожают Аленушку и Иванушку.

Воспитатель вручает магниты-сувениры с изображением народных игрушек.

Используемая литература:

  1. Ботякова О.А., Прокофьева С.А. Российский этнографический музей – детям. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.;
  2. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003г.;
  3. Ботякова О.А., Прокофьева С.А. Российский этнографический музей – детям. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.;
  4. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003г.;
  5. Натарова В.И., Карпухина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников «Моя страна». Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.
  6. Журнал «Ребенок в детском саду» №1, 2002г.
  7. Журнал «Игра и дети» № 2, 2011 г.
  8. Журнал «Дошкольное образование» №13,2000г.  
  9. Журнал  «Воспитатель ДОУ»  № 10, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста. Область «Познание». «В гости к белочке».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) .Данный материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует разви...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста «Загадки старичка - лесовичка»

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста образовательная область "Речевое развитие", "Познавательное развитие"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста Тема «Портрет клоуна» (нетрадиционная техника «Рисование пластилином»)

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение муниципальное образование  г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 178 «Солнечный круг»...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста от 5 до 6 л с использованием инновационной технологии ТРИЗ «Беседа о русской березе»

Конспект НОД знакомит детей с природой Подмосковья дает представления детям о различных видах берез, которые есть в России....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста «Город мастеров»

Конспект непосредственно образовательной деятельностидля детей старшего возраста «Город мастеров»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) по теме: «Что полезнее апельсин или морковь?»

Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека; совершенствовать знания детей о витаминах  A, C.Развивающие: развивать осязание, развитие любознательности и познавательной мотивации...