Занятие по познавательно-речевому развитию Родина моя - Россия, воспитатель Андрюшина М.М.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Андрюшина Марина Михайловна

Закрепление и расширение знаний детей о малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательно-речевому развитию

в старшей группе

на тему:

«Родина моя - Россия!»

     Программное содержание:

  1. познакомить с историей возникновения национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
  2. формировать интерес к русскому фольклору, предметам декоративно-прикладного искусства русской старины;
  3. учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
  4. способствовать развитию речи, обогащению и активизации словаря детей словами: Алатырцы, Родина, россияне, русские, изба, горница, косоворотка, сарафан, телогрея, кокошник, портные;
  5. развивать чувство ритма, пластики, выразительности движений и речи.
  6. воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;

     Предшествующая работа: рассматривание фотографий с изображением города Алатырь, чтение русских народных пословиц и поговорок, сказок, рассматривание иллюстраций к ним, слушание русских народных песен и плясовых мелодий.

    Материалы и оборудование:

  1. изба, печь, сундук (косоворотка, сарафан, кокошник, деревянные ложки);
  2. куклы в русских костюмах, предметы быта, народного декоративно-прикладного искусства, игрушки-забавы;
  3. аудиозапись р.н.п. «Ложки деревенские», «Плясовая».

     Методические приёмы:

  1. Организационный момент;
  2. Беседа о Родине;
  3. Рассматривание русской избы, горницы;
  4. Загадывание детям загадок о русских народных костюмах;
  5. Музыкальная игра «Ложки деревенские»
  6. Уточнение названий посуды и промыслов;
  7. Вопросы и ответы;
  8. Анализ.                                                                                                                           Ход:

     Дети стоят полукругом.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте.

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей с вами Родине и нашем народе. Ребята, как называется город, в котором мы живём?

- Алатырь

-Что это за город? Где он находится?

-Да, это наш родной город с красивым старинным названием – Алатырь. А как называют его жителей? (Алатырцы)

-Алатырь – это наша малая Родина. У каждого человека есть своя малая Родина – это город или посёлок, в котором он родился, рос, живёт.

- А как называется наша страна?

- Россия.

- Как называют людей, живущих в России? (россияне, русские)

-В России живут и другие народы, но больше всего русских. Поэтому мы сегодня поговорим о русском народе.

-Скажите, чтобы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас? (как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались и др.)

-Чтобы заглянуть в прошлое и узнать, как жили, одевались, чем занимались русские люди в старину, воспользуемся «пультом времени»и он отправит нас в то время, когда не было многоэтажных домов, а были только деревянные дома, похожие друг на друга.

      Дети, плавно кружась, передвигаются по залу. На авансцене – имитация русской избы (длинный стол со скатертью и посудой, сундук с одеждой, печь и т.п.).

- А вот и один из таких домов.

- Кто знает, как называется такие дома?

- Изба, русская изба.

- Давайте войдём внутрь избы.

 -В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. Повторите это слово. Красивое русское слово – горница!

-Как украшена горница? (на окнах – кружевные занавески, на полу домотканые половики, вышитые полотенца, скатерть).

-А что стоит в горнице? (кровать с подушками, сложенными горкой, стол, накрытый скатертью, лавки)

- Ребятки, а это что такое?

- Сундук.

- А как вы думаете, что в старину хранили в сундуках?

- Вещи, одежду.

Воспитатель заглядывает в сундук.

- Правильно – хранили одежду.

Дети подходят к сундуку, здесь же выставлены куклы в р.н. костюмах. Дети садятся вокруг сундука.

-Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары)

-Постепенно одежда стала приобретать всё большее значение в жизни человека. Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала, изготовленного городскими ремесленниками, или домотканого.

-Что означает это слово?

-Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор.

- Давайте посмотрим, какую же одежду шили из готовой ткани. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать её, и тогда мы достанем эту вещь из сундука.                        

Ворот вышит, а застёжка

Сбоку подбородка

Всем наряд известен этот как,…

(косоворотка)

Рассматривание кукол в р.н. костюмах.

-Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делались очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать засучив рукава» и «Работать спустя рукава».

-Как вы понимаете эти поговорки?

-Зимой носили шубы. Кто победнее, шили шубы из меха козы (козьего), меха волка (волчьего), и меха медведя (медвежьего). У богатых и знатных шубы были из меха песца (песцовые), лисицы (лисьи), белки (беличьи).

Вспомните, в какой сказке старик вёз своей жене лису на воротник.

-Послушайте, ещё загадки:

Эта часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный… (сарафан)

-Основной одеждой женщин была длинная сорочка, поверх которой надевали сарафан. А чтобы было теплее, надевали телогрею. Как вы думаете, почему так назвали эту одежду?

-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы.

Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой – узором, в виде орнамента, на вороте, рукавах, подоле.

-Но самым главным украшением был…., вот послушайте

Ходит девица с косой,

С непокрытой головой,

Красоте помощник-

Расписной… (кокошник)

Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально подготовленные люди.

-Как они назывались? (портные)

-Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

-Делают ли так сейчас? Мода слишком быстро меняется, и уже нельзя надеть платье, которое носила мама в молодости. Да, с тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось и до наших дней. Что же это?

 До сих пор женщины носят сарафаны и телогрейки.

-А что изменилось? Наша одежда стала более удобной, каждый из нас сам выбирает, что ему носить.

-А где сейчас хранят одежду? (в шкафу, в шифоньере)

-А раньше хранили … (в сундуке)

Воспитатель заглядывает в сундук и достаёт короб с деревянными ложками.

-Ой, а это что такое? Разве это одежда?

Звучит р.н.п. «Ложки деревенские», дети играют на ложках.

В конце песни – усаживаются за стол, накрытый скатертью с вышивкой, расставленной посудой.

-Как вы думаете, почему стол такой длинный? (детей в семье было много, всем должно было хватить места)

-Что стоит вдоль стола? (лавки)

Дети рассматривают посуду и называют промыслы.

-Может, кто-то из вас знает, на чём раньше готовили пищу?

Дети рассматривают печь.

-Такие печи раньше назывались русскими, на них готовили пищу, можно было погреться и даже поспать.

-Вспомните, герой какой сказки любил лежать на печи?

-В некоторых деревенских избах русские печи сохранились до сих пор.

- Ребятки, мы с вами всё рассмотрели, полюбовались предметами старины в русской горнице. Пора нам возвращаться в группу.

-Что вам больше всего запомнилось? Какие предметы, вещи вы хотели бы забрать  из старины в наше сегодняшнее время?

-Скажу вам по секрету, что-то останется в нашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе "Моя – Родина, моя – Россия!"

Программное содержание:  Обобщить и систематизировать знания детей о России.  Формировать уважительное отношение к государственным символам.  Закрепить знания о флаге, гербе, ...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Они сражались за Родину»

Тема: «Они сражались за Родину»Цель: Продолжать учить подбирать синонимы к слову «смелый»; родственные слова к словам «герой», «защита», «война». Формировать чувства патриотизма и любви к защитникам о...

Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»

Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.Задачи:коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела че...