Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.
Задачи:
- коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела человека, об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); расширять кругозор детей по изучаемой теме.
- коррекционно-развивающие: развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное и вкусовое восприятие, двигательную активность, познавательный интерес, мышление, речь.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №11 «Матроскин»
городского округа Спасск-Дальний
Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»
Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.
Задачи:
- коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела человека, об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); расширять кругозор детей по изучаемой теме.
- коррекционно-развивающие: развивать у детей зрительное, слуховое, тактильное и вкусовое восприятие, двигательную активность, познавательный интерес, мышление, речь.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
Предварительная работа: проведение ряда занятий по познавательному и речевому развитию по теме «Человек. Части тела»; игры на развитие тактильного восприятия «Чудесный мешочек»; игры и задания на формирование общей и мелкой моторики рук; упражнения на координацию речи с движением; задания на ориентировку в пространстве.
Дидактическое обеспечение: музыкальные инструменты (бубен, ложки, палочки, колокольчик, трещетка, ксилофон), «чудесный мешочек», перышки, пробники с запахами (яблоко, апельсин, хвоя, ягоды), продукты (огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан).
Создание развивающей среды: плакаты «Тело человека», «Органы чувств», «игровые центры» с заданиями и материалами для их выполнения.
Оборудование: телевизор, с помощью которого детям предоставляется видеофрагмент с посланием от робота.
Ход занятия:
Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята! Вчера нам пришло сообщение, что к нам на занятие должен прийти необычный гость. Интересно, кто это может быть? И почему он задерживается?
(Раздается звонок и на экране появляется робот.)
«Здравствуйте! Меня зовут Болтик. Я робот. Меня создали ученые для того, чтобы я помогал им в лаборатории. Я похож на человека, умею видеть и слышать. Но я хочу понять, как устроены вы, люди, что вам помогает видеть и слышать, чувствовать запахи и вкусы?», иначе я стану бесполезен! Вы поможете мне?»
Учитель-дефектолог. Ребята, поможем Болтику?
Дети. Да. Поможем.
Учитель-дефектолог. Болтик, ты позвонил как раз вовремя. Мы с ребятами сегодня будем изучать органы чувств. Слушай внимательно и запоминай.
Чтобы ответить на все вопросы робота, мы, для начала, обратимся к плакату, и вспомним, из каких частей состоит наше тело. (Дети называют основные части тела и для чего они нужны человеку.)
А теперь, посмотрим на второй плакат, где изображены органы чувств. Давайте назовем их. (Дети называют органы чувств: глаза, нос, уши, язык, кожа.)
Дети. Глаза, нос, уши, язык, кожа.
Учитель-дефектолог. Посмотрите, перед вами стоят столы, на которых лежит множество предметов. Сейчас мы с вами их рассмотрим и заодно научим робота.
Стол «Осязание»
Учитель-дефектолог. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какой орган в нашем теле самый большой?
Дети. Тело, туловище, кожа.
Учитель-дефектолог. Правильно. Это кожа. Она защищает наш организм от различных повреждений. А еще наша коже много рецепторов поэтому, поэтому она способна чувствовать прикосновения, тепло и холод.
Сейчас я Соне и Матвею завяжу глаза и перышком буду дотрагиваться до различных частей тела. Их задача сказать, до чего я дотронулась.
(Игра «Перышко».)
Учитель-дефектолог. А еще мы можем узнать различные предметы, ощупывая их пальцами рук. Попробуем?
Дети. Да
Но прежде нам нужно размять наши пальчики и выполнить гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«Утром пальчики проснулись»
Утром пальчики проснулись, | Разжимают кулачки |
Учитель-дефектолог. Проверим, сможете ли вы, используя пальцы ваших рук узнать на ощупь, что в мешочке? (2-3 человека просовывают руки в коробку, берут, ощупывают один предмет, называют его, а потом показывают.
(Игра «Чудесный мешочек».)
Учитель-дефектолог. Молодцы! Вы отлично справились!
Стол «Зрение»
Учитель-дефектолог. Отгадайте загадку.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Дети дают ответ «Глаза».)
Учитель-дефектолог. Как вы догадались?
Дети. Ночью спим, глаза закрыты, утром просыпаемся, глаза открываем.
Учитель-дефектолог. Правильно, дети, благодаря глазам мы видим, получаем почти всю информацию об окружающем мире. Глаза - важный орган, их нужно беречь. А как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза были здоровы?
Дети. Нельзя тереть глаза грязными руками. Нельзя долго смотреть телевизор и играть в телефон. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Учитель-дефектолог. Все правильно!
Гимнастика для глаз
Есть гимнастика у нас и для ног и живота
Но гимнастику для глаз мы не знаем, вот беда.
Не расстраивайтесь дети, помогу я вам сейчас
Начинайте дружно, вместе, упражнение для глаз.
Для начала поморгаем, быстро, быстро, раз, два, три.
Отдохнули, повторяем упражнения свои.
А теперь глаза зажмурим, все успели, молодцы!
Открываем, вновь зажмурим и ещё раз повторим.
Дети! Новое движение – смотрим вниз, потом наверх.
Влево, вправо, ваше зрение будет лучше, чем у всех.
Упражнение другое – все глаза закройте,… раз.
И погладьте вы рукою, мягко веки ваших глаз.
Всё!!! Отлично занимались, нам расслабиться пора.
Свои глазки закрываем,……. Отдыхает детвора!..
Учитель-логопед. Открываем глазки, они хорошо отдохнули.
Стол «Слух»
Учитель-логопед. Ребята, давайте перейдем к следующему столу и посмотрим, что там! Отгадайте загадку:
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше… (ушки).
Учитель-логопед. Правильно. Это наши ушки. А что мы можем делать с помощью них?
Дети. Слышать.
Учитель-логопед. Да, и сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух. Перед вами лежат различные музыкальные инструменты. Мы с вами послушаем, как они звучат, а затем я спрячу их за ширму и буду ими играть, а вы угадывать, что это за инструмент.
(Игра «Угадай, что звучит».)
Учитель-логопед. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. Что мы будем делать?
Дети. Чистить их и мыть.
Учитель-логопед. Верно! Ну а мы движемся дальше.
Стол «Обоняние»
Учитель-логопед. Здесь мы выясним, какую функцию выполняет нос. А для чего человеку нос?
Дети. Дышать, нюхать.
Учитель-логопед. Предлагаю вам выполнить упражнение на дыхание. Сделайте глубокий вдох через нос, руки медленно поднимите вверх. Подтянитесь на носках и задержите дыхание. Медленно выдохните, руки опустите вниз. Дышит нос?
Дети. Дышит.
Учитель-логопед. Еще наш нос чувствует запахи. Сейчас я вам закрою глаза и поднесу к носу ваточку с различными запахами. Вы должны определить, что это за запах. Что он вам напомнил?
(Игра «Угадай по запаху».)
Учитель-логопед. Молодцы! Вы справились с заданием! Прежде, чем перейти к следующему столу, нам нужно немного размяться.
Координация речи с движением «Части тела»
Есть на пальцах наших ногти, | Показывать части тела, о которых говорится в тексте |
Учитель-логопед. А у нас остался последний стол! Давайте подойдем к нему.
Стол «Вкус»
Учитель-логопед. Ребята, скажите, как можно определить, что это за продукт, не видя и не нюхая его?
Дети. Съесть его. На вкус.
Учитель-логопед. Правильно! И в этом нам поможет орган чувств - язык. Поверхность языка имеет множество вкусовых рецепторов, каждый из которых воспринимает определенный вкус (сладкий, горький, кислый, соленный). Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Дети отвечают на вопрос.)
Учитель-логопед. Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика «Язычок»
Язычок—бурундучок | показываем язычок |
Учитель-логопед. Посмотрите внимательно, на подносе лежат продукты. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус разные продукты (огурец, морковка, яблоко, мандарин, банан).
(Игра «Определи на вкус».)
Учитель-логопед. Здорово, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Вам понравилось?
Дети. Да.
Учитель-дефектолог. А давайте спросим нашего нового знакомого робота понравилось ли ему занятие? Болтик, тебе понравилось наше занятие? Узнал ли ты что-то новое и научился ли чему?
(Видеофрагмент на телевизоре.)
«Спасибо, ребята, я очень многому научился, и многое узнал о вас, о людях. Это очень увлекательно и занимательно изучать строение человека. Теперь я знаю, что принесу много пользы ученым! За то, что вы мне помогли, я хочу вам подарить макет человека. С помощью него вы сможете узнать, как устроен человек снаружи и внутри. А мне пора прощаться с вами. До свидания! И удачи!»
Учитель-логопед. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети. О человеке, об органах чувств.
Учитель-логопед. Какое задание вам больше всего понравилось?
Ребенок. Там, где пробовали на вкус.
Ребенок. Где играли с перышком.
Учитель-логопед. А какое задание было самым трудным?
Дети. Определить по запаху.
Учитель-дефектолог. Вы все молодцы, справились со всеми заданиями, помогли роботу Болтику узнать об органах чувств и научили его пользоваться ими. А сейчас я предлагаю вам пройти на свои места и выполнить аппликацию «Как устроен человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет.
Принципы и направления коррекционно-развивающей работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с задержкой психического развития 4-5 лет....
Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике...
Методическая разработка "Комплексная совместная коррекционно-развивающая деятельность по формированию здоровьесберегающего поведения с детьми с задержкой психического развития
Конспект комплексной совместной коррекционно-развивающей деятельности по формированию здоровьесберегаюего поведения с детьми средне-старшего дошкольного возраста с задержкой психического развити...
Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...
Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...