Конспект занятия «Насекомые»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель занятия:-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-продолжать учить отгадывать загадки.
-способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
-активизировать и расширять словарный запас;
-развивать связную речь.
-прививать бережное отношение ко всему живому.
Ход занятия
На доске картинки с изображениями насекомых
Воспитатель - Ребята, внимательно посмотрите на доску Что вы там видите? Как вы думаете , о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?(о пчеле ,кузнечике, божьей коровке, мухе, бабочке , стрекозе, комаре)
Воспитатель – Правильно, ребята. А как их можно назвать одним словом? (насекомые)
Воспитатель - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?
(дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)
Воспитатель - Верно, и когда же появляются насекомые?
(дети - Весной)
Воспитатель - Почему весной?
(ответы детей Солнце начинает греть ,появляются растения, появляются насекомые )
Воспитатель - Молодцы! Все правильно рассказали . Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.
Шум леса, пение птиц, стрекот кузнечиков.
Воспитатель - Открывайте глаза. Ребята как вы думаете, куда мы с вами попали, послушайте, как поют птицы это вам что- то напоминает?
Дети-В лес, наступает весна.
Воспитатель: Расскажите, а как вы догадались о ее приходе? По каким признакам?
Дети- Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетают птицы.
Воспитатель: А раз вернулись птицы, значит, кого мы можем увидеть?
(дети - Насекомых)
Воспитатель - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть весной. Хотите узнать, что это за насекомые?
(дети - Хотим)
Воспитатель - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.
Одевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко,
Это …
(дети - Божья коровка)
Воспитатель - Какая она?
(дети - Красная, желтая. В горошек, яркая)
Воспитатель - Значит и мы и птицы могут ее заметить на зеленом листе. Как же она защищается от врагов? Выделяет желтую жидкость, Эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?
(дети - Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)
Воспитатель - Божья коровка - это полезное насекомое или нет?
(дети - Полезное)
Воспитатель: Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель - Отгадайте следующую загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(дети - Бабочка)
Воспитатель - Чем питается бабочка?
(дети - Соком растений, нектаром)
Воспитатель – Бабочка пьет нектар длинным носиком , который называется хоботок. Можно ли ловить бабочек? Почему?
(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)
Воспитатель - Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней случится?
(дети - Погибнет)
Воспитатель - Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?
(дети - Пользу, опыляют растения)
Воспитатель - Следующее насекомое.
Он работник настоящий,
Очень - очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(дети - Муравьи)
Воспитатель - Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего строят?
Дети-Муравейник .Строят из веточек, листиков, соломинок, травинок.
Воспитатель:Правильно.В самом начале весны муравейник похож на большую кучу, ссора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут, погреются на солнышке. Пройдет несколько дней, и муравьи примутся за работу. Питаются муравьи сухими насекомыми (гусеница, стрекоза, жуки, тля). Когда им угрожает опасность, они выпрыскивают едкую муравьиную кислоту
Воспитатель - Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом. Есть строители, что они делают?
(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)
Воспитатель - Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?
(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)
Воспитатель - Муравьи полезные или вредные насекомые?
(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)
Воспитатель - Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Их называют санитарами леса.
Воспитатель - Эта загадка про кого?
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(дети - Кузнечик)
Воспитатель - Кузнечика мы заметим в траве? Почему?
(дети - В траве его не видно, он зеленый, под цвет травы)
Воспитатель - А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?
(дети - Мы услышим, как он поет)
Воспитатель - Верно, он трет одно крылышко о другое и получается такая песня кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а стрекочет. Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими насекомыми.
Воспитатель - Каких полезных насекомых еще знаем?
(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)
Воспитатель - Назовите вредных насекомых?
(дети - Муха, комар )
Воспитатель - Верно, мухи и комары переносят грязь .Теперь мы с вами поиграем и узнаем кто из вас самый внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.
Игра «Кого не стало»
( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха, бабочка. Дети рассматривают, называют, запоминают. По команде воспитателя отворачиваются. Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не стало).
Воспитатель - Замечательно, теперь пора возвращаться домой. Закроем глаза и медленно покружимся.
Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка, кого мы там видели?
(дети - Насекомых)
Воспитатель - Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?
(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)
Воспитатель - Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?
(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)
Воспитатель - Молодцы! Все верно рассказали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология"....
Конспект занятия "Насекомые весной"
Конспект занятия во 2-й младшей группе "Насекомые весной"....
Конспект занятия "Насекомые".
конспект насекомые....
Конспект занятия "Насекомые"
конспект НОД по ознакомлению с окружающим...
Конспект занятия "Насекомые"
Конспект занятия с детьми старшей группы...
Конспект занятия "Насекомые"
Конспект занятия "Насекомые"...
Конспект занятия «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»
Задачи: Систематизировать знания детей о многообразии насекомых. Формировать умение составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего вида (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы, местам...