ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Ранний возраст. ТЕМА: «Ум на кончиках пальцев» Направление проекта: Мы – будущие инженеры.
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Липина Ольга Анатольевна

Педагогический проект предназначен для педагогов детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ.

Ранний возраст.

 ТЕМА: «Ум на кончиках пальцев»

Направление проекта: Мы – будущие  инженеры.

«Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

Введение.

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.  

Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.

         От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

Актуальность

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. Тем более, что в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.

  В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Одним из  путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе  нестандартного оборудования для моторного развития и  LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников. 

Ранний возраст - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. 

На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять как работает та или иная кнопка. Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.

В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Я работаю на группе раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»

2. сжимание и разжимание кулачков

3. потирание кулачков

4. сминание бумаги в кулаке

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Показатели развития мышления у ребенка раннего возраста

1 год 2 месяца. Ребенок может какое-то время играть самостоятельно. Пытается символически изображать знакомые действия.

1 год 6 месяцев. При решении каких-либо логических задач может использовать в качестве орудий знакомые предметы.

2 года. Обыгрывает вещи. Стул может выступать в роли автомобиля, пакет из бумаги – шапка-невидимка и т. д.

Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:

Слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается  мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.

Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши захватывают разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики детей раннего возраста на начало года такова: имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а   -  средний. Развитие  мышления –           на низком уровне,   на среднем

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Перед собой я поставила цель.

Цель проекта.

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством  использования  доступного материала. 

Создание благоприятных  условий для развития мышления у ребенка раннего возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 

- Формировать предпосылки  инженерного мышления

- Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга

- Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов

- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом

- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы

- Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. 

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Время проведения:  октябрь - май.

Участники проекта: педагоги, дети группы раннего возраста, родители

Предполагаемый результат:

  1. Создан фундамент зачатков  инженерного мышления
  2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими  действиями)
  3. Усовершенствована  предметно – развивающая среда
  4. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
  5. Повышен  уровень педагогической компетентности родителей

1 этап: подготовительный.

         Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев»; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; «Наши пальчики играют» Борисенко М.Г.; «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Янушко Е.А., «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» О.А. Зажигина

На основе данной литературы разработала:

  • перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение №1)
  • оформила картотеку пальчиковых игр со стихами,  картотеку игр  и упражнений  с массажными мячами, игры для «сухого» бассейна, комплексы по самомассажу и массажу, картотека игрового самомассажа,  примерная схема проведения массажа в   группе  раннего возраста в течение дня
  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом

Создание предметно – развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.  Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, («Центр развивающих игр»),  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.  

Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых  сделаны самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты,  пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Золушка», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья. Всё это дети могут использовать в совместной деятельности  и самостоятельно.

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.    

В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, методическая литература, игры и упражнения с массажными мячами, игры для «сухого» бассейна, комплексы по самомассажу и массажу, картотека игрового самомассажа,  примерная схема проведения массажа в   группе  раннего возраста в течение дня  и др.

2 этап: Основной  (реализация)

Работу по развитию мелкой моторики рук начала с детьми группы раннего  с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.  Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:

Утро в детском саду у детей начинается с любимой игры и занятия по «душе»: массажные коврики, шнуровки, сухой бассейн, пирамидки, конструкторы и т.д. Каждый ребёнок выбирает себе игру и игрушки  по своему желанию.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где через неделю разучиваем новую пальчиковую игру. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

Также включаю различные  упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с лего-конструктором  и мозаикой  в НОД.

 В своей работе мы использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Работу с детьми провожу по следующим направлениям:

  • упражнения на развитие мелкой моторики
  • пальчиковые игры
  • игры с предметами и материалами
  • игры с лего-конструктором  и мозаикой
  • дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования
  • игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна
  • работа в центре «Песка и воды».
  • работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.
  • самомассаж, массаж с предметами  (различные шарики, грецкие орехи, шестигранные карандаши, бигуди, бусы, резиновые игрушки)  

Упражнения на развитие мелкой моторики

В обязательном порядке каждый день провожу серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  в других видах деятельности. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости,  в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики, карандаши
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя руками одновременно
  • Показывать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять
  • Показывать отдельно только большой палец
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
  • Махать в воздухе только пальцами
  • Кистями рук делать «фонарики»
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
  • Собирать все пальчики в щепотку, замочек, смыкать подушечки пальцев (пальчики здороваются), и ладони и т.д.

Перечисленные задания использую в непрерывной образовательной деятельности   и  в режимных моментах.

Придаю игре большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Рекомендовала данные упражнения родителям для выполнения дома.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

       Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

Игры с конструктором, мозаикой.

Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию в ДОУ, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Применение Лего способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.

Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

Игра «Солнышко», игра «Елочка», игра «Травушка-муравушка».

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В подобных играх  формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинала  обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой;

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.

Игры в сухой бассейн.

В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов. Например:

«Цветок». Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.

Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». 

В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан»,   и т. д.  

Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -  негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки»,  «Сыпется-не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

 В данном центре дети любят рисовать  на песке пальчиками. Это способствует развитию мелкой моторики, воображению, мышлению.

Работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.

В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками,  снимая и закрепляя сказочных героев,  разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь.

Массаж с предметами  

Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Круглая щетка для волос, у которой уже поломана ручка, бигуди – могут  служить прекрасным  массажёром.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, у елки очень круглые иголки"

Пельменница

Ребенок ходит пальчиками по ячейкам, приговаривая:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкою, что там? Хватит нам меда всем нам до весны, чтобы не снились голодные сны»

Колючий мячик.

Ребенок катает мячик между, сверху ладоней, приговаривая:

"Что ж ты еж такой колючий, это я на всякий случай. Видишь, кто мои соседи - волки, лисы и медведи "

Решетка для раковины.

Ребенок ходит указательным пальцем и средним, можно одновременно двумя руками.

"В зоопарке мы ходили, к каждой клетке подходили и смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят. "

Грецкие орехи

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями.

"Я катаю мой орех,чтобы стал круглее всех"

Упражнения с карандашами

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Такие упражнения дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук   провожу не только в утренние часы, но и  в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, физкультурные минутки,  режимные моменты. Для развития общей и мелкой моторики планирую  интегрированные  виды деятельности: «Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка), «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование), «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное), «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное), к зайке в гости (рисование и музыка) и т.д.

Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

- физкультурные минутки;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры;

- релаксация.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила  вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.

        Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.). В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр.                В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне» (Приложение № ).

Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания  сложные. Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

       

 

 3 этап: заключительный.    

Проект рассчитан на один учебный год. Проводимая работа дала положительные результаты, поэтому, я считаю, останавливаться не  надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

      Промежуточные результаты  работы проекта.


Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
  • отмечается  положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, дидактических игр и гимнастик, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным;
  • родители принимают  активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры  на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом,  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию мышления, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

4  этап - анализ проведенной работы  

обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта

На будущее планирую:

1.Продолжать усовершенствовать наши начинания.

2.Разработать еще несколько дидактических пособий  на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

3.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

4.Продолжать  сотрудничать с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике"...

Конспект занятия. Направление "Художественно-эстетическое развитие.Рисование"для детей 2 группы раннего возраста. Тема "Цыплятки"

Конспект  НОД(речевое и художественно-эстетическое развитие) для детей 2 группы раннего возраста. Тема "Цыплятки"...

проект во второй группе раннего возраста.Тема: «Кто такой медвежонок?»

Краткосрочный проект исследовательского вида, познавательно-игрового типа. Участники проекта: педагоги, дети 1-2 лет, родители...

КОНСПЕКТ ООД по направлению физического развития детей (вторая группа раннего возраста) Тема: «Вот как мы умеем»

Задачи:Укреплять здоровье детей.Формировать правильную осанку.Развивать двигательные умения и навыки.Воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения. Оборудование:Игрушки, две дуги,...