Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста «Загадки старичка - лесовичка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Катина Надежда Константиновна

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста образовательная область "Речевое развитие", "Познавательное развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей старшего возраста

«Загадки старичка – лесовичка»

Образовательные области:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

Программное содержание:

  • Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья.
  • Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях.
  • Учить образовывать однокоренные слова.
  • Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Развивать воображение, логическое мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: наборы картинок: грибы, ягоды, деревья; д/и “Лиственные, хвойные”, загадки о деревьях, конверты с заданиями, самолетики с письмами, колокольчик, короб.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”.

Ход занятия:

     - Ребята мы с вами живем в Нижегородской области. А в каком городе мы с вами живем? (Нижний Новгород).

-А какие реки у нас протекают? (Ока и Волга).

-А что находится вокруг Нижнего Новгорода? (леса, болота).

-Правильно, а какие деревья растут в нашем лесу? (Дети называют деревья, какие они знают, опираясь на картинки).

- А какие бывают деревья, вы знаете?

- Чем отличается хвойное дерево от лиственного?

- А хотите послушать сказку про деревья? (воспитатель зачитывает характеристики и показывает дерево)

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно. Но однажды заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А стоят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

 - Что случилось дальше, мы узнаем позже. А сейчас хотите поближе познакомимся с лиственными и хвойными деревьями?

Тогда представим, что мы с вами пошли в лес:

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа.

 - Ну что, не боитесь отправиться в лес? Но в лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года? (осень) И с деревьев слетают? (листья) Правильно. А может превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем.

 - Раз, два, три, повернись и в листочки превратись.

Игра «Какой ты лист?»

- Вика, ты каким листом стала? (Я  - Лист дуба – дубовый)

- Костя, ты какой лист? (Я - Лист березы – березовый)

- Оля, ты каким листом стала? (Я - Лист рябины – рябиновый)

- Юля, ты какой лист? (Я - Лист осины – осиновый)

- Маша, ты каким листом стала? (Я - Лист клена – кленовый)

- Вот и стали мы осенними листочками и оказались в лесу.

- Ребята, а кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

- Тропинка в лесу какая? (Лесная)

-Как называется маленький лес? (Лесок)

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в чудо-коробе. Отгадайте, и дорога домой вам открыта”.

 - Ну что, ребята, будем искать – домой-то ведь хочется.

(Короб накрыт скатертью на журнальном столике, в нём три конверта с цифрами 1,2,3.)

 - Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)

Здесь что-то написано:

Хороводом в ряд

В шляпках молодцы стоят (грибы).

Из конверта достают набор картинок грибов. Дети их называют, делят на съедобные и несъедобные.

- А что можно из грибов приготовить?

 - Если суп из грибов, то он какой? (грибной)

 - А икра из грибов какая? (грибная)

 - Если пожарить, то грибы какие? (жареные)

- Молодцы, всё знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит колокольчик))

 - Ну, вот он подал нам знак. Значит, правильно мы всё сделали.

Перед следующим заданием нужно немножко отдохнуть. Разомнём свои пальчики?

Пальчиковая гимнастика «Опята».

На пеньке живет семья:         Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.

Мама, папа, брат и я.                 Поочередно пальчики разжимают.

Дом у нас один, а крыша                 Две руки вместе ладонями вверх.

Есть у каждого своя.                          «Крыша» из ладошек над головой.

- Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

В конверте лежат картинки ягод, дети отгадывают загадку:

Мы бываем разные

Голубые, красные

Мы на кустиках растем

Ешьте нас утром и днем.

 - Да, дети, это ягоды, а какие ягоды растут в наших лесах и на болотах? (клюква, брусника, черника, ежевика, земляника).

 - А что можно сделать из ягод? (морс, варенье, компот)

 - Из брусники какое варенье? (брусничное)

 - Компот из черники? (черничный)

 - Из клюквы морс? (клюквенный)

В это время звучит колокольчик.

 - Ой, слышите, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.

Физкультминутка «Ветерок»:

 - Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.

Ветер дерево качает

Влево, вправо наклоняет

Раз наклон, два наклон

Разлетелись листья вон.

  - Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три) Который по счету? (третий)

 - Интересно, что спрятано в этом конверте?

Воспитатель читает загадку:

Летом шубу надевает,

А зимой ее снимает (дерево)

- Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Хотите их отгадывать? Я буду загадывать загадку, а вы будете показывать мне карточку с правильным ответом.

Воспитатель раздаёт карточки с деревьями и читает загадки.

1) Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем (ель)

2) Весною зеленела,

Летом загорела

Осенью красные бусы одела (рябина)

3) Клейкие листочки

Зеленые листочки

С белою корою

Стоит под горою (береза)

4) У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке (сосна)

Дети показывают отгадку. В конце делят деревья на хвойные и лиственные.

- Ну, вот мы и отгадали все загадки.

Звучит колокольчик. В группу влетает самолётик-письмо.

“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.

Ваш  старичок-лесовичок.”

Дети находят конверт с осенними листочками.

- А сейчас попробуем вернуться домой: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!” Вот мы и снова в садике.

 - Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. Хотите узнать, что произошло дальше? Ой, что это? Ветерок дует?

- Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый – e-e-e

 - Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

Конспект организованной непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «У Лесовичка в лесу».

Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие»: развитие интересов, познавательной мотивации, формирование представлений об отношениях объектов окружающего мира: при...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)

Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...