Конспект непоспедственной образовательной деятельности в подготовительной группе " Ирина - Россадница"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В данной работе показана проведенная экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы в рамках МО по ознкомлению детей с семенами, их посадкой и дальнейшими наблюдениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_irina_rassadnitsa.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе
Тема: « Ирина – рассадница»
Цель: Формирование у детей трудовых навыков, через приобщение к русским народным традициям.
Задачи:
Познакомить детей с традициями русского праздника «Ирина – рассадница»
Научить воспитанников сеять рассаду капусты.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: народный календарь, фартуки – 5 шт., фартук праздничный – 1, клеенки – 2 шт., ящики для рассады, тромбовка, маркеры, семена капусты, блюдце с проращенными семенами, лейки – 2,
Организационный момент
Вводная часть
Воспитатель: « В старину говорили: «В Ирину – рассадницу, сей капусту в рассадниках». Сегодня мы познакомимся с традициями этого праздника и научимся сеять рассаду капусты.
Основная часть.
Воспитатель: «Давным-давно в этот день в русских семьях хозяйки занимались посевом капусты. О том, как сеют рассаду капусты, деревенские жители знали с малолетства. Но по традиции сеяли капусту только исключительно женщины, девушки и девочки. Если посеет капусту мужик, то она не даст плода, говорили в народе.
Давай представим, что мы находимся в русской деревне, в русской избе. Я буду Хозяйкой этого дома, а вы моими ученицами. Попробуем действовать по старинной русской традиции.
Итак, детки мои, сейчас я научу вас сеять капусту, но прежде скажите, как вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь»?
Предполагаемые ответы детей: (Если семена будут испорченными, некачественными, то и урожая не будет).
Воспитатель: А чтобы этого не произошло, вы девочки, как будущие хозяйки, должны запомнить, что семена необходимо проверять на всхожесть.
Как вы думаете, как проверяли семена на всхожесть в крестьянских семьях?
Предполагаемый ответ детей: (прорастить).
Воспитатель:
1 способ проверки семян: семена равномерно разбрасывают по смоченной водой салфетке, лежащей на блюдце. Блюдце накрывают и держат в темном месте, пока семена не начнут прорастать, примерно через 2-3 дня появятся ростки.
2 способ: необходимо набрать в стакан воды, высыпать в него семена, хорошие семена опустятся на дно, плохие останутся на поверхности воды.
Семена, которые вы будете сеять сегодня уже проверенные.
Итак, как проверять семена на всхожесть вы знаете, но прежде, чем приступить к работе, подумайте девочки, какой нам инвентарь понадобится для посева капусты? Я показываю необходимый нам инвентарь, а вы вспомните его название и для чего он предназначен».
Предполагаемые ответы детей:
*посевной ящик – для почвы;
*маркер – для того, чтобы делать бороздки, на этом маркере через 1 сантиметр нанесены яркие цветные полоски. Над каждой полоской, начиная снизу, ставят соответствующую цифру, которая обозначает глубину бороздки;
*трамбовка – нужна для уплотнения почвы;
*лейка – для полива;
* фартук – для того, чтобы не замарать одежду.
В ходе беседы при затруднении ответов воспитанниц о назначении инвентаря, педагог задает наводящие вопросы.
Воспитатель: «А теперь подойдите поближе ко мне и внимательно проследите за последовательностью посева капусты:
1. Уплотнить трамбовкой почву, особенно у краев ящика. Для чего? (чтобы вода после полива равномерно распределилась по поверхности).
2. Отступить от короткой стенки ящика 5 см., наметить линию первого рядка, нажать рукой на маркер так, чтобы он вошел в почву до полосы с цифрой 2 см. – это необходимая глубина для посева капусты.
3. От отметки линии первого рядка отступить 15 см и снова сделать такую же отметку.
4. Разложить в бороздки семена на расстоянии 3-4 см друг от друга.
5. Засыпать бороздки почвой и слегка уплотнить и полить.
По старому обычаю, когда поливали семена, то приговаривали:
«Расти, расти, капустка,
Расти, расти большая».
Вы внимательно посмотрели, как правильно сеять рассаду капусты, а теперь попробуйте это сделать сами.
Возле каждого ящика вы найдете необходимый инвентарь. Итак, девчонки, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, за работу веселей принимайтесь.
Воспитатель: «По традиции, когда сеяли капусту, приговаривали:
Не будь голенаста, будь пузаста
Не будь пустая, будь тугая,
Не будь мала, будь велика.
При поливе, девочки, не забудьте сказать волшебные слова:
Расти, расти капустка ,
Расти, расти большая.
Капуста, дети, любит воду, да хорошую погоду.
Воспитатель: «Раскрою вам ещё один секрет этого праздника. В деревенских домах устраивали чаепитие с капустными пирогами, эта традиция предвещала богатый урожай капусты.
18 мая на смену «Ирины – рассадницы» придет её младшая сестра «Арина-рассадница». В этот день необходимо высадить рассаду на гряду. Если у вас нет участка, то можете выращенную рассаду отдать воспитателям или другим работникам детского дома, которые заботятся о вас. И не забудьте им подсказать, что в старину была ещё одна примета: первый высаженный росток, накрывали белым платком для того, чтобы вилки капусты были большие и тугие.
8 октября придет очередь «Сергею – Капустнику». В этот день хозяйки приступали к засолке капусты».
Заключительная часть.
Воспитатель: Пришла очередь дать вам испытания:
В какой день по народному календарю сеют рассаду? (24 апреля)
Какие традиции существовали в этот день? (сеяли капусту только девочки и женщины, пили чай с капустными пирогами)
Как проверить всхожесть семян капусты? (методом проращивания семян, с помощью воды)
Какой инвентарь необходим при посеве капусты? (посевной ящик,
маркер, трамбовка, лейка).
Давайте попробуем вспомнить очередность действий при посеве капусты. (трамбуем землю, делаем бороздки, разложить семена в бороздки, засыпаем бороздки и поливаем)
Какие даты в народном календаре связаны с капустными днями? (24 апреля-«Ирина – рассадница», 18 мая- «Арина- рассадница», 8 октября «Сергей- капустник»)
Сегодня, девочки, вы показали себя настоящими умелицами. Я думаю, эту традицию вы запомните и в жизни будете настоящими хозяйками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Знакомство с архитектурным памятником станицы Каневской» подготовительная группа Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10 Дашкевич Ирина Анатольевна
Конспект«Знакомство с архитектурным памятникомстаницы Каневской»подготовительная группаВоспитатель МАДОУ ЦРР Д/с № 10Дашкевич Ирина Анатольевна...
Воспитатель Бугрова Ирина Александровна. Календарный план воспитательно - образовательной работы Подготовительной группы «Дюймовочка» I. Тема: «Край, где мы живем- любим, познаём»
Календарный план воспитательно- образовательной работы в подготовительной группе...
Воспитатель Бугрова Ирина Александровна Консультация для родителей подготовительной группы" Кризис у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта по коммуникативной деятельности в подготовительной группе "Чтение и обсуждение поэтического произведения С.Есенина «Береза»". Воспитатель Шлапакова Ирина Николаевна
Цель: создать условия для восприятия произведения С. Есенина «Береза»Задачи: организовать деятельность по развитию интереса к поэзии, пополнения литературного багажа стихами;-о...
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе. Лексическая тема «Мебель»/ Учитель - логопед: Бичёва Ирина Александровна 2017 год/
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, лексическая тема "Мебель"....
МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР НА ТЕМУ: «МОРОЗНАЯ ПЛАСТИНКА»
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста потеме «Морозная пластинка». Проводя с детьми данное занятие, знакомлю детей сокружающим миром, учу детей видеть осн...