"По тропинке в лес пойдем" беседа ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ребенок и мир природы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Подольская Анна Николаевна

Беседа предназначена для детей старшего дошкольного возраста цель которой пробудить интерес к лесу, к его обитателям, познакомить с правилами поведения в лесу, с правилами сбора грибов и стремлением охранять лес, а так же бороться снарушениями на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_tropinke_v_les_poydem.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

№10 «Берёзка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(ребенок и мир природы)

беседа    «ПО ТРОПИНКЕ В ЛЕС ПОЙДЕМ»

Подольская А.Н.

Тема:  «ПО ТРОПИНКЕ  В ЛЕС  ПОЙДЕМ»

Цель: 

  •  пробудить интерес к лесу и его обитателям;
  •  познакомить с правилами поведения в лесу и правила сбора грибов;
  •  вызвать стремление охранять лес и бороться с нарушениями правил поведения в лесу

Материал:

  •  Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листочку», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес»

ХОД БЕСЕДЫ:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой. (Лес)

- Так о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно о лесе!

-Вы любите гулять в лесу?

-Что вам нравится в лесу?

-Что вы там видели?

-Чем запомнилась прогулка в лес?   (ответы обучаемых)

А вы знаете ребята какие деревья растут в лесу?

Что же это за девица?

Не швея. Не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

Весной зеленела,

летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (Рябина)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают

Шкурку тонкую сдирают (Липа)

Стоит Алена –

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан (Береза)

Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожжит? (Осина)

Игра «УЗНАЙ ДЕРЕВО»

Воспитатель  показывает обучаемым  карточки с изображением листьев деревьев. Дети – представители  двух команд называют их. Побеждает тот кто правильно назовет все деревья.

Можно использовать в игре листья березы, рябины, ель, клен, ива, дуб, осина

Вопрос - ответ

Какую роль играет лес в жизни животных и человека?

(Воспитатель выслушивает и направляет ответы, затем показывает плакаты)

  • Лес – защитник человека
  • Лес – родной дом растениям и животным
  • Лес – помощник земледельца
  • Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых                                                

Не случайно говорят;           ЛЕС БОГАТСТВО И КРАСА,

БЕРЕГИ СВОИ ЛЕСА!

ВРАГ ПРИРОДЫ ТОТ,

КТО ЛЕСА НЕ  БЕРЕЖЕТ

-Как вы понимаете эти слова?

Да, лес – это богатство страны. Он нужен всем нам для отдыха, он украшает нашу землю, он кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.

-Скажите а с какой целью люди ходят в лес?

Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом, послушать голос леса: тишину, шелест листвы, пение птиц, полакомиться ягодами, собрать грибы.

        

Только я в кусты вошла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И огромный моховик.

Еж колючий предо мной

Пробежал к себе домой

Три синички в тишине

Звонко пели песни мне.

А подальше забрела –

Там черники набрала.

Все теперь домой несу –

Хорошо у нас в лесу

        

Давайте представим как мы гуляем  по лесу, и посмотрим картины «ЛЕС» Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.

Берегите русский лес

Он – источник всех чудес

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели,

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице,

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой

  • А кто из вас в лес ходил за грибами?
  •  Какие вы знаете грибы?
  • Отгадайте загадки о грибах

Пришли пареньки, сели на пеньки

Сидят все гуртом, не сгонишь кнутом (опята)

Рыжие ушки в лисьей макушке

В траве лежат, для малых ежат (лисички)

Под осиной мужичок

На нем красный колпачок (подосиновик)

Под березой старичок

      На нем бурый колпачок

      И пиджак с пестринкой

     А сапожки с глинкой (подберезовик)

     Шапочка атласная – красная –красная

     Белые горошины, по верху брошены

     А на ножке белый бант

     Это что еще за франт   (мухомор)

Почему так говорят?

В шапке красной – гриб опасный:

Полюбуйся, погляди, Да сторонкой обойди.

А вот Юра Шишкин недавно отправился в лес по грибы… Из всех грибов он выбрал самые красивые – большие, красные, с белыми пятнышками на шляпке. Шел и радовался – грибов набрал всем на удивление! И точно: все очень удивились, когда он показал свое лукошко. Только не обрадовались: есть – то их нельзя! «Они же ядовитые!» - сказали ему друзья. Ничего не ответил Юра, снова ушел в лес. А скоро вернулся… опять принес лукошко мухоморов. «Больше в лесу ядовитых грибов НЕТ!» гордо сказал он. – Теперь все могут смело идти за грибами!

Воспитатель задает вопросы???

  • Почему Юра собрал полное лукошко мухоморов? (Да он не умел различать съедобные и ядовитые грибы. )
  • Почему Юра снова отправился в лес и собрал там все мухоморы? (Он думал что все ребята могут ошибиться и собрать ядовитые грибы. Он не знал, что ребята умеют различать съедобные и несъедобные грибы.)
  • Нужно было собирать мухоморы? Почему? Да, ядовитыми грибами лечатся многие лесные животные, например лоси. А что вы делаете с мухоморами и поганками, когда они попадаются вам в лесу?

Послушайте внимательно, что я вам прочитаю.

«Тропинка уже вела обратно к автобусу, когда среди зелени травы засветился красный осколочек. На крошечной полянке их было много –это все, что осталось от красной шляпки мухомора. Какой –то злодей – по –другому и не назовешь – стукнул, видимо, по ней ногой. Десятком осколков взлетела она в воздух и упала в траву. Зачем? Кому помешал красавец мухомор? Со злости что ли. Что пуста корзинка, убил жестокий человек такую красоту? Не увидел её, не заметил. Ему ведь нужны только те грибы, которые он может съесть, а остальные он затопчет, вырвет с грибницей, поддаст ногой. А через год будет говорить в автобусе, что перестали в лесу совсем попадаться боровики, и невдомек ему, что сшибленный мухомор имел самое прямое отношение к съедобным грибам»

А сейчас мы проведем игру «По грибы» и проверим какие грибы съедобные , а какие не съедобные. На полу расставлены грибы, задача двух команд выбрать съедобные и не съедобные грибы.
Цель игры: научить по внешнему виду различать грибы, и познакомить с правилами сбора грибов

ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

  • Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу

  • Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.

  • Не разрывай палкой мох и листву около гриба – можно повредить грибницу

  • Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.

  • Не бери старые грибы, а оставь их насекомым

Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.

Здравствуй милый мой цветок

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь в уединенье!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает

-Какие лесные цветы вы знаете?

-Правильно, это ромашки, колокольчики,, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец колокольчик .

Быстро вянут  лесные цветы, собранные в букеты. Все  меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Дети, вам цветы прислали письмо с просьбой:

Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!

Деревья, цветы, животные страдают не только от людей. Многие из них гибнут от лесных пожаров

«Берегите лес от пожара»

Еще не успеет растаять снег, а на  солнцепеке и сухих местах уже высыхает прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи.. Все это очень легко загорается. Весна незаметно переходит в лето. Становиться суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы.

Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно, не полностью. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.

Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека  с огнем.

  • Можно ли разводить в лесу костры?
  • Почему нельзя?

Ребята, а как вы ходите в лес? Кто же заботиться о лес? Вот послушайте о нем.

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг - лесничий

Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись

Молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках.

В посадке леса нередко участвуют школьники

Все: и взрослые, и дети – должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности на экологической тропе по познавательному развитию на тему: «Знатоки природы» для детей подготовительной группы.

Конспект совместной образовательной деятельности на экологической тропе по познавательному развитию на тему: «Знатоки природы» для детей подготовительной группы....

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ) 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( ОЗН. С МИРОМ ПРИРОДЫ )

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ) 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( ОЗН. С МИРОМ ПРИРОДЫ )...

СЕНТЯБРЬ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ) 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С МИРОМ ПРИРОД))

СЕНТЯБРЬ1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ)2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С МИРОМ ПРИРОД))...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие – «Ребенок открывает мир природы») по теме: «Письмо с Научно-Исследовательской станции» (Старшая группа)

Цель: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей с объектом природы (водой) и визуализация знакомых правил поведения на природе....

Конспект НОД «Познавательное развитие» Познавательное развитие – ознакомление с миром природы. Средняя группа. Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: Расширение представлений детей о диких животных зимой.Задачи: Образовательная: закреплять знания детей о диких животных , формировать представления о сезонных изменениях в их жизни с наступление...