План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
План – конспект по познавательному развитию.
Ознакомление с миром природы. (Краеведение)
(Старшего и подготовительного дошкольного возраста)
Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_raznoobrazie_rasteniy.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
План – конспект по познавательному развитию.
Ознакомление с миром природы. (Краеведение)
(Старшего и подготовительного дошкольного возраста)
Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
Воспитатель:
Рудикова Н.С.
2020г.
Тема: Цветы вдоль наших тропинок.
Цель: Расширить представление детей о разнообразии травянистых растений Крыма.
Задачи: Формирование у детей представления о разнообразии цветов, растущих в природе нашей местности. Знакомить детей с легендами, народными поверьями, сказками, стихотворениями, загадками о цветах. Развивать любознательность, познавательную активность, связную речь. Закреплять умение отвечать на вопросы, используя форму сложного предложения. Воспитывать желание и умение правильно вести себя в природе. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к родному краю.
Форма организации: групповая.
Форма работы: беседа, художественное слово, объяснение, показ фото.
Материал и оборудование: презентация на тему «Разнообразие растений», ноутбук, экран, мультимедийный проектор, мяч.
Ход НОД:
Воспитатель: Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Воспитатель: Ребята, о чём стихотворение, которое я вам прочитала?
Воспитатель: О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот одна из них.
Чтение легенды. « В стародавние времена во мраке и стуже лежала Мать Сыра Земля. И пронзил однажды Ярило — у древних славян Бог Солнца, Земли и плодородия, пламенем взора своего слои мрака над спавшей Землей. Сразу воссияло красное Солнышко, даруя свет и тепло просыпающейся планете. Жадно пила она щедрые солнечные лучи, нежилась в юной своей красе, набираясь до краёв животворной силой. Молвил тогда Ярило: «Ох ты, Мать Сыра Земля! Полюби меня, Бога Светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми...»
Вот так и пришли на Землю цветы. С тех пор каждую весну пробуждается Ярило от зимнего сна, садится на коней своих и украшает Мать Сыру Землю цветами и злаками, оживляет поля, луга, рощи и дремучие леса.
Воспитатель: (Слайд №1) Сегодня, мы поговорим о цветах. Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их ... Не получается? Правильно сказал поэт А. Яшин:
«А цветы разве знаем
на лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
а подкошены, - сеном!»
Пройдемся, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как называются цветы, которые весной первыми расцветают в лесу и на лугу?
Воспитатель: Правильно, это первоцветы. Как мы радуемся им! Это такие цветы, как примула, подснежник, прострел или сон трава, фиалка, крокусы. Их очень много. Но мы рассмотрим с вами некоторые первоцветы, которые растут на лугах и в лесах в нашем Крыму и в нашей местности.
Воспитатель: (Слайд №3)
Любима солнцем примула.
Весна же ей для стимула —
То жаркий день преподнесёт,
То белым снегом занесёт,
А первоцвет не удивлён —
Он с детских лет в Весну влюблён!
(Г. Горлова)
Примула - небольшое многолетнее травянистое растение. Медом пахнет первоцвет, сладким нектаром. Ее стебельки, похожи на связки золотых ключиков, попадаются и на лесной прогалине, и в самой чаще леса.
О примуле сложили такую легенду.
«На одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса - эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее почему то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в примулу - цветок, который первым распускается весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. С той поры деревенская молодежь ходит любоваться на эти цветы едва сойдет снег»
Воспитатель: Отгадайте загадку, о каком цветке в ней говорится?
Вот, скромно
голову склоня,
Качаясь,
смотрит на меня,
Сквозь снег пробившсь,
лёгкий, нежный,
Весенний беленький…
(Подснежник.)
Воспитатель: (Слайд №5) Правильно, это Подснежник. Его можно встретить на опушках лесов, среди кустарников, в гористой местности. Темно-зеленые листья покрыты сизым налетом. Растение зацветает в начале весны, цветение продолжается около месяца. Белые одиночные цветочки источают тонкий аромат. В конце весны листва пропадает до следующего года. Ребята, послушайте сказку о подснежнике.
«Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.»
Воспитатель: (Слайд №7)
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!
Воспитатель: Это Прострел или Сон трава, появляется сразу после того как растаял снег. Цветочки сон травы бывают разнообразного цвета: красно-фиолетовыми, синими, фиолетовыми, нежно- розовыми, а иногда и золотыми, похожие на небольшой тюльпан, приносят в наш мир много добра и красоты.
Легенда гласит, что давным-давно у цветка были красивые, большие и широкие листья. Листья имели такой внушительный размер, что за ними легко прятался изгнанный из Рая Сатана. Бдительный архангел Михаил решил выгнать Сатану из укрытия, метнув в цветок громовые молнии. С тех пор листья сон-травы остались «прострелянными» - рассеченными на множество тончайших долек, а всякая нечисть обходит цветок стороной.
Следует помнить, что сон-трава содержит ядовитые вещества, обращаться с ним нужно осторожно.
Физминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты (подтягиваются – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты (подтягивание – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки (наклонны),
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: В мире цветов есть не только первоцветы, но и другие цветы, которые зацветают позже первоцветов и тоже очень красивые. Мы их очень часто встречаем весной и летом в своей местности.
Воспитатель: (Слайд №9)
Незабудка-синеглазка
Робко смотрит на меня,
Как сияют – просто сказка! –
Искры синего огня!
Рвать не стану незабудку –
Просто «Здравствуй!» ей скажу,
А взгрустнется – так минутку
Я на фото погляжу…
(Яна Воронец)
Воспитатель: Незабудка мелкоцветковая. Растет у лесного ручья, у края лесных болот, на лесных лугах. Цветет с половины апреля до половины июня. Красивые маленькие голубые цветки собраны в кисть. В голубых лепестках венчика есть пять желтых чешуек, которые образуют кольцо, делая цветок более заметным и не позволяя воде проникать внутрьцветка.
О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.
Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «А если много, то…».
(Фронтально бросаю мяч, и начинаю фразу, предлагая ребёнку, который поймал мяч закончить предложение)
- Если одна, то примула , если много, то… (Примулы).
- Если одна, то незабудка, если много, то… (Незабудки).
- Если один, то подснежник, если много, то… (Подснежники).
- Если один, то протрел , если много, то… (Прострелы).
- Если одна, то фиалка, если много, то… (Фиалки).
- Если один, то крокус, если много, то… (Крокусы).
Воспитатель: (Слайд №11)
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое,
воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
Воспитатель: Одуванчик видели в своей жизни все, это самый распространенный полевой и луговой цветок. Растет на полянах и лугах, около дорог, часто как сорняк в полях и огородах. Растение это лекарственное, у которого используют и листья, и корень.
В старинной легенде рассказывается, что на Руси одуванчик был самым любимым цветком: давал нектар пчелам, девушкам – цветы на венки, его корни лечили больных, ночью золотистые цветки освещали дорогу путнику. Но однажды небо нахмурилось, и в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил головку, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло черное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои лепестки, предупреждая о ненастье.
Воспитатель: (Слайд №13)
Крохотная девочка
Вышла на лужок
Желтая головушка
Беленький венок!
Как называется цветок? (Ромашка)
Воспитатель: Ромашка – это однолетний представитель луговых цветов. Стебель прямой, разветвленный у основания, заканчивается цветком с белыми лепестками и желтой сердцевиной.
По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.
А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки смотрят на небо, стараясь понять движения облаков, звезд и планет. Смотрят - смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.
Воспитатель: (Слайд №15)
Мак раскрылся. Всех вокруг
Красотой пленил!
Лепесточки-деточки,
Все свои раскрыл.
Сразу пчёлок он привлёк
И жужжат они,
Собирая свой нектар
Наперегонки.
Воспитатель: Мак - один из самых красивых полевых цветов. На ощупь махровые, похожие на шелк лепестки цветков этого растения имеют самую разнообразную окраску. Встречаются маки с расцветками белого, светло - розового, красного и даже черного цвета .В северной России растут полярные маки желтого цвета, которые могут выживать даже подо льдом. Листья и стебель растения покрыты маленькими ворсинками.
Происхождению мака посвящены легенды. Когда богиня любви и красоты Венера потеряла своего любимого сына Адониса, она пролила целый океан слёз. Там, где слезинка попадала на землю, расцветал мак. И теперь лепестки мака падают словно сами собой, будто капают слёзы из глаз безутешной матери.
По другой легенде, в период правления Чингисхана на полях росли белые цветы. Во время одного из страшных и жестоких сражений, тысячи людей пролили свою кровь, которая обагрила белые маки. С тех пор цветы получили алый цвет, напоминающий кровь.
Воспитатель: (Слайд № 17)
Голубыми глазками
Смотрит он всегда,
Солнышко и дождик -
Вот его друзья.
Если дождик не идёт,
Я его полью,
Из колодца, во дворе,
Воду принесу.
Спросите вы у меня:
"Что же за цветок?"
Я отвечу вам, друзья:
"Это, василёк".
Воспитатель: Василек луговой с лилово-пурпурными соцветиями, снизу одетыми коричневато-серебристыми чешуйками, имеет высокие стебли. Прочный стебель и листья у василька покрыты коротенькими волосками, на ощупь шероховатые, как будто затянутые паутиной. Удлиненные листья (нижние с черешками, верхние - без) как бы надрезаны крупными зубчиками. Цветет василек с середины июня до сентября
Сказка о васильке.
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.
Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. - Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!
Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. - Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!
Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужны цветы?
Воспитатель: Нам цветы нужны не только для красоты, но и для жизни. Не будут цветов – не сможем мы жить. Поэтому, дети запомните главное правило - просто так цветы рвать нельзя. Ведь они очень нужны пчелам, бабочкам и другим насекомым. Сорвав один цветок, лишаете жизни больше цветов. Ведь на следующий год не будет появляться цветы из их семян. Если сегодня сохраним один цветок – то на следующий год сто цветов вырастит.
Воспитатель: (Слайд №18) Рассказывать о наших крымских цветах можно очень много и долго. Каждое из них уникально и неповторимо.
Кто не любит Крым наш вольный ?!
Весь в цвету в июне он.
Для травы, цветов — раздолье,
Что не луг, то прям газон.
Нежный запах разнотравья,
Тебе голову вскружит.
Сколько тут разнообразья!
Над цветком пчела жужжит
И всё пахнет летом, морем,
Тёплым днём, большой мечтой…
Крымом, счастьем и прибоем,
Да, дорогою витой.
Воспитатель: Какой цветок вам понравился больше всего? (Ответы детей)
О каких цветах вы хотели бы узнать больше информации? (Ответы детей)
У кого из вас в палисадниках растут первоцветы? Какие? (Ответы детей)
Как нужно относиться к первоцветам? (Ответы детей)
Воспитатель: Я надеюсь, что вы будете друзьями природы, увидев красивые цветы, не
будете их рвать и топтать, а будете только ими любоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовое календарное планирование по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) детей старшего дошкольного возраста.
Целью моей педагогической деятельности является на данный момент: обогащение экологическх предствлений детей через дидактические игры и пособия. Мною было разработано перспективное годовое планировани...
КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.
Программные задачи: · Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...
«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
Актуальность: Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...
Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
Этот материал предназначен для воспитателей ДОУ...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.
Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие: Формировать представления о лиственных и хвойных д...
План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с социальным миром. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Война. Победа. Память.
Тема: Война. Победа. Память. Цель: Формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с дет...