МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР НА ТЕМУ: «МОРОЗНАЯ ПЛАСТИНКА»
методическая разработка (старшая группа)

Овчинникова Ирина

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по

теме «Морозная пластинка». Проводя с детьми данное занятие, знакомлю детей с

окружающим миром, учу детей видеть основные признаки зимы, формируем

умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов

с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и

мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением

наглядного материала и мультимедийного оборудования, работу с музыкальными инструментами и экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_moroznaya_plastinka.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

НА ТЕМУ: «МОРОЗНАЯ ПЛАСТИНКА»

                                                                                           

Овчинникова Ирина Олеговна

                  Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

№ 31 «Радуга» г.Усть-Илимска

Аннотация к занятию:

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по

теме «Морозная пластинка». Проводя с детьми данное занятие, знакомлю детей с

окружающим миром, учу детей видеть основные признаки зимы, формируем

умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов

с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и

мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением

наглядного материала и мультимедийного оборудования, работу с музыкальными инструментами и экспериментирование.

Возрастная группа: 5 лет, старшая

Тип НОД: продуктивная деятельность.

Форма организации: подгрупповая

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Цель:  активизировать и обогащать знания о зиме, сезонных изменениях в природе, развивать образное мышление и воображение, эмоциональную атмосферу детей посредством интеграции образовательных областей, интерес и изобразительные умения посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  • учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2. Познавательное развитие:

  • закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.

3. Речевое развитие:

  • совершенствовать умения согласовывать существительные с  прилагательными: мороз-морозная, снег – снежная;
  • развивать речевое дыхание, плавность и силу выдоха;
  • активизация словаря: снегопад, зима пуховая - пушистая.

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать чувство прекрасного через музыкальные произведения, зимний пейзаж и способность передать это в  своей работе посредством нетрадиционных техник рисования.

5. Физическое развитие:

  • способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий;
  • закреплять умение координировать  речь с движением.


  Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, за морозными узорами на окнах; рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях; чтение произведений о зиме: стихов, сказок, рассказов, пословиц о зиме; разучивание песен о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях; беседы и составление описательных рассказов о зиме; знакомство с народными приметами; наблюдение, вырезание снежинок из бумаги; беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей; взаимодействие с родителями: оформление родительского уголка по теме – рекомендации, как одевать ребенка в зимний период времени, в какие подвижные игры можно поиграть с ребенком на улице зимой, пословицы и поговорки о зиме, а также приметы зимы; просмотр мультфильмов.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, колонки, экран, мультимедийное оборудование; граммофон; видеозапись и письмо от Деда Мороза; макет дома; готовые образцы морозных узоров выполненные в разных нетрадиционных изобразительных техниках; магнитная доска; картинки относящиеся к зиме; плотные листы бумаги одного размера, оформленные в виде окошка; мелки, свечи, акварель, кисти, клей, салфетки, стаканчики с чистой и окрашенной в синий цвет водой, тонированные белой гуашью и пластилином  листы картона, чистые листы белого картона, схемы узоров; пооперационные карты; пособие «Круги Луллия» с карточками зимних явлений;  музыкальные произведения о зиме;  сундук с угощением.

Структура НОД:

  1. Организационный момент:

Приветствие: «Лучик».

  1. Вводная часть: 
  1. Сюрпризный момент – звонок по Viber от  «Деда Мороза», видеообращение к детям с экрана.
  2. Чтение  письма от Деда Мороза, осмотр граммофона и прослушивание волшебной пластинки с заданиями от Деда Мороза.
  1. Основная часть:
  1. Конверт с заданием №1.

Игра «Волшебные круги»

Дыхательная гимнастика «Снежинки».

Артикуляционная гимнастика «Вьюга».

  1. Конверт с заданием №2.

Просмотр презентации: «Морозные узоры».

                Пальчиковая гимнастика «Снежок».

              Продуктивная деятельность «Морозные узоры на окошках»

                Чтение стихотворения: «Морозные узоры»

  1. Конверт с заданием №3.

Оркестр - «Снеговики-музыканты».

    Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

  1. Конверт №4

«Искусственный снег» - эксперимент

  1. Заключительная часть.
  1. Рефлексия.
  2.  Конверт №5: «Волшебный сундучок».

  1. Организационный момент:

Воспитатель с детьми входит в группу, дети встают в полукруг.

Воспитатель  предлагает детям поприветствовать друг друга.

Приветствие «Лучик»:

К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
И друг другу отдали.                      
(Дети выполняют действия по тексту).

II.   Вводная часть

Дети стоят полукругом в центре группы, а  по середине стоит на столе граммофон и рядом лежит большой конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое!? Что-то интересное у нас в группе появилось! Кто же это нам всё принес? Нам пришёл конверт и он большой. Что же в нем как вы думаете?

Раздается звук звонка Viber и появляется на экране Дед Мороз.

Дед Мороз:

Вот моя опушка,

Вот мой светлый дом.

И в своей избушке жду вас под окном.

Долго ждать до декабря!

И уже скучаю я.

Ну ка! Кто готов играть?

Мои задания выполнять?

Покажу я вам ребятки, не букварь и не тетрадки

А морозную пластинку и волшебный граммофон

Услышать задания поможет вам он!

А теперь мне пора, до свиданья детвора!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что это за пластинка?

И послушаем задания.

Воспитатель ставит пластинку в граммофон и включается запись с заданиями.

Дед Мороз:

«Дорогие, мои, девочки и мальчики!

Прошу вас о помощи! Много дел перед Новым годом накопилось!

Старенький я стал, многое забываю, многое не успеваю!

Поэтому записал я для  Вас 5 заданий, для меня напоминаний!

Каждое задание в конвертике отдельном для Вас приготовил, а где положил позабыл.

Вы конвертики  по очереди ищите, задания выполняйте, вспоминать мне помогайте.

А я Вас за хорошую помощь отблагодарю!

Я буду ждать Ваших ответов!»

  1. Основная часть:

1-Воспитатель: Ребята нам нужно внимательно посмотреть, найти конверт с №1 и выполнить первое задание.

Дети смотрят, находят конверт с №1.

Воспитатель читает задание:

«Ребята, позабыл я в какое время года к Вам прийти я должен! Напомните

пожалуйста, в какое время года я к Вам прихожу и помогите мне вспомнить звуки, которые к этому времени года относятся с помощью игры в «Волшебные круги», они помогут вам подобрать правильные картинки к звукам. Отгадайте загадку о самой маленькой частичке этого времени года»

Игра «Волшебные круги»

Звуки зимы

Согласование существительного с  прилагательным

1-ветер

Ветренная

2-метель

Метельная

3-скрип снега

Скрипучая

4-вьюга

Вьюжная

5-треск льда

Трескучая, ледяная

6-снегопад

Снежная

Прочтение загадки воспитателем:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Дыхательная гимнастика «Снежинки»:

Воспитатель раздает снежинки и даёт чёткие инструкции по правильному выполнению этого задания:

Выполняется стоя.

Держа в руках снежинки (можно кусочки ваты), произвести вдох (через нос) и подуть на вату (выдох через рот).

Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

После выполнения задания дети складывают снежинки в конверт№1.

Артикуляционная гимнастика «Вьюга».

Воспитатель: Как называется явление, когда ветер дует так, что сдувает снежинки, кружит снег? (повторно звучит аудиозапись звука вьюги).

Воспитатель: Когда вьюга воет, какой она издаёт звук?  (УУУУУУУ).

Воспитатель: Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается.

Дети приседают, тянут звук –У- сначала тихо, постепенно усиливая голос, поднимаются. И наоборот: тянут звук громко, постепенно приседая, тянут звук всё тише.

Воспитатель: - Теперь наоборот.

Воспитатель: Молодцы. А нам пора отправляться дальше за снежком.

2-Воспитатель: Ребята нам нужно продолжить помогать Деду Морозу. Внимательно посмотрите и найдите конверт с №2, чтобы выполнить второе задание.

Дети смотрят, находят конверт с №2.

Воспитатель читает задание:

 «Ребята, не успел я на окнах вашего детского сада узоры нарисовать. Помогите, пожалуйста. Украсьте окошечки расписными узорами»

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим какими могут быть морозные узоры.

Просмотр презентации: «Морозные узоры».

- Какого цвета морозные узоры? (белые, голубые, фиолетовый)

- Морозные узоры только на первый взгляд кажутся белыми, они переливаются всеми цветами радуги. Но всё же преобладают холодные цвета: синий, голубой , фиолетовый, сиреневый.

- А вы видели настоящие морозные узоры? (Да, нет)

- Рассмотрите морозные узоры.

- Что они напоминают? (Лес, горы, цветы, завитки, веточки деревьев)

- Чем они отличаются от простых узоров на предметах? (Цветом, причудливыми формами)

- Конечно цветом, формой, а ещё они на солнце серебрятся.

- Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели.

- Ребята, вы знаете, как появляются узоры на окнах?

- В воздухе, которым мы дышим, есть невидимые капли воды. Теплый воздух, выдыхаемый нами, соприкасается с очень холодным окном, замерзая, превращается в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

 Раз, два, три, четыре,

(Загибать пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили

(«Лепить, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показать круг, сжать ладони вместе.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим. Два – поймаем.

(Подбрасывать и ловить «снежок».)

Три – уроним

(Ронять воображаемый снежок.)

И… сломаем.

(Хлопнуть в ладоши.)

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас сейчас нарисовать морозные узоры, разными материалами. Подумайте  какими материалами Вы будете создавать свой шедевр для Дедушки Мороза. И присаживайтесь за тот стол, где лежат эти материалы.

Дети расходятся по желанию за столы, на  которых разложены материалы и пооперационные карты по выполнению морозных узоров в разных техниках.

Продуктивная деятельность «Морозные узоры на окошках».

Воспитатель:  - Молодцы! Какие красивые морозные узоры получилась у вас. Давайте прикрепим их на наш дом.

Чтение стихотворения: «Морозные узоры»

Дед Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет:

Стрелы, башни и цветы

Небывалой красоты!

Из какой хрустальной сказки

Раздобыл он эти краски?

Блещет искрами листва,

Серебрятся кружева…

Ух, какая красота. (В. Татаринов)

3 - Воспитатель: Ребята, а где же 3-ий конверт  с заданием от Деда Мороза?

«Ребята! Мой снежный оркестр уехал в гости к лесным зверятам. И мне стало немного грустно одному. Очень хочется послушать весёлую музыку. Сыграйте пожалуйста для меня что-нибудь весёлое»

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем Деда Мороза весёлой музыкой, возьмите музыкальные инструменты.

Оркестр - «Снеговики-музыканты».

Игра на музыкальных инструментах: деревянные ложки, бубны, колокольчики.

Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, (шагаем)

С ним я крепко подружусь.( хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос, (показали руку, нос)

Значит надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и шагать. (прыжки и шагаем.)

4 - Воспитатель: Ребята нам нужно продолжить помогать Деду Морозу. Внимательно посмотрите и найдите конверт с №4, чтобы выполнить четвёртое задание.

 «Ребята! Я  совсем мало снега наморозил. Не из чего мне моего помощника Снеговика слепить! Помогите мне снега наморозить!»

 

«Искусственный снег» - эксперимент (холодный снег из соды и пены для бритья).

 

Воспитатель: Ребята, попробуем сделать снег и нам понадобится:

-пачка соды

-баллон пены для бритья

Воспитатель: - Как сделать?

        Никаких премудростей: просто высыпаем соду в миску и постепенно выдавливаем в емкость пену, постоянно смешивая массу руками, как только консистенция станет похожа на мокрый снег, из которого можно лепить снежки, наша масса готова. Можно слепить снеговика.

Выполнение эксперимента.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия:

Воспитатель: Вы тоже, ребята, только что создали необычную красоту. Молодцы! Даже настроение приподнялось.

Красота, дети, создает прекрасное настроение! Делает нас добрее, душевнее… Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение!

Закройте глаза и представьте, что мы пролетаем мимо большого облака. Сделайте глубокий вдох и представьте, что вы взбираетесь вверх по облаку, а, выдыхая - скатываетесь с него, как с горки. Откройте глаза, и посмотрите навстречу вам летят снежинки, но они разные: одни грустные, другие веселые. Если вам понравилось занятие, то вы возьмите веселую снежинку, а если нет, то грустную.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что было самым интересным? А самым трудным? Кому мы помогали?

«Волшебный сундучок»

Воспитатель: Ребята, а ведь Дед Мороз говорил про 5 конвертов. Давайте найдем конверт №5. Внимательно посмотрите и найдите конверт с №5, чтобы выполнить последнее задание.

«Отыщите сундучок! В нем для Вас лежит сюрприз»

 Дети находят сундук, а в нем сладкий приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»

Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....

Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...

Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...

Акция # ЗАСВЕТИСЬ с проведением мастер – класса в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Акция # ЗАСВЕТИСЬ с проведением мастер – класса в старшей группе компенсирующей направленности (совместно с музыкальным руководителем и  инспектором ГИБДД)Цель: формирование навыков ос...