Подготовительная к школе группа.Труд в природе.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Огурцова Елена Владимировна

В подготовительной к школе группе продолжается работа по уточнению знаний детей о представителях растительного и животного мира, об особенностях внешнего вида и повадках животных, способах размножения растений, о сезонных изменениях в жизнедеятельности животных и растений; прививается доброжелательное и ответственное отношение к окружающему. Ведется работа по осмыслению законов природы, влияющих как на жизнь самой природы, так и на жизнь человека. Продолжается формирование умения выращивать комнатные растения, овощные и цветочные культуры, самостоятельно планировать работу в уголке природы; работа по развитию познавательного интереса к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Труд в природе

В подготовительной к школе группе продолжается работа по уточнению знаний детей о представителях растительного и животного мира, об особенностях внешнего вида и повадках животных, способах размножения растений, о сезонных изменениях в жизнедеятельности животных и растений; прививается доброжелательное и ответственное отношение к окружающему. Ведется работа по осмыслению законов природы, влияющих как на жизнь самой природы, так и на жизнь человека. Продолжается формирование умения выращивать комнатные растения, овощные и цветочные культуры, самостоятельно планировать работу в уголке природы; работа по развитию познавательного интереса к природе.

Дети седьмого года жизни пытаются довольно успешно классифицировать объекты растительного и животного мира по существенным признакам, с интересом ищут и находят причину тех или иных явлений, пытаются понять последствия своих поступков.

На занятиях педагог продолжает обращать внимание детей на способы приспособления животных и растений к среде обитания. Предлагает вниманию дошкольников различные проблемные и опытнические ситуации. В процессе их разрешения дети учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, опираясь на свои знания о взаимозависимостях в природе.

Детей седьмого года жизни привлекают к следующим видам деятельности:

- уходу за объектами природы в уголке природы и на территории детского сада;

- участию в творческой и опытнической работе в процессе труда в природе.

В осенний период дети наблюдают, как взрослые сажают молодые деревья на территории детского сада. В ходе беседы педагог закрепляет знания детей о строении, способах пересадки растений. Дети собирают урожай овощей, участвуют в перекапывании огорода. Педагог интересуется, что дети хотят посадить на следующий год. Можно посеять под зиму семена овощных культур (морковь, свекла), а также зелени (укроп, петрушка и т. д.). После посева на грядках устанавливаются таблички, на которых изображены растения. Дети участвуют в сборе осенних листьев и отправлении их на компост (в компост можно добавить измельченную дернину).

Педагог совместно с детьми рассаживает разросшиеся многолетники по клумбам и рабаткам. Рассказывает, что за весну и лето растения разрослись, им стало тесно, они забирают друг у друга питательные вещества. Воспитатель показывает, как нужно аккуратно выкопать многолетники, разъединить разросшиеся семейства (ирисы, лилейники и т.д.), посадить их на свободные места на клумбах. Он не только показывает, как правильно выполнить то или иное действие, но и привлекает детей к осмыслению операций с помощью вопросов: «Как вы думаете, как лучше сделать? А как сделать правильнее?» и т. д.

После сбора семян однолетних культур дети помогают убирать растения с клумб и рабаток. Педагог показывает, как нужно обрезать многолетние растения, как укрывать более нежные растения и теплолюбивые деревья (их обертывают рогожей или закрывают валежником), чтобы они не замерзли за зиму. Под зиму можно посадить семена двулетников (анютины глазки, рудбекию и др.), новые многолетники.

При перекапывании грядок, равнении рабаток, клумб желательно запастись землей и песком для работы зимой и ранней весной в уголке природы (для пересадки растений и выращивания рассады и зеленого корма для птиц, для опытной работы по выявлению свойств и качеств объектов неживой природы и т.д.).

В зимний период проводится работа по подкормке птиц. В конце осени и в начале зимы дети принимают участие в сбивании снега с ветвей кустарников, особенно после сильного снегопада. Можно познакомить дошкольников со сказкой, в которой описываются свойства снега («Мороз Иванович»), на прогулке раскопать снег и показать, что под ним спит зеленая трава. В зимний период очистка участка от снега становится обязанностью детей. Ее лучше выполнять по подгруппам: сегодня работает одна группа, завтра другая.

Весной дети подготовительных групп наблюдают за пробуждением природы, за трудом взрослых (обрезкой сухих ветвей деревьев и кустарников, за покраской известью стволов деревьев). В этот период желательно сводить детей на экскурсию в оранжерею, парники. Следует обратить их внимание на планировку теплиц, на подготовленную к посевам землю, ровные грядки, на которых уже зазеленели всходы, познакомить с трудом работающих здесь людей.

Весной проводится работа и во фруктовом саду Дети привлекаются к рыхлению земли вокруг фруктовых деревьев и плодово-ягодных кустарников. Педагог объяснят, что не следует засыпать землей стволы деревьев или кустарники.

В начале апреля во время прогулок на огород педагог обсуждает с детьми, где что лучше посадить, как разбить грядки. Дети решают, на какие грядки будут сажать семена, а на какие — рассаду (овощные культуры, требующие много времени на созревание, высевают на прежнюю грядку не раньше, чем через три года). Важно, чтобы дети осознавали важность принятых ими решений. Дошкольники принимают участие в создании грядок, их выравнивании, добавлении компоста. В конце мая — начале июня на грядки высеивают семена огурцов, кабачков, патиссонов, тыквы и др. Можно посадить семена «растений- забав» — арбуза, дыни (в средней полосе России они не вырастут: им не хватит тепла). Затем высаживают рассаду овощных культур, предварительно показав детям, каким образом это следует делать. Лучше, чтобы эту работу дети выполняли по очереди: двое сажают, остальные наблюдают и т. д. Наиболее хрупкие растения сажает педагог, например, рассаду помидоров. Он же подвязывает растения. Дети наблюдают за появлением первого цветка, первого плода.

Педагог знакомит детей с хорошими и плохими соседями, которые могут оказаться на грядке. Он объясняет, что урожайность зависит от совместимости некоторых овощных культур: растения, занимающие много места, можно совмещать с более компактными растениями. Небольшие быстро созревающие овощи (салат, редис) можно подсевать в междурядья основной культуры, пока она не достигла полного роста. Воспитатель рассказывает, что томаты хорошо растут рядом с петрушкой, огурцы с укропом, баклажаны с фасолью, свекла с капустой, салатом, редисом и редькой, свекла с луком и т.д.[1]

Дети участвуют в планировании цветников. Они разбивают их по ярусам (высокие растения сажают дальше, низкорослые ближе), цветовой гамме, совместимости цветочных культур.

Педагог учит детей наблюдательности. Он предлагает им внимательно рассматривать растения, отмечать изменения, произошедшие с ними: появление цветов, плодов. Можно предложить детям зарисовать понравившиеся растения, а затем провести выставку рисунков. Можно завести фотоальбом и помещать в него фотографии детей во время работы на огороде и в цветнике.

Работа в уголке природы

В подготовительной к школе группе в уголке природы появляются новые растения (циперус, камнеломка, аспидистра, кактусы), рыбы (гуппи, меченосцы, пецилии и т.д.).

Дети дежурят теперь по 2-3 дня подряд. Дежурные также занимаются выращиванием зеленого лука и зеленого корма (овес, пшеница) для птиц. Они определяют, когда что надо посадить, чтобы у птиц всегда был корм. Весной, летом и осенью дежурные собирают листья одуванчиков для сухопутных черепах, птиц, живущих в уголке природы. Педагог проводит работу по формированию у детей умения распределять между собой трудовые функции.

Дети продолжают учиться правильно определять состояние комнатных растений, обеспечивать их необходимыми условиями для жизни, содержать в чистоте; осваивают трудовые операции по рыхлению, опрыскиванию цветов.

В феврале проводится знакомство с луковичными растениями, которые могут выращивать сами дети. Продолжается работа по ознакомлению дошкольников с различными способами размножения растений (усами, листовыми пластинками, черенками, корневищем и т.д.).

Закрепляются знания детей о разнообразии мира растений. Педагог в беседах с дошкольниками выясняет, как распознать, какие растения влаголюбивы, а какие засухоустойчивы. Дети уже имеют первичные представления о родине этих растений и вполне могут постичь простейшие логические связи между средой их обитания на родине и приспособлением к новой среде. Педагог напоминает, как важно учитывать эти сведения при уходе за комнатными растениями. В первое время лучше скомпоновать растения по климатическим зонам, что поможет детям, с одной стороны, хорошо запомнить их внешний вид, а с другой — научиться правильно поливать их.

Дети, руководствуясь своими знаниями об условиях, необходимых для нормального роста и развития растений, пытаются каждое из них поставить на солнечное окно. Педагог должен объяснить им, что не всем растениям нужен яркий солнечный свет. Это зависит от родины их происхождения и от того, где росло растение: внизу, под деревьями (как папоротники), или на деревьях (как лианы — филодендрон, сингониум, сциндаптус). Воспитатель проводит серию бесед на эту тему и вместе с детьми уточняет, где какое растение должно находиться.

В январе начинается работа по подготовке и выгонке овощной и цветочной рассады. Работа по выращиванию рассады перцев начинается с середины января, томатов — с начала февраля. Однолетние цветочные культуры, такие как астры, бархатцы, лучше выращивать рассадой (с февраля по апрель).

Дети знакомятся с наиболее эффективными способами работы с овощными культурами. Можно провести следующий эксперимент: одни семена сразу посеять в ящик, а другие прорастить и посадить, когда вырастут корни, а затем понаблюдать, где быстрее появятся всходы. (Такую же работу можно провести на огороде: часть овощных культур посадить семенами, а часть рассадой.) Желательно работать с разными сортами семян одной овощной культуры (например, перец сладкий и горький, желтый и красный). Дети увидят, что из примерно одинаковых семян вырастают разные овощи (перцы разные и по цвету, и по форме). Во время выращивания рассады для огорода и цветника дошкольники знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода.

Часть овощных культур (1-2 растения) можно оставить в уголке природы для того, чтобы дети могли наблюдать за изменениями в их развитии, а также для того, чтобы познакомить дошкольников с искусственным опылением.

Педагог вводит понятие «цикл жизни» растения (от проращивания семени до появления новых семян); объясняет, что такое «пересадка со стулом». Ее делают тогда, когда растение нужно переместить в больший горшок. При такой пересадке, когда растение пересаживается вместе с земляным комом, практически невозможно повредить корневую систему. Это очень важно для жизнедеятельности растения. Дети вспоминают, как они в старшей группе готовили растение к пересадке. Педагог показывает, как извлечь растение из горшка; обращает внимание на тесно переплетенные корни. Он объясняет, что теперь корни почувствуют свободу, простор нового «домика», будут хорошо расти и «кормить» свое растение. («По стеблю пойдут вода и питательные вещества, необходимые для роста. Растение станет больше и красивее. Своим внешним видом оно скажет нам „спасибо'1. А мы ему ответим: „Пожалуйста!"».)

      Важно вести альбом природы, куда дети зарисовывают особенные дни в жизни растений и животных: появление бутонов, цветов, плодов, всходов рассады; птенцов у птиц и т. д.

В этой возрастной группе педагог старается вести работу так, чтобы дети получили максимум самостоятельности как в принятии решений, так и в выполнении трудовых действий на благо природы. Педагог оценивает деятельность детей словесно или почетными знаками (солнышко, звездочка) на графике дежурств. Он пытается вызвать у детей радость не только за свои достижения, но и за достижения товарища; старается развить у них умение контролировать свои действия, добросовестно относиться к выполняемым трудовым операциям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе "мы-друзья природы" ( Путешествие по Красной книге)

данный вид  деятельности помогает систематизировать и расширить знания детей о редких животных родного края .развивает диалогическую речь в системе ребёнок-ребёнок, развивает , укрепляет детский ...

Занятие по развитию речи для старшей группы "Труд людей в природе. Сельскохозяйственные профессии"

Занятие по развитию речи для старшей логопедической группы, проводится при изучении аналогичной лексической темы, апрель 4 неделя....

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Труд людей в природе"

Цель деятельности педагога:  закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб, тракторист, комбайнер) и технике, расширять ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «Так устроена природа: нет без пчёл в природе мёда!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка №123 - «Планета детства»  Конспект непрерывной образовательной деятельности в под...

Картотека по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группах "Труд в уголке природы"

Картотека по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группах  "Труд в уголке природы"...

Беседа в подготовительной к школе группе: «Труд пожарных».

Беседа в подготовительной к школе группе: «Труд пожарных».        ...

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Труд в жизни ребенка»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда &nd...