Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к  познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_priroda_i_zdorove.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательной области  «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы; Развитие познавательно – исследовательской деятельности)

 «Природа и здоровье человека»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к  познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: 

1. Учить детей устанавливать причинно – следственные связи между  природными явлениями.

2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 

4. Формировать у детей представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ёё.

5. Способствовать  умению самостоятельно участвовать  в проведение экспериментов, опытов.

6. Воспитывать бережное отношение к природе ответственность и заботу за свое здоровье.

7. Воспитывать стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Ход Образовательной деятельности:

I. Организационный момент:

В.: - Добрый день дорогие ребята! Мне приятно увидеть всех вместе.

- А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

Вдохнем в себя:

  • Свежесть и красоту белого снега;
  • Всю нежность первых весенних цветов;
  • Жажду знойного лета;
  • Лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

Тема наше мероприятия «Природа и здоровье человека».

В.: - Что такое природа-? (это всё, что окружает нас).

Человек –часть природы и вне её жить не может.

Основная часть:

В.: - Но важно знать, что есть живая и неживая природа.

- Как вы думаете, что мы можем отнести к живой природе, а что к неживой. А поможет нам в этом разобраться небольшая игра.

Игра «Живая и неживая природа»

В.: - Обратите внимание на доску. Она разделена на две части. С одной стороны находится живая природа, а с другой неживая. На столе разложены карточки с изображением. Давайте попробуем распределить их на примеры живой и неживой природы.

Игра «Живая – неживая природа»:

Человек - солнце

Животные - воздух

Растения -  вода

Грибы - камни

Микробы - горы. 

В.: - Вы отлично справились с заданием.

- Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?

- Да, это, конечно же -  здоровье.

 - Что такое здоровье?

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

Игра «Составь пословицу»

В.: -  Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье?

  • «Здоровье не купишь, его разум дарит».
  • «Здоровому врач не надобен».
  • «Болен – лечись, а здоров – берегись».
  • Береги здоровье смолоду
  • «Здоровье всего дороже.
  • Здоровье потеряешь - всё потеряешь»

Быть здоровым – это желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровье помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

В.: - Как природа влияет на здоровье человека?

- В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора.

Кто же это? Сейчас мы узнаем?

В.: - Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома?

(Нужен свежий воздух). Вот он первый доктор.

-Какое значение для здоровья человека имеет воздух и растения? (рассказ детей).

  • В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.
  • Все растения – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ.
  •  После душных городских улиц, дыхание в природе приносит радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. При закаливание воздухом человек меньше болеет простудными заболеваниями.

В.: - Солнце и воздух, укрепляет наш организм.

Если человек долгое время без солнечного света, он быстро утомляется, плохо себя чувствует, у него могут развиться опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека.

В.: – А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода полезна для здоровья?  (высказывание детей)

- Вода – это жизнь.

Вода – составная часть нашего питания. На одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.

Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

В.: - Где можно встретить этих докторов? (В природе).

- Удивительное свойство природы.- Это её красота. Многообразие звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку.

В.: - Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым плохо влияет на здоровье.

В.: - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! 

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок,
И сорву ромашку?
 (нет)


Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку?
 (нет)


Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю?
 (да)


Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?
 (да)


Если разведу костер,
А тушить не буду? (
нет),


Если сильно насорю
И убрать забуду.
 (нет)


Если мусор уберу,
Банку закопаю?
 (да)


Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
 (да).

Человек – часть природы.

В.: -  Только вот беда: не всегда люди понимают, что,  охраняя природу – они сохраняют своё здоровье.

В.:-  Опасная (Экстремальная) ситуация- это ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека, его имуществу или природной среде.

Из средств массовой информации известно немало случаев, когда человек оказывается один на один с природой и свою жизнедеятельность ему необходимо поддерживать самому, без посторонней помощи.

Какие знания и умения потребуются, чтобы выжить в опасных ситуациях?

  • устроить ночлег и укрытие от непогоды,
  • добыть питьевую воду,
  • обеспечить себя пищей,
  • уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении,
  • а при необходимости подавать сигнал бедствия.

- Какие временные укрытия можно построить из подручных средств?

(навес, заслон, шалаш, снежная пещера, снежная траншея).

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.

- Для чего необходим костер? (для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия, отпугивания зверей, комаров).

- А что делать, если нет спичек или зажигалки? (Огонь добывать при помощи огнива, кремня и трута; в качестве трута можно использовать: сухой мох, мелко раздробленную кору. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) – лезвие ножа или любо стальной предмет. Камень следует держать как можно ближе к труту, ударяя кресалом так, чтобы искры падали на середину трута, когда трут начнет потихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня. В солнечный день можно добывать огонь с помощью увеличительного стекла,. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика).

- Какое еще одно условие для поддержания жизни вы знаете?

– вода.

Опыт очистки воды:

- Ребята, можно ли использовать для питья воду из водоемов?

– природную воду, кроме родниковой и воды из высокогорных чистых ручьев, перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа;

можно использовть5-ти процентную спиртовую йодную настойку 2-3 капли йода на 1 литр воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение одного часа.

- А что делать, если по близости нет источника воды, как ее можно добыть?

– можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив в него камешек и туго завязав его у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые будут стекать на дно пакета. Можно пить  утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить кучу мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем соберется вода. 

В.: - Что еще необходимо человеку для поддержания сил? (пища).

- Что можно употреблять в пищу?

Растительная пища тоже способна в течение длительного времени поддерживать жизнедеятельность человека (малина, смородина, черника, брусника, клюква, земляника. Съедобны молодые побеги тростника, внутренний слой коры молодых деревьев, почки березы, липы).

- Какие правила безопасности необходимо при этом соблюдать?

– никогда не есть незнакомые ягоды, грибы и растения, не употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе белый «молочный» сок, а также ягоды и грибы с неприятным запахом.

В.: - Что еще необходимо знать и уметь в ситуации вынужденной автономии?

– правильно подавать сигналы бедствия.

- Вы знаете, как можно подавать сигнал?

  • Средством сигнализации может служить яркая одежда.
  •  Международные сигналы можно вытаптывать на снегу или выкладывать из веток деревьев, камней.
  • Дымовые сигнальные костры. Дыма будет больше, если в костер добавить свежую траву или сырой мох. Ночью для сигнализации используют электрический фонарь или яркий костер.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

В.: - Чтобы обеспечить свою безопасность в природной среде:

  • Необходимо уметь ориентироваться на местности и двигаться по маршруту в заданном направлении.
  • Сооружать из подручных средств временное укрытие от ветра, дождя, снега.
  • обеспечить себя питьевой водой.
  • разводить костер, готовить на нем пищу, применять сигналы бедствия.
  • Необходимо также знать, какие ягоды, растения и грибы можно использовать в пищу.

III. Подведение итога

Итоговый тест «Как поступишь ты?». 

 1. В лес с собой надо брать:

-компас

-глобус

2. Костёр надо разводить:

- на поляне

- под деревом

3. Ветки для костра надо:

- ломать с живых деревьев

- подбирать с земли

4. Прежде чем уйти, костёр надо

- залить водой

- засыпать торфом

5. Мусор надо:

- взять с собой

- оставить в лесу

6. Что не разлагается в почве:

- полиэтилен

- бумага

- угли

7. Грибы надо есть:

- жареными

- сырыми

8. Увидев ежика, надо:

- взять его домой

- пройти мимо

9. Как собирать в лесу ягоды:

- срывать веточки с большим количеством ягод

- рвать по одной только спелые ягоды

10. Увидев гнездо в траве, надо:

- пройти мимо

- поглажу, покормлю птенцов

11. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

- съесть их

- не трогать

12. В лесу надо:

- слушать громкую музыку

 - вести себя тихо и сдержанно

Вывод:

В.: - О каких трёх факторах вы узнали?

- А ещё что нового вы узнали?

- Я думаю, вы сможете правильно поступать в опасных ситуациях

Наше здоровье зависит прямиком от природы.

Ведь от чего зависит трудоспособность человека и продолжительность жизни? От воздуха,  которым мы дышим, от еды, от среды в которой живём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" Тема: «Витамины и их значение в жизни человека»

-познакомить детей с витаминами А, В, С;-сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;-развивать обонятельные и вкусовые анализаторы;-развивать мелкую моторик...

Организованная образовательная деятельность по освоению детьми подготовительной группы образовательных областей "Ознакомление с миром природы", "Ознакомление с социальным миром", "Познавательно - исследовательская деятельность" "Волшебница - вода"

Данная деятельность направлена насоздание условий для обобщения и расширение у детей представлений  о      воде, её свойствах, роли  в жизни человека и живых организмов, о фор...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий  для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Игра-путешествие «Орнитологическая экскурсия в лес»

Конспект НОД педагога с детьми подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Игра-путешествие «Орнитологическая экскурсия в лес»....

Содержание образовательной работы по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" на учебный год.

Предтавлено содержание образовательной работы с детьми по освоению образовательной области "Социально - коммуникативное развитие". Помесячно, на учебный год....