КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста от 5 до 6 л с использованием инновационной технологии ТРИЗ «Беседа о русской березе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД знакомит детей с природой Подмосковья дает представления детям о различных видах берез, которые есть в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_beseda_o_russkoy_bereze.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №1 «Теремок» г. Протвино, Московской области
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего возраста от 5 до 6 лет
с использованием инновационной технологии ТРИЗ
«Беседа о русской березе»
составил:
Миронова Н.Ф.
воспитатель МАДОУ
«Детский сад №1 «Теремок»
г. Протвино, 2020г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с использованием инновационной технологии ТРИЗ (структурный подход)
в старшей группе детского сада возраст от 5 до 6 лет
Образовательная область: познавательное развитие.
Раздел: ознакомление с природой
Проектировочный компонент:
Тема: «Родной край. Беседа о русской березе. Рассматривание картин Васнецова и Куинджи «Березовая роща».
Программное содержание: воспитание любви к родному краю, к русской земле. Воспитание любви к живописи. Использование структурного подхода для объяснения связей между объектами и их элементами между собой.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов о русской березе, наблюдения за березой на прогулке.
Медиа-объекты: макет березы, репродукции картин Васнецова и Куинджи «Березовая роща», диктофонная запись звуков летнего леса.
Организационный компонент:
Материалы:
Демонстрационный: картины с изображением русской березы, альбом «Мое родное Подмосковье»
Раздаточный: картинки с изображением березы и березовой рощи в разное время года на каждого ребенка.
Занятие составлено в соответствии с СанПиН и здоровьесберегающими технологиями, направлено на развитие интереса к родной природе и положительно-эмоциональный отклик.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним в группу пожаловала непростая гостья, краса русского леса – береза. Дерево, без которого нельзя представить Россию, наш родной край.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную…
Так говорил о березе поэт Александр Прокофьев.
- А какая сейчас наша гостья? (Грустная).
- Почему она грустная? (Наступила осень. Осыпаются c березы ее листочки).
- И хотя сейчас у нее красивое разноцветное платье, которое подарила ей волшебница осень, береза все же немножко грустит.
- Давайте послушаем, что она хочет сказать нам на прощание перед долгим зимним сном.
Воспитатель включает грамзапись.
Береза: « Как грустно. Какая печальная картина. Улетают мои друзья птицы. Засохли колокольчики, которые все лето развлекали меня своим «перезвоном». Все вокруг шелестит: «Спать. Спать». А какой ужасный свирепый ветер. Он так и норовит сорвать последние листочки моего прекрасного наряда. Вот, если бы кто-нибудь напомнил мне о весне, о лете. Я тогда смогла бы перенести и этот ветер, и этот дождь, и долгую суровую зиму».
Воспитатель предлагает детям показать березе фильм с ее участием.
Дети «включают» «волшебный телевизор».
Весенний лес | Лес летом | Лес осенью |
Береза ранней весной | Береза летом | Береза осенью |
Ветка с набухшими почками | Зеленая ветка | Ветка с желтыми листьями |
- Белоствольная красавица – так ласково у нас называют березу. Однако молодые побеги березы имеют бурую окраску. Белеть береза начинает лишь с 5 лет. К этому возрасту в коре образуются клетки с белым веществом – бетулином, который и придает березе белый цвет.
- А какие интересные приметы и поговорки связаны с березой!
Народные приметы и поговорки:
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое.
- Береза не угроза – где она стоит, там и шумит.
Особенно красива береза во время цветения. Цветет береза в середине мая одновременно с распусканием листьев.
Наряжается березка в листву и желтые сережки. (Воспитатель показывает рисунок или ветку березы из гербария).
- Кто знает, какой у березы плод? (Ответы)
- Плод березы – маленький орех с двумя прозрачными крыльями (показывает детям). В конце лета и в начале осени много мелких плодов разносится ветром. Существует 65 видов берез. Вот некоторые из них:
Карликовые березы – растут на Дальнем Востоке.
Карельская береза – в Карелии. Ее древесину называют мраморной за ее рисунок.
Извилистая береза – растет в Лапландии.
Черная береза – растет в США.
Полярная береза – самая маленькая и низкая.
- Береза, исконно русское дерево. Россия и береза – два неразделимых понятия. Где бы мы не находились в бескрайних просторах нашей страны, везде помним прохладу и свежесть березового леса. Но не только прохладу дарит нам береза в летний день. Из ее почек изготавливают лекарства. А какой вкусный и полезный березовый сок! Но нельзя бессердечно ранить березу, чтобы напиться ее сока. Отверстия надо делать аккуратно и обязательно, потом залепить землей.
Воспитатель просит вспомнить прогулку в лес. Какие деревья, кустарники они там видели. Предлагает рассмотреть альбом «Мое родное Подмосковье». Обращает внимание детей на пейзажи, изображенную растительность.
Береза «благодарит» детей за напоминание о лете. Воспитатель предлагает детям почитать стихи о березе: С.Есенина, Ф.Тютчева и др.
И. Токмакова «Береза»
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало глядя,
Причесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
- Дети, давайте сделаем еще один подарок для нашей гостьи. Нарисуйте ее «портрет» в красивом платьице: зеленом или ярко-желтом и подарите его ей.
Дети рисуют березу, а потом со словами пожеланий дарят ей рисунки на память.
Береза благодарит, стряхивает последние листочки и «засыпает».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что многие русские пейзажисты изображали на своих картинах березу, березовую рощу. Одним из таких художников был Куинджи (вносится и рассматривается его картина «Березовая роща») и Ю.В.Васнецов (вносится картина этого художника).
Воспитатель предлагает сравнить картины, почувствовать настроение художника, его манеру написания картины.
- Какое настроение вызывает у вас каждая из этих картин?
- Почему у них одно и то же название?
- Что изобразил каждый художник?
Воспитатель предлагает составить рассказ по картинам. Рассказать, что особенно понравилось и почему.
Заканчивается НОД прослушиванием записи звуков летнего леса, сделанной во время целевой прогулки.
Список использованной литературы:
1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск, ИВЦ Минфина, 2008г.
2. Страунинг А.М. Росток : Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста : В 2 т. : [Учеб.-метод. пособие] - Обнинск : [Принтер], 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей младшего возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий
Материал будет полезен воспитателям детского сада и родителям. Познавательно- речевая деятельность с использованием самомассажа, дыхательных упражнений и речевых подвижных игр....
Формирование творческого воображения и оригинального мышления у дошкольников старшего возраста в НОД, с использованием элементов ТРИЗ.2
Основной идеей ТРИЗ является развитие творческого начала в каждом человеке....
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Познавательное развитие». Тема: «Страна знаний и умений» ( с использованием ИКТ)
1. Развивать у детей представления о цвете, о длине.2. Формировать навык понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.3....
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Поможем Федоре" с использованием элементов ТРИЗ технологий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДАС ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ...
Конспект развлечения «Путешествие в весенний лес» для детей старшего возраста c ТНР, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель:Использование здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья, профилактики различных заболеваний и приобщение детей к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие:- продолжать учи...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Первобытные люди» с использованием ИКТ-технологий
Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества.Задачи:1.ОбразовательныеПознакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного ч...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...