Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие на тему "Часы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие, раздел Мир природы и Мир человека на тему "Часы". Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область: Познавательное развитие
Раздел Мир природы и Мир человека
старшая группа
Тема: Часы.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов.
Задачи:
Образовательные:
Подвести детей к пониманию назначения часов. Познакомить с профессией часовщик.
Развивающие:
Расширять знания детей о разных видах часов.
Развивать мышление, внимание, зрительную память, графические навыки ребёнка.
Воспитательные: Воспитывать способность и умение беречь время, стремление планировать свою жизнь по часам.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область Речевое развитие, раздел Связная речь: Задачи: Учить детей отвечать правильно на заданный вопрос.
Образовательная область Познавательное развитие, раздел Математические представления. Задачи: Продолжать учить детей отображать зеркально рисунок, узнавать время по часам. Закрепить цифры первого до 10. Развивать графические навыки ребёнка.
Образовательная область Художественно–эстетическое развитие (раздел Художественная литература). Задача: Развивать умение отгадывать загадку.
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно исследовательская, двигательная, игровая.
Материал и оборудование: презентация «Такие разные часы», ТСО, компьютер, простые карандаши, листы бумаги с заданием «Дорисуй рисунок», мини музей часов, песочные часы, циферблат часов с двигающимися стрелками, цифры.
Предварительная работа: подготовить мини музей часов.
Словарь: циферблат, часовщик, часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель: Ребята давайте мы с вами поздороваемся.
Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте!
Пальчики сердитые – здравствуйте!
И ладошки, наши крошки – здравствуйте!
Разбудите наши ножки – здравствуйте!
И притопы, и пружинки – здравствуйте!
Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте!
И улыбки, и улыбки – здравствуйте!
Все друг другу улыбнулись – здравствуйте!
И лукаво подмигнули – здравствуйте
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в музей. Вы хотите пойти со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: А что такое музеи?
Дети: Музеи – это место, где хранятся какие - нибудь предметы.
Воспитатель: Что может находиться в музеях?
Дети: камни, скелеты животных, картины, одежда, игрушки, книги.
Воспитатель: А как нужно вести себя в музеях?
Дети: Нельзя шуметь, кричать, трогать предметы руками, нельзя бросать мусор.
Воспитатель: Молодцы! Отгадайте загадку.
На руке и на стене,
И на башне в вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом -
От восхода до захода.
Дети: Часы.
Воспитатель: Молодцы, это часы. И мы с вами оправляемся в музей часов.
Дети с воспитателем проходят в группу, где находятся мини - музей часов. Дети рассматривают часы и садятся на стульчики.
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать немного про историю часов. А скажите ребята, всегда были или было время, когда не было часов?
Дети: Часы были не всегда.
Воспитатель: Правильно, часы были не всегда, они не сразу появились. Но время было всегда. Мы знаем, что когда солнце всходит, начинается утро; долго- долго светит – день; начинается закат – темнеет, значит, вечер, а когда совсем темно – ночь. Было время, когда не было часов. В те времена люди определяли время по солнцу. Слайд 2
Солнце вставало, и люди просыпались, солнце заходило, и люди ложились спать. А когда люди дольше спали - зимой или летом?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Люди меньше спали летом, потому что летом ночь короткая, а зимой дольше спали, потому что зимой ночь длинная. Отгадайте ребята загадку.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
Дети: петух. Слайд 3
Воспитатель: Правильно, это петух. Люди заметили, что петух кричит «ку – ка – реку» три раза: первый раз в полночь (12 часов ночи) «первые петухи», глубокой ночью – «вторые петухи» и рано утром - «третьи петухи». Так люди узнавали раньше о времени.
Воспитатель: Узнавали люди время еще по растениям. А вы слышали ли вы о цветочных часах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
Послушайте стихотворение об одуванчиках.
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"
Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем. Слайд 4
Физкультминутка «Часы».
Тик-так, тик-так, -
Так ходики стучат. Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.
Туки-так, туки-так, -
Так колеса стучат. Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.
Токи-ток, токи-ток, -
Так стучит молоток. Изображают кулачками молоточки.
Туки-ток, туки-ток, -
Так стучит каблучок.
Стучат каблучками.
Воспитатель: По солнцу можно определять время точно. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Ребята скажите, а когда тень бывает длиннее, утром, днем или вечером?
Дети: Утром, вечером.
Воспитатель: Когда солнце встает или когда солнце заходит за горизонт, то тень длиннее, а днем тень короче. Когда человек заметил свойства тени, то он придумал солнечные часы. Слайд 5
Воспитатель: Человеку было плохо с этими часами, потому, что такие часы работали только в солнечную погоду. Потом человек придумал песочные часы. Слайд 6
Воспитатель: Эти часы человеку тоже были неудобными, потому что все время их нужно было переворачивать каждые 3 минуты. Вместо песка в часы наливали масло, масляные часы, но такие часы время показывали не точно. Дальше человек придумал часы – свечка. Слайд 7
Воспитатель: В далекие времена, когда люди еще не изобрели самолет, было очень сложно перебираться через горы без проводника (человека, который хорошо знал путь и проводил по нему людей). Путь через горы был трудным и долгим, приходилось делать привалы. Ночевать в горах. Так вот проводники в горах использовали особые часы – будильник. Будильником служила размеченная свеча. В определенном месте в свечу втыкали булавку, к которой привязывали тяжелый предмет. Когда огонь добирался до булавки, предмет падал на пол и будил путников. Потом человек придумал механизм и повесил на башню. Самые первые в мире башенные часы были установлены в Лондоне на башне Вестминстерского аббатства. Их нужно постоянно их смазывать, подводить стрелки, «обеспечивали» временем весь город. В России первые башенные часы появились на башне Московского Кремля. Слайд 8. И они не подошли. Вскоре появились разные часы: настенные (Слайд 9), напольные (Слайд 10), настольные (Слайд 11), наручные (Слайд 12). Наручные часы могут быть мужскими (слайд 13), женскими (слайд 14), командирскими (слайд 15), детскими (слайд 16). И, в конце концов, человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках (слайд 17), карманные (слайд 18).
Воспитатель: Все часы указывают время. Что общего во всех часах?
Дети: циферблат, стрелки
Воспитатель: Как заводятся часы?
Дети: ключиком, руками, батарейкой.
Воспитатель: Какие стрелки есть у часов?
Дети: Большая и маленькая.
Воспитатель: Что показывает большая стрелка?
Дети: Минуты.
Воспитатель: А маленькая?
Дети: Часы.
Воспитатель: Большая стрелка показывает, сколько минут, а маленькая сколько часов. Сейчас мы с вами научимся определять время.
Игра «Сколько время». У каждого ребёнка модель часов – круг циферблата с цифрами и стрелками. Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети переводят часовую стрелку на соответствующую цифру, минутная должна указывать на цифру 12. На моих часах 2 часа, а на ваших? Игра идёт на усложнение. Ребёнок называет цифры – дети указывают время.
Воспитатель: Ребята, а если часы сломаются, кто сможет их починить?
Дети: Папа, взрослые.
Воспитатель: Часы сможет починить часовщик.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю выполнить задание. Нужно дорисовать часы с правой стороны, так же как и с левой. Но вы должны успеть выполнить задание пока песок в песочных часах пересыпается.
Дети выполняют задание за столами «Дорисуй рисунок».
Воспитатель: Какие виды часов вы запомнили?
Дети: напольные, настольные, настенные, наручные, башенные, солнечные, песочные.
Воспитатель: Как люди узнавали время, когда не было часов?
Дети: По солнцу, крику петуха, по цветам.
Воспитатель: Кто чинит часы?
Дети: Часовщик.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами познакомились с историей возникновения часов. И я советуют беречь время, не тратить его зря.
Список литературы:
Т. И. Рихтерман “Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста”. М.;”Просвещение” 1982 год.
Т. И. Гризик познаю мир. Москва, Просвещение 2004.
Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».
Цели:1. Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2. Учить детей различать данные ...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...
Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»
Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...
Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"
Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...
Конспект НОД По образовательной области «Познавательное развитие», с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в средней группе Математическая игра – путешествие «Морская экспеди
Математическая игра – путешествие «Морская экспедиция «Поможем морским обитателям»» Данный материал позволит в увлектельной игровой форме выполнить следующие...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...
Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» с интеграцией образовательных областей «Физическое развитие» для детей 6-7 лет группы в подготовительной к школе группе тема: «В поисках Дерева Доброты"
Открытое занятие.Цель: систематизировать и закрепить знания пройденного материала у детей подготовительной к школе группы....