Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе: "Человек и природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Толмачева Екатерина Николаевна

Формирование экологической культуры, знания о значении природы в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру

Тема: «Человек и природа»

Цель: Формирование экологической культуры, знания о значении природы в жизни человека.

Обучающие задачи: Формировать у детей представление о природных объектах и искусственных, созданных человеком. Формировать основы экологической культуры. Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. Активизировать и обогащать словарь детей. Уточнить и пополнить знания природе, о том, что вредит ей. Воспитывать бережное отношение к природе и показать, как доступными средствами можно помочь природе. Овладение умениями и навыками исследовательской деятельности, умением рассуждать, делать выводы, решать проблему путем экспериментирования.

Развивающие задачи: Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Развивать связную речь. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей чувства осознания себя как части окружающего мира. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому. Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций экологического содержания; Чтение произведений Е.Чарушина о животных, рассказов и стихотворений о лесе, о его пользе. Чтение познавательной литературы об использовании человеком природной среды.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор для показа презентации, аудиозапись звуков леса(для физминутки), пластиковые стаканчики и ложечки, песок, веточки, палочки, гуашь, пластиковый «мусор»( бутылка и пакеты).

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пришел? (на слайде 2 изображен Лесовичок).

(Ответы детей) - Лесовичок!

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок! Здравствуй! С чем ты к нам пожаловал? (звучит аудиозапись).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! К вам пришел в гости, чтоб рассказать о природе, о ее пользе для человека! Я приготовил для вас задание, оно поможет вам понять, как это важно - беречь природу! Передаю вам эту картину, она поможет вам, а мне пора в дозор: по лесу ходить, да смотреть, чтоб порядок был!), (слайд 3).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на картину, которую принес Лесовичок. Что вы на ней видите? (слайд с картиной природы).

(Ответы детей)- Природа

Воспитатель: А все ли на картинке относится к природе? Дома, машины тоже?

(ответы детей: Нет! Это не природа! Их человек сделал).

Воспитатель: Правильно! Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы. Природа может жить без человека, а человек, без нее – нет! Помните об этом! Ребята, скажите, пожалуйста, а что нам необходимо для жизни?

(Ответы детей)

Воспитатель: Всем живым существам необходима чистая вода, чистая земля и чистый воздух.

Живой природе нужен воздух и вода. (слайд 4 и 5)

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать)

- А для того чтобы все люди были здоровыми, какой воздух нужен? (Чистый)

- А как вы думаете, кто загрязняет воздух? (ответы детей)

Ребята, послушайте стихотворение:

Экология земли

Посмотрите с чувством,люди,

Что с планетой нашей будет:

Об асфальт сжигая шины

Газом кашляют машины.

Сколько гари, сколько дыма,

Просто невообразимо!

Печи, фабрики, заводы,

Катера и теплоходы

Выдыхают серный газ.

Подсчитайте, сколько в час?

Воспитатель: Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества,

которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные дожди. В городе много пыли и грязи. Люди, животные и растения очень страдают от этого. В городе дышать трудно, потому что воздух не чистый. (слайд 6)

А где воздух чище? (ответы детей: на природе, у моря, в лесу)

Еще нужна чистая вода, без воды нет жизни.

Давайте с вами покажем, насколько нам важна вода.

 

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

 

Загадка:

Она по трубам к нам бежит,

А также в лужицах лежит.

Она - везде в живой природе,

И даже в клеточках, в кроссворде! (вода)
 

Дети без чего еще человек не может прожить ?(ответы детей: без воды)

А какую воду считают чистой? (ответы детей: чистая вода прозрачная, не пахнет, без запаха и неприятного вкуса). А для чего нужна чистая вода? (пить) А вы знаете, кто загрязняет воду? (ответы детей)

Давайте сегодня с вами проведем опыт и узнаем, как загрязняется вода.

У каждого из вас есть два стаканчика с чистой водой,

Какая, ребята, вода в стаканчике? (ответы детей: чистая, прозрачная).

Ребята, подскажите, а песок это природный материал? (ответы детей)

А теперь давайте попробуем положить в один из стаканчиков ложку песка и размешаем. Что у нас получилось? (Ответы детей)

Правильно, вода стала мутной, не прозрачной!

Давайте теперь добавим во второй стаканчик краску и размешаем ее.

Скажите, ребята, а краска — это природный материал? (ответы детей)

Правильно, это не природный материал, раску придумал и сделал человек, значит материал это искусственный. Давайте теперь посмотрим на наши стаканчики, что у нас с вами получилось? (ответы детей)

Посмотрите, в стаканчике, где был песок, вода стала прозрачной снова, песок опустился на дно. А в стаканчике с краской вода так и осталась непрозрачной, окрашенной краской.

Получается, что краска испортила нашу чистую воду.

Ребята, а какой можно сделать вывод? Песок испортил воду? А краска? (ответы детей)

Краска сделана руками человека, и получается все, что загрязняет воду, делается человеческими руками.

А теперь давайте отправимся в лес в гости к Лесовичку и расскажем ему, что мы узнали.

(Звучит музыка леса-пение птиц шелест листьев на ветру).

Физкультминутка «По тропинке в лес шагаем»

По тропинке в лес шагаем (ходьба, высоко поднимая колени)

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей (проходят по бревнышку)

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото (перепрыгивают по кочкам)

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок,

Вот и попали мы в лесок! (разводим руки в стороны)

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес! (дыхательные упражнения под звуки леса). (слайд 7)

Воспитатель подводит детей к столу, на столе веточки от деревьев пара листьев, пластиковый и полиэтиленовый «мусор».

Воспитатель: Посмотрит, ребята, куда мы с вами пришли! Что это у нас на столе? (ответы детей) Правильно, скажите, а какой здесь природный материал? (ветки)

Да, верно, а какой искусственный, тот, который человек сделал? (Ответы детей)

Все верно, Лесовичок собрал все это в лесу! (на слайде появляется Лесовичок, звучит запись голоса:

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Очень рад, что вы пришли ко мне в гости! Перед вами то, что я нашел в лесу! Очень часто люди оставляют в лесу мусор, он вредит природе. Палочки и веточки природе не вредят, они со временем разрушаются и вновь удобряют почву для новых побегов, а пластик так и лежит и ничего ему не делается, он отравляет почву!

Скажите, ребята, что же нам с ним делать?)

Воспитатель: Давайте вместе подумаем, что же можно сделать с мусором!

(ответы детей: надо его не бросать в лесу, надо собирать в специальные места) (слайд 8)

Все правильно ребята! Как вы думаете, из чего сделана бутылка?? А из чего пакет? (ответы детей)

Да, эти материалы называются пластиком и полиэтиленом. (слайд 9 и 10)

Как вы думаете можно ли собрать пластиковый мусор и что-то сделать из него заново? (ответы детей)

Конечно, можно, пластиковые крышечки  сдают в специальный центр, где их перерабатывают и получают новые изделия. (слайд 10)

Скажите, ребята, а что можно сделать из пластика? (ответы детей). (слайд 11)

(слайд с Лесовичком, звучит запись голоса:

Лесовичок: Какие вы все молодцы! Думаю, из вас вырастут настоящие борцы за природу!

Хочу вас наградить показом мультфильма по переработке мусора. «Твой друг Бобби. Переработка мусора». Но теперь мне пора прощаться с вами! Берегите природу!)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами узнали многое о природе, о том, как она важна для человека и как мы ее должны оберегать!

Давайте вместе назовем, что же самое важное мы узнали сегодня? (ответы детей)

Правильно, вода — это жизнь. Она нужна всем: и человеку, и животным, и растениям. Еще мы не сможем жить без воздуха, и надо оберегать природу от загрязнения.

Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе" Березка" . Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект занятия по ознакомлениюс окружающим в средней группе" Березка".Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.20012 год.Тема: " Весенние секреты".Программное содержание:1 Продолжать расширять пред...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"

Данный материал позволит закрепить и  уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Как человек охраняет природу"

Дети знакомятся с Красной книгой, учатся понимать для чего необходимо беречь природу....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».

Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Дары природы"

ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей об овощных культурах.Задачи: 1. Закрепить знания детей об овощах: растут на грядках в огороде или на даче;2. Закрепить знания детей о комплексе условий, необходимых дл...