Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Что человек делает из глины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Что человек делает из глины

Цель: Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству. Продолжать знакомство с народной игрушкой: дымковской, филимоновской, каргопольской.

Материал: Емкости с землёй, песком, глиной, лупы, сосуд с водой. Подносы с глиной (глина сухая и мокрая), салфетки влажные, доска для лепки, кирпич, электропатрон. Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами, конфетница, фарфоровые статуэтки (Мишка олимпийский, Алёнушка). Видео фильм «Как делают кирпичи»

 

Ход занятия

Загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

(В. Мирясова)

- Что вы знаете о камнях? (бывают морские, речные, драгоценные; одни используются при строительстве зданий, другие для их украшения – гранит, мрамор)

Загадка:

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю -  как камень.

Размочат – как тесто, податливой буду.

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая.

Узнали, ребята, кто я такая?

(глина)

 

- Какие виды почв вы знаете? Что вы видите у меня на столе? (песок, землю, глину, камни) Как называется почва, в которой много песка? (песчаник) Камней? Глины?(глиняная)

 

 

 

Рассматривание глины.

- Какого цвета глина? (коричневая) А бывает глина другого цвета? (белой, серой) Её цвет зависит от того, какие минералы входят в её состав. Глина – осадочная горная порода. В неё входят полевой шпат и слюда (показывает их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разного цвета. Возьмите в руку сухую глину. Какая она?(твёрдая, но не как камень, она крошится) Возьмите в руку мокрую глину. Какая она? (мягкая, меняет форму) Что из неё можно делать?

- Как вы думаете, дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? (глина плохо впитывает воду, медленно намокает) А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду? Давайте ещё раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать? (песок быстро намокает и хорошо пропускает воду, а глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)

- Скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу. (Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга)

- Посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней? (В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.)

- Глинистая почва тяжелая: внутрь неё плохо проходит воздух. А сейчас под музыку попробуйте изобразить глину, песок камень. (звучит музыка)

- Как вы думаете, нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? (лепят посуду, игрушки, вазы) Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воздух. Эти её свойства используют мастера глиняной игрушки. Делают глиняные игрушки так:   глину замешивают в воде, когда она становится мягкой и податливой, из неё лепят игрушки, которые затем сушат и обжигают в печи ( в древности – в обыкновенной русской, позднее – в специальных печах для обжига). Затем игрушки расписывают, и они становятся такими яркими и красивыми. Какие глиняные игрушки вы знаете? (дымковскую, филимоновскую, каргопольскую)

- Из глины также делали посуду: кувшины, кринки, тарелки… Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная – белая.  Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают её красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают вы узнаете, посмотрев видеофильм. Смотрят видео фильм « Как делают кирпич»

- Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я вас приглашаю на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

Глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия! Видите, как благодаря человеку, его мастерству, фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки. Какие игрушки собраны в этой экспозиции? Они все одинаково расписаны? (нет, у каждой свой узор)

Керамические изделия.

Здесь кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно, что в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается – молоко не скисает.

Фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также сувениры.

Кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.                                                                                                                                        

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"

Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о человеке»

Человек в отличии от растений и животных - существо разумное: он думает, говорит и действует осознанно. Человек – также как растения и животные нуждается в определенных ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе: "Человек и природа"

Формирование экологической культуры, знания о значении природы в жизни человека....