Занятие по познавательно-речевому развитию Родина моя - Россия, воспитатель Андрюшина М.М.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Закрепление и расширение знаний детей о малой родине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
на тему:
«Родина моя - Россия!»
Программное содержание:
- познакомить с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
- формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства русской старины;
- учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей словами: Алатырцы, Родина, россияне, русские, изба, горница, косоворотка, сарафан, телогрея, кокошник, портные;
- развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.
- воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
Предшествующая работа: рассматривание фотографий с изображением города Алатырь, чтение русских народных пословиц и поговорок, сказок, рассматривание иллюстраций к ним, слушание русских народных песен и плясовых мелодий.
Материалы и оборудование:
- изба, печь, сундук (косоворотка, сарафан, кокошник, деревянные ложки);
- куклы в русских костюмах, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, игрушки-забавы;
- аудиозапись р.н.п. «Ложки деревенские», «Плясовая».
Методические приёмы:
- Организационный момент;
- Беседа о Родине;
- Рассматривание русской избы, горницы;
- Загадывание детям загадок о русских народных костюмах;
- Музыкальная игра «Ложки деревенские»
- Уточнение названий посуды и промыслов;
- Вопросы и ответы;
- Анализ. Ход:
Дети стоят полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Здравствуйте.
- Сегодня мы с вами поговорим о нашей с вами Родине и нашем народе. Ребята, как называется город, в котором мы живём?
- Алатырь
-Что это за город? Где он находится?
-Да, это наш родной город с красивым старинным названием – Алатырь. А как называют его жителей? (Алатырцы)
-Алатырь – это наша малая Родина. У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт.
- А как называется наша страна?
- Россия.
- Как называют людей, живущих в России? (россияне, русские)
-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому мы сегодня поговорим о русском народе.
-Скажите, чтобы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? (как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.)
-Чтобы заглянуть в прошлое и узнать, как жили, одевались, чем занимались русские люди в старину, воспользуемся «пультом времени»и он отправит нас в то время, когда не было многоэтажных домов, а были только деревянные дома, похожие друг на друга.
Дети, плавно кружась, передвигаются по залу. На авансцене – имитация русской избы (длинный стол со скатертью и посудой, сундук с одеждой, печь и т.п.).
- А вот и один из таких домов.
- Кто знает, как называется такие дома?
- Изба, русская изба.
- Давайте войдём внутрь избы.
-В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. Повторите это слово. Красивое русское слово – горница!
-Как украшена горница? (на окнах – кружевные занавески, на полу домотканые половики, вышитые полотенца, скатерть).
-А что стоит в горнице? (кровать с подушками, сложенными горкой, стол, накрытый скатертью, лавки)
- Ребятки, а это что такое?
- Сундук.
- А как вы думаете, что в старину хранили в сундуках?
- Вещи, одежду.
Воспитатель заглядывает в сундук.
- Правильно – хранили одежду.
Дети подходят к сундуку, здесь же выставлены куклы в р.н. костюмах. Дети садятся вокруг сундука.
-Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары)
-Постепенно одежда стала приобретать всё большее значение в жизни человека. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.
-Что означает это слово?
-Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор.
- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать её, и тогда мы достанем эту вещь из сундука.
Ворот вышит, а застёжка
Сбоку подбородка
Всем наряд известен этот как,…
(косоворотка)
Рассматривание кукол в р.н. костюмах.
-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать засучив рукава» и «Работать спустя рукава».
-Как вы понимаете эти поговорки?
-Зимой носили шубы. Кто победнее, шили шубы из меха козы (козьего), меха волка (волчьего), и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных шубы были из меха песца (песцовые), лисицы (лисьи), белки (беличьи).
Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.
-Послушайте, ещё загадки:
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный… (сарафан)
-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?
-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.
-Но самым главным украшением был…., вот послушайте
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник-
Расписной… (кокошник)
Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально подготовленные люди.
-Как они назывались? (портные)
-Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
-Делают ли так сейчас? Мода слишком быстро меняется, и уже нельзя надеть платье, которое носила мама в молодости. Да, с тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось и до наших дней. Что же это?
До сих пор женщины носят сарафаны и телогрейки.
-А что изменилось? Наша одежда стала более удобной, каждый из нас сам выбирает, что ему носить.
-А где сейчас хранят одежду? (в шкафу, в шифоньере)
-А раньше хранили … (в сундуке)
Воспитатель заглядывает в сундук и достаёт короб с деревянными ложками.
-Ой, а это что такое? Разве это одежда?
Звучит р.н.п. «Ложки деревенские», дети играют на ложках.
В конце песни – усаживаются за стол, накрытый скатертью с вышивкой, расставленной посудой.
-Как вы думаете, почему стол такой длинный? (детей в семье было много, всем должно было хватить места)
-Что стоит вдоль стола? (лавки)
Дети рассматривают посуду и называют промыслы.
-Может, кто-то из вас знает, на чём раньше готовили пищу?
Дети рассматривают печь.
-Такие печи раньше назывались русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже поспать.
-Вспомните, герой какой сказки любил лежать на печи?
-В некоторых деревенских избах русские печи сохранились до сих пор.
- Ребятки, мы с вами всё рассмотрели, полюбовались предметами старины в русской горнице. Пора нам возвращаться в группу.
-Что вам больше всего запомнилось? Какие предметы, вещи вы хотели бы забрать из старины в наше сегодняшнее время?
-Скажу вам по секрету, что-то останется в нашей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег. Одной из основны...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе "Моя – Родина, моя – Россия!"
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, ...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Они сражались за Родину»
Тема: «Они сражались за Родину»Цель: Продолжать учить подбирать синонимы к слову «смелый»; родственные слова к словам «герой», «защита», «война». Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам о...
Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)
Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»
Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.Задачи:коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела че...
Конспект подгруппового логопедического занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Тема занятия: «Сказка. Репка».
Тема занятия: «Сказка. Репка»....