Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста «Загадки старичка - лесовичка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста образовательная область "Речевое развитие", "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Загадки старичка - лесовичка" | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
для детей старшего возраста
«Загадки старичка – лесовичка»
Образовательные области:
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
Программное содержание:
- Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья.
- Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях.
- Учить образовывать однокоренные слова.
- Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Развивать воображение, логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: наборы картинок: грибы, ягоды, деревья; д/и “Лиственные, хвойные”, загадки о деревьях, конверты с заданиями, самолетики с письмами, колокольчик, короб.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”.
Ход занятия:
- Ребята мы с вами живем в Нижегородской области. А в каком городе мы с вами живем? (Нижний Новгород).
-А какие реки у нас протекают? (Ока и Волга).
-А что находится вокруг Нижнего Новгорода? (леса, болота).
-Правильно, а какие деревья растут в нашем лесу? (Дети называют деревья, какие они знают, опираясь на картинки).
- А какие бывают деревья, вы знаете?
- Чем отличается хвойное дерево от лиственного?
- А хотите послушать сказку про деревья? (воспитатель зачитывает характеристики и показывает дерево)
“Жили – были деревья – подружки:
Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно. Но однажды заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А стоят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”
- Что случилось дальше, мы узнаем позже. А сейчас хотите поближе познакомимся с лиственными и хвойными деревьями?
Тогда представим, что мы с вами пошли в лес:
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа.
- Ну что, не боитесь отправиться в лес? Но в лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года? (осень) И с деревьев слетают? (листья) Правильно. А может превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем.
- Раз, два, три, повернись и в листочки превратись.
Игра «Какой ты лист?»
- Вика, ты каким листом стала? (Я - Лист дуба – дубовый)
- Костя, ты какой лист? (Я - Лист березы – березовый)
- Оля, ты каким листом стала? (Я - Лист рябины – рябиновый)
- Юля, ты какой лист? (Я - Лист осины – осиновый)
- Маша, ты каким листом стала? (Я - Лист клена – кленовый)
- Вот и стали мы осенними листочками и оказались в лесу.
- Ребята, а кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)
- Тропинка в лесу какая? (Лесная)
-Как называется маленький лес? (Лесок)
(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)
“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в чудо-коробе. Отгадайте, и дорога домой вам открыта”.
- Ну что, ребята, будем искать – домой-то ведь хочется.
(Короб накрыт скатертью на журнальном столике, в нём три конверта с цифрами 1,2,3.)
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)
Здесь что-то написано:
Хороводом в ряд
В шляпках молодцы стоят (грибы).
Из конверта достают набор картинок грибов. Дети их называют, делят на съедобные и несъедобные.
- А что можно из грибов приготовить?
- Если суп из грибов, то он какой? (грибной)
- А икра из грибов какая? (грибная)
- Если пожарить, то грибы какие? (жареные)
- Молодцы, всё знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит колокольчик))
- Ну, вот он подал нам знак. Значит, правильно мы всё сделали.
Перед следующим заданием нужно немножко отдохнуть. Разомнём свои пальчики?
Пальчиковая гимнастика «Опята».
На пеньке живет семья: Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки.
Мама, папа, брат и я. Поочередно пальчики разжимают.
Дом у нас один, а крыша Две руки вместе ладонями вверх.
Есть у каждого своя. «Крыша» из ладошек над головой.
- Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
В конверте лежат картинки ягод, дети отгадывают загадку:
Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас утром и днем.
- Да, дети, это ягоды, а какие ягоды растут в наших лесах и на болотах? (клюква, брусника, черника, ежевика, земляника).
- А что можно сделать из ягод? (морс, варенье, компот)
- Из брусники какое варенье? (брусничное)
- Компот из черники? (черничный)
- Из клюквы морс? (клюквенный)
В это время звучит колокольчик.
- Ой, слышите, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.
Физкультминутка «Ветерок»:
- Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.
Ветер дерево качает
Влево, вправо наклоняет
Раз наклон, два наклон
Разлетелись листья вон.
- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три) Который по счету? (третий)
- Интересно, что спрятано в этом конверте?
Воспитатель читает загадку:
Летом шубу надевает,
А зимой ее снимает (дерево)
- Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Хотите их отгадывать? Я буду загадывать загадку, а вы будете показывать мне карточку с правильным ответом.
Воспитатель раздаёт карточки с деревьями и читает загадки.
1) Её всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (ель)
2) Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы одела (рябина)
3) Клейкие листочки
Зеленые листочки
С белою корою
Стоит под горою (береза)
4) У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке (сосна)
Дети показывают отгадку. В конце делят деревья на хвойные и лиственные.
- Ну, вот мы и отгадали все загадки.
Звучит колокольчик. В группу влетает самолётик-письмо.
“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.
Ваш старичок-лесовичок.”
Дети находят конверт с осенними листочками.
- А сейчас попробуем вернуться домой: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!” Вот мы и снова в садике.
- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. Хотите узнать, что произошло дальше? Ой, что это? Ветерок дует?
- Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)
Дыхательное упражнение «Ветер»
Подул маленький ветер у-у-у
Подул сильный ветер У-У-У
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – e-e-e
- Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.
Систематизировать элементарные математические представления у детей, дать понятие о ломаной линии, через виды деятельности: игровую, двигательную (путешествие); ко...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".
Конспект занятия по окружающему миру с использованием современных образовательных технологий в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)
Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность). Материал конспекта будет интересен и...
Конспект организованной непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «У Лесовичка в лесу».
Задачи приоритетной образовательной области:«Познавательное развитие»: развитие интересов, познавательной мотивации, формирование представлений об отношениях объектов окружающего мира: при...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...